Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Взаимосвязь субъекта и объекта в познании

nabel аватар


Другой важной проблемой гносеологии является вопрос о взаимодействии человека и познаваемого мира или, говоря языком философии, проблема отношения между субъектом и объектом познания" Уже в античности некоторыми философами высказывались отдельные догадки о характере этого отношения. Так, в трудах Эмпедокла, Демокрита и других была разработана так называемая "теория истечения". Согласно ей, с поверхности предметов постоянно отделяются как бы тонкие пленки (образы), повторяющие внешние характеристики вещи. Они попадают в поры наших органов чувств и вызывают соответствующие ощущения.

Однако современная трактовка этой проблемы восходит к Новому времени - к работам Бэкона и Декарта. Они в четкой форме высказали мысль о том, что процесс познания есть неразрывное единство субъекта и объекта познания. Под субъектом познания понимается тот, кто познает вещи и явления (в самом простом варианте - человек), а под объектом познания - то, что познается, т. е. предметы, явления, свойства и т. д., включенные в сферу познавательных интересов человека.

Вместе с тем принципы взаимодействия субъекта и объекта познания (да и трактовка их самих) представлялись по-разному в истории философии. Так, в XVII – XVIII вв. сформулировались две альтернативные модели познания: объектно-натуралистическая и субъектно-рефлексивная. Первая модель, характерная прежде всего для традиционного механистического материализма, главную роль в познавательном взаимодействии отводила, по существу, объекту познания. Субъектом познания в этой модели выступает отдельный индивид ("гносеологический Робинзон"), который, будучи природным существом, взаимодействует с объектом познания лишь по законам природы (натуры). Объект познания физически воздействует на субъекта и отражается в его создании в форме зеркальных чувственных образов, картин вещей. "Причиной ощущения, - говорит, например, Гоббс, – является ... объект, который давит на соответствующий орган"[31]. Эти чувственные данные обрабатываются и анализируются субъектом с помощью разума - таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия. Человеку отводится здесь в основном роль наблюдателя. И хотя он может проводить различные эксперименты с вещами, тем не менее и при этом субъект преимущественно лишь фиксирует опытные данные. Эта модель весьма упрощенно и грубо представляла процесс познания, но ей тем не менее удалось обнаружить его отдельные реальные черты – физическую активность изучаемого объекта и роль чувственного опыта человека в познании.

Вторая модель была развита в немецкой классической философии и ставила на первое место в процессе познания творческую активность субъекта. Эта активность понималась преимущественно как духовная деятельность человека - его мысленные операции с познаваемым предметом, размышление (рефлексия) над ним. Познавая предмет, субъект не довольствуется чувственными данными о нем, он творчески соотносит их со своими знаниями, просматривает объект сквозь призму уже имеющихся представлений, пытается выявить человеческое измерение вещей. Основная идея этой модели - в познании человек не просто отражает объект изучения, но и активно влияет на него, добавляет в образ объекта те или иные субъективные моменты. Говоря словами Бердяева, познание "не может быть лишь послушным отражением действительности... – оно есть также активное преображение, осмысливание бытия"[32].

Начиная с середины XIX в. в марксизме и других философских школах развивается современная модель познавательного процесса - деятельностная. Ее сущность можно свести к следующим основным положениям.

1. Познание - это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с Целью раскрытия его основных свойств и связей. Познаваемый объект "задан" человеку не в форме созерцания, а в формах деятельности. Иными словами, мы узнаем предметы такими, какими их раскрывают наши действия с ними и особенно - практика, задающая субъекту угол зрения на объект познания.

2. Субъект познания - всегда социальное явление. Любой человек, познающий мир, выступает частью какой-то общности людей: коллектива, социальной группы, всего общества. В познании реализуются не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения. Субъект познания в своей познавательной деятельности связан - непосредственно или опосредованно -с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум. Конкретный человек является, таким образом, "полномочным представителем" человечества.

3. Процесс познания направляется и организуется той или иной социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и общественных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в сфере которой он живет и действует. Именно уровень и содержание индивидуальной культуры задают субъекту определенное виде ние изучаемых объектов и интерпретацию полученных знаний.

4. Все компоненты познавательного отношения -субъект, его деятельность, объект познания - конкретно-историчны и динамичны, они изменяются по мере развития общества. Растет духовный багаж субъекта, качественно меняются способы познания мира, расширяется мир объектов, познаваемых человеком.

Итак, сущность процесса познания состоит в двустороннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект воздействует на человека, сам кое-что говорит о себе, и это влияние есть необходимое (но не достаточное!) условие познания. Легко представить, что если бы наше познание сводилось только к этому воздействию, то знания о вещах и явлениях были бы весьма поверхностными и случайными. С другой стороны, субъект активно воздействует на познаваемый объект, спрашивает его о том, о чем сам объект умалчивает (например, о законах своего бытия), и заставляет так или иначе отвечать. Получить от объекта "ответы" на свои вопросы и есть' важнейший смысл познания и его цель.

http://an-site.ru/dk/of24.htm

nabel аватар

Путь к Богу через познание себя самого

Путь познания себя - вне религий, напрямую, в одиночку. Не зависимо от того, кто и что сказал, получи ответ сам, докопайся до него.

