О природе разума: три в одном
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ и НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ У ТРЕХМОЗГОВЫХ СУЩЕСТВ
В предыдущих главах мы рассмотрели многие из тех причин, которые
создают нашу погруженность в транс и из-за которых наше восприятие
оказывается искаженным, а степень нашей разумности уменьшается; они вызывают
в нас ненужные страдания, и мы утрачиваем слишком большую часть нашей
жизненной энергии. Теперь мы рассмотрим некоторые дальнейшие свойства
согласованного транса, связанные с самой природой нашего разума.
Гурджиев постоянно напоминал об идее, которая на первый взгляд может
показаться довольно странной: мы являемся трехмозговыми существами. Однако
эта идея занимает центральное место в развитии различных направлений
современной психологии личностного роста.
Когда мы думаем о мозге, мы обычно представляем себе физический орган,
который находится у нас в голове, и функция которого состоит в том, чтобы
мыслить, - имитировать и моделировать реальность. Мышление является
логическим процессом, и очевидно, что мы имеем лишь один думающий мозг.
Тогда что же имеется в виду, когда говорится о трехмозговых существах?
Слово "мозг" действительно означает орган или процесс, посредством
которого происходит "мышление", но давайте обсудим, чем является само
"мышление" в общем смысле этого слова? Мышление обычно начинается с
восприятия: вы получаете информацию о чем-то, что нужно обдумать. (Мы уже
видели, что восприятие является не таким уж простым актом, если учитывать
то, как в процессе окультуривания у нас формируется способность воспринимать
мир соответствующим культуре образом, но пока мы будем считать его
достаточно простым). Затем с этими поступающими извне данными вы начинаете
работать: вы отыскиваете в них определенные конфигурации, сравниваете их с
другой информацией в вашей памяти и применяете логику для обработки этих
данных. Так вы создаете имитацию текущей ситуации и модели ее возможных
исходов, основывающиеся на различных доступных вам альтернативах, и
определяете, какой из этих возможных исходов является для вас наиболее
желательным. Некоторые из таких имитаций, или моделей, существуют в виде
образов, но чаще всего они имеют словесную форму. В конечном счете это
приводит принятию определенного решения.
Нашей ошибкой является ограничение идеи мышления только лишь
интеллектуальной формой, а в особенности словесной формой. В
действительности же существуют многие другие формы мышления, так же как и
многие формы имитации реальности. Поскольку само слово мышление имеет
сильный оттенок интеллектуальной, в особенности словесной деятельности, я
буду использовать в дальнейшем слово оценивание как термин более общего
характера. Таким образом, идея Гурджиева о человеке, как трехмозговом
существе, определяет наличие трех основных типов оценивания:
интеллектуального, как мы обычно понимаем его, эмоционального и
телесно-инстинктивного.
Эмоциональное оценивание? Инстинктивное оценивание? Но разве эмоции не
являются чем-то более "примитивным", чем логическое, интеллектуальное
мышление, чем-то таким, что может даже мешать логическому мышлению? И разве
не являются инстинкты даже еще более "примитивными"?
Да, если говорить в эволюционном смысле: низшие животные являются в
гораздо большей мере одномозговыми или двухмозговыми существами по сравнению
с нами, поскольку они не обладают интеллектуальным мозгом, который мог бы
быть сравнимым с нашим.
Да, если говорить в практическом смысле: у многих людей их
эмоциональный мозг и телесно-инстинктивный мозг действительно находятся в
примитивном состоянии по сравнению с их интеллектуальным мозгом. Но Гурджиев
заявлял, что как эмоциональное оценивание так и телесно-инстинктивное
оценивание могут быть развиты и образованы до столь же высокого в их
специфических сферах уровня, как интеллектуальное мышление. И действительно,
некоторые люди имеют высокоразвитый эмоциональный мозг, но, как правило, при
этом их интеллектуальный и телесно-инстинктивный мозг бывает сильно
недоразвитым. Иные люди обладают высокоразвитым телесно-инстинктивным
мозгом, но у них слабо развито интеллектуальное и эмоциональное оценивание.
