"Познай самого себя..." В этом вся наука, вся мудрость: познать и найти себя, слить воедино свое высшее и низшее "Я". Символом Посвященного, которому удалось это сделать, является змея, кусающая свой хвост. Змея, ползущая по земле, представляет собой прямую линию или синусоиду, и эта линия всегда ограничена. Но змея, кусающая свой хвост, становится кругом, а круг - это бесконечность, безграничность, вечность. Человек, которому удалось осуществить в себе символ круга, входит в мир, где больше не существует границ, где стираются все различия между верхом и низом, так как все силы, богатства и добродетели, которыми обладает истинное высшее "Я", сливаются с его низшим "Я". Малое и большое образуют единство, и человек становится Божеством".l
Ill Сила мысли
Чтение мысли дня.
"Все думают, но как? Вы подходите к куче фекалий, начинаете ее ворошить, тут же появляется тошнотворный запах. Зачасгую именно так люди и думают: они ворошат фекалии, а потом возникает зловоние. Думают все, нет такого человека, который бы не думал. Даже когда их внимание ни на чем не сосредоточено, люди все равно о чем-нибудь думают. Только вот делают они это плохо. Я не говорю, что нужно думать, все и так думают, поскольку мысль предшествует всему и всем управляет. Думают даже ничего не делающие лентяи, однако их мысли витают, как листья, подхваченные ветром. Другие думают, как обмануть, украсть, стянуть, убить, но все это на самом деле не настоящие мысли. Думать -это прежде всего знать, о чем думать и как. Говоря о мысли, я имею в виду инструмент, который должен приближать нас к божественному миру, миру света, уверенности и покоя. Если даже оставшись одни, если даже лишившись всего, вы, не смотря ни на что, сможете заниматься божественной работой, используя мысль, вас всегда будет переполнять радость, так как внутренне вы обретете небо и землю".
Люди пользуются мыслью денно и нощно, но поскольку делают это неумело, то мысли им мало что приносят, и не только не приносят, но часто служат причиной страданий и разложения. Нужно знать, что мысль - это сила, инструмент, данный нам Господом, чтобы мы могли стать творцами, созидать, как Он, в красоте и радости. Используя мысль, мы способны затронуть различные сферы, квинтэссенции, существа и субстанции как мира божественного, так и мира адского. И поскольку люди не знают, что мысль имеет созидательную природу, то часто углубляются в столь негативную и ведущую к распаду деятельность, что сами себя разрушают. Никто пока не знает всего, что Господь вложил в человека, дав ему способность мыслить, однако необходимо понимать, где и каким образом можно проявить эту мощь.
Мысль всемогуща, но только в своей области, то есть на ментальном плане. Да, ее материя настолько тонка и неуловима, что она способна оказывать моментальное воздействие и придавать форму только веществу, имеющему ту же природу, что и она сама. Если вы захотите создать дворец, гору, реку, ребенка или цветок, ваша мысль тут же осуществится, но только на свойственном ей уровне. И поскольку все не видно, ее нельзя почувствовать и доказать, что она существует. Часто мысли людей имеют разрушительный и беспорядочный характер. Однажды все созданное мыслью может стать видимым и ощутимым, только на это нужно время. Сколько раз я убеждался в реальности мысли! Несколько лет назад ко мне пришел ясновидящий. Он не имел никакого представления о моих планах построить здесь храм, однако во время нашей беседы заметил: "Вон там я вижу здание", - а потом подробно описал, сколько в нем этажей, какие двери... Это доказывает, что на ментальном плане оно уже было создано перед тем, как получить материальное воплощение.
Сначала рожденная мысль действует в свойственной ей сфере - невидимом мире; она путешествует, делает то, что ей приказали. Однако, чтобы материализоваться, стать конкретнее, ей приходится спусгиться на другой уровень. Это как раз и является ее основным устремлением. Поэтому какое-то время спустя она оказывается на астральном плане и, одеваясь в более плотные одежды, начинает работать уже там... Постепенно она становится все
плотнее и достигает эфирного плана, затем опускается еще ниже, пока не реализуется на физическом уровне. Да, но люди не осознают, что это происходит не в одно мгновение, поэтому не могли поверить в силу мысли. Если бы они были ясновидящими, то увидели бы, что каждая рожденная мысль прокладывает себе путь и уходит в пространство. Чем она является - монстром, ангелом или божеством? Только ясновидящие способны это разглядеть, люди - нет.
