Когда сигнал от души
Очень важно помочь маленькому человеку найти свой путь в жизни
Все родители хотят, чтобы их дети стали счастливыми и успешными. Но многие забывают, что обнаружить и развить талант можно только принимая и уважая индивидуальность.
Взращивайте творческое начало!
Далеко не все родители, видящие в своих детях творческие задатки, обращают на это должное внимание. Дескать, ребенок должен быть накормлен и одет, остальное – непозволительная роскошь. В итоге многие дети растут как сорняки, что особенно губительно сказывается на эмоциональном плане, который как раз и важен для развития творческих способностей. Из таких детишек вырастают люди, которые в 40 лет обнаруживают, что не знают, в чем их призвание в жизни. А ведь вполне возможно, что в детстве у такого «нераскрывшегося» художника, врача, педагога или бизнесмена было страстное желание заниматься чем-то по настоящему своим. Вот только родители не смогли по материальным соображениям купить пианино, посмеялись над стихотворением, не поддержали интерес к точным наукам. Или просто не обращали внимания на порывы малыша.
Сегодня многие психологи не устают повторять, что желание заниматься творчеством – одна из основных человеческих потребностей. И лучше бы родителям как можно внимательней отнестись к задаткам ребенка с самого раннего детства.
Идеальное время
Вся жизнь человека это искания возможностей и способов проявить свою личность. Время наиболее интенсивных поисков – детство и юность.
Ребенок, изучая окружающий мир, ждет сигнала от своей души. Если то, что он видит, ощущает и делает, входит в резонанс с его внутренней сущностью – он понимает: это мне нравится, я хочу, чтобы это было в моей жизни. Поэтому взрослые просто обязаны дать детям возможность осознать и найти себя именно в том возрасте, когда они ищут свое место в жизни. И предоставить им свободу выбора.
Желательно, чтобы поиск профессии начинался не позднее подросткового возраста. Иначе человек рискует застрять в нем на долгие годы, и даже никогда не найти то, что его радовало бы и было бы стимулом к труду и счастливому образу жизни. Всему свое время. Потерять нужное время – значит потерять наилучшие возможности.
Обретение призвания
Есть дети, в которых росток настоящего призвания только и ждет, чтобы обнаружить себя. Они словно запрограммированы совершить нечто выдающееся, сотворить из своей жизни законченное произведение. Говоря о желании стать кем-то, чаще всего мы вспоминаем детей-музыкантов, вундеркиндов, которые, подобно Моцарту, с 5 лет начинают выступать на сцене. Но ранний интерес может проявиться не только к искусству. Предметом подлинной страсти может оказаться что угодно – науки, спорт и даже бизнес. Как возникает этот загадочный зов? Нет в жизни таких сфер, где не может проявиться человеческий талант и яркая индивидуальность.
Порой дети в музыкальных, актерских и учительских династиях с рождения знают, кем станут. Кажется, что их выбор предопределен семьей, в которой они родились. Ребенок действительно может унаследовать некоторые способности, такие, например, как абсолютный слух. Но гена архитектора, актера или кинорежиссера всё-таки не существует. Желание стать ими у детей возникает благодаря атмосфере в семье – если ребенок видит, как сильно родители увлечены своей профессией, у него автоматически возникает желание им подражать. Маленький человек как бы «примеривает» на себя специальность мамы или папы. Если такой «костюм» ему понравится, то он вполне может «надеть» его во взрослую жизнь.
Разум и интуиция едины
Если вы хотите поддержать в малыше творческое начало и помочь ему найти свое призвание, в первую очередь создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий. Находите слова поддержки для новых начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно и ненавязчиво одобряйте стремления ребенка, проявляйте сочувствие, если у него что-то не получается. Но ни в коем случае не высказывайтесь отрицательно о его творческих попытках! Не стоит повторять: «Хорошо, но могло быть лучше». Ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны. Подобные слова не собьют с пути только детей с невероятно упорным стремлением к цели, но таких – единицы.
Будьте терпимы к странным идеям ребенка: сначала разберитесь в причинах появления такой идеи, потом попытайтесь найти в ней рациональное зерно.
Оставляйте сына или дочь одних и позволяйте им самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека иногда способна заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение личностных границ.
Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, развиваются быстрее. Путь к открытию собственного призвания у них более короткий и менее тернистый. У многих талантливых и успешных людей были любящие родители.
Не бойтесь проявлять собственную индивидуальность, не заглушайте в себе творческие порывы. Будет ли это связано с сочинением стихов или приготовлением изысканных блюд – неважно. Важно, чтобы ваше творчество несло радость. Каждый одаренный и реализованный человек встретил хоть раз в своей жизни неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. У вас есть шанс стать такой личностью для своего ребенка.
Учите малыша полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросами: «Как ты считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?» – чаще задавайте вопрос: «Что ты чувствуешь?» Ведь большие открытия часто совершаются интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Создайте дома особую, необходимую для творчества атмосферу. Она поможет маленькому творцу избежать возможного общественного непонимания и неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено. Иначе энергия, отпущенная на самореализацию, направиться в нежелательное русло.
