Сила мысли
"Познай самого себя..." В этом вся наука, вся мудрость: познать и найти себя, слить воедино свое высшее и низшее "Я". Символом Посвященного, которому удалось это сделать, является змея, кусающая свой хвост. Змея, ползущая по земле, представляет собой прямую линию или синусоиду, и эта линия всегда ограничена. Но змея, кусающая свой хвост, становится кругом, а круг - это бесконечность, безграничность, вечность. Человек, которому удалось осуществить в себе символ круга, входит в мир, где больше не существует границ, где стираются все различия между верхом и низом, так как все силы, богатства и добродетели, которыми обладает истинное высшее "Я", сливаются с его низшим "Я". Малое и большое образуют единство, и человек становится Божеством".l
Ill Сила мысли
Чтение мысли дня.
"Все думают, но как? Вы подходите к куче фекалий, начинаете ее ворошить, тут же появляется тошнотворный запах. Зачасгую именно так люди и думают: они ворошат фекалии, а потом возникает зловоние. Думают все, нет такого человека, который бы не думал. Даже когда их внимание ни на чем не сосредоточено, люди все равно о чем-нибудь думают. Только вот делают они это плохо. Я не говорю, что нужно думать, все и так думают, поскольку мысль предшествует всему и всем управляет. Думают даже ничего не делающие лентяи, однако их мысли витают, как листья, подхваченные ветром. Другие думают, как обмануть, украсть, стянуть, убить, но все это на самом деле не настоящие мысли. Думать -это прежде всего знать, о чем думать и как. Говоря о мысли, я имею в виду инструмент, который должен приближать нас к божественному миру, миру света, уверенности и покоя. Если даже оставшись одни, если даже лишившись всего, вы, не смотря ни на что, сможете заниматься божественной работой, используя мысль, вас всегда будет переполнять радость, так как внутренне вы обретете небо и землю".
Люди пользуются мыслью денно и нощно, но поскольку делают это неумело, то мысли им мало что приносят, и не только не приносят, но часто служат причиной страданий и разложения. Нужно знать, что мысль - это сила, инструмент, данный нам Господом, чтобы мы могли стать творцами, созидать, как Он, в красоте и радости. Используя мысль, мы способны затронуть различные сферы, квинтэссенции, существа и субстанции как мира божественного, так и мира адского. И поскольку люди не знают, что мысль имеет созидательную природу, то часто углубляются в столь негативную и ведущую к распаду деятельность, что сами себя разрушают. Никто пока не знает всего, что Господь вложил в человека, дав ему способность мыслить, однако необходимо понимать, где и каким образом можно проявить эту мощь.
Мысль всемогуща, но только в своей области, то есть на ментальном плане. Да, ее материя настолько тонка и неуловима, что она способна оказывать моментальное воздействие и придавать форму только веществу, имеющему ту же природу, что и она сама. Если вы захотите создать дворец, гору, реку, ребенка или цветок, ваша мысль тут же осуществится, но только на свойственном ей уровне. И поскольку все не видно, ее нельзя почувствовать и доказать, что она существует. Часто мысли людей имеют разрушительный и беспорядочный характер. Однажды все созданное мыслью может стать видимым и ощутимым, только на это нужно время. Сколько раз я убеждался в реальности мысли! Несколько лет назад ко мне пришел ясновидящий. Он не имел никакого представления о моих планах построить здесь храм, однако во время нашей беседы заметил: "Вон там я вижу здание", - а потом подробно описал, сколько в нем этажей, какие двери... Это доказывает, что на ментальном плане оно уже было создано перед тем, как получить материальное воплощение.
Сначала рожденная мысль действует в свойственной ей сфере - невидимом мире; она путешествует, делает то, что ей приказали. Однако, чтобы материализоваться, стать конкретнее, ей приходится спусгиться на другой уровень. Это как раз и является ее основным устремлением. Поэтому какое-то время спустя она оказывается на астральном плане и, одеваясь в более плотные одежды, начинает работать уже там... Постепенно она становится все
плотнее и достигает эфирного плана, затем опускается еще ниже, пока не реализуется на физическом уровне. Да, но люди не осознают, что это происходит не в одно мгновение, поэтому не могли поверить в силу мысли. Если бы они были ясновидящими, то увидели бы, что каждая рожденная мысль прокладывает себе путь и уходит в пространство. Чем она является - монстром, ангелом или божеством? Только ясновидящие способны это разглядеть, люди - нет.
