Если с тобой Бог, какая разница, кто против тебя?(о навязчивых страхах)
«Я боюсь инфаркта», «Боюсь общаться», «Боюсь времени», «Боюсь…», «Боюсь…», «Боюсь…» - так очень часто начинается диалог клиента с психологом. Испуганный взгляд, отчаяние и страх осуждения со стороны профессионала, призвание которого – помощь. Как правило, пройдя всех мыслимых и немыслимых специалистов, от невропатолога до психиатра, человек с последней надеждой, а иногда уже ни на что не надеясь, по привычке, приходит к психологу. Сможет ли психолог помочь справиться с этим кошмаром? Способна ли вообще современная светская психология показать выход из тяжелой ситуации?
Для начала, давайте разберемся, что же такое страх? Умеренный страх – это нормальная, закономерная реакция организма на неизвестность, опасность, непредсказуемость, которая защищает нас от угрозы, и действует на основе инстинкта самосохранения. Страх, как и боль, призван защищать нас от необдуманных поступков.
В основе страха лежит неизвестность. Знаменитый античный философ Аристотель говорил, что страх – это «ожидание зла». Ключевым здесь является слово «ожидание». Когда ситуация в нашей жизни резко меняется, и мы не знаем, как на нее реагировать, от нехватки информации возникает страх. Можно сделать вывод, что «лекарством» от страха является предсказуемость, вовремя полученная информация, прогноз, гибкое мышление.
Переход от естественного страха к патологическому происходит тогда, когда реальной опасности нет, а воображение рисует жуткие картины будущего. У каждого человека свой излюбленный страх. Зарождаясь в воображении, он включает в действие физиологические механизмы, такие как усиление сердцебиения, повышение артериального давления, гормональные изменения. Когда подобные реакции повторяются, идет закрепление так называемого условного рефлекса (по И.П.Павлову), и становится все тяжелее и тяжелее избавиться от привычки бояться. Человек становится зависим от своих страхов. Наше воображение обманывает нас. Случается, что люди специально вызывают в себе страх, просматривая фильмы ужасов или занимаясь экстремальными видами спорта. Они получают от этого специфическое удовольствие, вызываемое действием гормона адреналина. Это своеобразная зависимость, сродни наркомании и алкоголизму. И часто причиной такому поведению может стать внутренний неосознаваемый страх, который человек пытается вытеснить, так как не умеет и не знает, как с ним бороться. Как говориться, «клин клином вышибают». Справляясь со страхом во время занятий экстримом, человек получает иллюзию того, что он контролирует свою жизнь, что он побеждает, что он «сильный». А еще им движет желание показать свою «крутость» и бесстрашие. Парадоксально, но именно такие люди в серьезной опасности показывают себя трусами.
Еще один распространенный страх – страх общения, парализующий социальную активность человека. И за ним скрывается страх потерять уважение, страх показаться смешным, страх отвержения и осуждения. А так как люди – существа социальные, то выжить они в большинстве своем могут лишь в обществе. Отвержение другими подсознание воспринимает как возможность гибели.
Вот и получается, что за каждым таким страхом лежит страх смерти и этот душераздирающий вопрос «А что, если…?» Светская психология не в состоянии успокоить паникёра по той простой причине, что сама избегает темы смерти. Ведь посмотрите: на форумах психологических сайтов множество психологов отвечают на вопросы посетителей, связанных с семейными отношениями, саморазвитием, достижением успеха… Но как только вопрос касается тяжелого неизлечимого заболевания, смерти близкого, суицида, навязчивых мыслей или смысле жизни, количество отвечающих резко падает, если не сказать, что они совсем пропадают. Вопрос горюющего остается без ответа…
Почему же наука о душе («психе» в переводе с греческого - «душа») избегает всего, что касается существования души? Смерть – неотъемлемая часть нашей жизни. Делая вид, что эта тема не важная и не стоит о ней говорить, взрослые люди уподобляются маленьким детям, которые, играя в прятки, прячут голову под стул, искренне веря, что их не видно. Так же поступают многие светские психологи. А причина ясна – они сами не знают, что делать в такой ситуации и что можно сказать горюющему, чтобы успокоить его.
