Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Человек - это машина: взгляд современной психологии

Эль Ригель аватар

"До конца века мы увидим, как вся жизнь человека будет различными способами детерминирована... Истинное бедствие придет от психологических наук. Они научатся тому, КАК МОЖНО ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ  человека. Поскольку мы не осознаем, нас можно заставить вести себя определенным образом. Такие как мы есть, мы полностью предопределены... Новые техники сумеют настолько предопределять наше поведение, что никто даже и не скажет что есть душа"(c) Ошо Шри Раджниш

А теперь - выдержки из книги Чарлза Тарта " ПРОБУЖДЕНИЕ. Преодоление  препятствий в реализации возможностей человека"* Книга является прекрасным изложением на языке современной трансперсональной психологии психологического и духовного учения Г. И . Гурджиева*

*Справка: Чарлз Тарт - профессор психологии Института Трансперсональной Психологии в Калифорнии. Его классическая книга  "Измененные состояния сознания" cыграла решающую роль в стимулировании исследований гипнотического транса, психоделического опыта, сновидений и медитативных состояний*

Мы спим наяву, и наша воля в сущности является не более чем просто механической реакцией, основанной на нашем зацикливании; наш разум достаточно сильно ограничен по сравнению с тем, чем он мог бы быть, и у нас нет ПОДЛИННОГО ЦЕНТРА, который контролировал бы нашу жизнь на основании действительного САМО-Сознания. 

***

Человек - это машина.(с)Г. И. Гурджиев

 Одним из самых неприятных и оскорбительных замечаний, сделанных Гурджиевым, было его утверждение, что человек - это просто машина.

 ...Эта идея весьма обидна для большинства людей, и они яростно отрицают, что они подобны машинам, не говоря уже о том, что они действительно являются машинами. Это особенно интересно с психологической точки зрения. Если идея о том, что человек - это машина, действительно лишена всякого смысла, почему же она так оскорбительна для человека? Глубинная психология показала нам, что те вещи, которые люди больше всего отрицают, нередко оказываются для них хотя бы частично истинными. И, к сожалению, Гурджиев был прав: с практической точки зрения мы действительно являемся машинами во множестве аспектов, о которых сами не отдаем себе отчета. Нам есть от чего огорчаться.

 Академическая психология также рассматривает человека как машину, хотя редко утверждает это так прямолинейно, как сделал Гурджиев. Вводные курсы психологии традиционно преподносят студентам идею, что целью психологии является понимание человеческого поведения - то понимание, которое подтверждается предсказанием и контролем поведения. В принципе если бы вы знали все о генетическом устройстве человека и обо всех психологических событиях в его личной истории, то его поведение могло бы быть полностью предсказуемым. И вы могли бы тогда делать примерно такие заключения:

"Мистер Смит имеет биологический тип 1376 с общей психологической историей типа 242, несколько видоизмененной событиями X, Y и Z в его личной истории. Поэтому когда человек типа А спрашивает: "Как дела с проектом?", то, при наличии обстоятельств М, N и Q, Смит должен покраснеть, ответить "прекрасно" и погрузиться в двенадцатисекундную фантазию о прогулке на лодке по озеру". И это бы в точности соответствовало тому, что происходило бы в подобном случае.

 Из столь высокого уровня предсказуемости следовала бы абсолютная управляемость. Вам оставалось бы просто создавать обстоятельства, необходимые для того, чтобы получить желаемую реакцию.

 Изучая машины, мы можем кое-что узнать о самих себе. Однако полное признание и изучение наших собственных машинообразных качеств позволяет сделать тот шаг, который машина предпринять не может: мы можем стать действительно человеческими существами и превзойти наши машиноподобные качества и нашу незавидную судьбу быть машинами.

 Идея изучения нас самих как машин может быть весьма полезной. Подобно любому высказыванию, утверждение "Человек - это машина" является всего лишь аналогией, но она может дать нам уникальную точку зрения на нас самих, если мы будем подходить к ней достаточно серьезно. До недавнего времени, однако, существовали технические ограничения для использования этого метода в полной мере...

***

 АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

 Я консультировался с одним из моих духовных учителей, как мне лучше представить идеи Гурджиева о том, что человек является машиной. У нас произошел следующий диалог:

 УЧИТЕЛЬ: Итак, Чарли, в чем твоя проблема?

 Я: Я раздумываю о том, как лучше всего использовать аналогию с машиной в изложении идей Гурджиева.

УЧИТЕЛЬ: То есть ты пришел ко мне потому, что раздумываешь, как лучше всего использовать аналогию с машиной в изложении идей Гурджиева?

 Я: Да.

 УЧИТЕЛЬ: Ты уверен?

 Я: Да, это сейчас меня интересует больше всего.

 УЧИТЕЛЬ: И что же тебе кажется проблемой?

 Я: Я опасаюсь, что читатели будут сразу же обескуражены и не захотят пойти дальше и узнать то, что действительно ценно.

 УЧИТЕЛЬ: Как давно ты опасаешься, что читатели будут сразу же обескуражены и не захотят пойти дальше и узнать то, что действительно ценно?

 Я: С тех пор, как я начал работу над этой книгой. Гурджиев очень строг к людям.

 УЧИТЕЛЬ: И какие у тебя есть предложения по этому поводу?

 Я: Быть может, мне следует смягчить наиболее нелицеприятные части?

 УЧИТЕЛЬ: Ты сейчас говоришь несколько неуверенно.

 Я: У меня есть кое-что очень ценное, чем я хотел бы поделиться с другими людьми, но мне не хотелось бы преждевременно их оттолкнуть и лишить их шанса чему-то научиться.

 УЧИТЕЛЬ: То есть ты не хотел бы их оттолкнуть и лишить их шанса чему-то научиться?

