Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Восприятие информации человеком

nabel аватар


Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток.
Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

    Визуальный канал.

Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.

    Аудиальный канал.

 Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.

    Кинестетический канал.

 Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.

    Дигитический канал.

Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации:
зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный.
Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

    Предметность.
Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.

    Целостность.
 В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.

    Структурность.
Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.

    Константность.
Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.

    Осмысленность.
Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

    Восприятие пространства.
Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.

    Восприятие времени.
У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.

    Восприятие движения.
 Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.

    Восприятие преднамеренное и непреднамеренное.

Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание.
Преднамеренное  восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками.
Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия.
Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

 Автор: Снежана Иванова

https://psyh.info/article/vospriyatie/vospriyatie-informatsii-chelovekom.html

nabel аватар

Находим ведущий канал восприятия

— Слушай, возьми зонт — по радио дождь на сегодня передавали…(аудиал)

— Я что не вижу, на небе ни облачка — буду выглядеть как идиот с зонтом!!! (визуал)

— Ой, чувствует мое сердце, попадешь под дождь и сляжешь с ангиной.
Отец, достань — ка с комода ему дождевик!!! (кинестетик)

 
Каналы восприятия человека

Природа наделила нас  инструментами  для исследования мира и получения информации различных форматов. Человек воспринимает мир посредством трех каналов восприятия: аудиальный ( слух), визуальный (зрения) и кинестетический (тактильные ощущения, обоняние, вкус).
По тем или иным причинам у человека формируется доминирующий канал восприятия

Человека окружен информацией, но физически его мозг просто не может обработать все данные. По-этому, включается фильтрация: отбирается важное, остальное отсекается. У каждого человека образуется свое мироощущение в зависимости от установленных фильтров и ведущего канала восприятия.

Пример: после праздника, один человек будет вспоминать салюты, костюмы и декорации (визуал);   второй — музыку и разговоры (аудиал),  а третий — чувства, которые испытывал в тот момент.

Зачем необходимо знать какой канал  восприятия доминирует?

- В первую очередь, для лучшего понимания себя и своих особенностей, чтобы использовать эти знания для более продуктивной работы.

- Во- вторых, эту информацию можно и нужно использовать для налаживания контактов с людьми.
Как определить ведущий канал восприятия собеседника?

Все просто. Обратите внимание какие слова использует человек при разговоре.

- Аудиал: слушай, послышалось, громкий, звучит….

- Визуал: смотри,  представь, яркий, кажется, перспектива…..

 - Кинестетик: прикинь, чувствую, схватывать, спокойно….

 
Ведущий канал восприятия. Опросник:

1.Мне нравится смотреть на звездное небо;
2. Частенько напеваю себе под нос;
3. В одежде главное удобство;
4. Люблю понежиться в ванной;
5. При покупке одним из важнейших критериев выбора является цвет;
6. Я могу узнать вошедшего по звуку его шагов;
7. Я люблю пародировать; развлекать друзей воспроизводя чужие интонации;
8. Для меня крайне важен мой внешний вид;
9. Я обожаю массаж;
10. Мне доставляет удовольствие рассматривать людей;
11. Если ходьба не доставляет мне удовольствия — значит я плохо себя чуствую;
12. Рассматривая одежду в магазине, я мысленно пытаюсь представить как она на мне будет смотреться;
13. Когда слышу старую мелодию — вспоминается прошлое;
14. Читать во время приема пищи для меня обычное явление;
15. Я могу сутками болтать по телефону;
16. Я чувствую что у меня есть предрасположенность к полноте;
17. Мне больше нравится аудио формат книг;
18. После тяжелого дня я чувствую напряжение в теле;
19. Обожаю фотографировать;
20. У меня хорошая память на разговоры;
21. Люблю цветы — они украшают жизнь;
22. Я люблю попариться в баньке;
23. Записываю план работ;
24. Допустив ошибку — ругаю себя вслух;
25. После длительной поездки чувствую себя разбитым;
26. По голосу можно судить о человеке;
27. Я оцениваю людей по их внешнему виду;
28. Люблю размяться во время работы — потянуться, расправить плечи…;
29. Спать на чрезмерно жесткой или слишком мягкой кровати для меня мучение;
30. Мне непросто найти удобную обувь;
31. Люблю походы в кинотеатр;
32. Даже через много лет спустя я с легкостью узнаю человека;
33. Меня завораживает стук дождя за окном;
34. Люблю слушать собеседника;
35. Люблю танцы, занятия спортом;
36. Меня раздражает тиканье часов ночью;
37. Слушаю аудио только в качественном воспроизведении;
38. Меня бесит беспорядок;
39. Думаю, что от освещения зависит атмосфера в помещении;
40. Мне нравится посещать концерты;
41. По рукопожатию можно судить о человеке;
42. Люблю выставки, музеи;
43. Люблю подискутировать;
44. Прикосновения способны сказать больше слов;
45. Мне трудно сосредоточиться в шумном помещении.