Если бы вы были достаточно чувствительны, то увидели бы, что вокруг людей плавают облака; это темные сущности отправляются в пространство вершить разрушения, а люди даже не подозревают, что сами их породили. Я вам уже объяснял: вы хотели кого-то убить, но, естественно, не решились; однако ваше желание все же может реализоваться, потому что в мире наверняка существует человек, имеющий те же склонности, сходные психические структуры. Сработает закон сходства, он "поймает" вашу мысль и пойдет на преступление, причиной которого, совершенно об этом не думая, являетесь вы сами. Сколько людей совершают ужасные поступки, а потом говорят: "Даже не знаю, как это произошло... Я об этом и не помышлял никогда, а тут будто на меня что-то нашло, какой-то импульс... Это было сильнее меня",- удивляясь и не понимая, как они могли это сделать. Откуда приходят эти потоки, откуда берутся эти силы? Люди настолько несведущи, что они практически никогда не знают причины того, что с ними происходит, и это величайшая из бед. Они оказываются в трудных ситуациях, проходят через испытания, страдают от болезней, но не знают почему. Итак, мысль - это великолепный инструмент, однако необходимо знать, о чем думать и как.
Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о предмете, который раньше не получил достаточного освещения. Речь пойдет о способности к сравнению. Центр сравнения находится здесь, в середине лба. Он очень важен для философов, потому что сравнение - одно из самых эффективных средств, которым мы обладаем для познания реальности. Чтобы узнать ценность чего-либо, нужно сравнить это с чем-то еще: лучшим или худшим,сильным или слабым... светлым или темным... О сравнении можно сказать еще очень много, однако, сегодня я ограничусь беседой о двух типах отношений, которые никем никогда не рассматривались как результат сравнения. Я имею в виду смирение и гордость.1.
Каких только определений не давали этим двум качествам! Однако все они кажутся мне такими расплывчатыми, так далеко отстоящими от истины!
Чаще всего предполагается, что смирение заключается в подчинении и беспрекословном послушании. Естественно, такого рода человек всем нравится, потому что всех устраивает: он никому не противоречит и ничем не возмущается. Но является ли это на самом деле ценным качеством? Нет. Ведь подобное смирение зачастую не имеет под собой никакой мудрости, истинного понимания, а напротив, полно страха, слабости, неспособности что-либо совершить. Что остается человеку, кроме униженности и смирения, если он ни на что не способен? Аминь говорится всем и каждому, так как большинство людей ничего из себя не представляет. Однако подождите, дайте такому человеку немного власти, немного денег, и вы увидите, будет ли он по-прежнему смиренен! Ему захочется мстить. Все это мы видели, и не раз. Поэтому остерегайтесь смиренных: они таковы, так как у них ничего нет, ни способностей, ни разума, ни денег; им просто ничего другого не остаётся, как быть смиренными. Если вы дали человеку все, а он так и остался смиренным, тогда да, это настоящее смирение. Однако не торопитесь выносить решение до того, как испытали, проверили человека, ваше решение может оказаться поспешным. Вы судите людей по внешности: вот скромный, смиренный человек, а вот человек гордый, заносчивый, но у вас нет никакого критерия, чтобы судить ни о смирении, ни о гордости.
В действительности гордость и смирение есть не что иное, как сравнение: если вы сравниваете себя с тем, что ниже вас, с несведущими, слабыми людьми, то видите рядом с собой лишь букашек. Тогда вы кажетесь себе слоном, и вас распирает от гордости, ведь вы сравнили себя с меньшим и нашли, что превосходите других... что вы совершенство и достойны занять место по правую руку от Господа! И смирение- тоже сравнение, но только с теми существами, которые нас превосходят: Посвященными, великими Учителями, Ангелами, Богом. Естественно, в этом случае вы обнаружите в себе столько недостатков, несовершенств и слабостей, что поймете, как ничтожно мало вы сделали и познали.
