Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

nabel аватар


Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания изучает раздел философии, называемыйгносеологией (теорией познания).

Существуют две основные точки зрения на процесс познания:

    гностицизм;
    агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

Познание как вид деятельности

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности - трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности:

    потребность,
    мотив,
    цель,
    средства,
    результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное - необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Средствами (методами) познания можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.

Действия в процессе познания также многообразны. Например, внаучном познаниипринята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания - это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Если рассматривать процесс познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в познании часто выделяют предмет - часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии - на его происхождение,культурологии- на культуру, этнографии - на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Уровни познания

Чувственное и рациональное - два уровня познания, выделяемые в философии.

Чувственное - это непосредственное познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.

Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Основными элементами (формами) чувственногопознания являются:

    ощущение - отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств;
    восприятие - непосредственное воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
    представление - чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.

На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют не только особенности органов чувств, но также индивидуальный и культурно-исторический опыт. Известно, сколь различно восприятие расстояния и пространства у детей и взрослых, у людей разных культур. Конечно, в своей обобщающей способности чувства всегда бывают ограничены, т.к. они - лишь начальная стадия обобщения. Чувственное знание не дает полного знания объекта, оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов. Результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.

Рациональное познание - познание посредством мышления, это наиболее высокий уровень познавательной деятельности, приносящий опосредованное знание.

Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами рационального познания являются:

    понятие - мысль, отражающая предметы и явления в их общих, существенных признаках;
    суждение - форма мысли, в которой через связь понятий что-либо утверждается или отрицается; (или это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе);
    умозаключение  - вывод, основанный на логической связи суждений.

Типы умозаключения:

    индуктивное (от частного к общему);
    дедуктивное (от общего к частному);
    по аналогии.

Рациональное познание обеспечивает глубокое проникновение в реальность, обнаружение существенных связей и отношений. В результате достигается более полное и правильное понимание того, что происходит вокруг, обнаруживается истина.

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Вопрос о том, какой из источников знаний - разум или чувства - является определяющим в познавательной деятельности человека, стал предметом острого спора среди философских направлений и школ.

Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Что такое знание?

Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

    знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
    знание как познавательно-значимая информация;
    знание как отношение человека к действительности.

Виды знаний:

    Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию).
    Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира.
    Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии).
    Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы).
    Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
    Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
    Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Типология вненаучного знания

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

    Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
    Донаучное - прототип, предпосылки научного знания.
    Паранаучное - несовместимое с имеющимся научным знанием.
    Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки.
    Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. 7
    Псевдонаучное знание - интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий. Для него характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, умелая обработка фактов.
    Квазинаучное знание ищет себе приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим.

https://oege.nnewer.ru/ege/chelovek_i_obshhestvo/13_vidy_znaniy.html