Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОБРАЗОВАНИЕ РАЗУМНОЕ

nabel аватар

АДРЕСОВАНО ПОДВИЖНИКАМ
Три дня, которые потрясли ...
    
 По тем законам, что родится колос,

И солнца луч струится с высоты.
В гармонии вселенского созвучья

Живешь и ты...
    
      Это - "ключ" к Ноосфермому образованию. Вчитайтесь... Вслушайтесь... Вдумайтесь... Вчувствуйтесь... В гармонии ли ты
живешь? Если нет - почему? А как - чтобы в гармонии?

Кто будет спорить, что учительство не устает искать, исследовать, пробовать, находить, анализировать, опровергая еще вчера, казалось бы, интересные завоевания в педагогике?

И все-таки, и все-таки... Будто неправильно репку потянем...

"ПРИШЕЛЬЦЫ"

Именно так и хочется назвать команду российских ученых, приехавших в мае по приглашению директора Департамента образования г Алматы Г.И.Исимбаевой. Международная научно-практическая конференция "Ноосферное образование - фундамент устойчивого развития общества" собрала более 300 алматинских учителей И можно смело утверждать - ничего подобного до этого они не видели и не слышали. Иначе как интеллектуальным подарком это нельзя назвать.

Наталья Владимировна Маслова - действительным член Российской академии естественных наук, доктор психологических наук Она - разработчик системы НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, профессор Борис Александрович Астафьев - действительный член РАЕН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии им М Ломоносова, Наталья Владимировна Антоненко - советник РАЕН, кандидат психологических наук, Марина Владимировна Ульянова - член-корреспондент РАЕН, кандидат технических наук
Наверняка у устроителей было опасение - а как совершенно уставшие к концу года учителя, в преддверии Единого национального тестирования, воспримут необычное для слуха - "ноосферное образование".
Если взять за аксиому, что образование - способ ориентации общества на качественные человеческие ресурсы, передовые технологии в экономике, в итоге определяя роль и положение государства в мире, то кто станет возражать, что образование должно быть сориентировано на современные вызовы времени7 Кстати, современность однозначно утверждает, что наметился гигантский разрыв между наукой и практикой.
Кризис техногенной цивилизации приводит к однозначному выводу - необходима переоценка прежних, традиционных подходов, приемов, методик Образовательная, традиционная система, сложившись в XIX веке, подпитывалась идеями социального заказа 30-60, 70-х годов прошлого века, "продуктом" которой был человек знающий. Сегодняшняя школа готовит, - увы- человека, не умеющего вписаться в сложный современный мир, а выпускник руководствуясь стереотипным, нединамичным мышлением, не умеет вести диалог с быстро изменяющимся миром. Так появилось новое понятие "вульгаризация образования", суть которого - несоответствие между био-социальной природой человека его потребностям в адекватной ему системе образования
"Традиционное разделение школой целостного знания на отдельные дисциплины, прочно закрепленные в высшей школе, привело к забвению субъекта образовательной деятельности - человека. Фокус внимания сместился на объекты информации по отдельным дисциплинам Итог - конфронтация субъекта образования и системы, концепции и практики образования. Декларирование лидирующей функции информации и компьютеризации при забвении проблемы самореализации, самовоспитания и педагогического воздействия на молодое поколение. Забыта мировоззренческая функция знаний - ведущая в деятельности и поведении человека, обеспечивающая превращение знания в убеждения
Предмет тревоги - медицинские проблемы, связанные с существующей системой образования Сокращение мышечных усилий человека (более чем на 90 процентов за последние 100 лет) вытаскивает целую цепочку болезней, связанных с гипокинезией, пока недостаточно еще изученной, но влекущей ослабление жизненно важных систем человека Опасность Интернета - увеличение количества и негативный характер информации, переутомление от компьютерной и телевизионной техники, психические расстройства у детей и подростков. Социально-экологические проблемы - вследствие ионизации воздуха в компьютеризированных помещениях, вредная для пользователя компьютером и окружающих атмосфера...
Лишь глубоко осознав происходящие перемены во взглядах на мир, лишь овладев новой методологией и инструментарием для его познания, возможно органично вступить в новый этап духовной эволюции на-шей планеты - Ноосферу. Это Владимиру Ивановичу Вернадскому принадлежат пророческие слова "Процессы, подготовлявшиеся много миллиардов лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в Ноосферу, то есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие".
Нам, наследникам В И Вернадского, предстоит войти в ноосферу или сферу Разума - только обновив и усовершенствовав систему образования. Еще накануне третьего тысячелетия мы видели, насколько усилились поиски концепции новой школы образования - через синтез космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни.
Итак, автором концепции Ноосферного образования Н В Масловой утверждается, что "Мир нуждается в человеке, понимающем и осознающим себя, общество и культуру, как минувших эпох, так и современную".
Вызов эры информатизации, коммуникации и систем всеединства однозначен - необходима новая философия образования, смена парадигмы педагогического мышления, пересмотра категориального аппарата педагогики, трансформации практики педагогики.

13 июля 2004 г.
    

СОВЕТ ОТ А. ЭЙНШТЕЙНА

Конечно же, мы знаем, что образование - стратегический ресурс общества. Пожалуй, это знает любой мало-мальски продвинутый школьник. Однако это утверждение справедливо, если образование играет опережающую роль. "Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления", сказал в свое время А.Эйн-штейн. Адресовано образованию, чей арсенал средств, методов стал многообраз-ным, значительным. А хочется ли молодым людям в школе учиться? - вопрос риторический. Однозначно - нет. Почему? Потому что интерес к личности школьника должен быть организован и гарантирован, а не только продекларирован - вот весь ответ.  Школу сравнивают с горячей печью, выпекающей хлеба, которые будут хороши, если выпекаться будет оптимальное количество форм с тестом. Не более! Автор "Ноосферного образования", продолжая аналогию школы с горячей печью, утверждает, что она перегорела от постоянных тяжких перегрузок. Учитель с пятичасовой нагрузкой обслуживает около 150 человек, отводя на каждого ученика по 2 минуты. Используя всю гамму чувств, души, интеллекта, физические возможности организма, которые задействованы в нечеловеческом режиме. Тогда как индивидуальные усилия школьника составляют около 2 минут. Учительские усилия превосходят в 30 раз уси-лия учеников, поскольку именно столько их в классе. Счет 1/30 - никому не на пользу. Где же корень? - спросите вы. Он - в нехватке учителей, из-за нехватки средств на достойное обеспечение учительства, образования. Которое заявлено как стратегический ресурс общества. "Система образования в современной школе отстала от достижений науки на сотни лет".
Технология образования - одна из социальных технологий (наряду с глобальными, информационными, внедренческими, политическими, человедческими и др.). "Это специально организованная область знаний о способах и процедурах оптимизации образования человека в условиях нарастающей зависимости, динамики и обновления общественных процессов; способ осуществления образовательной деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения, средств управления"

http://www.raen-education.webhost.ru/press_1.htm