А я, смиренен ли я? По вашему мнению, нет более гордого, тщеславного и вызывающего человека, нежели я. Да, внешне выглядит именно так, потому что со скромностью я уже давно покончил. Тем не менее, в действительности во мне есть смирение, так как я никогда не сравниваю себя с букашками, а только с теми, кто меня превзошел. Когда я вижу, где я сейчас и чего достиг, то становлюсь смиренным. Да, внутренне, в своем сердце я смиренен. И когда кто-нибудь говорит мне: "Ах! Если бы мне удалось осуществить хотя бы десятую долю того, что удалось вам!" - я смотрю на этого человека, и во мне просыпается жалость, ведь я сделал так мало!.. Чем же тогда будет десятая часть?! Думая о фантастических достижениях высших существ, я понимаю, что пока еще ничего не сделал. Поэтому признаюсь откровенно: я еще не начал свою работу, а только готовлюсь. Естественно, если обо всем судить внешне, мне еще очень далеко до смирения: я критикую, гневаюсь, могу стукнуть но столу кулаком... А Иисус, был ли Он полон смирения, или же тщеславия и гордости? Клеймя фарисеев, называя их лицемерами, детьми гиены, скрытыми гробами, змеями 1, Он не был смиренным, потому что нельзя быть смиренным перед лицом тех, кто впал в заблуждение. Тем не менее, Он был смиреннейшим из смиренных, потому что его смирение перед Вечным было безмерно. Так и я: во мне нет смирения, когда передо мной люди, живущие в неправде, однако перед Господом я смиренен.
Люди, которые рассчитывают лишь на себя из-за того, что обладают определенными достоинствами, на самом деле являются тщеславными гордецами. В конце концов, им придется спуститься с воображаемых высот, так как Господь не даст им достаточно света для полного постижения реальности: они слишком полагаются на свою голову, на свой ум. Тогда как те, кто рассчитывает не только на свою голову, те, кто обращаются к Нему со словами: "Без Тебя Господи, я мало что могу, потому что Ты свет. Ты знание. Войди в меня, Господи",- обладают истинным смирением и благодаря ему растут, поднимаются вверх, обретают великолепие.
Гордыня - порок интеллекта. Тот, кто излишне полагается на свое видение, свое понимание - гордецы. Они никогда не думают, что могут ошибаться, что может существовать иная точка зрения. Нет-нет, они совершенны. Так вот, такое отношение крайне предосудительно, и с годами подобные люди опускаются и глупеют. Я никогда не считаю, что мое видение является совершенным, и по-прежнему обращаюсь к Космическому Разуму с просьбой направлять меня, вести, просвещать и давать свет. Весь мир отнесет меня в категорию самых тщеславных и заносчивых людей, Небо же скажет, что я полон смирения.
Сравнение имеет и другие последствия, о которых раньше не упоминалось. Сравнивая себя с уродливым и несовершенным, вы, в силу закона природы, начинаете походить на это уродство и несовершенство. Таким образом, существует опасность неправильного применения сравнения. Нужно знать, как им пользоваться, мысленно устремляясь только к самым возвышенным существам. Если так поступать, то однажды вы станете на них похожи, превратитесь в божество. Приходя каждый день на восход, мы стараемся сравнить себя с солнцем, стать на него похожи, потому что пройдут годы и благодаря этому сравнению в нас появятся его свет, тепло и жизнь. Да, таков закон природы, и в данной сфере он действует именно так. Посмотрите на животных, которые из-за подражания и мимикрии, в конце концов, становятся подобны своему окружению. Тот же закон действует и во внутреннем мире. Вот почему необходимо всегда стараться сравнивать себя с существамн возвышенными: так мы учимся смирению и, одновременно, приближаясь к ним, становимся на них похожи.
продолжение следует...
