Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Есть ли предел познания?

nabel аватар

Итак, есть ли какой-то предел нашему познанию? Можем ли мы познать всю нашу бесконечную Вселенную? А если Вселенная конечна, то что же находится по ту сторону ее границ? И сколько еще миллиардов или триллионов лет развития нам понадобится, чтобы все-таки дойти до истины? И что такое истина?

Все эти вопросы неизбежно мы будем задавать себе еще много-много раз, как и наши самые отдаленные потомки. Но ответы на эти вопросы могут быть так и не получены, вернее не на все! Так в чем же дело, спросите вы?

Проблема заключается в том, что мы слишком ограничены нашим субъективным восприятием. Человек имеет предел возможностей своего мозга, а также имеет определенный спектр и диапазоны восприятия ощущений своими органами чувств.

Мир действительно познается нами в рамках нашего восприятия. Поэтому мы даже не познаем объективный мир в его подлинности. А есть ли эта подлинность и истинный мир, тот еще вопрос!

Объективная реальность может быть совсем другой для нас, обладай мы более широкими способностями в органах восприятия. Не зря говорил философ Дэвид Юм, что мир – это комплекс ощущений восприятия. То есть все довольно относительно, претендовать на достоверное абсолютное знание мы никак не можем даже изучая данный нам мир. Истина как бы не является какой-то незыблемой основой, а скорее определенной условностью на данном этапе научного и философского познания мира.

Мы всегда должны быть готовы к тому, что наши убеждения в чем-либо могут быть поколеблены и даже полностью опровергнуты новыми знаниями о мире. Как говорил Томас Гексли :

«Каждое из наших самых прочных убеждений может быть опрокинуто или, во всяком случае, изменено дальнейшими успехами знания».

Ведь мы же не стоим на месте, прогресс идет все дальше и дальше. Вряд ли мы остановимся на каком-то пределе и навсегда признаем, что кварки это самые мельчайшие частицы. Раньше и атом считался мельчайшим, но все течет и меняется, наука не стоит на месте.

Также как и Вселенная в конечном итоге может быть признана конечной, всего лишь частичкой нечто большего. Допускаю, что наша Вселенная может оказаться всего лишь атомом какой-то более крупной системы и так далее до бесконечности, словно это никогда не кончающаяся матрешка. То есть мы может бесконечно долго познавать как микромир, так и макромир. И дело тут даже не в субъективной ограниченности нашего познания.

Суть в том, что познание может заходить бесконечно глубоко, но это так и не приведет нас к окончательному результату, то есть к истине.

«Я знаю только то, что ничего не знаю» - эти слова Сократа могут показаться обывательскому мышлению капитуляцией научного и философского знания.

Но на самом деле здесь кроется великая правда! Нужно быть очень мудрым человеком, чтобы суметь признаться самому себе, что ты оказывается многое не знаешь и вряд ли успеешь познать за всю жизнь даже крупицу от нашего мироздания.

И дело тут не в относительно короткой жизни человека как такового по меркам Вселенной. Живи мы хоть секстиллионы в секстиллионной степени лет, мы бы все равно не смогли бы узнать истины и даже познать хоть какую-то весомую часть бытия.

Чистое абстрактное абсолютное бытие есть бесконечность, это чисто метафизически и математически вполне очевидно. Все остальные объекты познания (космос, вселенная, пустота и т.д.) суть условно конечное и относительное, но никак не истинное.

Истина как таковая является чем-то непостижимым, лежащей по ту сторону субъектно-объектных условностей. Давайте чисто теоретически представим, что мы обрели возможность бесконечно долго жить, а значит познавать себя и мир бесконечно долго.

Теперь углубленно поразмышляйте, а достигнете ли вы чего-то в конце-концов?

Правильно, ни к какому завершению познания и обретению истины вы не подойдете! Вы так и будете бесконечно долго познавать себя как субъекта (свой внутренний мир), так и внешний объективный мир. Процесс познания как бы уходит в какую-то дурную бесконечность, из которой нет никакого выхода, словно это ловкая ловушка, придуманная кем-то для нас.

Если мир конечен, то что за ним? Если мир бесконечен, то когда же закончится эта проклятая бесконечность, не дающая нам познать истину?

Какого бы мощного развития не достиг бы наш разум, мы всегда познаем лишь бесконечно малое от бесконечного бытия. Это и есть горькая правда, от которой нельзя уйти.

