Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение
Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов.
Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19-23).
А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения во оставление грехов. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2, 38).
«Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3, 19). «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17, 30-31).
Это «прощение» или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно — именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то Господь, даровав Своим ученикам власть отпускать грехи Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи — очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «на ком оставите, на том останутся», — следовательно, не простятся.
Как это понятно, как это логично, и как совершенно вразрез идет с этим ясным и определенным, чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви и безусловного всепрощения, слишком уж всеобъемлющаго — простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры, вплоть до активно-борющихся со святой Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!
Такие лже-проповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких позиций оченьлюбят злоупотреблять известным изречением Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7, 1) — особенно излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое искажение евангельского учения — подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.
Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что ведь Тот же Самый Господь Иисус Христос, сказавший: «не судите, да не судимы будете», тут же, непосредственно вслед за этим, учил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». (Мф. 7, 6)
Кто же это такие эти «псы» и эти «свинии»?
Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это — люди морально-падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ея, причинив им разные беды и даже смерть.
Не ясно ли из этого, что словами: «Не судите, да не судимы будете» Господь вовсе не воспрещает давать нравственную оценку людям — проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а как мы увидим далее, даже предписывает это делать.
Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф. 18,15).
Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матф. 18, 16).
Но и это еще не все. Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо «поведать» о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право «вязать и решить»: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 17).
Эти последние слова — самые страшные и совершенно-неприемлемые для извращенной мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов либерального модного нео-христианства, ибо они идут совсем вразрез с ихосновными установками.
Нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь: ведь это слова Самого Господа нашего Иисуса Христа. Как же можно с ними не считаться?
Но современные нео-христиане, в составе которых теперь числятся и ученые богословы, и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно фабрикуют себе свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал и их идейный предшественник мрачной памяти Лев Толстой.
Увы! Для многих современных, весьма нетвердых в истинно-христианской вере «христиан» это — большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути.
«Не судите, да не судимы будете!» Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании: «Я не буду мешать тебе грешить; а ты мне за это не мешай грешить!» Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время!
А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения. Одно осуждение — греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.
И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом Спасителем, святой Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Матф.3, 7). Что это? Греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11,29), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: «порождения ехиднины!» и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: «род лукавый и прелюбодейный!» (Матф. 12, 39), «о род неверный и развращенный! доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» (Матф. 17, 17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» (Матф. 15, 7; 16, 3; 16, 6-12; вся 23 глава), царя Ирода назвал однажды «лисицей» (Лук. 13, 32)
Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23, 34), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды — в самом начале Своего общественного служения — и вторично — в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях святые евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в Иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец, и волов, и деньги уменовщиков рассыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоанн. 2, 14-17). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продавающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21, 12-13) Марк. 11, 15-17; Лук. 19, 45-46).
Что же это такое?
И как далеко это от той мнимо-христианской «любви» и всеобъемлющего «всепрощения», которые проповедуют современные либералы — «нео-христиане»! И не найдут ли они, более любвеобильные, чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия», «черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т.п.?
Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе — поступал вопреки Своему собственному учению?
Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях «осуждать» людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедовали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.
Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение «о непротивлении злу» (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию, и ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма!): всякий истинный христианин — непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его не встречал.
Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни. Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшие за Имя Христово, но и весьма решительно осуждавшие, иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.
Решительно и безкомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками св. отцы Церкви, отнюдь не считая еретиков «инакомыслящими» (как это стало модно в наше время выражаться!), к которым надо проявлять «терпимость», к которым надо «подходить с пониманием», а рассматривая их, как «лютых волков, не щадящих стада», по выражению Слова Божия, и сурово осуждая их на Вселенских и Поместных Соборах, всячески предостерегая от общения с ними право-верующих, и предавая их анафеме.
Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви? Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов святаго Апостола: «Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15).
И преподобные отцы наши и матери — христианские подвижники и подвижницы осуждали этот мир, во зле лежащий, самым фактом своего ухода из него.
А теперь, в переживаемое наше страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову, и разрушить Святую Церковь — осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими Святынями.