1 См. Евангелие от Луки. II. 37-54 Прим пер"
http://zhurnal.lib.ru/s/shadrin_w/doc-29.shtml
Омраам Микаэль Айванхов "познай Самого Себя" джнани-йога Книга Вторая
продолжение
Как-то раз я рассказывал вам о совершенно удивительном феномене, который известен каждому, но который никто не догадался проинтерпретировать. Как-то раз навстречу мне попался человек, который только что вернулся с прогулки но берегу моря, и я у него спросил, что он видел.
Ј Да ничего особенного, так, погулял вдоль скал, поглядел на воду, солнце... Дул небольшой ветерок...
Ј И это все?
Ј А что еще?
Ј Да ведь в том, что вы видели, заключено все творение, все законы природы!
Он смотрит на меня с удивлением.
Ј Ну да, перед вашим взором открылись великолепные явления, а вы их не увидели, не дали им интерпретации. Вы были на скалах; какие это были скалы?
Ј Там были выемки, неровности, некоторые камни напоминали своей формой животных и даже некоторых моих друзей!
Ј Хорошо, а теперь скажите, откуда взялись эти формы?
Ј Ну, конечно же, они были созданы волнами, обрушивающимися на скалы...
Ј Ага, вы становитесь мудрее. А что вызвало движение воды?
Ј Должно быть, ветер.
Ј А что породило ветер?
Ј Наверное, солнце.
Ј И вы за этим ничего не увидели? Вся природа вокруг разговаривала с вами, чтобы объяснить, как следует над собой работать, как вылепить, сформировать себя, а вы ничего не уразумели, ничего не поняли! Солнце соответствует нашему духу, воздух - мысли, вода - чувствам, а земля - физическому зелу. Когда дух возлей ствуст на мысль, та вызывает чувства, а чувства формируют тело.
Посмотрите, какая великолепная аналогия, а се проси> не замечают! Даже ученые не видят этих взаимосвязей, существующих во вселенной повсюду. Их исследования не затрагивают основных, фундаментальных проблем. Однажды они увидят, на что годятся их знания, когда внутренне одряхлеют и начнут разлагаться вместо того, чтобы стать богами! Каким образом жить, как думать, о чем - вот, что в жизни самое главное. Чтобы спасти человечество от всех излишеств, порожденных техническим прогрессом, сегодня необходима новая философия. Потому что здоровье ухудшается, свет уходит, мораль слабеет, люди терзают друг друга, а наука указывает путь к окончательному разрушению. Это не означает, что я выступаю против науки и технического прогресса. Нет, однако, я полагаю, что наука должна пойти по иному пути, перед ней нужно поставить иные цели, а не использовать ее лишь для создания все больших удобств и изобретения все новых видов оружия, потакая человеческим инстинктам лени и разрушения.
Из-за техники и разного рода приспособлений люди однажды утратят все свои способности, так как уже сейчас они не желают делать усилий и заниматься внутренней работой, а всего ждут извне. Так они никогда ничего не добьются: внешние средства лишь ослабляют их, а внутренние силы духа пребывают в дремотном, парализованном состоянии. Внешне кажется, что прогресс идет полным ходом, однако на самом деле человеческая воля слабеет, а жизненные силы убывают. В последнее время даже некоторые мыслители и философы начинают высказывать сомнения в том, что технический прогресс действительно является для человечества благом. Прогресс остановить невозможно, сама природа толкает людей на поиски. Но эти поиски должны быть направлены в другую сторону. Никогда нельзя останавливаться в своих исканиях, попытке углубить свое понимание таинств природы, однако нужно выбрать иное направление: устремиться к высшим силам, то есть к духу, внутренней жизни, области субъективного.
Наука выбрала путь объективности, она изучает все, что вне нас, и в этом се ошибка, поскольку все, что вне нас, не является частью нас. У вас есть деньги, приборы, оружие - это прекрасно, но представьте, что у вас их отняли, для вас это обернется крахом.
Зачем искать силу вовне, там, где она никогда не будет нам принадлежать? Людям хочется вес иметь вовне, однако, внутри них - пустота, а сами они - нищие. Посвященные, наоборот, стремятся обрести то, что у Них внутри, и поэтому, что бы ни происходило в мире, Они сохраняют стойкость, силу и счастье.
