"Атлант расправил плечи" и 4 Путь
*Мы пытаемся следовать самым высоким меркам - помните? Пусть нижеизложенное будет программной статьей)))* Итак:
********************************
Лучшим олицетворением высоких мерок,на мой взгляд - является Загадка Большого Сфинкса.
"СФИНКС - вовсе не олицетворение Вечности, а олицетворение преемственности РАЗУМА" (с) Василий Головачев
Читаем у Гурджиева о Большом Сфинксе в "Вельзевуле" - как Вельзевул описывает прообраз Большого Сфинкса в Египте - реальную фигуру СФИНКСА, виденную им в Атлантиде:
Виденная мною в городе Самлиосе статуя, очень меня тогда заинтересовавшая, являлась эмблемой этого общества и называлась «Совесть».
Она изображала аллегорическое существо, т.е. существо, у которого каждая часть его планетного тела была изображена частью планетного тела какого-либо существующего там определенной формы существа, но именно частями такого существа другой формы, в котором по скристаллизовавшимся понятиям тамошних трехмозгных существ имеется в идеале та или другая существенская функционизация.
Основа планетного тела сказанного аллегорического существа была изображена «туловищем» тамошнего определенной формы существа, которое называется «бык».
Это туловище «быка» покоилось на четырех ногах другого существующего там, тоже определенной формы существа, называющегося «лев», а на той части туловища быка, которая называется «спина», были приделаны два больших крыла, по виду точно такие, какие имеет водящееся там сильное существо-птица, именующаяся «орел».
А на том месте, где должна бы находиться голова, имелись прикрепленные к туловищу быка посредством куска «янтаря» две груди, представляющие собой, так называемые, «груди-девственницы».
Тогда на материке Атлантида, когда я, заинтересовавшись этим общим странным аллегорическим изображением, спросил относительно его значения, один ученый, член того великого общества существ-людей, объяснил мне следующее:
«Это аллегорическое изображение является эмблемой общества Ахлдан и служит для всех членов стимулом для постоянного напоминания и пробуждения в них соответствующих импульсов, вложенных в это аллегорическое изображение».
"Далее он продолжал:
«Каждая часть этого аллегорического изображения дает каждому члену нашего общества во всех трех самостоятельно ассоциирующих частях его общего наличия, а именно, в теле, в мыслях и в чувстве, толчок для соответствующих ассоциаций для тех отдельных осознаний, которые одни только, в их совокупности, могут дать нам возможность постепенно ликвидировать имеющиеся в каждом из нас, как по наследию перешедшие к нам, так и лично самими нами приобретенные, нежелательные факторы, которые, порождая в нас постепенно нежелательные импульсы, тем самым делают то, что мы являемся не тем, чем мы могли бы быть.
Эта наша эмблема постоянно напоминает и указывает нам, что достигнуть освобождения от сказанного возможно только если мы непрестанно будем принуждать наше общее наличие всегда мыслить, чувствовать и действовать в соответствующих случаях согласно тому, что выражено этой нашей эмблемой.
Понимается всеми нами членами общества Ахлдан эта наша эмблема так:
Туловище этого аллегорического существа, изображенное туловищем „быка“, означает, что скристаллизовавшиеся в нас факторы, порождающие в нашем наличии злостные для нас самих импульсы, как наследственные, так и лично нами приобретенные, возможно переродить только при неутомимом труде, а именно, при таком труде, на какой из существ нашей планеты особенно способен – бык.
То, что такое туловище покоится на ногах „льва“, означает, что упомянутый труд должен производиться осознанием и ощущением такой смелости и веры в свою „мощь“, каковыми свойствами „мощи“ из числа всех существ Земли обладает преимущественно владелец таких ног – могущественный лев.
Крылья самой сильной и выше всех птиц летающей птицы орла – прикрепленные на туловище быка, членам нашего общества постоянно напоминает о том, что, во время сказанного труда и при упомянутых внутренних психологических свойствах самооценки, непрестанно следует созерцать вопросы, не относящиеся к прямым проявлениям, требуемым для обычного существенского существования.
