Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Масленица: какого числа в 2016 году? Как отмечать?

Забава аватар

Масленица в 2016 году – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы.

Масленая неделя, Масленица (7 марта в 2016 году) – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Как отмечать Масленицу в 2016 году

На Руси Масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Конечно, масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту», – подчеркнул в интервью РИА «Новости» зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

 

Дни Масленицы в 2016 году

 

Понедельник – 7 марта

В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. В семье с утра теща приходила научить дочь печь блины, первый из которых традиционно оставляли на помин усопших родственников. В больших семьях невестку отправляли к родителям с самого утра готовиться к вечернему визиту сватов.

Вторник – 8 марта

Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого Поста сыграть свадьбу. Зажиточные люди отправляли «позыватку» — человека, приглашавшего в гости соседей, с которыми семья хотела породниться. Отказ прийти в гости в таком случае рассматривали как желание выдать дочь за представителя другой семьи.

Среда – 9 марта

В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В семьях могло быть до десяти зятьев, и теща должна была всех накормить до отвала. Вечером в этот день в некоторых губерниях устраивали женские разъезды по деревням, пели песни про щедрую тещу и разыгрывали шуточные постановки про нее.

Четверг – 10 марта

В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Кулачные бои, катания на горках и лошадях, сани и другие забавы в этот день увлекали всех от мала до велика. В некоторых регионах на разгул празднично одетые дети ходили колядовать и выпрашивать угощение в домах и храмах.

Пятница – 11 марта

В пятницу зять приглашал на тещины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. После тещиных угощений нельзя было ударить в грязь лицом, поэтому зятья старались максимально выказать почтение.

Суббота – 12 марта

На золовкины посиделки в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями. Если золовки были еще не замужем — на посиделки приглашали незамужних подруг, а для семейных собирали в гости всю родню. В этот день народные гуляния достигали кульминации — все балаганы были переполнены.

Воскресение – 13 марта

Прощеным воскресеньем завершается масленичная неделя. Уже завтра начнется строгий Великий пост. В этот день молодожены должны были отблагодарить всю родню за свадебные подарки, а родители — поздравить кума и куму. В воскресенье все у всех просили прощения, чтобы с чистой совестью вступить в пост. Также в этот день сжигали или хоронили соломенное чучело Масленицы, символизируя прощание с зимой.

 

Масленица в 2016 году: как совместить с христианством?

 

Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством? И вместо того, чтобы резко отмежеваться от таких явлений как «яблочно-медовые Спасы», ритуальные купания в крещенской воде, наша Церковь слишком лояльна к этому относится? Может быть, если бы Церковь заняла более жесткую позицию по этому поводу, то невоцерковленные думающие люди с большим уважением посмотрели бы на Православие и, возможно, даже задумались бы: «А что же тогда такое Церковь, если не обряды и традиции, от которых отказываются сами церковники?»

На эти и другие вопросы отвечает профессор Давид Гзгзян, преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия.

— Действительно, Масленица произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами, — языческого происхождения, потому что язычество связано с переживанием времени.

Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала – это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?

Может быть, плохо то, что весь нецерковный мир путает языческие обряды и православные, и привязка Масленицы к церковному календарю только способствует этому смешению. Для людей, которые не знают, что такое Церковь, это дает повод думать, что Церковь – это и есть блины, куличи и крещенская вода, то есть символические обряды. А апостол сказал о том, что надо воздерживаться даже от безвредных действий, если они являются соблазном для твоего брата.

Я не думаю, что атеистический мир испытывает соблазны такого рода. Скорее имеет место противоположная ситуация. Людей раздражает обычно то, что Церковь начинает учить: купание в купели Богоявленской – это праздное дело, а то и вредное.

Я не сторонник того, что Церкви нужно отменить Масленицу и убрать это слово из своего словаря. Может быть, это и было бы хорошо, если бы у нас за плечами не было тысячелетней традиции этого праздника. Нет, стоит оставить Масленицу, но при этом привнести туда сугубо христианское содержание, а дурной языческий элемент просто исключить. Например, можно сделать Масленицу поводом для вдумчивого отношения ко времени. Церковь отделяет себя не от людей, а от дурного. Она, конечно, отделяет себя от язычества как от убеждения, как от образа жизни, но не от людей. Уметь искать общее между нами христианами и другими людьми, в том числе и на почве масленицы — это духовное искусство. На этом пути, конечно, возможны ошибки и даже соблазны и в одну и в другую сторону. Проще, наверное, отменить Масленицу для себя и поставить точку, но проще не значит лучше.