Откровенно говорить о страхах и смерти можно лишь тогда, когда мировоззрение человека имеет в своей основе крепкую веру в Бога и знание о том, что такое смерть. Может ли неверующий человек увидеть суть? Может ли слепой вести слепого?
И вот тут мы приходим к важному выводу: пролить свет на данную проблему может только учение о Боге, о любви, о смысле жизни, о добре и зле, имя которому Православие. Евангелие и труды святых отцов Русской Православной Церкви уже содержат в себе ответы на эти сложные вопросы. Главное – искать. Православный психолог обладает бесценными знаниями, которых нет у других специалистов.
Что же говорит православие о природе страхов? Появлению страхов сопутствует масса навязчивых мыслей, которые этот страх вызывают и поддерживают, усиливают и доводят до невероятных размеров: «Я никому не нужен», «В жизни нет смысла», «Выхода нет» и т.п. Эти мысли, словно вихрь, проносятся в голове, и светская психология не знает методов борьбы с ними. Психиатрия предлагает в случае навязчивых мыслей принимать медикаменты, которые затормаживают мыслительный процесс, при этом угнетая работу всего организма. Природу возникновения таких мыслей знает только православие. Само название «навязчивые мысли» говорит о том, что она навязаны извне. Есть некий самостоятельный источник. Святые отцы православной церкви говорят о том, что человек в подобных ситуациях имеет дело с нападением бесов. А так как мы привыкли доверять своим мыслям и чувствам, мы не можем бороться с ними, пока не поймем, что эти нелогичные и парадоксальные мысли не наши! Верит человек в бесов или нет, не имеет значения. Замаскироваться и остаться незамеченными – бесовская тактика. Главная цель духов злобы – свести с ума, а со временем совсем уничтожить созданного и любимого Творцом человека.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться». Определить источник мыслей достаточно легко. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа» – говорил праведный Иоанн Кронштадтский.
Какова же причина того, что мы так легко попадаем под влияние бесовских мыслей, а затем и патологических страхов? Первая причина – нагнетание в обществе панических настроений: постоянно говорят о приближающихся каких-то страшных катастрофах, войнах и морах, стараются держать людей в неослабленном напряжении, когда одна угроза тут же сменяется другой. Так всячески стараются нагнетать страх. О второй причине пишет известный современный психолог В.К. Невярович в книге «Терапия Души»: «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека природу, являясь демоническими. По святоотеческому учению, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».
Мы попадаемся на собственной лени, так как молитва, пост и трезвение требуют нелегкой душевной работы. Легче посмотреть телевизор или пустословить с друзьями. Как часто за видимым страхом скрывается невидимая выгода: не умея и не желая брать на себя ответственность за жизнь и свои решения, человек прикрывается, осознанно или неосознанно, своим «неповторимым и трагическим» страхом. Ведь так приятно внимание и забота окружающих к «страждущему» близкому. А еще приятно, когда кто-то рядом с надрывом произнесет: «Ну как же он может работать, у него же страх закрытого пространства!» И такая жалость сразу к себе просыпается! И даже сладко от таких слов! Вот круг и замкнулся.
Мы боимся всего, чего угодно, только не Бога! Когда страх Божий – страх Бога прогневить, страх согрешить – отсутствует, доверия к Богу нет, упования на Него нет, нас начинают одолевать всевозможные страхи от естества и от бесов. А всё потому, что гордыни нашей нет предела. Все сами сможем, со всем сами справимся, на себя только уповать можем. Вот и получаем набор фобий и неврозов.
Исцеление от любых навязчивостей и страхов возможно только в Боге и с Богом. Ежедневный душевный труд и смирение являются действенной защитой от происков духов злобы поднебесной. Так давайте же искать спасение в Спасителе! Ведь с Богом ничего не страшно. Если с тобой Бог, какая разница, кто против тебя?
Ханас Евгения Эдуардовна