Я уже как-то говорил: вы рисуете, лепите, пишете, однако делаете это вовне. Итак, вас оценивают по тому, что вне вас, а когда видят вас самих... о, ужас! Люди постоянно все делаюг вовне, и это красиво, даже прекрасно, согласен. Человек может всех обмануть, но внутри-то него поселились чудовища и плесень. В будущем люди поймут, что должны прежде всего внутренне работать над собой: писать внутреннюю книгу, вырезать внутреннюю статую,- и это будет прекрасно, удивительно, божественно, такое произведение пребудет вовек. Пока же художники предлагают вашему вниманию свои незначительные творения, так, безделки, созданные вовне, однако внутренне они пусты и не имеют никакой красоты.
Конечно, люди не привыкли думать подобным образом, они все еще барахтаются в болоте старых концепций. Они условились между собой, что иначе и быть не может, и ищут одобрения друг у друга, как алкоголики, распивающие бутылку! И если Посвященный захочет им дать другую, лучшую философию, они все как один восстанут против нее. Они подстраивают жизнь под себя, под свои слабости, глупость, бесчестность, вожделения, а потом говорят: "Чего же хотеть, старик, такова жизнь!" Жизнь не такова, такова ваша жизнь, жизнь, которую вы сами создали; существует и другая жизнь, которая вам не известна. Я знаю, что такое настоящая жизнь, она вовсе не является жизнью людей слабых, ленгяси и глупцов. Однако все стремятся уподобиться именно им. Да, опять сравнение. Они сравнивают себя с теми, кто ведет подобный образ жизни, а затем восклицают: "Чет же хотеть, старик, такова жизнь!" Нет, вы не знаете жизни. Она имеет ступени, градации сеть жизнь жабы, жизнь кабана, крокодила, змеи., жизнь анк-ла. Конечно, все это жизнь, но она везде разная. Видите, ноли даже не знают, что у жизни есть уровни, и вы хотите, чтобы другие шли к ним учиться?
Итак, используйте сравнение, так как тот, кто умеет сравнивать, может стать мудрым. Все заключается как раз в этом - сравнивать и видеть различия, нюансы. Я экспериментировал с различными цветами спектра и теперь могу различать тончайшие оттенки любого из них. Для этого я использовал призму, потому что только она способна дать настоящие, чистые цвета. Да, ведь для сравнения необходим образец, нечто совершенное, иначе вы будете не способны сделать вывод. Это верно для цвета, но это также верно и для всего остального: форм, звуков... достоинств, характеров. Нужно познать совершенство, чтобы иметь возможность делать сравнения. Ежедневно любой человек, сам того не подозревая, бессознательно сравнивает, но кого и что? Например, своего мужа и любовника, и оказывается, что муж отнюдь не на высоте! Сравнивают все, но они не знают, что нужно сравнивать... и как, поскольку у людей нет надлежащих образцов и моделей. Я же приведу вас туда, где вы увидите совершенные образцы всего, что существует, а увидев их, получите возможность сравнивать, высказывать свое мнение, оставаясь при этом все время в истине.
Бонфен, 6 июля 1975 г.
продолжение
В зависимости от силы, природы и качества, а также вложенных в нас намерений и чувств, мысль устремляется к определенным существам или предметам, чтобы затем вернуться к тюму, кто ее породил. Некоторые мысли живут неделю, тогда как другие существуют веками, а порою и тысячелетиями. Да, есть мысли, парящие в пространстве со времен Древнего Египта, халдеев, ассирийцев и даже Атлантиды; некоторые из них настолько пропитаны злом и ядом, что до сих пор производят опустошения, тогда как другие приносят благословения... Сколько всего можно на этот счет рассказать! Не меньше, чем про самих людей.