Когда мы собираемся и печем блины, то проводы зимы являются лишь поводом для нашего общения, но не причиной. Так же и Новый год мы можем встретить по-разному. Мы можем по-язычески удариться в гульбище, или мы можем отметить Новый Год как повод подвести свои итоги, чтобы войти в новый год с более благородными и глубокими задачами.

На церковном языке это называется – воцерковление языческих обычаев. С Масленицей то же самое. Ее празднование может быть формой воцерковления языческой традиции — отмечать начала и концы временных циклов одновременно осмысливая путь, который мы проделали за это время, чтобы не оно владело нами, а по возможности, мы им. Мы ведь существуем во времени. И даже будучи христианами, отличаем зиму от лета, соответственно меняем одежду, и ничего страшного от этого не происходит.

Единственная проблема, которую я здесь вижу – это подмена приоритетов. Если на Богоявление важно нырнуть в прорубь, при этом про само Богоявление думает полпроцента населения, вот это ужасно. Если на Масленицу главное — разного рода развлечения, то это не христианство, а антихристианство.

Но я против того, чтобы выплескивать с водой ребенка. Время – это сложная категория человеческой жизни, которая требует к себе трепетного отношения. Мы не можем взять и отменить время и мигом переступить в Царство Небесное. Мы должны учиться преодолевать время, а для этого надо его подчинять потребностям духовной жизни, а не просто не замечать.

В чем значение сыропустной седмицы для православного верующего?

Это время подготовки к Великому Посту, и содержание такой подготовки зависит от того, что вы собираетесь делать постом, кроме, конечно, соблюдения известных правил. Вот об этом можно подумать в неделю перед постом. Например, отец Павел Флоренский – исповедник веры, каждым Великим Постом прочитывал все Священное Писание.

Если не замахиваться так высоко, то можно поставить себе задание, хотя бы Евангелие перечитать. Несколько раз я брал себе такое задание, и всегда приходилось его судорожно доисполнять в Страстную неделю. Человек, к сожалению, так устроен, что он плохо поддается систематическим строгостям. Поэтому «кушать — не кушать» еще худо-бедно выходит, а с вот тем, чтобы выполнить нечто более существенное, возникают проблемы.

Масленица в 2016 году заканчивается Прощеным воскресеньем – пыточным днем для гордого человека, когда надо примириться с теми, с кем ты рассорился. И помимо тяжести этой обязанности возникает вопрос: есть ли смысл устами произносить те слова, которых нет в сердце?

Во-первых, надо сказать, что не все имеющиеся отношения надо поддерживать, некоторые, может быть, стоит и разорвать.

Если же говорить в целом, то обычай Прощеного Воскресения возник у монахов и был связан с жизнью в общежительном монастыре. Живые люди, тем более близкие, в непосредственном общении просто не в состоянии быть только любезными, только обходительными и тем более, только любящими. Все равно где-нибудь что-нибудь не получается. А Чин прощения очень здорово раскрывает людей и сближает их.

Приложив некоторое духовное усилие, мы можем привычные отношения наполнить живым содержанием, углубить и освежить их. Этот обычай — замечательный повод распутать всяческие клубки, устранить недоразумения, наконец, выпрямить свои пути. А что касается недостатка искренности, то тут применим старый аскетический принцип: если не получается совершенно искренне просить прощения, значит проси как можешь, только старайся. А уж Господь не оставит благого намерения без помощи.

 

http://www.pravmir.ru/maslenitsa-v-2016-godu/

 

Благодарю

Познавательно

Забава аватар

РЕЦЕПТЫ ДЛЯ МАСЛЕНИЦЫ

Главное — это температура сковородки. Ее нужно хорошенько разогреть, а затем слегка уменьшить температуру конфорки. Правильный блин должен быть слегка румяным, без глубоких коричневых отметин. И не белесым — это признак того, что конфорка разогрета слишком плохо. Лейте побольше растительного масла и не слушайте никаких советов. У вас все получится! Это самый простой, быстрый и, поверьте, многократно выверенный мною рецепт дрожжевых блинов.