Подсчитаем баллы:

Аудиал: ответы «да» на пункты — 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 40, 43, 45.

Визуал: ответы «да» на пункты —  1, 5,  8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 38, 39, 42.

Кинестетик: ответы «да» на пункты — 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 41, 44.

Доминирует визуальный канал  восприятия


Вы визуал — это значит, что ваш мир наполнен образами и красивыми картинами. Эстет по природе, придаете большое значение внешнему виду. Интуитивно понимаете какие элементы дизайна будут сочетаться гармоничней. Обстановка напрямую влияет на ваше настроение и работоспособность. Вы скорее предпочтете красивый дизайн функциональности. Среди визуалов много дизайнеров, художников, стилистов, фотографов.

Доминирует кинестетический канал  восприятия


Вы кинестетик — это значит что на первом месте у вас ощущения. Вы чувствуете окружающий мир, хорошо развита интуиция. Ценители удобства и комфорта, не станете носить красивую неудобную одежду. Человек действия, не любите долго рассуждать — скорее сразу приступите к делу. Обучаться лучше на практике. Среди кинестетиков много спортсменов, танцоров, массажистов, поваров, дегустаторов, экстрасенсов.

Доминирует аудиальный канал  восприятия


Вы аудиал — это значит что для вас крайне важно что говорит собеседник и как он говорит. Ваш мир наполнен музыкой, в которой вы неплохо разбираетесь. Хорошо развита слуховая память. Среди аудиалов много музыкантов, композиторов, call- менеджеров. Вы отличный психолог — слышите другого человека и услышаны.

https://tvkoh.com/testu/veduschiy-kanal-vospriyatiya.html

nabel аватар

18 каналов восприятия

 

Практически в каждой стране есть легенды о духовных людях, о духах разных уровней, о существах, которых невозможно увидеть обычным зрением. Для того, чтобы нам что-то понять, нужно использовать чувства. Понимание с помощью органов чувств является базой для более глубокого понимания.
Понимание отличается от мышления. Когда мы о чем-то думаем, это может быть все, что угодно, оно основано на нашем воображении. Это возможно даже без непосредственного опыта и участия чувств.
Например, известный физик Эйнштейн создал теорию относительности. В то время сложно было найти доказательство этой теории. Но откуда к Эйнштейну пришли эти знания? Это наше воображение. Пять органов чувств — это база для нашей жизни. Но существуют не только эти пять чувств. Мы говорим о шести чувствах.

Шестое чувство, как правило, связано с нашим воображением, с интуицией. Этот вид восприятия не связан со зрением, слухом или другими известными нам органами чувств. Мы доверяем своей интуиции. Нам нравится верить нашему шестому чувству. Особенно если нужно принять сложное решение, а данных не хватает. В этом случае вы доверяете своей интуиции.
Но поскольку мы не знаем точно, что собой представляет шестое чувство, все неизвестные чувства мы называем шестым чувством.