Просто всем нам нужно смирится с тем, что бесконечное в принципе познать невозможно. Ведь для абсолютно бесконечного бытия даже сверх-вселенские масштабы нашего познания окажутся ничтожеством, словно мы и вовсе ничего не познавали. Теперь вы понимаете, насколько все это ужасает и потрясает?

- С одной стороны, это вызывает истинный ужас перед бесконечным молчащим для нас Безмолвием, о чем говорил еще великий мыслитель Блез Паскаль.

- С другой стороны, это вызывает некое благоговение и смирение, что мы не боги и не всесильны, а весьма хрупкие создания перед лицом бесконечного. Можно даже приходить в восторг от того, что «сколько нам еще открытий чудных готовят просвещенья дух». Бесконечность так и останется для нас вечной загадкой, а развитие Разума так и будет происходить все дальше, никак не доходя до конечного результата.

Но я допускаю возможность, что может существовать не только бесконечность, которую мы так привыкли себе представлять. Возможно, что есть не только бесконечность, от попыток вообразить которую у нас трещит голова и бегут мурашки по коже.

Не исключено, что существует Абсолютная Вечность, которая лежит по ту сторону субъектов и объектов, закованных в рамках математической бесконечности.

Эта никак не представимая, неописуемая и разумом не познаваемая Беспредельность суть то, что породило наш «дурно-бесконечный» (а для нее/него суть конечный) мир как таковой.

Под миром в этом случае подразумеваю не просто Вселенную, а в принципе существование чего – либо, что бы мы ни пытались вообразить.

Бытие, Ничто, Пустота, Бесконечность, Космос, Время, Пространство – это все суть категории мышления ограниченного разума (человека, иных существ Вселенной).

А за пределами наших условных представлений о конечном и бесконечном находится что-то, где снимаются всякие противоречия и парадоксы.

 

Но давайте теперь вернемся «с небес на землю» и попытаемся сделать выводы. Человек все-таки существо конечное и он это понимает. Также мы осознаем, что даже бесконечно долгое существование не дало бы нам окончательные ответы на вечные вопросы.

Тогда напрашивается вопрос,

- а какой тогда смысл всего нашего развития?

- Зачем нам Разум?

- И не стоит ли тогда нам отказаться от науки и философии в пользу простой веры в то, что мир непознаваем?

- И какой толк в поступательном движении, когда можно и просто сидеть на месте?

Велик соблазн после таких выводов капитулировать перед вечно давящей над нами бесконечностью и ощущением бессмысленности наших познаний.

Но с другой стороны можно сказать, что и «сидение на месте» тоже бессмысленно, как и вообще весь наш мир.

Наше существование как таковое может оказаться бессмысленным. В рассказе «Праздник бессмертия» Александра Богданова люди обрели бессмертие, но герой тяготится им, познав уже все науки и испробовав все роды деятельности, сделав множество открытий, но в конечном итоге уставший от невыносимости бытия и решивший прервать свою жизнь, лишь бы обрести покой.

Все это наталкивает на самые горькие и пессимистичные выводы о человеке, если бы не одно «НО»!

Человек способен любить жизнь, создавать ценности и идеалы, постоянно ставить все новые и новые цели, не удовлетворяясь никогда достигнутым.

Мы всегда будем искать себе все новые трудности и испытания, закаляя свой дух.

Человек ведь имеет волю, воображение, фантазию, чувства и порывы.

Нам дана уникальная способность любить и творить. Но также мы боремся со страданиями, с болезнями, предрассудками и несправедливостью, со стихийными силами природы и отжившими идеологиями.

Человек сам придает ценность и смысл своей жизни, подталкивая себя к саморазвитию и познанию мира.

Может быть в этом и кроется некий смысл, пока нам недоступный?

Да, прогресс порождает все новые и новые загадки. Люди постоянно вынуждены отвечать на вызовы времени, в котором они живут. И наши отдаленные потомки также будут сталкиваться с трудностями на своем пути. Даже при достижении (если это возможно) совершеннейшего общественного устройства и победой над биологической смертью люди никуда не денутся от своих экзистенциальных вопросов. И чем лучше человек будет овладевать миром, тем сильнее в нем будут кипеть страсти и противоречия чисто духовного характера, так как он неизбежно будет осознавать свое бессилие познать окончательно все.