И конечно, учите чадо справляться с негативными эмоциями и видеть в жизни красоту.
Ключ к пониманию способностей
Вот что говорит по этому поводу Томас Хоэр, доктор философии, успешно применяющей теорию множественности интеллекта с 1988 года:
«Чтобы понять стиль обучения своего ребенка, наблюдайте за его играми. Какие игрушки он предпочитает? Вы, скорее всего, заметите, что они все имеют нечто общее. Возможно, его привлекает яркость их красок и неповторимость формы и текстуры, или производимые игрушками звуки.
Затем понаблюдайте, как он играет. Больше любит рассматривать игрушки или ему нужно трогать и держать их в руках? Может, ему не столько важны игрушки, сколько возможность двигаться, крутиться, кувыркаться?
Наблюдайте за своим ребенком и тогда, когда вы читаете ему. Что ему более интересно – рассматривать иллюстрации или вслушиваться в музыку и ритм слов? Может быть, трогать предметы, изображенные на картинках? А может этот непоседа просто соскакивает с ваших колен и начинает «проигрывать» все то, о чем вы ему читаете?»
Приняв индивидуальные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с миром, можно найти разные способы развития его способностей. Задействуйте его сильные стороны, и обучение чему-либо перестанет быть скучным занятием.
http://www.km.ru/stil/2013/02/07/deti/703474-v-poiskakh-prizvaniya-kak-ponyat-sposobnosti-rebenka
Катерина-балерина, танцуй свою сказку ВСЮ ЖИЗНЬ!
Почти рождественская история: добрые люди помогли талантливой
девчушке из бедной деревеньки добраться до Питера и выйти на
сцену легендарной Мариинки.
Когда Полина Васильевна Чурочкина умирала (сгорела от саркомы
как спичка), последними ее словами было:
- Скажите бабушке и дедушке моей ученицы Кати Иванниковой,
пусть они обязательно везут девочку в Ленинград, в Вагановское
училище - из нее должна получиться балерина.
Но хоть на Полину Васильевну, руководительницу балетного
кружка в местном ДК, куда бегала заниматься Катя, Иванниковы чуть
не молились, завет этот казался невыполнимым. Где тот Ленинград
со знаменитым Вагановским и где их родные Ливны Орловской области
с огородами-кормильцами! Да еще дед, Виктор Сергеевич, рассудил -
как припечатал: "Куда нам, деревенским!" Вдвоем с бабушкой они
поднимали Катю, были ей чуть не с пеленок вместо матери и отца -
у тех после развода такая жизнь завертелась, что дочкой родители
даже не интересовались.
Но от судьбы разве уйдешь? Через пару недель после похорон к
Иванниковым вдруг явился гонец: "Вот вам деньги на дорогу до
Питера". Прислал их муж покойной Полины Васильевны Владимир
Сергеевич.
Ножка взлетела, как тонкая стрелка Дорога бабушке с внучкой
выпала неблизкая. Сначала три часа до Орла на автобусе, дальше
почти сутки - поездом.
Дед отпускал путешественниц неохотно, считал затею баловством.
Но нашел для поездки оправдание: "Пусть хоть Ленинград посмотрят,
я там уже был однажды, а они - ни разу".
Сам остался в Ливнах - огород поливать. Первый тур в
Вагановском (сорок человек на место!) Катя прошла без сучка и
задоринки. Второй - тоже. Сам Игорь Бельский, легенда балета,
подошел к Кате - проверить растяжку. Осторожно так потянул
девчоночью ножку вверх, а ножка - оп! - и взлетела вмиг выше уха,
как стрелка в небо. "Ну и ну!" - изумился корифей. Откуда ему
было знать, что Катерина к своим девяти годам успела заработать
первый взрослый (!) разряд по художественной гимнастике?
После третьего тура бабушка Лидия Борисовна телефонировала в
Ливны: "Дед, мы поступили!" На том конце провода - тишина, а
потом хмурое: "Хватит, возвращайтесь домой. На какие шиши вы там
будете жить? И где?" Вопросы, конечно, резонные. В Питере у
Иванниковых - ни родни, ни знакомых. Спасибо землячке Наташе
Гранкиной: приискала гостьям угол на питерской окраине. К Наташе-
то и кинулась бабушка за советом, когда дед спросил, словно ушат
холодной воды на фантазерок вылил.
"Поезжайте-ка вы, Лидия Борисовна, в Ливны одна, - рассудила
Наташа, - забирайте из школы Катины документы и возвращайтесь. А
девочка пускай пока со мной останется".
В Петербург Лидия Борисовна вернулась в слезах. Дед даже не
пошел провожать ее до автобуса - так и остался дома один-
одинешенек.
Талант и труд все перетрут!