Если бы вы были достаточно чувствительны, то увидели бы, что вокруг людей плавают облака; это темные сущности отправляются в пространство вершить разрушения, а люди даже не подозревают, что сами их породили. Я вам уже объяснял: вы хотели кого-то убить, но, естественно, не решились; однако ваше желание все же может реализоваться, потому что в мире наверняка существует человек, имеющий те же склонности, сходные психические структуры. Сработает закон сходства, он "поймает" вашу мысль и пойдет на преступление, причиной которого, совершенно об этом не думая, являетесь вы сами. Сколько людей совершают ужасные поступки, а потом говорят: "Даже не знаю, как это произошло... Я об этом и не помышлял никогда, а тут будто на меня что-то нашло, какой-то импульс... Это было сильнее меня",- удивляясь и не понимая, как они могли это сделать. Откуда приходят эти потоки, откуда берутся эти силы? Люди настолько несведущи, что они практически никогда не знают причины того, что с ними происходит, и это величайшая из бед. Они оказываются в трудных ситуациях, проходят через испытания, страдают от болезней, но не знают почему. Итак, мысль - это великолепный инструмент, однако необходимо знать, о чем думать и как.
Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о предмете, который раньше не получил достаточного освещения. Речь пойдет о способности к сравнению. Центр сравнения находится здесь, в середине лба. Он очень важен для философов, потому что сравнение - одно из самых эффективных средств, которым мы обладаем для познания реальности. Чтобы узнать ценность чего-либо, нужно сравнить это с чем-то еще: лучшим или худшим,сильным или слабым... светлым или темным... О сравнении можно сказать еще очень много, однако, сегодня я ограничусь беседой о двух типах отношений, которые никем никогда не рассматривались как результат сравнения. Я имею в виду смирение и гордость.1.
Каких только определений не давали этим двум качествам! Однако все они кажутся мне такими расплывчатыми, так далеко отстоящими от истины!
Чаще всего предполагается, что смирение заключается в подчинении и беспрекословном послушании. Естественно, такого рода человек всем нравится, потому что всех устраивает: он никому не противоречит и ничем не возмущается. Но является ли это на самом деле ценным качеством? Нет. Ведь подобное смирение зачастую не имеет под собой никакой мудрости, истинного понимания, а напротив, полно страха, слабости, неспособности что-либо совершить. Что остается человеку, кроме униженности и смирения, если он ни на что не способен? Аминь говорится всем и каждому, так как большинство людей ничего из себя не представляет. Однако подождите, дайте такому человеку немного власти, немного денег, и вы увидите, будет ли он по-прежнему смиренен! Ему захочется мстить. Все это мы видели, и не раз. Поэтому остерегайтесь смиренных: они таковы, так как у них ничего нет, ни способностей, ни разума, ни денег; им просто ничего другого не остаётся, как быть смиренными. Если вы дали человеку все, а он так и остался смиренным, тогда да, это настоящее смирение. Однако не торопитесь выносить решение до того, как испытали, проверили человека, ваше решение может оказаться поспешным. Вы судите людей по внешности: вот скромный, смиренный человек, а вот человек гордый, заносчивый, но у вас нет никакого критерия, чтобы судить ни о смирении, ни о гордости.
В действительности гордость и смирение есть не что иное, как сравнение: если вы сравниваете себя с тем, что ниже вас, с несведущими, слабыми людьми, то видите рядом с собой лишь букашек. Тогда вы кажетесь себе слоном, и вас распирает от гордости, ведь вы сравнили себя с меньшим и нашли, что превосходите других... что вы совершенство и достойны занять место по правую руку от Господа! И смирение- тоже сравнение, но только с теми существами, которые нас превосходят: Посвященными, великими Учителями, Ангелами, Богом. Естественно, в этом случае вы обнаружите в себе столько недостатков, несовершенств и слабостей, что поймете, как ничтожно мало вы сделали и познали.