Что же касается странного изображения головы нашего аллегорического существа в форме „грудей-девственницы“, то этим самым выражается, что всегда и во всех, как внутренних так и внешних, собственным сознанием вызванных функционизациях, первенствовать должна такая именно „любовь“, какая может возникать и иметься только в наличии концентраций, образовывающихся на закономерных частях всякого цельного ответственного существа, в которого вложены упования нашего ОБЩЕГО ОТЦА.
А то, что эта голова прикреплена к туловищу быка посредством „янтаря“, это означает, что сказанная любовь должна быть совершенно беспристрастной, т.е. совершенно изолированной от всех прочих функций, долженствующих происходить во всяком цельном ответственном существе».
Для того, чтобы тебе, мой мальчик, смысл этой последней эмблемы, вложенный в материал называющийся там «янтарь», стал совершенно понятным, тебе надо добавить, что «янтарь» является одним из тех семи планетных образований, в возникновении которых вездесущий активный элемент Окиданох принимает участие всеми своими тремя отдельными самостоятельными святыми частями в равной пропорции; и такие планетные и напланетные образования в процессе планетных осуществлений служат для так называемых «преграждений» самостоятельного течения в этих трех его локализированных самостоятельных святых частях."
http://gurdjieff.ru/content/vi...
---------------
Четвертый Путь Гурджиев называл еще "системой сознательного эгоизма" - "Атлант" является превосходной иллюстрацией этого.
Еще одно наследие Атлантиды,которое поясняет поступки героев "Атланта" - это Закон Объективной Морали* Совести* - которая основывается на принципе градации конкретного существа по шкале Разумности. Вот иллюстрирующий пример:
"Приношение Богу жертв уничтожением существования других Его творений, – то же самое, как если бы сейчас ворвался кто-либо с улицы в твой дом и без всякой причины начал бы уничтожать все находящееся здесь в твоем доме „добро“, которое ты годами собирал и для приобретения которого ты тоже годами трудился и страдал.
Подумай, но подумай опять-таки искренно и представь себе только что мною сказанное и ответь, было ли бы тебе приятно и стал ли бы ты за это благодарить того ворвавшегося с улицы нахала-разбойника.
Конечно, нет! Без конца раз нет!
Наоборот, ты всем своим существом возмутился бы и захотел бы наказать этого разбойника и всеми фибрами твоей психики стал бы стараться придумать, как бы отомстить ему за это...
Ты сейчас, наверно, мне ответишь, что хотя это действительно так, но „я ведь только человек“!
Это верно, что ты только человек. Хорошо, что Бог есть Бог и не такой мстительный и злой, как человек.
Он, конечно, не накажет тебя и не будет тебе мстить, как ты наказал бы упомянутого разбойника, который уничтожил твою собственность и твое, годами накопленное, добро.
Слов нет, Бог за все прощает. Это даже стало законом в Мире.
Но Его творения, в данном случае люди, не должны злоупотреблять этой Его всемилостивейшей и всюду проникающей добротой и обязаны не только беречь, но даже поддерживать Им сотворенное.
А люди у нас на Земле даже поделили все другие формы здешних существ на каких-то „чистых“ и „нечистых“.
Скажи, чем они руководствовались, когда делали такое подразделение?
Почему, например, баран – „чистый“, а лев – „нечистый“? Разве оба не одинаково – существа?!
Это тоже выдумали люди... А почему они это выдумали и так подразделили? Просто потому, что баран существо очень слабое и вдобавок глупое и они могут с ним поэтому делать, что угодно.
А льва люди назвали „нечистым“ только потому, что со львом они что угодно делать не смеют.
Лев умнее, а главное – сильнее их.
Лев не только не даст уничтожить себя, но даже не позволит людям близко подойти к себе. А если кто-либо из людей как-нибудь осмелится близко подойти к нему, то этот „господин-лев“ так даст подошедшему по башке, что у такого смельчака моментально собственная его жизнь полетит туда, где „люди с острова Альбион“ еще не бывали.
