Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Серафим Саровский – наследник по прямой Сергия Радонежского и одновременно его зеркальное отражение

TA аватар

Недавно здесь на сайте прочитала удивительный по содержанию и значимости материал о Сергии Радонежском. Открыла для себя Его житие. И тогда меня поразило полное совпадение некоторых моментов из жизнеописаний преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, их духовного пути и его вех, вплоть до  искушений в уединении в лесу и кормления медведей из рук...  Сейчас сложно точно передать словами то неуловимое возникшее ощущение их подобия... их величия... их святости...

Жизнь преподнесла в очередной раз неожиданную подсказку и продолжение этой темы, поэтому захотелось поделиться с нею с читателями сайта. Судите сами:

Серафим Саровский – наследник по прямой Сергия Радонежского и одновременно его зеркальное отражение. Преподобный Сергий основал мужскую обитель Святой Троицы, куда ездили на подвиг и молитву аристократы из новой столицы Руси. Преп. Серафим учредил Дивеевскую девичью общину вдали от крупных городов, но предрек, что она разрастется до Лавры (тоже Троицкой, как и обитель Сергия). Благодаря Сергию Радонежскому появилась инфраструктура общежительных мужских монастырей, ставшая каркасом социальной (через систему посадов) и политической (через реликвии и паломничество) централизации страны. Серафим Саровский использовал уже действующий административно-политический каркас Империи для создания уникальной сети женских – тоже общежительных – монастырей. Эта структура предназначалась для духовной реализации активных и мистически одаренных женщин, которую не могли обеспечить механизмы патриархального общества.

Недавние исследования Олега Кириченко подтверждают взрывоподобный охват всей России инфраструктурой женских общежительных монастырей. Кириченко выделяет шесть групп общин и обителей, образованных в XIX– начале XX вв., и доказывает их моноцентричность. Эпицентром процесса стало Дивеево. К 1910 г. в Нижегородской губернии существовало уже 23 обители с 5541 насельницей. Отсюда дивеевское «эхо» разбегалось по всей Империи.

Участие Серафима Саровского в этом «многотысячном движении девушек и вдов, ищущих подвигов и спасения души», совершенно исключительно. В Дивееве Серафим выпестовал новый тип подвижничества, принципиально отличающийся от суровости исихазма и «Добротолюбия». Старец помогал бедным, но мистически одаренным женщинам освободиться от диктата патриархального общества, стать невестами Христовыми. Дивеевский тип женского монашества включал два фундаментальных условия: девство и небесное избранничество.

Откровение о Дивеевском уделе Божией Матери было получено Агафьей Симоновной Мельгуновой, урожденной Белокопытовой (1732–1787), странницей из дворян, основавшей женскую общину в нижегородском селе Дивеево. Саровские старцы завизировали это пророчество. Первый удел, Иверия, достался Деве Марии для проповеди по жребию. Жителей горы Афон – второго удела, она, согласно преданию, лично обратила к евангельской вере. Залогом постоянного присутствия Марии становились ее вещи-реликвии, чудотворные иконы, целебные источники. Как повествует патерик, Богородица одновременно приснилась нескольким византийским зодчим и повелела отправиться в Киев – строить идеальный храм, Успенский собор Печерской лавры. Так появился третий удел, а сакральные пропорции собора сделались мерой для церквей домонгольского периода.

Для чего понадобился четвертый удел? В предыдущих видна последовательность: личность Божией Матери (Афон), святыни (Иверия), храм как символ Пресвятой Девы (Киев). За символами черед образа. Зримой иконой Марии могли стать чистые девы. Подготовить место для их служения призвано было Дивеево.

Сакрализация девственности – поистине загадочная страница в истории религии. Идеал девства сливается с основами христианства. Адаптируя эту изначально враждебную традицию, блюстители патриархальных норм позаботились о том, чтобы максимально нейтрализовать женское монашество. Особенных успехов они достигли на Руси, где, в отличие от Западной Европы, не было христианских писательниц вплоть до второй половины XIX в.

Полностью прочитать статью "Женщины в религии: Революция девственниц"  Романа Багдасарова можно по этой ссылке:

http://www.imperia-duha.ru/article_264.html