 

на 12 блинов

 

активное время 40 минут, пассивное время 2 часа

 

175 г пшеничной муки

175 г манки или гречневой муки

2 яйца

400 мл молока

столовая ложка сахара

7 г сухих или 14 г свежих дрожжей

щепотка соли

рафинированное растительное масло для жарки

 

1. В чашку положите дрожжи и сахар, добавьте немного, около 70 мл, теплой воды и размешайте. Оставьте на 15 минут — за это время дрожжи должны вспениться

2. В миску разбейте яйца, влейте молоко, перемешайте. Аккуратно введите дрожжи, а затем муку и соль. Можно печь блины только из пшеничной муки, но если вы добавите манку или гречневую муку, то блины получатся суше и интереснее. Накройте кухонным полотенцем и поставьте в теплое место хотя бы на один час.

3. В принципе, когда тесто подойдет, блины уже можно печь. Но лучше размешать тесто и дать ему подойти снова. В советских книжках даже отмечалось, что хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее 2–3 раз. На сильном огне разогрейте сковородку, затем уменьшите температуру до чуть выше средней, влейте столовую ложку растительного масла и начинайте печь блины.

4. Влейте половник теста, повращайте в руках сковородку, чтобы тесто растеклось в круг. Выпекайте на одной стороне 50–60 секунд — почти все тесто должно схватиться и сменить цвет с белого на желтоватый. Затем переверните и выпекайте еще 10 секунд. Переложите блин на тарелку, налейте масла и приступайте к выпечке следующего. Правильный блин должен быть едва румяным, не пригорелым с глубокими коричневыми отметинами, но и не белесым, словно он никогда не видел солнца.

5. Выставьте на духовке минимальную температуру и переставьте туда стопку готовых блинов — там они прекрасно простоят 1–2 часа и не остынут.

 

Начинка из селедки и зеленого яблока

 

выход 400 мл банка

активное время 15 минут, пассивное время 8–12 часов

Блины

 

свежая упитанная бочковая селедка

большое зеленое яблоко типа Гренни Смит

столовая ложка каперсов

стебель небольшого лука-порея (можно заменить на тонкий зеленый лук)

сок половины лимона

чашка майонеза

чашка нежирной сметаны

чайная ложка порошка карри

свежемолотый черный перец

 

1. Почистите селедку, удалите внутренности, голову и плавники. Лучше всего это делать на газете, чтобы потом мучительно не отмывать разделочную доску. Разделанная магазинная селедка тоже годится, но бочковая, на мой взгляд, настолько вкуснее и сочнее, что с ней стоит повозиться.

2. Из яблока удалите сердцевину и порежьте на мелкие кубики. Лук-порей разрежьте вдоль, промойте под струей воды и порежьте.

3. Смешайте в большой миске майонез, лимонный сок и сметану, добавьте селедку, яблоко, каперсы и лук-порей. Размешайте, всыпьте каперсы, приправьте свежемолотым черным перцем и карри. Еще раз перемешайте и попробуйте. Возможно, вам захочется добавить еще немного лимонного сока или майонеза. Если вы не любитель карри, то можете заменить на пучок укропа. Накройте крышкой и поставьте в холодильник на 8–12 часов.

 

2. Блины с припеком

Блины с припеком – так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком – это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и “предки” закрытой пиццы.

Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку (“припек”) и заливают его новой порцией теста так, чтобы “припек” оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

 

3. Сырные блины

Мука 2,5 стакана, яйца 5 шт., сахар 100 г., масло 200 г., молоко 3 стакана, соль 3/4 ч. л., сыр 300 г.

На мелкой терке натереть сыр. Отделить желтки от белков. Взбить желтки с молоком, добавив туда же тертый сыр, муку, соль.

Взбить белки и добавить полученную белковую пену в тесто. Обжаривать в масле до получения золотистой хрустящей корочки. При этом блинчики должны быть небольшими.

 

4. Ореховые блины

Творог 250 г., молоко 220 мл., лимон 1 шт, сахарная пудра 1-2 ст. л., свежезамороженная малина 200 г., белки 2 шт., желтки 2 шт., крахмал 50 г., мука 100 г., молотые орехи 3 ст. л., сахар 3 ст. л., соль, растительное масло.

Перемешать творог и 2 ст. л. молока. Лимон вымыть, натереть цедру и добавить ее к творогу. Отжать сок из лимона и перемешать с массой.

Посыпать сахарной пудрой. Разморозить малину. Белки взбить. Замесить тесто из крахмала, муки, орехов, желтков, соли и 200 мл молока. Осторожно, снизу вверх, перемешать со взбитыми белками. Испечь из теста в масле маленькие блинчики. Половину блинов намазать творогом, сверху выложить малину и накрыть оставшимися блинами.