Не можем мы не осуждать и всех тех, кто сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует укреплению их власти, помогая им, тем самым, в их адских замыслах.
Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста. Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники — нео-христиане, исполненные какой-то необыкновенной «сверхлюбви» и всеохватывающего «всепрощения»?
Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие! Пусть не приписывают себе, в своей фарисейской гордыне и самообольщении, любви большей, чем имела ее Сама Воплощенная Любовь — Господь и Спаситель наш!
А как надо правильно понимать изречение Господа: «Не судите, да не судимы будете!» — это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:
«Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить, и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые сами, будучи исполнены безчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами безсовестно творили великие грехи».
Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам также грешит, или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.
Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не безпристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений — из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.
Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, наличной почве, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципиальная, безстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот — даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в мире.
Великое преступление поэтому совершают те современные пастыри, которых лучше было бы назвать лже-пастырями, кои, под благовидным предлогом мнимой христианской «любви» и «всепрощения», сознательно или безсознательно, учат своих пасомых толстовскому «непротивлению злу».
Какое это страшное, безпросветное лукавство!
Какое это подлинное фарисейское лицемерие!
«Совсем никого и ни за что не осуждать» — такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их властелина.
Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное «всепрощение» нужно лишь врагу Христову — Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем — и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?
Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает — не по гордости и по самолюбию, а единственно по любви к Истине.
Наша главная задача в это лукавое время лживого безстыдства — сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения — Воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти.
Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надо дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и есть самое пагубное единомыслие. Но должно иметь добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Такая статья,что хочется
Такая статья,что хочется перечитывать и перечитывать! Вчера раза три перечитывала.Размышляла.А сегодня решила добавить себе в блог. Ну,прямо мне на злобу дня! Скоро приду,чтобы опять перечитать. Чувствую - это всё отличные разоблачения обольщений,которые мне часто приходится слышать о якобы любви ко мне.Эх,спасибо!
Слава Тебе Христос! Слава Тебе мой Утешитель -Дух Святой!
Об этом же стихами в созвучии сердца
Цинично откровенно безбожие лютое
Со всею своей силой стремится истребить
В Христа святую веру,по миру сея похоть,
И оскверняя Церковь,святыни исказить!
Не можем не судить тех,кто в этом им полезен,
Сотрудничает с ними,поддерживает их!
Содействует их власти и ад тем укрепляет,
Антихриста встречая на матушке Земле.
Они нас убеждают,те нео-христиане,что
Исполнены какой-то новейшей ,,сверхлюбви,,
Ещё и ,,всепрощенья,, - направо и налево
Греха ведь нет...так значит:как хочешь-так живи!
Пускай не лгут на Бога-Святого Иисуса!
И в обольщении сладком и гордости своей,
Не искажают Мудрость-Писание Святое!
Безсовестные люди,ничтожные враги.
Я 31.08.2011
Спасибо!
В стихах более ярко выражена мысль и чувства!
Моя больная
Моя больная тема-ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ!
Фанатка
Письмо 14
Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.
«Здравствуйте, Мария! Моя боль связана с самым дорогим, что у меня есть, – моей дочкой. Лике 14, и я понимаю, что сама виновата в той трагедии, которая может произойти.
Дочку я растила одна – муж ушел от нас, когда Лике было 5: уехал в Германию, счастья, правда, не нашел и там, никаких алиментов мы не получали. Пока были живы мои родители, помогали они, но после смерти папы я тянула уже и дочку, и больную маму. Так случилось, что найти работу по профессии (я химик) не могла, и кем только я не была эти годы – даже сетевым маркетингом занималась, пока подруги не устроили в городскую администрацию. Так вся жизнь и проходила: день на работе, вечером подработки, но я никому не плакалась, и, если бы не мамин диабет, была бы даже счастлива.