Я говорю тебе, что это возможно через познание себя самого, но не говорю о превосходстве этого пути, как и какого-либо другого. Это путь многих. Зачем спорить? Не стоит сравнивать математику с химией, тем более, противопоставлять. Я предлагаю каждому, кто хочет познать себя, а через себя и Бога, задавать вопросы самому себе, о себе самом. И задавать их до осознания своей божественной сущности, чтобы найти таковую, если она есть. Знаете, как Мастер распознаёт ученика? - По вопросам! Именно вопросы говорят о направлении развития их задающего. Хороший вопрос сам по себе ответ.

Сказано: Человек создан по образу и подобию самого Создателя. Значит, познав себя как человека, в самом себе узнаешь Бога. А, познавая себя как Микрокосмос, поймёшь структурный, кармический и другие законы Макрокосмоса.    Давай, не спеша, по крупицам, откроем в себе новый мир - Мир совершенной гармонии и предсказуемой закономерности. Чем глубже наше проникновение в собственные ощущения и рефлексы, тем выше наше понимание и объёмней представление процесса Мироздания и способов взаимопроникновения параллельных и перекрёстных миров.

Организм Вселенной очень схож в своём законодействии с человеческой структурой. Не зря нас так восхищает гениальность взаимопонимания всех систем нашей жизнедеятельности. Пока мы здоровы, мы этого не замечаем, но в те минуты, когда мы испытываем трудности, а организм сам с ними справляется, мы осознаём божественную невероятность его устройства. Какая гениальная машина! Самоисцеляется, восстанавливая даже разрушенные ткани, да ещё и саморазмножается. Размножается на Земле далеко не один человек, это верно, но только он наделён высоким сознанием. Изучая работу человеческого организма, многие учёные поверили в Бога - единственно возможного Создателя столь совершенной структуры. Вот вам и миниатюра Мироздания - гармония всех вселенных, составляющих Божественное бытие.

Высшая мудрость прослеживается во всём, что происходит вокруг нас, с нами самими, внутри нас. Миллиарды отдельных клеточек размножаются у нас внутри и умирают, предварительно родив себе замену. Продолжительность жизни некоторых клеток исчисляется всего несколькими часами. В каждом миллиметре нашего тела кипит жизнь, миллионы отдельных жизней, составляющих единое целое. Все системы чётко работают, даже когда мы спим. Зачем всё это создано? Просто, чтобы жил человек? Миллиарды еле видимых под микроскопом частиц, ради одного большого и важного? Чем же так важного? Не просто же для просмотра ТВ и поедания сендвичей мы так гениально устроены. Тогда... Что такое наши тела? Носители чего-то более важного? Что мы собой представляем? Что такое Человек? Капсула для души? Души возвращаются на Землю из жизни в жизнь ради Создателя? Они поддерживают Его жизнь? Они и есть Он? Мы и есть Он? Так же, как наши клетки и есть мы? Не знаю как у тебя, а у меня любая цепь вопросов, обращённых внутрь себя, приводит к Богу. Во всём прослеживается гениальность Высшего Порядка.    Сильнейшая информированность и взаимовыручка между отдельными частями нашего тела просто поразительна в своей гениальности. Даже исключения подтверждают закономерность. Слышал когда-нибудь о болезни чужой руки? Части одного тела с трудом контактируют друг с другом, как инопланетяне. Более того, эта "чужая рука" всегда пытается напакостить своему кормильцу, словно у неё есть другой хозяин. Огромная проблема. Но в нормальном состоянии сознания нашему носу не нужны переговоры с рукой, чтобы почесаться. А уж в момент опасности - комар только сядет, рука машинально прихлопнет, мозг даже сообразить не успеет. Я думаю, что и взаимодействие всех внешних миров и цивилизаций не менее отрегулировано. Нужно только избавиться от синдрома чужой руки в своём сознании, и исчезнет ощущение чуждой жизни.

Если стараешься познать в этой связи свой организм, то начинаешь понимать и чувствовать и другие, тебе подобные, да и не только. То есть, сначала углубляешься в себя, а потом осознашь, что твоему обозрению и пониманию открывается подобноустроенное, но уже в других масштабах. Всё это создано высшим разумом, а мы созданы по образу и подобию создателя. На что же способны мы? Аж дух захватывает от такой мысли. Ну как тут не попробовать свои силы?

Наши с тобой позиции, естественно, могут быть различны, но взгляды вовсе не противоположны. Просто каждый смотрит сквозь призму собственных переживаний. Один скажет : - "Мой микрокосмос, при пристальном изучении, распадается на миллион отдельных кусочков, которые являются чем-то совершенно случайным, неизвестно как возникшим, более того, созданным на какой-то иллюзорной основе".

Так ведь и Большой Мир в целом состоит из огромного количества несвязанных (на первый взгляд) реалий. Многие из них вообще не воспринимаются человеком, большинство остаются за пределами понимания, лишь некоторые доступны нашему разуму, и, наконец, всего единицы задействованы нами в процессе собственного развития.