А я, смиренен ли я? По вашему мнению, нет более гордого, тщеславного и вызывающего человека, нежели я. Да, внешне выглядит именно так, потому что со скромностью я уже давно покончил. Тем не менее, в действительности во мне есть смирение, так как я никогда не сравниваю себя с букашками, а только с теми, кто меня превзошел. Когда я вижу, где я сейчас и чего достиг, то становлюсь смиренным. Да, внутренне, в своем сердце я смиренен. И когда кто-нибудь говорит мне: "Ах! Если бы мне удалось осуществить хотя бы десятую долю того, что удалось вам!" - я смотрю на этого человека, и во мне просыпается жалость, ведь я сделал так мало!.. Чем же тогда будет десятая часть?! Думая о фантастических достижениях высших существ, я понимаю, что пока еще ничего не сделал. Поэтому признаюсь откровенно: я еще не начал свою работу, а только готовлюсь. Естественно, если обо всем судить внешне, мне еще очень далеко до смирения: я критикую, гневаюсь, могу стукнуть но столу кулаком... А Иисус, был ли Он полон смирения, или же тщеславия и гордости? Клеймя фарисеев, называя их лицемерами, детьми гиены, скрытыми гробами, змеями 1, Он не был смиренным, потому что нельзя быть смиренным перед лицом тех, кто впал в заблуждение. Тем не менее, Он был смиреннейшим из смиренных, потому что его смирение перед Вечным было безмерно. Так и я: во мне нет смирения, когда передо мной люди, живущие в неправде, однако перед Господом я смиренен.
Люди, которые рассчитывают лишь на себя из-за того, что обладают определенными достоинствами, на самом деле являются тщеславными гордецами. В конце концов, им придется спуститься с воображаемых высот, так как Господь не даст им достаточно света для полного постижения реальности: они слишком полагаются на свою голову, на свой ум. Тогда как те, кто рассчитывает не только на свою голову, те, кто обращаются к Нему со словами: "Без Тебя Господи, я мало что могу, потому что Ты свет. Ты знание. Войди в меня, Господи",- обладают истинным смирением и благодаря ему растут, поднимаются вверх, обретают великолепие.
Гордыня - порок интеллекта. Тот, кто излишне полагается на свое видение, свое понимание - гордецы. Они никогда не думают, что могут ошибаться, что может существовать иная точка зрения. Нет-нет, они совершенны. Так вот, такое отношение крайне предосудительно, и с годами подобные люди опускаются и глупеют. Я никогда не считаю, что мое видение является совершенным, и по-прежнему обращаюсь к Космическому Разуму с просьбой направлять меня, вести, просвещать и давать свет. Весь мир отнесет меня в категорию самых тщеславных и заносчивых людей, Небо же скажет, что я полон смирения.
Сравнение имеет и другие последствия, о которых раньше не упоминалось. Сравнивая себя с уродливым и несовершенным, вы, в силу закона природы, начинаете походить на это уродство и несовершенство. Таким образом, существует опасность неправильного применения сравнения. Нужно знать, как им пользоваться, мысленно устремляясь только к самым возвышенным существам. Если так поступать, то однажды вы станете на них похожи, превратитесь в божество. Приходя каждый день на восход, мы стараемся сравнить себя с солнцем, стать на него похожи, потому что пройдут годы и благодаря этому сравнению в нас появятся его свет, тепло и жизнь. Да, таков закон природы, и в данной сфере он действует именно так. Посмотрите на животных, которые из-за подражания и мимикрии, в конце концов, становятся подобны своему окружению. Тот же закон действует и во внутреннем мире. Вот почему необходимо всегда стараться сравнивать себя с существамн возвышенными: так мы учимся смирению и, одновременно, приближаясь к ним, становимся на них похожи.
продолжение следует...
1 См. Евангелие от Луки. II. 37-54 Прим пер"
http://zhurnal.lib.ru/s/shadrin_w/doc-29.shtml [2]
Омраам Микаэль Айванхов "познай Самого Себя" джнани-йога Книга Вторая
На главную [3]