Повторяю, лев „нечистый“ только потому, что люди его боятся; он в сто раз выше и сильнее их; а баран „чистый“ только потому, что он намного слабее их, и, опять-таки, повторяю, – во много раз глупее их.
Каждое существо, согласно своей природе и по градациям своей разумности, перешедшей к нему по наследственности, достигнутой его предками, занимает свое определенное место среди других форм существ.
Хорошим примером для выяснения только что мною сказанного может служить разность уже определенно скристаллизовавшегося наличия психики твоей собаки и твоей кошки.
Если эту твою собаку ты будешь немного баловать и приучать к тому, что тебе именно нравится, то она сделается очень послушной тебе и до унижения ласковой с тобой.
Она будет за тобой бегать и выкидывать всякие „сальто-мортале“ только для того, чтобы еще больше нравиться тебе.
Ты можешь с ней фамильярничать, можешь бить, оскорблять ее, она никогда на тебя не рассердится и всегда будет еще более унижаться перед тобой.
Теперь попробуй-ка то же самое сделать с твоей кошкой.
Как ты думаешь? Будет она на твои оскорбления отвечать тем же, чем на них отвечала собака и проделывать для твоего удовольствия то же унизительное „сальто-мортале“? Конечно, нет!
Если у кошки не хватает физической силы, чтобы сейчас же наказать тебя за эти оскорбления, то она будет это твое отношение к ней долго помнить и когда-нибудь все же за него чем-нибудь отомстит.
Говорят, бывали, например, не раз случаи, что кошка перегрызала спящему человеку горло. Я этому вполне верю, зная, какие мотивы могут быть у кошки для подобного поступка.
Нет, кошка постоит за себя, она знает себе цену, она горда. И это только потому, что она кошка и ее природа на том месте разумности, на каком по заслугам своих предков и должна быть.
Во всяком случае, никакое существо, также и человек, не должен обижаться за это на кошку.
Чем она виновата, что она кошка и что ее наличие, благодаря заслугам ее предков, занимает такую градацию по „Самосознанию“?
Кошку за это не надо ни ненавидеть, ни бить, ни оскорблять, напротив, надо отдавать ей должное, как занимающей на лестнице эволюции „Самосознания“ более высокую ступень».
Недаром, относительно взаимного отношения существ, бывший знаменитый пророк с планеты «Дезагроанскрад», великий «Архунило», в настоящее время уже помощник главного следователя всего Мегалокосмоса, о деталях Объективной Морали как-то сказал:
«Если существо по разумности выше тебя, следует всегда преклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по Священному Измерителю градаций разумности нашего ТВОРЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ».
http://gurdjieff.ru/content/vi...
---------------
Таким образом вопрос объективной справедливости - это вопрос осознанности себя как разумного существа, и морального права реализовывать эту осознанность через действие согласно своему уровню бытия, который подтверждает это действие в качестве правильного.
Страшный Суд таким образом - это суд согласно Объективной Морали, или Суд Совести. И осуществляется он в индивидуальном порядке в каждый момент времени в каждой точке пространства - согласно Шкале Разумности. Это и есть тема Апокалипсиса - не прекращающегося стояния один на один с собой - Вечное Откровение.
********************************
Вот под этим углом я предлагаю "судить" ))) героев "Атланта" - и правильным было бы то, что судить может только равный равного - или тот, что стоит выше по градации бытия-разума.
Источник прав человека - не в божественном или парламентском законе, но в законе тождеcтва. А есть А, Человек - это Человек. Права человека - это условия жизни, которых требует природа человека и которые необходимы ему для достойного сущеcтвования. Человек поступит правильно - если будет опираться на свой разум;он будет прав - опираясь на собственное суждение;для него правильно действовать в интересах своих ценностей и рапоряжаться продуктами своего труда.