Каждую мысль нужно расценивать как индивидуальность, старающуюся как можно дольше продлить свое существование; koгда ей это больше не удаётся, она умирает. Мысли одной природы стремятся объединиться, усилить друг друга и реализоваться, это сущности, порожденные и подпитываемые людьми. Обычно их не воспринимают как живые сущности, официальная наука ничего об этом не говорит, это полностью неисследованная область. Только Посвященческой Науке, хорошо изучившей данный вопрос, известно, что человеческая мысль - это сущность. В зависимости от того, кто ее породил, она может быть прекрасной, экспрессивной, разумной, мощной, или уродливой, блеклой, бесформенной и даже чудовищной.
"То, что внизу, подобно тому, что вверху, то, что вверху, подобно тому, что внизу",- сказал Гермес Трисмегист. Если вы умеете пользоваться этим универсальным законом аналогии, то можете проникнуть даже внутрь атома, открыв, что он тоже является крохотным существом, которое живет, вибрирует, обладает разумом, светом, или, наоборот... Каждая клеточка - это живое существо, крохотная душа, обладающая разумом, умеющая дышать, питаться, выделять продукты распада, мыслить. Посмотрите, насколько четко работают клетки желудка, мозга, сердца, печени, половых органов; у них даже имеется специализация! Единство этих существ, их общая сознательная активность составляет наш разум. Наш разум имеет в своей основе разум всех крохотных клеточек организма: мы зависим от них, они зависят от нас, вместе мы образуем единство. На физическом уровне мы ничего не можем осуществить без согласия клеток нашего тела. В тот день, когда они прекращают работать, вносить свой вклад в полноценное функционирование организма, все процессы: питание, выведение шлаков, дыхание - становятся неосуществимы. И тогда можно кричать, приходить в ярость, ничто не поможет. Таким образом, человек - это синтез всех живущих в нем разумных существ.
Точно так же, как клетка организма является отражением человека в целом, так и атом является отражением клетки: он тоже живой, дышит, двигается, и это движение определяет наше состояние. Рассмотрим пример. Во время медитации вы испытываете ощущение восторга и вдохновения из-за вибраций эфирного, астрального и ментального тел, и тем самым оказываете воздействие на ваши клетки, а через клетки - на атомы и электроны, которым вы сообщаете иной, более гармоничный характер движения; в свою очередь это движение высвобождает некие силы, благодаря которым вы можете осуществить грандиозную работу, поскольку все ваше тело мобилизовано для ее выполнения. Мысль - явление, аналогичное расщеплению атома. Можно сказать, что в мозге происходит ядерный взрыв, естественно, в микроскопических масштабах, а затем выделяется энергия. Необходимо развить в себе этот феномен, чтобы научиться творить чудеса - стать мощнее лазера и начать испускать свет, уходящий в вечность.
Посвященные говорят, что человек - это великая тайна., необъятная наука, целая вселенная... что, даже потратив миллионы лет на исследования, его всё равно невозможно до конца познать. Как это верно! В человеке имеется все. Все процессы, наблюдаемые во вселенной, протекают у него внутри, только в ином виде, иных масштабах и пропорциях. Человек шестой и седьмой рас будет уметь работать с атомной энергией собственного мозга. Человек седьмой расы станет творцом, подобно Господу.
Итак, мысль - это живая сущность, рожденная человеком. Наши мысли являются существами, которые мы сами же породили или которые были созданы другими людьми, а теперь пришли нас навестить; мы думаем, что это наши мысли, но нет, это всего лишь пришельцы. Поэтому цель ученика состоит в том, чтобы познать силы, которые составляют его волю, чувства и мысли, а, однажды познав их, следить за собой, становиться осознанным, стараться правильно их направлять, чтобы не попасть во власть страшных потоков, которые могли бы его уничтожить. Если ему это удается, то силы, скрытые в мыслях, чувствах и воле, начинают использоваться им для великолепной созидательной работы, а сам он становится подобен Господу, ведь все существа, рожденные его мыслями и чувствами, добры, полезны, благотворны.
О теме мысли есть интересная беседа (книга) Джидду Кришнамурти
Выкладываю отрывок здесь, возможно кого-то заинтересует он.