 Я: Совершенно верно.

 УЧИТЕЛЬ: Понятно.

 Я: Так как мне следует поступить?

 УЧИТЕЛЬ: Почему ты об этом спрашиваешь?

 Я: Я был хотел получить совет.

 УЧИТЕЛЬ: Ты считаешь это желание получить совет нормальным?

 

Мой учитель продемонстрировал некоторые качества, которые, как мы думаем, свойственны только человеческим существам. Учителя больше интересовали мои побуждения и чувства, чем просто внешнее содержание моего вопроса - это та способность, которую я отмечал у некоторых действительно искусных учителей.

 

В этом эпизоде мой "духовный учитель" преподал мне хороший и довольно неприятный урок. Имя моего учителя - Элиза. Это компьютерная программа, причем даже не какая-то особо сложная программа, работающая на сверхмощном компьютере, а небольшая программа для домашнего компьютера. Можно добавить еще такую "оскорбительную" подробность, что эта программа была написана специально для того, чтобы проиллюстрировать неадекватность попыток имитации человеческого интеллекта с помощью компьютера, в особенности в такой тонкой области, как психотерапия. Однако оказалось, что программа работает лучше, чем представлял себе ее создатель, и теперь некоторым людям нравится такой компьютерный "психотерапевт", и они говорят, что получают пользу от диалогов с ним. Высшие достижения человеческого разума определенно находятся за пределами какой-либо компьютерной имитации, но этого нельзя сказать в отношении большей части того, что принято считать обычным интеллектом.

 Человек может выглядеть как поступающий разумно и сознательно, но при этом может действовать автоматически. Ошибочно считая себя действительно осознающим, человек тем самым закрывает для себя возможность настоящего сознания. Именно поэтому так важно понимать, что имел в виду Гурджиев, когда говорил, что человек является машиной.

 Гурджиев постоянно подчеркивал, что почти все человеческие страдания и несчастья проистекают из того факта, что наша жизнь проходит автоматически, будучи составленной из механических действий. Вы (ваше поведение, ваши мысли, ваши чувства) являетесь скорее следствием внешних, исторических причин, нежели действительной причиной, инициатором желаемых вами действий. Весь ужас этого факта состоит в том, что мы не просто подобны машинам, а на самом деле являемся ими, причем большую часть времени."

 

http://www.fourthway.narod.ru/...

 --------------------

 Касательно комментов: попробуйте откомментить не как машина. Пример: типичная автоматическая реакция лайтуокеров обычно выражается следующим образом:" Это все старые энергии, нас теперь программи... пардон - просветляют (?) в новых энергиях *новое машинное масло, что ли? - более очищенное? Но это - не заслуга машины, это просто новое машинное масло. Машина работает на нем без усилий - все ее части  как бы испытывают блаженство...  Полагаю, дело теперь за нанотехнологиями -  проблема человека-машины завершится на нано-роботе? Или - светороботе:машине, работающей не за счет электромагнетизма, а за счет более провинутого "топлива", находящегося за пределами ЭМ спектра и приводящего все чак... тьфу части машины в волшебное ощущение себя-любимой?*

До недавнего времени, однако, существовали технические ограничения для использования этого метода в полной мере...

 

Кто-нибудь задавался вопросом, каковы эта мера полноты и  как далеко в психику могли проникнуть технологии - в частности, дистанционно?

На главную

Эль Ригель аватар

Вот нашел иллюстратор в

Вот нашел иллюстратор в записях в Ригельгарде:

"Обыденную психику можно сравнить с работой компьютера у очень "хилого ламера". Его "комп" довольно крут и софт на нем есть весьма высокого уровня. Но наш "ламер" по большей мере играет в "косынку" и "юзает" калькулятор - при этом считает, что круто соображает в программировании. Но вот случается "аврал" и от него требуется поработать с действительно серьезными программами. И он в спешке и нервничая начинает искать инсталляторы, копаться в хранилище на жестком диске, шарит в Интернет и грузит "проги" оттуда… Что-то инсталлирует, что-то удаляет, потом загружает программу, которая не соответствует параметрам его ОС, та ломает всю операционку, перекраивает под себя программные файлы и кодаки, очищает всю оперативку от ранее загруженных программ, а то и удаляя их с харда для освобождения места под себя, срабатывает и, выдав сообщение типа: "у вас устаревшая ОС", себя деинсталлирует, "убив" при этом половину нужных программных файлов…"(c)

SlippingAway аватар

аналогия?

"Подобно любому высказыванию, утверждение "Человек-машина" является всего лишь аналогией..." (?!)

То, что для современных психологов является аналогией, для последователей учения Гурджиева - реальные наблюдения и проверки. Различие уровней бытия человека-машины и Человека определяется вполне простыми критерями.

А именно, в спящем состоянии человек является полностью машиной - биороботом по следующим причинам:

а) стимулы, на которые реагирует такого уровня человеческое существо формируются механически и случайно, менее механические стимулы, находящиеся под влиянием закона судьбы, не достигают его персонально;

б) реакции на эти механические случайные стимулы происходят бесконтрольно, бессознательно, т.е. также случайно и механически.

Функционирование аппарата на таком уровне причинно-следственных связей возможно только для идеального уровня созданного механизма. В таком состоянии человеческое существо является просто механически функционирующим аппаратом для трансформации космических веществ. Понятно, что при этом никаких возможностей выбора у него нет, все случается. Необходимости наличия воли, являющейся немеханическим стимулом, также нет. Не имеющее воли существо, не может быт свободным. А тот, кто несвободный, - не в состояни любить. Другими словами, человек-машина и есть безликий, не живой механизм, потому что не способен на сознание, волю и любовь. Ведь машина способна только функционировать. А Человек, являясь живым, способен быть! Какие уж тут аналогии?