Нас возмущает несоответствие, и даже противоположность чего-то нового уже нам известному. Все заблуждения от желания дать объяснение всему и сразу, в первый же момент знакомства, вместо того, чтобы просто констатировать и отслеживать. Познание - это процесс, осознание же может быть мгновенным, как озарение.

В нашей памяти есть много ящичков - загашников, с разновидностью по темам. Каждый раз, когда мы узнаём о чём-то впервые (не отрицая, просто констатируя), открывается новый ящичек. Затем туда автоматически присоединяется всё, что несёт в себе сонаправленность заданной тематике. Информация сортируется и накапливается. Если сейчас тебе нечем обосновать то, что для другого является истиной, не спеши с выводами, просто накапливай материал собственного познания. При достаточном стечении информации и обстоятельств будет всплеск сознания. Тогда ты поймёшь о чём идёт речь, поймёшь и то, что не высказано словами, что каким-то образом соединяет все ящички твоей кладовой в единую разумную систему. Нет, не наступит полный мир и покой - это мимолётное видение. Знанием Оно станет, когда будет применено тобой на практике. И вот тогда уже ты сможешь выстроить свою собственную теорию объяснения произошедшего с тобой, основываясь на внутреннем знании и внешнем проявлении.

Преодоление трудностей включает рефлекс внутренней свободы. Нам даже необходима такого рода прививка, чтобы наша жизнь не прошла в глубокой спячке. Так же как регулярное занятие спортом укрепляет физическое тело, а преодоление препятствий укрепляет нашу волю к победе, - так и духовные испытания укрепляют наш дух и очищают душу, делая нас более чувствительными и мудрыми. Отслеживая свои реакции на происходящее вокруг, мы учимся регулировать своё внутреннее состояние, приближаясь к покою, в котором возможно познание истины.

Так что же мы знаем о себе? И как это может послужить нам в познании внешнего (но лишь на первый взгляд) мира? Один уговор: беря любой пример из внутренней жизни, становимся более внимательны к себе, смотрим вглубь себя, прислушиваемся к ощущениям и следим за реакцией. Не стоит ограничиваться прочтением чужих мыслей, важен собственный опыт.

И так, возьмём одно из ярких ощущений - боль. Как её познать? Так же, как и что-либо другое - через вопросы. Вопросы, вопросы и ещё раз вопросы, до тех пор, пока в них не прозвучит ответ. Ведь стучащему открывается. Каждый вопрос - стук в дверь, за которой истинное понимание.

В данном случае боль. Что это? Зачем нам это? Что мы знаем о ней? Мешает она нам или помогает? Это сигнал бедствия? Значит, её нельзя выключать, иначе мы не узнаем о происходящем внутри нас разрушении. Если физическая боль - следствие, сигнал об агрессивном вторжении или внутреннем повреждении, то зачем Создателю понадобилась столь утончённая и гениальнейшая система импульсной передачи информации во внешний мир? Может ли боль предсказать, предупредить, а не только констатировать разрушение? Умеем ли мы читать её послания? Гарантирует ли полное взаимопонимание своевременную помощь, или это нужно для чего-то другого? Если внутренняя, физическая боль - это сигнал владельцу тела, то тогда кому сигналит душевная боль? Может души населяющих землю людей, как нервные окончания, передают сигналы во внешний мир? О чём? От имени кого? Самому Создателю? Он слушает наши молитвы как сигналы о внутренних проблемах? Может именно поэтому после самоисступления в молитве наступает душевный покой?

Мы получаем помощь извне так же, как наш организм таблетку? Значт ли это, что наша душевная боль за сотворённое зло является призывом добра? Выходит, что глубокое раскаяние в содеянном работает как душевное самоисцеление? Боль требует понимания самой боли, её причины или это способ трансформации? А может всё это вместе взятое и ещё многое? Очень интересная цепочка. А как это работает у тебя?  

  Задай свои вопросы. Пусть дождь вопросов прольёт истину на их задающих. Задавай вопросы, не спотыкаясь на ожидании ответа, и когда ты угадаешь большинство правильных вопросов, - получишь ключ к пониманию всех ответов сразу. Ты будешь понимать суть происходящего, не задавая больше вопросов. Но чтобы передать эти знания другому, снова потребуются вопросы. История повторяется с каждым в отдельности. Нельзя прозреть коллективно, но доступ к коллективному сознанию лежит через личное озарение. Положись на подсознание, оно знает, что тебе нужно. Не стоит придумывать вопросы, пусть льются сами, из глубины души. Принимай их своим мозгом, не включая аналитический ум, просто записывай. Логическое построение глубокомысленной цепочки ты обнаружишь потом, когда откроется весь смысл вцелом. Не пугайся промежуточного абсурда. Эксперимент будет доведён до результата, если тебя действительно всерьёз волнуют вопросы: Что же происходит в глубине меня самого? Как это связано с внешним миром? Может это отражение одного в другом?

Познав себя, узнаешь смысл своей жизни, божественный замысел всех жизней. Каков смысл моей жизни, и есть ли он? Не раз я задавала себе этот вопрос.

Полностью книгу "Диалог в молчании" Нади Хилтон по ссылке:

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=530115