В системе Чжун Юань цигун есть полное представление о том, что собой представляют эти чувства. Мы разделили эти каналы восприятия на три уровня, подобно тому, как мы разделили весь мир на три части — нижний мир, мир людей и верхний мир.
Миру людей соответствуют обычные пять органов чувств.
 Во время медитации вы можете видеть верхние миры, очень яркие, красивые, сочные цвета, видите божественные существа. Во время этого вы испытываете счастье. Каналы восприятия, с помощью которых вы видите и слышите верхние миры, мы называем янскими чувствами.  Некоторые люди видят нижние миры — духов, привидений. Такие каналами восприятия называются иньскими.

Таким образом, всего есть 15 каналов восприятия. Обычно у людей работает пять каналов. В центре модели находится интуиция, или Второе сердце. Вообще в центре может быть любой канал восприятия, не связанный с обычными пятью органами чувств.

Если в центре есть такой канал восприятия, можно хорошо чувствовать других людей, точно воспринимать информацию из верхнего и нижнего миров.В Чжун Юань цигун мы называем это синь-чувством. В этом случае ваше сердце открыто, им можно воспринимать мысли других людей и существ из любых миров.
 Вы знаете, что если даже мы не видим человека, то можем ощущать его эмоции. Мы называем такой орган восприятия Вторым сердцем. Это просто название, естественно, у нас нет двух сердец. Здесь имеется в виду и сердце, и в большей степени ум.

Например, мы говорим, что у какого-то человека плохое сердце. Это не значит, что у него проблемы с физическим сердцем. Речь идет о том, что у него плохая мораль, внутренний мир нехороший. Итак, у нас есть пять обычных каналов восприятия, пять иньских и пять янских. И еще Второе сердце. Когда оно открывается, то вы можете сразу чувствовать все три мира — наш, верхний и нижний. Поэтому можно сказать, что всего у нас 16 каналов восприятия. Но поскольку Второе сердце воспринимает не только наш мир, но верхний и нижний миры, всего получается 18 каналов восприятия.

У обычных людей, как правило, работает шесть каналов восприятия. То есть, пять обычных и Второе сердце, или интуиция. У некоторых людей существуют отклонения от нормы. Например, есть слепые люди, глухие или глухонемые, у них не работает часть основных каналов восприятия. Кроме того, есть люди, которые не чувствуют вкус, или у них пониженная чувствительность к запахам. Вот почему наше понимание окружающего мира отличается. Например, еда. Один человек не может кушать слишком острую пищу, а для другого это обычная еда. В районе Сычуань многие люди едят очень много перца, они привыкают к этому с раннего детства. Если мы попробуем их пищу, то испытаем сильную боль в желудке, поскольку для нашего восприятия там слишком много перца. А человек с пониженным восприятием вкуса (или его отсутствием) скажет, что может кушать все, поскольку ничего не чувствует.

Это еще раз говорит о том, что наше восприятие окружающего мира основано на индивидуальном восприятии органов чувств. У разных людей разные ощущения, разное восприятие. У некоторых людей очень сильно развита интуиция, и они могут понять происходящее раньше, чем другие. Поскольку у нас есть это шестое чувство, Второе сердце, мы можем использовать его постоянно для того, чтобы воспринимать еще что-то дополнительное из окружающего мира.

Например, возьмем математику. Сначала мы понимаем и воспринимаем математику с помощью пяти обычных органов чувств. Мы учим, что один плюс один это два. Затем мы начинаем изучать математику все глубже и глубже, и в определенный момент уже не можем использовать зрение, чтобы все видеть. Восприятие переходит в наш ум, в наше представление. Можно сказать, что мы начинаем использовать работу Второго сердца, и уже в своем сознании, или Вторым сердцем, представляем, что делаем.

В чем состоит процесс нашего мышления? Какова модель ума? Процесс думанья основан на зрении, зрительных образах. Когда вы слушаете прекрасную музыку, что происходит в уме? Звуки музыки могут описывать какие-то картины природы, эмоции, человека, чей-то рассказ. Возникают ли какие-то образы в мозге, когда вы слушаете музыку? Иногда возникают, иногда нет. Когда мы вдруг улавливаем запах хорошего ресторана, возникают ли при этом какие-то образы?

