История, которая учит
Историческое обоснование Пути Сознательной Духовной Эволюции*
* Глава из книги А.В. Клюева «История, которая учит»
Прежде чем начать разговор об истории, считаем необходимым предварительно рассмотреть, пусть в самых общих чертах, весьма сложную и запутанную проблему, волновавшую нас в течение всех последних лет, — проблему взаимосвязи истории и духовной эволюции человечества. Что общего между историей человечества, эволюционным процессом (речь, безусловно, идёт о духовной эволюции) и революционным Учением Иисуса Христа? Как они соотносятся между собой? Не есть ли это звенья одной цепи? Можно ли их свести воедино? И если да, то как их связать концептуально?
Наши сегодняшние научные знания о Пути Сознательной Духовной Эволюции, о механизме, этапах и особенностях эволюционной трансформации человека, о режимах функционирования психики в свете новой релятивистской концепции психической деятельности человека, об основных принципах, положенных в основу эволюции человечества, о движущих силах эволюции, об истинном значении ключевых евангельских понятий (таких как Царство Божье, Жизнь Вечная, Дух Святой Божий, Преображение, Воскресение, Вознесение, Второе пришествие Иисуса Христа, Страшный Суд) позволили нам представить единую эволюционную концепцию истории человечества, органически вытекающую из Учения Иисуса Христа. Изложение предлагаемой концепции будет кратким, схематичным и, насколько это возможно, упрощённым, чтобы подлинную суть столь сложных многоуровневых процессов не распылить в частностях и не растерять в дебрях излишних логических построений.
Что такое история как динамический процесс? Каков её истинный смысл? Каковы её движущие силы? Что лежит в её основе? Может ли она быть объективной в изложении? Если не дать правильные ответы на эти вопросы и не попытаться, следуя этим ответам, хотя бы конспективно изложить те или иные исторические события и факты, исходя из понимания их истинной причинности, то история всегда будет лишь субъективной интерпретацией прошлого, хуже того — продуктом политического заказа. А потому такая история не может служить уроком для настоящего и руководством для прозрения будущего. Нам же сегодня нужна история, которая учит, — не история борьбы так называемого добра с так называемым злом за социальную справедливость, а нечто большее, позволяющее видеть скрытые от большинства традиционных исследователей метафизические основы исторического процесса.
Известный британский историк, философ, публицист Арнольд Дж. Тойнби (1889–1975) прекрасно осознавал, что исторический процесс движим некими разрозненными силами, но пока не будет упорядочен взгляд на эти разрозненные силы, невозможно определить, чего они добиваются и какому влиянию подчиняются. По этому поводу он сказал: Действующие силы не являются по своему происхождению национальными, но происходят из более общих причин, влияющих на каждую из частей, и их частичное влияние останется непонятным до тех пор, пока всесторонний взгляд не рассмотрит их влияние на общество в целом. На различные части одна и та же общая причина (некая глобальная сила. — Авт.) воздействует по-разному, поскольку каждая из них по-разному противодействует и содействует тем силам, которые приводит в движение эта же самая причина (глобальная сила. — Авт.). На эти поставленные вопросы, используя всесторонний взгляд, и надо дать правильный ответ.
Может ли исторический процесс быть случайным?! А если не может, то что его определяет? Видимо, нет нужды доказывать, что исторический процесс становления человечества на Земле не хаотичен, ибо всё происходившее в человечестве, в обозримый исторический период, со всей очевидностью было подчинено действию какой-то сознательной (целенаправленной) воли, которая чудесным образом упорядочивала, казалось бы, стихийные, не подлежащие никакой разумной коррекции события, причём методами, зачастую не укладывающимися в обыденное человеческое представление о справедливости и милосердии. Тогда какой такой воле подчинён исторический процесс? Уж не Божественной ли? Или, если хотите, — воле Провидения? В таком случае исторический процесс в земном человечестве, безусловно, имеет конечную цель и вполне определённый смысл, начертанный Свыше. Каков этот смысл и какова конечная цель? Это ключевые вопросы, ответ на которые позволит расставить всё на свои места в понимании истории человечества, истории страны, в которой мы живём, и, что самое главное, позволит определить смысл собственного существования. Хватит сказок, которые рассказывает нам церковь о загробном мире с его раем и адом, хватит философских спекуляций и сенсационных научных гипотез о грядущей судьбе человечества — пора, наконец, вдумчиво разобраться в этом с эволюционных позиций.
Продолжение по ссылке:
http://www.kluev.ru/found1.html