Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

После пробуждения часто происходит потеря ориентации

nabel аватар


«Медовый месяц» пробуждения может длиться день или год, но рано или поздно человек начинает осматриваться и осознавать, что все несколько изменилось.

То, что раньше служило ему ориентирами в жизни, перестало существовать. Убеждения, за которые он держался и использовал для самоопределения, оказались пустыми и несостоятельными. Большинство эгоистических мотиваций исчезло. И для ума все это может быть очень дезориентирующим. Только теперь человек начинает осознавать, что практически все его прежние мотивации в жизни были эгоцентричными.

Я говорю это не в негативном смысле. Я просто имею в виду, что движущая сила, которая управляет нами в жизни до тех пор, пока мы находимся в состоянии сна, эгоцентрична. Все наши мотивации определяются тем, «чего я хочу» и «чего не хочу». Мы постоянно задаем себе вопросы: «Чего я могу достичь? Кто меня будет любить? Сколько радости я испытаю? Сколько счастья получу? Сколько страданий я смогу избежать? Смогу ли я получить подходящую работу? Смогу ли найти подходящего возлюбленного? Достигну ли я просветления?» Все это эгоцентричные мотивации в том смысле, что энергия исходит из эгоистического состояния сознания.

И опять же, я не говорю, что это плохо или неправильно, просто таково положение вещей. В состоянии сна мы все видим разделенным, мы считаем себя отдельным существом, отдельным человеком. И этот отдельный человек постоянно чего-то ищет — любви, одобрения, успеха, денег и даже просветления. Но после пробуждения вся эта структура разделения начинает рушиться.

Человек по-прежнему остается — он не исчезает бесследно, как облако дыма. Остается даже наша личность. У Иисуса была определенная личность, у Будды была своя личность. У любого человека, который ходит по земле, есть личность. Даже у новорожденных младенцев есть личность. В этом и заключается вся красота существования — у каждого существа есть своя определенная личность. У собак и кошек, у птиц и даже у деревьев есть своя личность.

Различие состоит в том, что после того, как мы заглянули за вуаль разделения, мы перестаем отождествляться со своей личностью. Даже если наше прозрение было очень глубоким, и произошла значительная трансформация, основная структура личности остается. Но все, что питало и поддерживало нашу личность, все ее прежние ориентиры, принципы и эгоцентричные побуждения, все это исчезает или начинает постепенно исчезать.

Что касается меня, я пережил свой первый проблеск пробуждения в возрасте двадцати пяти лет. Это было не окончательное пробуждение, оно носило временный характер. И все же какой-то след во мне остался. Где-то внутри себя я всегда знал, что все едино, что я вечен и не сотворен — я никогда не рождался и никогда не умру. Я понял, что моя природа, мое подлинное существо не ограничено личностью и телом, в которых я, казалось бы, заключен.

Тот мир, который я знал, и мое «Я», которым я себя считал, в значительной мере разрушились. Было довольно необычно жить без всех тех мотиваций, которые раньше определяли мою жизнь. Какие-то эгоистичные мотивации и доля эгоистичной энергии во мне еще оставались. Но все же на уровне эго и на уровне основной энергии, исходящей из эго, произошло существенное растворение. Я ходил и постоянно спрашивал себя: «Почему я должен делать это? Почему я должен делать то? Я больше не чувствую побуждения делать это или то». Все, чем я раньше любил заниматься, больше не вызывало у меня интереса. Не то чтобы я отказывался это делать, или это вызывало у меня отвращение — нет, просто больше не было той эгоцентричной энергии, которая раньше питала мой интерес к этим вещам.

И такое случается со многими. Ученики часто говорят мне: «Джи, раньше я любил заниматься многими вещами — у меня было хобби, я любил ходить на вечеринки, любил запускать воздушного змея», — или бегать или делать что- то еще, что доставляло им удовольствие. Я говорю им, что это обычное явление, когда подобные интересы начинают ослабевать — особенно, если они питались энергией разделения. В отношении таких интересов, которые являются прямым выражением разделяющей энергии эго, у вас вдруг возникает вопрос: «К чему все это?»
Одна из наших задач на пути духовного развития — растворение эго. Мы осознаем, какие страдания сопряжены с пребыванием в эгоистическом состоянии, надеемся когда-нибудь из него выйти. Но растворение эго и пробуждение — это не одно и то же. Человек может пробудиться независимо от того, растворилось его эго или нет. Пробудиться может даже очень сильное и разрушительное эго. Пробуждение становится началом процесса. Результатом пробуждения — его неизбежным следствием — является значительное растворение эго.

Но это не значит, что эго будет с вами заодно. Эго может сопротивляться всеми своими силами. Оно может выставить весь свой арсенал. Но процесс уже начался. И если однажды вы увидели проблеск реальности, рано или поздно эго неизбежно растворится — ничто не сможет этому помешать.