Но переживать, впрочем, бабушке было некогда. Утром Катю за
руку - и с тремя пересадками, на перекладных до Вагановского
училища. Внучка - к станку, а бабушка полы моет - спасибо, люди
добрые устроили уборщицей. За три месяца Лидия Борисовна
"схуднула" с 52-го размера до миниатюрного 46-го. Работала в трех
местах, а денег все равно катастрофически не хватало. Пуанты для
Кати - 200 рублей, черный купальник - 400. А на какие шиши
покупать фрукты и соки - балерину-то макаронами с картошкой
кормить не будешь?! А за жилье платить?
Дед же заладил свое: "Возвращайтесь, и весь сказ! Дома хоть с
голода не помрем!" Чтобы вернуть восвояси упрямиц, даже перестал
высылать в Питер супруге ее законную пенсию: оголодают, мол, и
вернутся как миленькие. Но бабушка тоже была не лыком шита,
перехитрила деда: "Хорошо, едем, только пришли денег на билеты".
Выслал. Бабушка с внучкой их проели-прожили. Наконец, дед не
выдержал и сам поехал в Питер - забирать любимых женщин. А
приехал, пришел в Вагановское, поглядел на счастливых внучку и
жену и... махнул рукой. Остался с ними в Петербурге.
Чужие помогали как родным Бог знает, кому помогает! Свалилось
на деда нежданно- негаданно счастье - работа в Питере. Да какая!
Получил место заместителя директора по хозяйственной части в
гимназии при Русском музее. А что: у мужика высшее
инженерно-строительное образование, в родных Ливнах и больницу
построил, и поликлинику, и спорткомплекс, и магазины! Да поди
разберись, Бог ли помог или мир по-прежнему не без добрых людей?
Вместе с местом получил Виктор Сергеевич и служебную жилплощадь -
комнату в двух шагах от Невского проспекта. И теперь Лидия
Борисовна, уложив мужа и внучку спать, молит у Бога здоровья -
для тех, без чьего участия они бы просто пропали.
...Мы сидим в уютной комнате за столом, уставленным домашними
вкусностями. Пока Лидия Борисовна меня угощает, Виктор Сергеевич
побежал в училище - у внучки закончились уроки.
Катерина-балерина только порог переступила - словно солнечный
зайчик по комнате запрыгал. И я не верю, глядя на нее, что все
приключившееся с Иванниковыми - просто цепь счастливых
случайностей. Наверняка выводил ее сам Боженька, дыша в затылок
этому лучистому ребенку.
- Да, я тоже иногда думаю, что кто-то наверху нам помогает, -
подхватывает Виктор Сергеевич. Через минуту дед с гордостью
демонстрирует мне дневник Кати: одни "пятерки", самые последние -
по географии и французскому.
Из всего класса только у Кати по хореографии высший балл, она
первая ученица. В почетной рамочке у девочки - пропуск в
Кремлевский Дворец, где Катя танцевала балет вместе со звездами -
Ульяной Лопаткиной и Дианой Вишневой. Но задаваться Катюше
некогда. Два-три раза в неделю после уроков едет в Мариинский
театр, танцует там в настоящих "взрослых" спектаклях. Получается,
работает девчонка с девяти утра до одиннадцати вечера. Иногда
возвращается домой за полночь, а ведь надо еще уроки сделать, и
не тяп-ляп, а как всегда - на "отлично".
- Катя, - спрашиваю, - вот ты уже танцуешь в прославленной
Мариинке - не робеешь?
- Сначала было страшно, а теперь привыкла.
Всего Катерина выходит на сцену в двенадцати спектаклях. В
"Служанке-госпоже" танцует Амурчика, в "Спящей красавице" -
вальс... Пока партии крошечные, кордебалетные, зато какие звезды
рядом - Лопаткина, Вишнева, Махалина! А к Рождеству Кате доверили
серьезную, почти "взрослую" партию - Маши в "Щелкунчике".
- Знаешь, Катя, сегодня видел, как на тебя берут билеты в
театр, - радуется, как мальчишка, ее строгий дед.
Вообще-то он ни одного спектакля с Катей не видел. Это его
принципиальная позиция: быть свидетелем только вершин, рекордов
внучки.
- Вот когда Лебедя будешь танцевать, тогда и приду! - не
сдается упрямец на уговоры внучки.
Не дело, конечно, загадывать на шесть лет вперед - а именно
столько Кате еще учиться в Вагановском, - но чем черт не шутит!
Все примы начинали когда-то с Амурчиков.
- Знаете, Лопаткина делает пять оборотов вокруг себя, а наша -
уже два с половиной, - гордо докладывает дед мне на прощание,
крепко прижимая к себе Катю. Вообще-то по большому секрету он мне
признался: решил поступиться принципами и уже сговорился с
бабушкой - пойти-таки в Мариинский театр поглядеть на внучку.
Случится это в Рождество, когда весь балетный мир - от Японии
до Америки - танцует "Щелкунчика". И в холодном Петербурге на
сцену вылетит девочка Катя, чтобы станцевать девочку Машу из
рождественской сказки. Дай-то ей Бог высокого полета!
http://coldtext.ru/118/136