...Каждый человек свободен подняться в рост своих способностей и воли, но только высота - которой достигнет его мысль, определяет уровень его подъема.Человек, занятый исключительно физическим трудом - потребляет столько, cколько вкладывает в процесс производства и не оставляет иных ценностей ни для себя, ни для другого. Но человек - генерирующий идеи в любой области, человек - который создает новое знание - постоянный благодетель человечества.
Нельзя поделиться материальным продуктом, он принадлежит какому-то конечному потребителю,только идеей можно поделиться с неограниченным числом людей, и все они станут от этого богаче - ничем не жертвуя...(с) Книга - из речи Джона Галта
Когда я читал "Атлант расправил плечи" - фигура Гурджиева заслоняла каждого из трех мужских персонажей - и каждый персонаж по-своему являлся слабым отблеском мощи его Личности.
Все, кто имел со мной дело, могут с чистой совестью подтвердить, что, несмотря на колоссальные расходы и убытки, которые я понес не по собственной неосмотрительности, а вследствие политических и экономических потрясений, которыми были богаты предшествующие годы, я не занял ни единого цента. Все, что я имел, я заработал сам. Мои друзья и единомышленники часто предлагали мне материальную помощь, но я всегда отклонял ее, предпочитая преодолевать трудности, полагаясь только на собственные силы.
В течение этих шести лет, работая над тремя книгами, я должен был всегда и везде помнить о своей главной цели, которую во что бы то ни стало следовало осуществить и которая была единственным оправданием и смыслом моей нелегкой жизни.
Я не давал себе никакой поблажки, не позволял тяжелому материальному положению, в котором оказался, мешать моему литературному труду.
Желание выразить свои мысли в форме, доступной для других, так захватило меня, что я часто забывал вовремя поесть.
Но самым тяжелым для меня было то, что я не мог сосредоточить все свое внимание на работе, так как постоянно приходилось отвлекаться, чтобы решить, какие долги следует возвратить в первую очередь, потому что платить по всем счетам не было возможности.
За эти шесть лет я дошел до состояния нервного истощения. Не из-за того, что работал над несколькими книгами, рукописями которых была завалена комната, специально переоборудованная под архив. Меня изматывала необходимость постоянно ломать голову над тем, что делать с многочисленными долгами, которые продолжали расти.
Но если раньше я мог отказаться от своей миссии, то теперь, когда мои идеи получили широкую известность, все пути к отступлению отрезаны.
И в тот раз, когда мой партнер нашел меня в парижском ресторане и сообщил о провале нашего предприятия, я принял следующее решение, которое не противоречило моим основным принципам. Оно состояло в следующем.
Я должен без помощи других людей заработать сумму, которая позволит мне не только вернуть долги, но и обеспечит достойное существование, при этом я не сделаю ничего такого, что вызвало бы угрызения совести.
Поступая так, я снова смогу испытать блаженство, даруемое нам Создателем, блаженство, о котором египетский священник, первый наставник Моисея, сказал так: "Ничто не доставляет человеку такой радости, как чистая совесть".(c) Гурджиев
Совершенно "замечательной" вещью является - как переводятся и публикуются тексты в Интернете: многие куски из книг просто выбрасываются - у меня лично в твердом виде издание "Встреч" от "невского курьера" - 1997 года, наверное самое подробное.
Например, закон тождества - по Джону Галту - у Гурджиева звучит так:
Но теперь, чтобы значение и цель моей деятельности... могла быть признана всеми, я не намереваюсь смиряться ни с чем дальше: но наоборот - считаю себя оправданным, С СОВЕРШЕННО ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ, в требовании - чтобы каждый человек,который приближается ко мне, без различия рас, веры, материального или социального положения, ЗАЩИЩАЛ БЫ МЕНЯ как зеницу ока - для того чтобы моя сила и мое время были сохранены для деятельности, соответствующей моей индивидуальности(c)Гурджиев
Но человек - генерирующий идеи в любой области, человек - который создает новое знание - постоянный благодетель человечества(с)Джон Галт
Джон Галт= путевой обходчик и Гурджиев = торговец женскими корсетами - это круто!