В этом смысле победоносное шествие науки и техники вызовет сильнейший экзистенциальный кризис в человеке, предоставив его один на один перед непонятной ему Вечностью.

Неужели мы откажемся от нашего дара свободы воли и мысли, испугавшись беспредельных просторов бытия? Или же все-таки нам стоит попробовать? Может быть станем любознательными искателями приключений, находя удовольствие именно в самом процессе познания, не переставая удивляться все новым открытиям?

Ответ пусть каждый даст сам Себе!

 

Мир Вам и всех благ!

 

Автор Владимир Савельев

https://proza.ru/2020/04/16/226

nabel аватар

Как познать вечное? Ошо отвечает...

Как познать вечное? Как познать вечность? Как постичь вечное? Как познать бесконечность? Можно ли стать бессмертным? Как стать бессмертным? Как познать свою вечность, свое бессмертие?

Ошо отвечает...

Между медитацией и смертью существует не только сильная связь; медитация и смерть представляют собой почти одно и то же - просто это два взгляда на один и тот же опыт.

Смерть разлучает тебя с твоим телом, с твоим умом, со всем, что тобою в действительности не является. Но она делает это против твоей воли. Ты протестуешь, ты сопротивляешься, тебе не хочется этого разделения, ты не находишься в расслабленном состоянии.

Медитация также отделяет от твоей сущности, от твоей реальности все, чем ты не являешься. Но это происходит без сопротивления с твоей стороны, и в этом заключается единственная разница. Сопротивление уступает огромному, страстному желанию, радушному приему. Ты хочешь этого, ты стремишься к этому от всего сердца.

Ощущение одно и то же: фальшивое отделяется от истинного, но из-за твоего сопротивления смерти ты теряешь сознание, впадаешь в кому.

Ты сильно цепляешься за жизнь, противишься смерти, закрываешь все двери, все окна. Твоя жажда жизни достигает максимума. Ты содрогаешься от одной мысли о смерти.

Но смерть - это естественное и крайне необходимое явление, она должна быть. Если старые листья не пожелтеют и не опадут, то им на смену не смогут прийти новые, молодые, свежие листья. Если ты будешь продолжать жить в своем старом теле, то не сможешь переехать в более добротный, более красивый новый дом; ты лишишь себя новых возможностей для роста.

Возможно, новый путь будет отличаться от твоего пути в прошлой жизни, возможно, ты потеряешься в пустыне, возможно, тебе откроется новое небо сознания.

Каждая смерть - это и конец, и начало.

Не стоит уделять слишком много внимания концу. Это конец старой, несчастной, прогнившей жизни; это прекрасная возможность начать новую жизнь и избежать старых ошибок. Это начало приключения. Но поскольку ты цепляешься за жизнь, и тебе не хочется умирать - а ведь смерть неизбежна, это естественное явление, - то ты теряешь сознание.

За исключением немногих просветленных людей, все умирают в беспамятстве; поэтому люди не знают, что такое смерть, не понимают, что это начало нового рассвета.

Медитация - это исследование самого себя.

Ты стремишься к познанию самого себя, ты хочешь знать, что в тебе фальшиво, а что истинно. Медитация - это удивительное путешествие от фальшивого к истинному, от смертного к бессмертному, от темноты к свету. Однако когда обнаруживаешь, что не являешься ни умом, ни телом, а просто наблюдателем, то практически переживаешь настоящую смерть. Но не умираешь... Тот, кто практиковал медитацию, умирает легко, ибо знает, что смерти нет; "смерть - это цепляние за жизнь".

Ты говоришь: "Я ощущаю сильную связь между смертью и медитацией..." Да, это так. В древних писаниях Индии даже самого Учителя представляли в виде смерти, ведь его единственной целью, смыслом всей его работы было обучение медитации. Другими словами, Мастер учит умирать без смерти, учит переживать опыт смерти: ты удивляешься, что все еще жив: смерть оказалась облаком, пронесшимся мимо, даже не задев тебя.

Отсюда и восторг, и страх. Это удивительное ощущение: познать тот таинственный опыт, через который каждому из нас предстоит пройти, через который каждый уже проходил неоднократно, но всякий раз в бессознательном состоянии. А чувство страха вызвано боязнью, что это не начало новой жизни, а конец всему...