О Разуме
Профессор Бом: Мне всегда хотелось узнать происхождение и значение слова. Очень интересно в этом отношении слово «разум» (intelligence). Оно происходит от слов «inter» и «legere», что означает «читать между». Так вот мне кажется, можно было бы сказать, что мысль подобна информации в какой-то книге, а разуму нужно читать эту книгу, проникать в ее смысл. Я думаю, это дает довольно ясное понятие о разуме.
Кришнамурти: Читать между строк...
Бом: Да, чтобы открыть смысл. Словарь приводит еще другое подходящее значение, а именно: ментальная бдительность.
Кришнамурти: Да, ментальная бдительность.
Бом: Все это очень отличается от того, что имеют в виду люди, когда они оценивают интеллект. И вот, исходя из многого, что вами сказано, можно было бы предположить, что разум — это не мысль. Вы говорите, что мышление происходит в древнем мозгу, что это — физический, электро-химический процесс; наукой вполне доказано, что всякое мышление представляет собой в сущности физический, химический процесс. Тогда мы, пожалуй, могли бы сказать, что разум — явление иного порядка, он вообще не относится к порядку времени.
Кришнамурти: Разум.
Бом: Да, разум читает «между строк» мысли, видит ее смысл. И прежде чем начать рассмотрение этого вопроса, надо учесть еще один пункт: если вы говорите, что мысль представляет собой физический процесс, то ум, или разум, или как бы вы ни пожелали его назвать, представляется чем-то иным, явлением другого порядка. Не думаете ли вы, что существует несомненное различие между физическим процессом и разумом?
Кришнамурти: Да. Не говорим ли мы, что мысль — это материя? Давайте выразим это иначе.
Бом: Материя? Я скорее назвал бы ее материальным процессом.
Кришнамурти: Согласен, мысль есть материальный процесс; но вот, каково отношение между этим процессом и разумом? Является ли разум продуктом мысли?
Бом: Думаю, мы можем считать априори, что он им не является.
Кришнамурти: Почему мы принимаем это априори?
Бом: Просто потому, что мысль механична.
Кришнамурти: Мысль механична, это верно.
Бом: А разум — нет.
Кришнамурти: Итак, мысль измерима, а разум — нет. И как это происходит, что разум проявляется? Если мышление не имеет отношения к разуму, то не будет ли его прекращение пробуждением разума? Или дело обстоит так, что разум, будучи независим от мысли, пребывая вне времени, существует всегда?
Бом: Это ставит много трудных вопросов.
Кришнамурти: Понятно.
Бом: Мне хотелось бы рассмотреть эти вопросы в разных аспектах, так, чтобы их можно было связать с любыми научными взглядами, какие только возможны.
Кришнамурти: Да.
Бом: Или показать, совпадают они или нет. Значит, вы говорите, что разум, возможно, существует всегда.
Кришнамурти: Я спрашиваю, не существует ли он всегда?
Бом: Он может существовать или не существовать. Или, возможно, что-то мешает разуму проявиться?
Кришнамурти: Знаете, у индусов есть теория, что разум, или брахман, существует всегда; и он прикрыт иллюзией, материей, глупостью, всевозможными вредными вещами, созданными мыслью. Не знаю, согласитесь ли вы пойти так далеко.
Бом: Что ж, пусть будет так, но мы в действительности не видим вечного существования разума.
Кришнамурти: Они говорят: «Отбросьте все это, и он окажется здесь». Таким образом, их допущение состоит в том, что разум существовал всегда.
Бом: Тут возникает трудность из-за слова «всегда».
Кришнамурти: Да.
Бом: Потому что «всегда» предполагает время.
Кришнамурти: Верно.
Бом: И это как раз создает трудность. Время есть мысль. Мне хотелось бы выразить это так: мысль принадлежит порядку времени, — или, пожалуй, наоборот: время принадлежит порядку мысли. Иными словами, мысль изобрела время, а фактически мысль и есть время. Я понимаю это так: мысль может в мгновение пронестись по всему времени; но при этом мысль всегда изменяется, сама того не замечая, изменяется физически, то есть в силу физических причин.
Кришнамурти: Да.
Бом: А не рациональных причин.
Кришнамурти: Да.
Бом: Эти причины не имеют ничего общего с чем-то тотальным, они должны быть связаны с каким-то физическим движением в мозгу; поэтому...
