«Сначала любить, потом учить»
Что стояло за этим глубоким словом «образование» вчера? Что стоит Сегодня? Об этом мое размышление в эссе.
«Сначала любить, потом учить»
Я.А. Коменский
Институт образования является одним из старейших социальных институтов. В разные периоды исторического развития процесс передачи знаний от старшего поколения младшему имел свои отличительные особенности. Изначально, в Древней Руси, обучение сопровождалось телесными наказаниями. В те времена понятия «получить образование» и «вырасти под розгой» имели одинаковый смысл. Но не каждый, выросший под розгой становился образованным человеком, потому что образование предполагает не только овладение определенным набором знаний, умений и навыков, но и приобретение духовных ценностей, овладение культурным наследием предшествующих поколений.
Основоположником педагогики как науки является чешский педагог, писатель – Ян Амос Коменский. Им были впервые выдвинуты идеи гуманистической педагогики. Эти идеи были положены и в основу советской педагогической науки. Четко организованный учебный процесс, в центре которого высококвалифицированный педагог, как правило, пользующийся непререкаемым авторитетом в обществе. Образование тогда не ограничивалось стенами школы, а было представлено разветвленной сетью дополнительного образования – Дома пионеров, Детские комнаты, бесплатные кружки и секции, в которые настоятельно отправляли учеников, и где раскрывались не только учебные, но и творческие способности ребенка. Посещение кружков было обязательным. Ученику приходилось рассчитывать свое время, повышался уровень ответственности за свои дела, широко было развито тимуровское движение. Именно эта школа взрастила, воспитала целую плеяду ученых, деятелей науки, культуры и искусства с мировым именем. А это есть результативность, показатель качества образования.
Вот уже двадцать лет мы живем в другом государстве. Нет больше на карте нашей Родины такого топонима как СССР. Есть СНГ. Социально-экономические перемены «лихих 90-х» затронули все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и сферу образования. Воспитание теперь перестало являться обязательной составляющей образовательного процесса. Исчезли старые, порой глубоко заполитизированные, ценности, а на смену им пришли новые ценности – материальные. Образование стало не просто элементом духовной сферы жизни общества, а сферой услуг. Социальный заказ, который выполняет эта сфера - развитие индивидуализма, формирование личности, нацеленной на успешность, на реализацию своих возможностей в мировом социально-экономическом пространстве.
Неотвратимо идущий сегодня процесс глобализации диктует нам свои условия: высокая адаптивная способность, умение ориентироваться в информационном пространстве, высокий уровень владения информационными технологиями, способность к саморазвитию, овладению новыми специальностями, непрерывное образование через всю жизнь. Хорошо это или плохо? Основополагающим документом новых Федеральных государственных стандартов является концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. И, наверное, это неслучайно. Можно научить ребенка владеть компьютером в совершенстве, но, не уделяя внимания его внутреннему миру , не формируя в нем потребности в духовном развитии, не воспитывая в нем чувства ответственности «за тех, кого он приручил», мы рискуем попасть в общество подданных Снежной Королевы, в котором у людей вместо сердца холодные льдинки, не способные чувствовать чужую боль и сопереживать.
Одним из принципов педагогики как науки является принцип гуманизма: «Сначала любить, потом учить»- эти слова, сказанные Я.А. Коменским еще в XVII веке, не потеряли своей актуальности и сегодня. Я думаю, что педагогика будущего будет разумно сочетать свои лучшие традиции и инновации. Невозможно идти в класс без любви к своим ученикам, а, значит, без уважения к ним. Но любить, это не значит идти у них на поводу. Это значит – найти ключ к сердцу каждого и, зная способности каждого ученика, выработать индивидуальную траекторию его развития. Поэтому школе необходим значительный штат психологической службы. Сегодня школе нужны немалые материальные средства для осуществления деятельностного подхода в обучении - необходимо развивать прикладной характер обучения. Для этого еще в стенах школы ученик должен почувствовать себя членом малой группы, интегрированной в социум, так как главная задача образования сегодня - социализация ребенка, подготовка к взрослой жизни и не на словах, а на деле.
Еще одна проблема образования сегодня – это кадровый вопрос. Все меньше выпускников идут сегодня в педагогические вузы. Молодые специалисты после года работы часто находят себе другую сферу трудовой деятельности. И дело тут не только в заработной плате. Современный ученик смотрит на учителя как на равного партнера в общении. Имея доступ к интернет-ресурсам, современный ребенок может обладать достаточно большим запасом знаний, порой, больше, чем у учителя. Но этими знаниями нужно уметь пользоваться. Поэтому удел учителя - постоянная работа над собой и не столько для себя, сколько для того, чтобы вести за собой своих учеников, пробуждать в них живой интерес не только к своему материальному благополучию, но и к духовному развитию и совершенствованию. Трудно. Поэтому школа должна учить умению преодолевать трудности и не бояться их, ибо только через преодоление трудностей человек становится личностью. Поэтому центром современной педагогики и педагогики будущего является и учитель, от которого зависит организация образовательного процесса, и ученик, что ведет к развитию равноправных отношений между ними. Именно такой стиль отношений будет способствовать решению главной задачи школы - успешной социализации личности учащегося. Решить эту задачу только рациональным путем невозможно, поэтому на первое место выходит идея гуманизации образования.
http://pedsovet.su/publ/83-1-0-2489