Недостаточно сбалансированное развитие всех трех типов оценивания является
основной причиной большинства человеческих страданий.
------------------------------
- КОГДА ОДИН МОЗГ ВЫПОЛНЯЕТ РАБОТУ ДРУГОГО
В дополнение к неуравновешенности развития трех типов мозга, еще одна
проблема, на которую также указывал Гурджиев, возникает тогда, когда один
мозг начинает выполнять работу, которую должен был бы делать другой мозг.
Например, эмоциональную проблему может оценивать и пытаться решать
интеллектуальный мозг. Вместо того, чтобы эмоционально воспринимать,
сравнивать и оценивать проблему, вы думаете о ней интеллектуально. Поскольку
интеллект не может полностью постичь эмоциональное знание, проблема не может
быть адекватно оценена. На самом деле, ваше понимание может быть сильно
искажено, поскольку интеллектуальные мысли о чувствах могут неправильно их
истолковывать, и/или потому, что бессознательные защитные механизмы
намеренно искажают интеллектуальное представление эмоций.
Так, например, моя жена, которая работает медсестрой в больнице,
однажды рассказывала мне о преждевременно родившемся ребенке, который умер
во время ее смены. Эта смерть глубоко ее опечалила. Я ощутил легкую грусть,
сказал жене несколько ободряющих слов, и тут же перестал об этом думать.
Минуту спустя я внезапно заметил, что у меня началась головная боль.
Сообщение о смерти ребенка, в действительности, сильно потрясло меня, было
полностью воспринято и оценено моим эмоциональным мозгом, но мой
интеллектуальный мозг, занятый планами на текущий день, подошел к этой
новости чисто интеллектуально, вместо того, чтобы позволить моему
эмоциональному мозгу как следует делать свою работу. В результате этого
вмешательства со стороны головы естественная в этом печальном случае боль в
сердце отразилась в форме головной боли.
Кроме того, ваша интеллектуальная реакция на чувство, сообщаемое вам
другим человеком, может восприниматься им как признак того, что вы его
отвергаете. У меня, как у человека, бывшего всегда в первую очередь
интеллектуальным, часто бывали случаи, когда другие сердились на меня за то,
что я такой "поверхностный" и не способен на эмоциональный отклик при
общении.
С другой стороны, попытки иметь дело с интеллектуальной проблемой с
помощью эмоционального мозга могут привести к не менее катастрофическим
последствиям, так как нахождение правильного решения в той иной ситуации
может потребовать строгой и чисто интеллектуальной логики. Эмоциональная
реакция типа: "Это мне не нравится! Не беспокойте меня!", которая
препятствует всем дальнейшим размышлениям, здесь не поможет. Рационализация,
будучи одним из наших основных защитных механизмов, является типичным
примером того, как эмоции вмешиваются в процесс мышления. Это происходит по
той причине, что эмоции не признаются как эмоции, с которыми должен был бы
работать эмоциональный мозг, а ошибочно принимаются за продукт интеллекта,
за мысли.
За решение телесно-инстинктивных проблем также может по ошибке браться
мозг другого типа. Мне, как чисто интеллектуальному человеку, было трудно
это понять до тех пор, пока я не начал изучать айкидо, японское искусство
самообороны, в 1971 году. Мой тренер, Алан Гроу, имел черный пояс в айкидо,
а это честь, которую нужно заслужить путем многих лет практики и заметных
успехов. Алан не слишком много говорил об айкидо: он обучал с помощью
практического действия, с помощью своего тела. Поначалу я не мог этого
ухватить. На самом деле, я обнаружил, что через две недели я мог дать
прекрасное словесное описание сущности и философии айкидо, тех принципов,
которые стояли за его техникой, и взаимоотношения этих принципов с другими
системами духовного развития. Но я продолжал замечать и еще кое-что: Алан
мог бросить меня в другой конец комнаты, казалось бы, одним легким движением
кисти, тогда как я сам едва мог пересечь татами, не пошатнувшись!