Кришнамурти: ...они зависят от окружающих условий и всевозможных обстоятельств.
Бом: Так что мысль, изменяя во времени свое значение, не является чем-то устойчивым; она становится противоречивой и изменяется случайным образом.
Кришнамурти: Да, с этим я согласен.
Бом: Тогда вы начинаете думать, что все изменчиво, все изменяется, и вы сознаете: «Я во времени». Когда время растягивают, оно становится необъятным, — прошлое, до того как я был, дальше и дальше назад, а также вперед, в будущее, — и вы начинаете думать, что время — суть всего, время управляет всем. Сначала ребенок может думать: «Я вечен», но потом он начинает понимать, что находится во времени. Общепринятая точка зрения на это состоит в том, что время представляет собой самую суть существования. Это, как я думаю, не только взгляд обычного здравого смысла, но и научная точка зрения. Отбросить ее весьма трудно, потому что она представляет собой мощный обусловливающий фактор, превосходящий даже обусловленность наблюдающего и наблюдаемого.
Кришнамурти: Да, совершенно верно. Не утверждаем ли мы, что мысль — от времени, что мысль измерима, она может изменяться, расширяться, принимать новый вид? И что наш ум обладает совершенно иным качеством?
Бом: Да, здесь иной порядок, иное качество. И у меня возникло ощущение мысли в ее отношении к времени. Оно показалось мне интересным. Если мы думаем о прошлом и будущем, мы думаем о прошлом, как о становлении будущего. Но затем мы понимаем, что это невозможно, что это только мысль. Однако создается впечатление, что прошлое и будущее присутствуют вместе, и существует движение какого-то иного рода, что движется вся модель в целом.
Кришнамурти: Движется вся модель в целом.
Бом: Но я не в состоянии нарисовать, как она движется. В некотором смысле она движется в каком-то направлении, перпендикулярном направлению между прошлым и будущим. Таково все это движение; и тогда я начинаю думать, что движение происходит в ином времени.
Кришнамурти: Совершенно, совершенно верно.
Бом: Но это приводит нас обратно, к парадоксу.
Кришнамурти: Да, в том-то и дело. Не существует ли разум вне времени и потому никак не соотносится с мыслью, которая есть движение во времени?
Бом: Но мысль должна иметь какое-то отношение к разуму.
Кришнамурти: Разве? Это вопрос. Я думаю, что связи между ними нет.
Бом: Нет связи? Но, кажется, существует какая-то связь в том смысле, что вы делаете различие между мыслью разумной и неразумной.
Кришнамурти: Да, но для этого требуется разум, чтобы распознать неразумную мысль.
Бом: А когда разум читает мысль, каково отношение между ними?
Кришнамурти: Не будем торопиться...
Бом: И реагирует ли мысль на разум? Разве мысль не изменяется?
Кришнамурти: Подойдем к этому проще. Мысль есть время. Мысль есть движение во времени. Мысль измерима и функционирует в поле времени, непрерывно двигаясь, изменяясь, преобразуясь. А разве разум находится в поле времени?
Бом: Ну, с одной стороны, мы видели, что этого не может быть. Но дело недостаточно ясно. Прежде всего мысль механична.
Кришнамурти: Мысль механична, это понятно.
Бом: А с другой — в каком-то смысле существует движение в ином направлении.
Кришнамурти: Мысль механична; будучи механичной, она может двигаться в различных направлениях и т. д. А механичен ли разум? Давайте подойдем к вопросу таким образом.
Бом: Я хотел бы задать вопрос: что означает механичность?
Кришнамурти: Хорошо, она означает повторение, она измеряет, сравнивает.
Бом: Я бы сказал также, что она зависима.
Кришнамурти: Да, зависима.
Бом: Разум — давайте выясним это до конца — разум в своей истинности не может зависеть от каких-либо условий. Тем не менее, разум, кажется, не работает, если мозг нездоров.
Кришнамурти: Несомненно.
продолжение по адресу:
Материал взят с сайта - http://www.modernlib.ru/books/...