Мария, поверьте, что до прошлого года Лика мне проблем не создавала – росла ласковая, училась хорошо. Да и в том, что происходило в прошлом году, я ничего страшного и опасного не видела. Ну, выкрасила беленькая, в меня, дочка волосы в иссиня-черный цвет, ну, красит ногти черным лаком – подросток, хочет стать ярче. Сама, помню, тайно от мамы мазала веки синими тенями “Полена”: учителям не нравилось, весь дневник исписали замечаниями, но я не сдавалась. Ну, обклеила дочка свою комнату плакатами любимой группы, слушает их день и ночь, и что? Глядишь, немецкий выучит (в школе у нее английский), ребята эти талантливые: совсем юные, а уже весь мир завоевали. Ну, может всю ночь чатиться, но я сама могу на форуме зависнуть – разрядка. Короче, начало страшной болезни я пропустила.
Звонок из милиции был как гром среди ясного неба. Моя нежная, ранимая Лика, которая плакала над фильмами и песнями о любви, участвовала в жестоком избиении такой же, как она, девочки. Избивавших было шестеро. Как объяснили в милиции, этой девочке удалось попасть на концерт любимой группы в Москве. И ей, как она утверждала, досталась пустая пластиковая бутылка из-под воды, которую солист бросил в толпу. По-видимому, этим трофеем она похвасталась перед нашими девчонками, многие из них тоже на этот концерт ездили. И Лика туда рвалась, но, во-первых, у нее не было билета – приобретали их заранее, за безумные деньги, а, главное, у нас в те дни умерла моя мама, и в день концерта были похороны.
Поэтому я пошла на все, чтобы Лика не рванула с подругами в Москву, а присутствовала на похоронах. Кстати, мы тогда в первый раз серьезно поругались. А на следующий день после возвращения из Москвы девчонки подстерегли «везучую» поклонницу и избили ее. Причем инспекторша по делам несовершеннолетних упирала на то, что это было ритуальное избиение: девочку не просто били, чтобы забрать эту пустую бутылку, а сначала потребовали отречения от “любви к солисту”, а потом уже били именно как отрекшуюся. Я слушала весь этот ужас и не верила ушам, но сомнений в том, что в избиении участвовала и моя дочка, не было: эти дурочки не только сняли все на мобильник, но и выложили в интернет.
Сейчас избитая девочка уже выздоровела и забрала свое заявление. Чего это стоило нам, родителям, не буду даже писать. Семья пострадавшей переезжает в другой город, и эта история, по счастью, для всех закончилась. Но с того дня, Мария, жизни у меня уже нет.
Естественно, после происшедшего, после обидных слов инспекторши о том, что мы сами не знаем, чем живут наши дети, я залезла в Ликин дневник в интернете. То, что я увидела, повергло меня в шок. Какая-то чудовищная мистика, постоянная тема смерти, гробниц, поклонение дьяволу как божеству зла. “Я выберу себе невесту среди умерших девственниц”, – представляете? Это слова из песни, подруга мне перевела. Внизу одного из плакатов переиначенные слова молитвы “Отче наш”, только там обращаются к солисту группы как к богу зла. Над этим бредом можно было бы посмеяться, если бы не записи самих девчонок: “Жить не могу без него. В нем моя радость!” Это про солиста. “Жизнь без него бессмысленна”. Когда я, взбешенная, сорвала все эти дурацкие плакаты, моя дочка стала орать то же самое: что жизнь бессмысленна, что только думая о нем, о группе она становится настоящей, что ее бесят тупая школа и “отстой” вокруг, что чем жить так, как живу я, “тупое жвачное животное” (она так выразилась), лучше совсем не жить!
И это, Мария, не просто слова. Оказывается, Ликина подруга пыталась отравиться, когда узнала, что у солиста группы есть жена. Риту откачали, но самое ужасное, что ее родители (а это нормальная, обычная семья) о суициде дочки ничего не знали!
Когда у нас произошел скандал и я кричала Лике, что больше не пущу ее на сходки фанаток, что запрещаю ей слушать группу, что их зомбируют, Лика просто ударила меня. И пока я приходила в себя – Мария, не от боли, от ужаса, что она смогла так сделать, – она развернулась и ушла. Не могу описать, что со мной творилось те четыре дня, когда ее не было. Я поседела – подружки Лики врали, что не знают, где она, ее мобильный не отвечал, с каких бы телефонов я ни звонила.