          Не блины

5. Оладьи с творогом и секретом от Анны Людковской:

http://www.youtube.com/watch?v=RE-f7VfTkxc

Напеките утром оладьи с творогом. Они нежные и в прямом смысле тают во рту. Секрет – во взбитых белках, они делают тесто воздушным и легким.

По вкусу оладьи напоминают сырники, только у них совершенно другая текстура. В моих оладьях совсем немного муки, это полезный и правильный завтрак. Ешьте их с йогуртом, медом или домашним вареньем.

 

Приготовление

1. Отделите белки от желтков. Миксером взбейте белки. Сначала на медленной скорости, а когда появится первая пена, увеличьте скорость. Взбивайте пару минут, у вас должна получиться крепкая пена.

2. Растопите сливочное масло в сотейнике или в микроволновой печи. В миске смешайте муку, соду, соль. Добавьте сахар, творог, цедру, ваниль, яичные желтки, молоко и лимонный сок. Смешайте венчиком. В конце влейте сливочное масло и перемешайте.

3. Аккуратно соедините белки с массой силиконовой лопаточкой. Постарайтесь не сбить пену.

4. Разогрейте антипригарную сковороду на среднем огне, сбрызните растительным маслом, выложите 4 оладьи (удобно черпать тесто половником), слегка разровняйте столовой ложкой, чтобы оладьи получились одинаковой толщины по всему диаметру. Жарьте по 2-3 минуты с каждой стороны. Переворачивайте аккуратно, оладьи довольно хрупкие. Готовые оладьи сложите на тарелку и приступайте к следующей партии.

 

Хитрости

Используйте жирный или среднежирный творог. Обязательно добавляйте сок лимона, он отвечает не только за вкус, но и за образование воздушных пузырьков – кислота вступает во взаимодействие с содой, образует углекислый газ, который поднимает белки.

 

6. Цветаевский творожный пирог

 

Тесто:

1 пачка творога (200г),

1 пачка маргарина или масла (200-250г),

2 стакана муки, 1 стакан сахара,

1 пачка разрыхлителя (18 г), 2 яйца.

 

Крем:

1-2 стакана сметаны,

1 яйцо,

1- 1.5 стакана сахара,

3-4 столовые ложки муки.

1 кг яблок.

Замесить тесто и уложить в форму, сформировав бортики. Выложить нарезанные дольками яблоки. Для крема взбить ингридиенты. Залить этим кремом яблоки. Выпекать в духовке при 180 градусах около 40 минут.

 

Не сладкое

7. Рыба в сливках

Рыба 1 кг, репчатый лук 1-2 шт., панировочные сухари, соль, перец, шампиньоны 500 г, сливки 300-500 мл, тёртый сыр, зелень (укроп, петрушка, сельдерей) 1 пучок.

Рыбу нарезать на куски, посолить и поперчить. На сковороде разогреть растительное масло. Кусочки рыбы обмакнуть в панировочные сухари и обжаривать около 10 минут со всех сторон. Куски рыбы переложить в огнеупорное блюдо с высокими стенками. Шампиньоны нарезать ломтиками и потушить минут 10. Выложить на рыбу измельченный репчатый лук, ломтики шампиньонов, посыпать все мелко нарезанной зеленью. Залить рыбу сливками, посыпать тёртым сыром, поставить в духовку, разогретую до 180 градусов, на 20-30 минут.

 

8. Рыбный рулет с грибами и яйцами

500 г рыбного филе, 100 г булки, 1 яйцо, 100 мл стакана молока, 50 г маргарина, соль, перец, мускат.

Для начинки: 2 луковицы, 1 яйцо, 1 стакан отварных грибов, растительное масло, соль, перец.

Размочить булку в молоке, пропустить вместе с рыбой через мясорубку. Добавить специи, растопленный маргарин, взбитые яйца и тщательно перемешать.

Для начинки протушить в масле грибы и лук, залить омлетом из воды и яйца. Поливать, пока смесь не загустеет. Выложить дно и стенки формы рыбной массой, в углубление утрамбовать грибы, сверху плотно уложить оставшуюся массу.

Поставить в морозильную камеру на 30 минут. Затем выложить кольцо на противень, покрытый пекарской бумагой, смазать яйцом, посыпать тертым сыром и запекать 30 минут в духовке при t 200°C.

 

http://www.pravmir.ru/maslenitsa-10-idey-dlya-stola/