Однако пока происходит это растворение, возможна потеря ориентации. Само пробуждение сопряжено со значительной потерей ориентации. Все, что вы считали истинным, оказалось ложным. Человека, которым вы себя считали раньше, больше нет. Само по себе это переживание может быть очень приятным, оно может принести вам огромное облегчение, но в то же время вы можете потерять все ориентиры. «Кто я теперь? Что мне теперь делать? К чему стремиться?»

Конечно, в случае полного пробуждения таких вопросов не возникает. Но полное пробуждение очень редко случается сразу. Поэтому для многих эти вопросы оказываются актуальными.

Духовный учитель не может дать на них никаких ответов, потому что любой ответ эго обратит в очередную цель. Нужно просто понять, что потеря ориентации является частью процесса пробуждения — это естественное явление, поскольку все для вас теперь стало новым. Вы стали новым, ваше восприятие стало новым — все ваше восприятие окружающего мира изменилось.

Эта растерянность связана с тем, что ум пытается ориентироваться в новом для него контексте. Это подобно тому, как если бы вы выпрыгнули из самолета: если вы будете просто спокойно падать, никаких проблем не возникнет, но если вы начнете хвататься за воздух, пытаясь найти опору, вы потеряете всякую ориентацию — вы не сможете понять, где верх, а где низ.

Так что потеря ориентации происходит не из-за самого пробуждения, а из-за того, что ум пытается сориентироваться. В действительности, пробужденному сознанию не нужно ориентироваться. Реальность не нуждается в ориентирах. Если и есть какой-то ориентир, то это глубокое чувство расслабления, полное принятие всего, что есть. По существу, вы обретаете ориентацию, когда не пытаетесь ни на что ориентироваться. Вы обретаете ориентацию, просто полностью расслабляясь.

На определенной стадии мы расслабляемся, но в нашем сознании пока еще нет новой энергии, которая направляла бы нашу жизнь. Конечно, эта энергия существует и все время циркулирует в нас — это энергия единства. Она приходит непосредственно из источника, без искажений. Но часто проходит некоторое время, пока не растворятся наши эгоистические мотивации и эта энергия не проявится в нашем сознании. Поэтому какой-то период после пробуждения мы можем быть озадачены, не зная, какая новая энергия будет нас направлять.

И опять же, важно просто подождать, пока пройдет процесс растворения эго. Для большинства людей этот процесс растворения может продолжаться несколько лет. В моем случае прошло шесть лет, прежде чем произошла более глубокая реализация, пробуждение. По своей сути этот опыт не отличался от первого, но он был более ясным, более глубоким и более полным. Для того чтобы растворилось мое эго и произошла более глубокая реализация, потребовалось шесть лет. Сейчас, огладываясь назад, я понимаю это. Так что я ничем не отличаюсь от большинства людей. После первого проблеска пробуждения мы проходим через процесс, который может привести к более ясному и гораздо более глубокому постижению реальности.

Глава 3

«Обрести и потерять»

Описывая путь от временного пробуждения к окончательному, в качестве метафорического образа я часто использую космический корабль. Для того чтобы космический корабль оторвался от поверхности Земли, прошел через все слои атмосферы, преодолевая силу гравитации, и, в конце концов, вышел в открытый космос, требуется огромное количество энергии, огромные затраты сил.

Если в космическом корабле достаточно топлива и ему удается достаточно отдалиться от Земли, он может, в конце концов, выйти за пределы гравитационного поля планеты. А как только он оказывается за пределами гравитационного поля Земли, Земля больше уже не способна притянуть его обратно.

Всю нашу эгоистическую структуру, то, что я называю состоянием сна, можно сравнить с Землей. Состояние сна обладает гравитационной силой, оно способно затягивать в себя сознание. Именно с этой гравитационной силой нам приходится иметь дело на протяжении всего духовного пути. Пробуждение — это освобождение от этой гравитационной силы. Сначала может произойти просто выход из состояния сна, пробуждение от иллюзорного восприятия разделения, от ощущения «Я». Но если мы пробудились, это еще не означает, что сознание преодолело гравитационное притяжение состояния сна. До тех пор, пока мы полностью не выйдем за пределы этого гравитационного поля, нас будет затягивать обратно, мы будем возвращаться к ощущению «Я» и восприятию разделения.

Я называю это явление «обрести и потерять». Иногда люди рассказывают об удивительных прозрениях истины, но уже на следующий день, через неделю, через месяц, через год, чувствуют, что утратили это переживание. Это подобно тому, как если бы космический корабль оторвался от земли, поднялся на несколько миль в атмосферу, а потом у него вдруг кончилось топливо — и вот его опять притягивает к Земле.

Метафора космического корабля очень хорошо описывает процесс пробуждения. Сам момент пробуждения — выход из состояния сна и осознание реальности — это не процесс. Он всегда случается спонтанно. Однако, как я уже говорил, растворение эго требует времени. Само пробуждение происходит мгновенно, но затем следует определенный процесс — процесс выхода за пределы гравитационного поля состояния сна.

