Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Материал из Википедии Успенский, Пётр Демьянович

Успенский, Пётр Демьянович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пётр Демья́нович Успенский (5 марта 1878, Москва — 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) — русский философ, теософ, эзотерик и писатель, математик по образованию Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеями четвёртого измерения, применяя научно-аналитический подход к изучению Мистицизма. Одним из первых высказал идею плодотворности синтеза Психологии с Эзотерикой, ведущего к более высокому уровню осознанной и осмыленной жизни человека. Увлекаясь с 1905 эзотерическими Учениями, путешествовал по странам Западной Европы и Востока. Его первая эзо-книга «Четвёртое Измерение» появилась в 1909 году, вторая — «Tertium Organum» в 1912 и «Новая Модель Вселенной» в 1931. Эту последнюю работу, написанную им ещё в 1914 году, называли своеобразной «энциклопедией эзотерических идей». Он также создал сценарную повесть «Странная жизнь Ивана Осокина» (1910 — русское издание и 1947 — английское издание), посвященную идее «вечного возвращения» (реинкарнации). В связи с Революцией 1917 с 1921 года он жил в Лондоне. Руководил деятельностью "Историко-психологического общества" - организации по изучению Эзотерико-психологического саморазвития (см.«Совесть-поиск истины»). В эпилоге этой книги сказано: «Успенский умер более полувека назад, а его книги по-прежнему покупаются и читаются. 6 его книг на английском языке — „Странная жизнь Ивана Осокина“, „Tertium Organum“, „Новая Модель Вселенной“, „Психология и космология возможной эволюции человека“, „В поисках чудесного“ и „Четвёртый путь“ продаются в год по 40 000 экземпляров. Они были переведены на французский, немецкий, испанский и другие языки. В то же время его Учение (его версия „4-го пути“), которое последователи Успенского называют „Работой“ или „Системой“, как и сама фигура Мастера, фактически остаются неизвестными». Несмотря на собственные оригинальные взляды, по достоинству оцененные интеллектуальной элитой дореволюционной России, в истории он остался известен как сподвижник русского оккультиста Г. И. Гурджиева и соавтор их совместного Учения по саморазвитию. Яркость Г.И.Гурджиева оттеняла Петра Успенского, сыгравшего неоценимую роль в одном из наиболее заметных течений Эзотеризма начала XX века — "Четвёртом пути". Несмотря на то, что Систему "Гурджиева-Успенского" часто считают Работой Г. И. Гурджиева, существует не только одна её базовая версия. Гурджиевская (не сохранившаяся) версия Учения так и не удовлетворила исследователя П. Д. Успенского, послужив причиной "отхода" (последнего от первого). Официальной (Гурджиевской) версией ЧП ныне считают единственный первоисточник идей Четвёртого пути - книгу «П.Д.Успенский. В поисках чудесного». Однако она, наполненная выдержками из первичных и разноплановых лекций Г.И.Гурджиева, в целом является второй (переструктурированной и отшлифованной) психологической формой Учения, составленной П.Успенским ещё в ранние 1920-е годы. В книге излагается некое общее Среднее (для ранней Гурджиевской и поздней Успенской версий), десятилетиями шлифуемое П.Д.Успенским (не разрешавшим её публиковать) в общих лекциях по 4-му пути (под названием "В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения"). Несмотря на запрет, материал (с урезанным названием) был издан сразу после смерти П.Д. Успенского (под его именем). Тексты второй версии "Четвёртого Пути" (из отточенных лекций) дают основания предполагать существование третьей - чисто Успенской версии Пути саморазвития (вероятно проистекающеей из его 30-летней практики и не предназначенной для широкого круга). Во всяком случае, предсмертное послание самого Петра Успенского, понятое некоторыми как его «отказ от Системы», имело прямое указание на незавершённость внешней Официальной версии доктрины и необходимость "перезагрузки" прежнего формата Эзо-учения.

 

На главную