Когда я все-таки нашла дочку, я была готова идти на любые уступки, лишь бы она вернулась домой. Я ни слова не сказала против, когда она повесила на прежнее место все эти плакаты, мы не разговариваем на тему группы, да мы вообще мало разговариваем. Но я слежу, чтоб она ходила в школу, я счастлива, что она дома. Все попытки отвлечь ее, сводить в кино, театр, бесполезны. Она живет своей жизнью! Мне иногда кажется, что вот, я всю жизнь растила дочку, а какая-то огромная злая сила похитила ее у меня.
Мария, верующая сотрудница на работе сказала, что раз у меня в доме висел плакат, где молятся силам зла, то это страшный грех и идти в храм мне нельзя. Вот уже несколько месяцев я в отчаянии, еле сдерживаюсь, чтоб не расплакаться – на работе, в транспорте. Мария, что мне делать?
Нина Викторовна».
Дорогая Нина Викторовна! Одно из самых губительных заблуждений – мысль о том, что есть на свете грех, который бы превышал милосердие Бога к нам. Поэтому надо не просто идти, надо бежать в храм – это то, что Вам надо сделать в первую очередь. Сила по отношению к Вашей дочке, бесконечные уступки ей или подкуп ее подарками – Вы уже сами это поняли – здесь не помогут. Проблема обращенности человека ко злу – духовная проблема, а значит и решать ее надо на духовном уровне.
В 1928 году Николай Бердяев закончил свой труд «Философия свободного духа», одна из глав которого посвящена проблеме зла. Здесь философ и богослов не просто исследовал природу зла, но и подсказал нам способы борьбы с ним.
Главное свойство зла, пишет Бердяев, в том, что зло всегда – ложь. Бердяев называет зло «изолганием бытия» – потому что зло «всегда выдает себя не за то, что оно есть на самом деле, оно всегда прельщает обманом». Часто красивым обманом, распознать который непросто. Для того чтобы понять, что ад не так симпатичен, как об этом поют сами по себе симпатичные ребята, надо иметь опыт, который подскажет тебе, что смерть – это вовсе не приятный променад под красивыми звездами. Если такого опыта не имеешь, а девочки в 12–14 лет могут его и вправду не иметь, то можно по-настоящему прельститься призывом: «Давай вечером умрем весело!» – и однажды попробовать это сделать.
Бывает, зло, наоборот, рядится в устрашающие одежды, пугая и прельщая одновременно. Тут только грим другой, маски другие, призывы – те же. Как говорил Афанасий Великий, зло – это фантазмы. Химеры.
Но есть ли оно само по себе, зло? Бердяев отвечает однозначно: да, есть. Причем обращает внимание на то, что отрицать существование зла, так же как и размывать границу между добром и злом, чрезвычайно опасно. Тогда что же есть зло? Небытие, пустота, разрушение.
Зло «не имеет своего источника жизни… Нет царства зла как положительного бытия, существующего наряду с Царством Божиим, с божественным бытием. Зло всегда носит отрицательный, негативный характер, оно истребляет жизнь, убивает само себя, в нем нет ничего положительного». Но вот эту свою пустоту, небытийность зло всегда и скрывает. То есть зло всегда кажется тем, чем оно не является, и никогда тем, что оно есть на самом деле. Отсюда, пишет Бердяев, и способ борьбы со злом – разоблачение его мифов.
Простой пример. Когда в 2000 году MTV показало документальный фильм о жизни семьи Оззи Осборна, все английские газеты отметили, что это был удар по финансовой империи музыканта. Одно дело с ужасом наблюдать, как на твоих глазах откусывают головы то голубю, то летучей мыши – не поспоришь, впечатляет. А другое дело увидеть, что великий и ужасный «князь тьмы» в свои 54 – полная развалина, ходячая агитация против наркотиков. Кстати, сам этот успешный продавец ужасов, быстро сообразив, что к чему, печально заявил в интервью, что «один эфир разрушил миллионы фантазий».