«Я пробужден, но...»

Многие приходят ко мне и говорят: «Адья, я пробужден, но...» Как только я слышу это «но», как учитель я знаю, что в данный момент человек не пробужден. Возможно, в какой-то момент ему удалось выйти за рамки двойственности и постичь истину, но это еще не было окончательным пробуждением — в данный момент человек не пробужден.

Что касается пробуждения, значение имеет только здесь и сейчас. То, что произошло вчера, на самом деле, имеет мало отношения к тому, что происходит сейчас. Вопрос стоит не так: «Пережил ли я пробуждение?» Вопрос следует ставить так: «Продолжается ли пробуждение сейчас?»

Когда кто-то приходит ко мне и говорит: «Адья, я пережил пробуждение», — первым делом я пытаюсь выяснить, в каком состоянии находится ум этого человека — в пробужденном или нет. Если человек говорит о «своем» пробуждении с позиции эго, «Я», то это лишь очередное заблуждение. Когда происходит подлинное пробуждение, человек знает, что пробудился не «он», не его «Я» — это пробужденность пробудилась от «Я», Дух пробудился от отождествления с эго.

Пробуждается не эго, пробуждается не «Я». Мы не эго, мы не «Я». Мы — это то, что видит эго и видит «Я». Мы — это то, что видит мир. И в то же время мы — весь этот мир, если смотреть с точки зрения истины.

Поэтому как учителя меня в первую очередь интересует, не говорит ли человек о пробуждении с точки зрения эго. Не думает ли он, что пробудилось его «Я»? В обычной речи мы всегда употребляем слово «Я», поэтому вполне нормально его использовать. Тем не менее, как учитель я первым делом стараюсь прояснить — и каждый должен это первым делом для себя прояснить — что пробуждается не «Я». Пробуждается пробужденность — от «Я».

Или, как я еще люблю говорить: просветление становится просветленным. Просветленным становится не «Я». Просветленным становится не человек, не личность. Просветленным становится просветление. Это трудно понять, пока не испытаешь на собственном опыте, но так со всей духовностью. Во всем необходимо удостовериться самому.

Явление «обрести и потерять» объясняется тем, что происходит борьба между нашей подлинной природой и воображаемым «Я». Это значит, что наше сознание еще не вышло за пределы гравитационного поля состояния сна, эго, и поэтому мы колеблемся между своей подлинной природой и ложным образом «Я» — туда и обратно, туда и обратно.

Это выводит человека из равновесия, он чувствует своего рода раздвоение. Он заглянул в самую глубину природы вещей, увидел реальность, а потом опять оказался в состоянии сна. Какая-то его часть знает истину, знает, что структура эго не имеет реального существования. Какая-то его часть знает, что все, во что верит его ум, все построения ума — это сон ума и тела. Но влияние гравитационного поля состояния сна все еще сильно. Хотя он знает истину о своем существе, он все еще верит в эго. Хотя он знает, что мышление недостоверно и не несет никакой истины, он может продолжать ему верить.

До пробуждения мы либо верим в какую-то мысль, либо не верим — одно из двух. Но после проблеска пробуждения все меняется. Мы можем верить в какую-то мысль, и в то же время в нее не верить, или можем делать что- то такое, что не соответствует тому видению всеобщего единства, неразделенности, которое нам открылось — как будто какие-то непонятные внутренние силы заставляют нас поступать определенным образом, хотя мы знаем, что это неправильно.

Таких примеров можно привести множество. Если вам это знакомо, могу только сказать, что это явление очень распространенное. Конечно, оно вызывает замешательство — у вас возникает такое ощущение, что вы совершили огромный скачок назад, деградировали. Как можно верить и не верить в одну и ту же мысль одновременно? Как можно в разговоре с другим человеком высказывать такие вещи, которые исходят из эго, в то время как вы знаете, что они исходят из эго? Это может очень сильно огорчать и озадачивать.

На этом этапе многие люди начинают думать, что они совершили какую-то ошибку и что-то пошло не так. Однако никакой ошибки тут нет, все идет так, как должно идти, — это важно понимать. Просто это следующая стадия пробуждения — процесс продолжается. Как я уже говорил, редко случается, чтобы первый опыт пробуждения сразу приводил к окончательному пробуждению. Такое бывает, но далеко не так часто, как другой вид пробуждения, когда человек проходит через стадию сомнений и колебаний.

Некоторые учителя говорят, что если пробуждение неустойчиво, это не подлинное пробуждение. Я с ними не согласен по тем причинам, которые я уже объяснял. Если мы увидели истину, мы увидели истину. Увидели мы ее на две секунды или на две тысячи лет — истина одна и та же.

Из книги Адьяшанти "Исследование жизни после пробуждения"
https://megalektsii.ru/s10694t2.html