Если у человека не работают какие-то каналы восприятия, может ли он всегда принимать правильные решения? Наверняка вы встречались с ситуацией, когда приходилось тратить много времени на принятие решения. Врачи, например, о том, как вылечить какое-то заболевание. Студенты о том, как сдать экзамен. На работе, встречаясь с трудностями, вы думаете о том, как их преодолеть. Мы тратим много времени на размышления. Что происходит в уме во время этого? Во время размышлений и даже во время сна появляется много различных картин, образов. Вот почему в Китае говорят: если вы что-то видите, то это реально, а если вы что-то слышите, то это может быть нереально. По-русски говорят так: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Во многих культурах к органам восприятия есть подобное отношение: люди верят больше тому, что видят, чем тому, что слышат. Почему? Потому что процесс мышления основан на образах. Мы принимаем решения, основанные на образах. Эти образы приходят не в результате зрения, они являются внутренними картинками.

Наше мышление, умственная деятельность основана на 18 каналах восприятия. Поэтому для улучшения творческого мышления и вообще процесса думанья нужно развивать каналы восприятия.

Почему в школе одни ученики учатся хорошо, а другие — плохо, одни тратят на учебу больше времени, а другие — меньше? Потому что органы чувств различны, каналы восприятия работают по-разному. Если у человека хорошо развит слух, он может стать музыкантом. Есть дети с абсолютным слухом: им достаточно один раз услышать мелодию и они могут повторить ее абсолютно точно. Многие художники не умеют красиво говорить, или плохо разбираются в музыке. Но у них есть другое свойство — увидев что-то, художник может это хорошо нарисовать, т.е. у художников очень хорошая визуальная память.

Если мы хотим помочь детям хорошо учиться, нужно, прежде всего, проверить их каналы восприятия. Если у ребенка плохой слух, то, как правило, у него плохая память. С помощью слуха дети воспринимают речь учителя, им нужно хорошо слышать, чтобы все запомнить. Какие есть методы улучшения слуха, или зрения? Если проверить зрение по таблицам, то окажется, что большинство людей страдает близорукостью или дальнозоркостью.

Для потери веса можно 10 дней по-настоящему попрактиковать Бигу шичи, и я уверен, что вес вы потеряете. Для улучшения зрения есть такой метод: одевают очки со специальными магнитиками, не разрешают много смотреть телевизор и много читать, и носят такие очки от четырех до шести месяцев. После этого у детей зрение улучшается. Но если не работать за компьютером, не смотреть телевизор и не читать много, то даже без всякой тренировки и дополнительных процедур через один-два месяца зрение улучшится.
Сегодня нет достаточного количества исследований по улучшению наших органов чувств. Обычно только когда кто-то начинает терять зрение или слух, мы начинаем принимать меры по восстановлению этих функций. Предварительно мы ничего не делаем, чтобы улучшить работу наших органов чувств.

Итак, каким образом можно улучшить наши каналы восприятия, не только зрение, но и другие? Обсуждая эти вопросы, нужно вернуться к базовым знаниям. У человека есть три аспекта — физическое тело, энергия и ум, сознание. Желая улучшить органы чувств, нужно думать о физическом органе, о его энергии, о духе или сознании органа. Органы чувств связаны с работой определенных внутренних органов. К примеру, зрение — с работой печени. Если мы хотим улучшить наши чувства, нужно улучшить уровень энергии внутренних органов. Необходимо отрегулировать физическую структуру, убедиться в том, что наши чувства не подвергаются влиянию эмоций. Известно, что если мы сердимся, то можем принять неправильное решение. Злость оказывает влияние на наше видение. А если у нас неправильное видение, то мы, конечно, примем неправильное решение.

https://www.zyq108.com/book/content/18-kanalov-vospriyatiya