И еще. Бердяев пишет, что человек, не умеющий увидеть зло, безоружен. «Личность выковывается в различении добра и зла, в установлении границ зла. Когда стираются эти границы, личность начинает распадаться».
Поэтому так жизненно важно научить наших детей различать, где что. Они должны иметь этот опыт распознания. Сегодня зло продается как никогда хорошо. Проекты, полагающие его в своей основе, коммерчески успешны. Поэтому ассортимент предлагаемого нашим детям продукта будет только расширяться. Ждите.
Нина Викторовна, сил Вам и помощи Божией. Как говорят в Церкви, «молитва матери и со дна моря достанет».
Молитва отца или матери о детях
Отче Святый, Предвечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала.
Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное, сохрани их по Твоей благости до конца их жизни. Святи их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу.
Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душою, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии.
Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов.
Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей.
Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи. Аминь».
Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Мария Городова
7 июля 2011 года
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/47485.htm
Спасибо, Алла!
Различение-вот чему учит мать своего ребёнка. Ведь именно к матери он бежит с первыми вопросами, делится своей болью и радостью. Именно реакция матери помогает разобраться в многообразных ситуациях. И если между нами и нашими детьми сохраняется доверие и взаимопонимание- это дорогого стоит. Хочется, чтобы мы все дорожили доверительными отношениями с нашими близкими. Благодарю за важную тему.
Люди хотят читать христианскую литературу»
Мария Городова: «Люди хотят читать христианскую литературу»
В этом году на XIV национальной выставке-ярмарке «Книги России» были представлены все крупнейшие православные издательства. Так День православной книги, приуроченный к 14 марта – дате выхода «Апостола» Ивана Федорова, в этот раз стал настоящим праздником для читателей. О том, что интересного можно найти среди современной литературы и как сориентироваться в возросшем количественно потоке православных изданий, рассказала известная писательница, обозреватель «Российской газеты» Мария Городова.
– Мария, не могли бы вы поделиться своими впечатлениями о выставке?
– Каждая весна для меня начинается с ярмарки «Книги России» – я активный читатель. Помню, четыре года назад мы с владыкой Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским, впервые участвовали в Московской международной книжной выставке-ярмарке – издательство представляло нашу только что вышедшую книгу «Любовь долготерпит». Так мне, пока я пробиралась к нашему стенду, пришлось чуть ли не отбиваться от назойливых распространителей каббалы, кришнаитов, продавцов книжек по оккультизму и прочего. Все они пытались буквально всучить свою литературу, крайне агрессивно, навязчиво – спасения от них не было. А в этом году на праздновании Дня православной книги в рамках выставки-ярмарки «Книги России» пел хор Издательского совета Белорусского экзархата «Благовест». Как грянули «Яко с нами Бог» – в этом было такое величие, – думаю, души многих присутствующих отозвались в ответ ликованием: «Яко с нами Бог».
Очень рада, что было представлено так много православных издательств. Ведь одна из серьезнейших проблем современности заключается в том, что происходит размывание границ между добром и злом. И «вклад» деятелей культуры в это размывание огромен. Многие из них не просто легализуют грех, объявляя его нормой или даже предметом для подражания, они еще и гордятся тем, что делают. То есть все делается осознанно. И часто – людьми небесталанными, что еще губительнее. Я не вижу другой, кроме Церкви, силы, которая могла бы возвысить свой голос и восстановить истинное положение вещей. Только Церковь может и должна это сделать. Постоянно напоминая людям, что белое – это белое, черное – это черное, объясняя, что грех – это грех, и его ни в коем разе нельзя считать нормой или проявлением современности. И предупреждая, к чему такое заигрывание со злом может привести. И когда на таких значимых событиях культурной жизни страны, как национальная выставка книг, Русская Православная Церковь не просто присутствует, но присутствует во всем разнообразии – книг, имен, издательств, когда стенды с православной книгой собирают толпы читателей, когда мы, православные, в полный голос заявляем о своих ценностях, – это очень важно. Мы даже сами не осознаем, насколько важно.
далее по ссылке:
http://www.pravoslavie.ru/guest/45444.htm