Вопреки этому постоянному напоминанию, что айкидо не является словами,
я потратил два года, пытаясь научиться айкидо тем способом, которым я
преуспел в большинстве других сфер жизни, с помощью слов и мыслей. "Левая
нога здесь, правая здесь, в ответ на приближающийся удар двигаться вперед и
вбок, помнить о принципе уклонения от линии удара, держать спину прямо,
ощущать свое сознание сосредоточенным в животе, визуализировать перед собой
исходящую из меня энергию, двигать правую руку вверх и вокруг,
визуализировать энергию удара и сливаться с ней", и т.д. и т.п.
Но все это не очень хорошо работало. В конце концов я открыл для себя,
как нужно сидеть неподвижно и наблюдать демонстрацию техники "своим телом",
почти или полностью без слов. Так я начал учиться с совершенно новой для
себя перспективы восприятия. Моим телом управлял теперь мой
телесно-инстинктивный мозг, и это удавалось ему гораздо лучше, чем
интеллектуальному мозгу.
Телесно-инстинктивный мозг также может плохо справляться с той работой,
которую должен делать другой мозг. Человек, который действует под влиянием
своих идей и чувств, не думая о последствиях - например, бьет других людей
всякий раз, когда испытывает гнев, - будет попадать в неприятные истории.
Еще одним примером может служить психосоматическое заболевание: то, что
следовало бы воспринимать и оценивать на уровне чувств, вытесняется на
телесный уровень.
Отметьте, что выполнение одним мозгом работы другого не всегда является
неуместным, по крайней мере, если вы знаете, что делаете. Так, например,
моей жене в ее работе медсестры часто приходится подавлять полное проявление
эмоциональной оценки и реакции в отношении пациентов, поскольку в этих
случаях для правильного реагирования, которое сможет спасти жизнь пациента,
требуются высокоразвитые интеллектуальные и технологические навыки, которым
эмоции только мешают. Весь фокус здесь в том, чтобы знать, что вы делаете,
так что вы делаете это намеренно, а не позволяете всем трем типам вашего
мозга взаимодействовать автоматически, в силу привычных я бессознательных
процессов, а также в выработке умелого и уравновешенного использования всех
трех типов мозга. Если снова обратиться к нашей притче, можно сказать, что
следующая более высокая стадия эволюции наступает тогда, когда Господин
начинает использовать лошадь, повозку и кучера для целей Господ.
Книга американского парапсихолога Чарлза Тарта "Пробуждение":
http://lib.ru/DPEOPLE/tart2.txt
Притча
ПРИТЧА О ЛОШАДИ, ПОВОЗКЕ И КУЧЕРЕ
Есть восточная притча о лошади, повозке и кучере, которая хорошо
иллюстрирует нашу природу как трехмозговых существ, а также проблемы,
возникающие от недостаточного развития каждого из трех типов мозга и от их
неуравновешенности.
Лошадь, повозка и кучер вместе представляют собой транспортную систему
для потенциального пассажира, Господина, куда бы он или она ни захотели
отправиться. Повозка обеспечивает физическую поддержку для того, чтобы
переносить Господина комфортабельно и безопасно, лошадь обеспечивает
движущую силу, а кучер обеспечивав практические знания о том, как управлять
всей этой системой для целей Господина. Лошадь, повозка и кучер должны быть
всегда готова отправиться туда, куда захочет Господин. Однако как правило,
такая система не функционирует достаточно хорошо.