Темы Проекта все время пересекаются.
Взгляды на пол в романе и тема Высшего Пола в системе 4 Пути:
http://waytosoul.ru/node/8397#...
Читать Успенского "Пол и Эволюция":
Что находится за этой дверью, мистер Галт?
– Частное владение.
– Не будете любезны открыть?
– Нет.
Дверь взламывают.
в тишине треск дерева производил такое впечатление, будто разбивали тараном крепостные ворота. Когда взломщик добрался фомкой до замка, за дверью послышался легкий шелест, не громче шороха утомленного ветерка. Еще через минуту замок выпал из панели и дверь растворилась на дюйм.
Солдат отскочил назад. Старший приблизился импульсивными, как икота, шажками и распахнул дверь. Перед ними непроглядной, плотной тьмой зияла черная дыра.
Они переглянулись и посмотрели на Галта. Галт не шевельнулся, он смотрел во тьму.
Дэгни прошла вслед за ними, когда они переступили порог, светя себе фонариками. Они оказались в длинном металлическом контейнере, пустом, если не считать наносов тяжелой пыли на полу – странной сероватой пыли, которая словно веками копилась от рассыпавшихся в прах руин. Комната выглядела мертвой, как пустой череп.
Дэгни отвернулась, чтобы они не увидели на ее лице крик души, знавшей, чем была эта пыль всего несколько минут назад. «Только мысль откроет эту дверь, – сказал он ей тогда у входа в здание электростанции Атлантиды. – Если кто-то попытается взорвать ее мощнейшей взрывчаткой, оборудование превратится в груду лома намного раньше, чем поддастся дверь». Не пытайся открыть эту дверь, думала она и знала, что то, что сейчас у нее перед глазами, служило наглядной формой утверждения: не пытайся насиловать разум.(c) Книга 3 "Атлант раправил плечи"
Cравним - отрывок из книги Успенского "В поисках чудесного" - про четвертую комнату:
"Четвёртый путь отличается от других путей и тем, что его главное требование к человеку — это требование понимания. Человек не должен делать ничего такого, чего он не понимает, за исключением какого-нибудь опыта под руководством и по наставлению учителя. Чем яснее понимает человек то, что делает, тем значительнее будут результаты его усилии. Это фундаментальный принцип четвёртого пути. Результаты работы пропорциональны сознательности в ней.
«Метод четвёртого пути состоит в том, чтобы делать что-то в одной комнате и одновременно нечто соответствующее в двух других; иными словами — работая над физическим телом, работать над умом и эмоциями, а работая над эмоциями, работать над умом и физическим телом.
Таким образом, когда человек, продвигаясь по четвёртому пути, достигает развития воли, он может ею пользоваться, так как приобрёл контроль над своими телесными, эмоциональными и интеллектуальными функциями. Кроме того, он сберёг много времени, работая параллельно сразу над тремя сторонами своего существа.
«А на четвёртом пути знание ещё более точно и совершенно. Человек, следующий по четвёртому пути, знает вполне определенно, какие субстанции необходимы для его целей, и знает, что эти субстанции можно произвести в теле при помощи месяца физических страданий, недели эмоционального напряжения и дня умственных упражнений.
«Следует отметить, — заключил Гурджиев, — что кроме этих истинных и законных путей существуют искусственные пути, которые дают только временные результаты; есть ложные пути, которые могут даже дать постоянные результаты, но сами результаты будут ложными. И на этих путях человек тоже ищет ключ к четвёртой комнате и иногда находит его. Однако до сих пор неизвестно, что именно он находит в этом случае в четвёртой комнате."
«Бывает и так, что дверь в четвёртую комнату открывают искусственно, при помощи отмычки. В обоих этих случаях комната может оказаться пустой».(c) ПДУ "В поисках чудесного"