Кучер часто оставляет повозку на улице под дождем и снегом когда ее
следовало бы поставить в сарай, и от этого многие ее части заржавели или
прогнили. Из-за плохого ухода некоторые части повозки требуют замены, и
ездить на ней становится небезопасно. Недостаточно правильное использование
повозки приводит к дальнейшему ухудшению ее качества. Например, повозка
имеет встроенную автоматическую систему смазки, так что дорожная тряска
накачивает смазку к разным деталям повозки. Но поскольку повозка пребывает
без движения достаточно долгие периоды времени, то многие ее сочленения
проржавели, и их заклинило. Ее внешний вид стал изношенным и
непривлекательным. Важное для безопасного и умелого управления "чувство"
дороги, которое должна давать хорошо отлаженная и ухоженная повозка,
искажается из-за ее жалкого состояния.
Лошадь проводит много времени запряженной "в повозку, на жарком солнце,
под дождем или снегом, в то время как она могла бы спокойно стоять в
конюшне. Кучер не уделяет достаточно внимания кормлению лошади, которое
оказывается недостаточно качественный и лошадь страдает от болезней,
связанных с нехваткой питания. Иногда по небрежности кучера лошадь вообще не
кормят долгое время и она голодает, тогда как в иное время ей могут давать
слишком много еды. Бывает, что о лошади заботятся с большой любовью, а кучер
ругает и бьет ее кнутом без особой на то причины. В результате поведение
лошади становится непредсказуемым и невротическим, и она временами тянет
повозку сильно и быстро, а в другое время вообще отказывается идти; иногда
она хорошо повинуется командам кучера, а иногда пытается укусить его.
Кучер всегда должен находиться рядом с повозкой, готовый вскочить в нее
при появлении Господина, управлять лошадью и повозкой, и везти Господина
туда, куда он скажет, и он также должен отвечать за содержание лошади и
повозки. Однако обычно бывает так, что кучер отлучается в пивную, где
напивается с другими такими же кучерами. Там они то веселятся, то в
следующее мгновение уже дерутся, то становятся сентиментальными и,
соревнуясь в преувеличении и лжи, обмениваются историями о прекрасных (но, в
большинстве случаев, вымышленных) путешествиях, которые они совершали, и о
могущественных Хозяевах, которым они служат или будут служить.
Действительные события и вымысел в этих историях не различаются.
Обычно в разгаре этого пьяного пира кучер не слышит, что Господин зовет
его прийти к повозке, запрячь лошадь и везти Господина туда, куда он скажет.
В ином случае, когда зов Господина все же услышан, пьяное состояние кучера
приводит к тому, что повозка скорее всего застрянет где-то, съедет с дороги
или потерпит аварию вместо того, чтобы безопасно и быстро довезти Господина
туда, куда он пожелает.
Стоит ли после этого удивляться, что Господин не очень часто пытается
использовать лошадь, кучера и повозку? Или что кучер, в моменты когда он
бывает трезв, чувствует, что он не выполняет некоторой важной в его жизни
задачи? Или что лошадь преисполнена обиды, и часто испытывает то злобу, то
отчаяние?
Нередко бывают частичные исключения из обрисованного выше положения
дел. Иногда кучер полностью трезв и ведет себя совершенно разумно, он
исполнен намерения повиноваться, но несмотря на это Господин не слишком
далеко сможет уехать на нервной и полуголодной лошади и в полуразвалившейся
повозке. Иногда в повозку запряжена великолепная, хорошо накормленная,
сильная и послушная лошадь, но когда неисправные тормоза повозки то и дело
заедают, а кучер пьян, это путешествие может быть очень занимательным, но ни
к чему хорошему не приведет. Бывает и так, что повозка комфортабельна,
прекрасно выглядит и тщательно ухожена, но из-за пьяного кучера и
полуголодной лошади она годится только для роскошной поездки в никуда.
Повозка - это наше физическое тело. Лошадь - эмоции. Кучер - наш разум.
А Господин - это то, чем мы могли бы стать, если бы заботились о развитии
своей высшей природы.(с) Там же