Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Цифровая школа: «плюсы» и «минусы»

nabel аватар

Цифровизация школы ─ это процесс перехода на электронную систему. Давайте разберемся, хорошо это или плохо.

Планируется, что вся отчётность в школах будет только в электронном виде. Значит, в идеале у каждого учителя должен быть свой компьютер или ноутбук. Не нужно будет заполнять два журнала (электронный и бумажный). Бумажных документов будет очень мало. Казалось бы, это хорошо.

Все образовательные организации на 100% обеспечат Интернетом. Это тоже положительный момент, но встает вопрос о качестве Интернета, о стабильном доступе в сеть. Не секрет, что с Интернетом бывают проблемы. При сбое учителя начнут нервничать, а электронные журналы всё равно придётся дублировать собственными записями.

У некоторых учителей работа с электронным журналом вызывает трудности. Когда я получила ноутбук и стала в конце урока выставлять оценки, то дети предложили свою помощь, сказав, что они помогали предыдущему учителю и с электронным журналом, и с компьютером. Конечно, хорошо, когда ученики контактируют с учителем, но плохо, что не все преподаватели могут быстро работать с электронным журналом. Использовать минимальный набор программ вынужден будет каждый педагог, несмотря, например, на возраст.

В российских школах должны появиться уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Значит, во всех школах необходимо новое оснащение. Речь идет, помимо компьютеров, о проекторах. Все знают, что это недешево. Конечно, такие уроки более интересные, запоминающиеся. Но когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не грузится, то это опять-таки стресс для учителя.

Интерактивные доски есть только в отдельных кабинетах.

Дистанционное обучение для детей с ВОЗ ─ хорошая альтернатива хождению по домам, но здесь нет визуального контроля. Существует, например, скайп. Но опять-таки связь должна быть очень качественной.

Что же делать, если учитель всё-таки не очень «дружит» с компьютером и другими электронными устройствами? Надо учиться. Но когда и как? Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий многим некогда.

Бесплатные обучающие видео можно найти на «YouTube», есть в формате подсказок, инструкций или просто видеороликов.

Есть очные курсы по ИКТ. Не все такие курсы достаточно качественные и не всегда дают именно ту информацию, которая требуется конкретному учителю. И к сожалению, даже если такие курсы и были окончены, то часть информации, которая не была в ближайшее время востребована, забывается, особенно у возрастных учителей.

Нынешнее поколение не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, постоянного выхода в онлайн и общения в Интернете. С этим уже ничего не поделаешь. Это уже наше настоящее.

Смартфоны и гаджеты отвлекают детей от учебного процесса. Об этом все говорят. Если ученики во время урока заняты своим смартфоном, то это проблема только этого конкретного педагога, ведь он не смог сделать учебный процесс интересным, чтобы ученики не отвлекались.

Когда у ученика есть смартфон, в котором есть всё, то велик соблазн просто скачать и списать нужную информацию с сайта. Действительно, если на столе лежит калькулятор, то умножать «в столбик» мало кто захочет.

Летом 2019 г. в прессе появилась информация о том, что рекомендуется ограничить использование телефонов в школе. Казалось бы, это хорошо. Дети заняты учебой, а не общением или играми, однако ─ в итоге ─ все оставили на усмотрение школ (надо где-то хранить дорогостоящие устройства, кто-то за это должен отвечать).

«Первые годы рекомендательного запрета мобильных телефонов в образовательном процессе могут вызвать непонимание со стороны учеников, родителей и учителей, это надо преодолеть», ─ заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Ранее Минпросвещения рекомендовало региональным властям рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных телефонов в школах. Рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта и по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором. «При необходимости и возможности школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса. Рекомендовано до предела сократить использование мобильных устройств в образовательном процессе, за исключением тех детей, где это необходимо», ─ сказала Ольга Васильева в эфире программы «Вести» телеканала «Россия-1».

«Частое пользование гаджетами негативно сказывается на здоровье детей и их успеваемости. Даже многие взрослые не знают меры, чего уж говорить о детях. Поэтому это ограничение закономерно, и я знаю, что все учителя и администрации школ поддерживают подобные инициативы», ─ сказала глава Национального родительского комитета Ирина Волынец в интервью RT и призвала родителей поддержать инициативу, и заметила, что ограничения не помешают ученикам созваниваться или переписываться с родными в свободное от занятий время.

Ранее стало известно, что Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили памятку с рекомендациями по ограничению использования смартфонов во время уроков.

В Москве есть проект под названием Московская электронная школа (МЭШ), согласно которому к 2020 г. планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по ряду школьных предметов, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа».

Московская электронная школа – это набор электронных материалов, доступных для всех и размещенных на современных цифровых устройствах. Ключевые элементы МЭШ – это видеоуроки и электронный дневник. Также предполагаются игровые формы обучения и многое другое.

На уроках школьники (начиная с начальной школы!) должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми. Эта электронная школа еще не начала работать.

Считается, что это даст современным школьникам новое качество образования.

Ну а теперь представим, что у всех учеников на уроках для обучения есть планшеты. По медицинским нормам: ребенку 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. Понятно, что дети сидят в Интернете по полдня. А тут еще и в школе! При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять минимум 5-6 часов. Так что проблема со зрением будет, похоже, у 100% школьников. Если же ученики сидят в специализированных классах в наушниках, то может пострадать и слух.

Использование элементов игр, игровые обучающие программы позволяют успешнее вовлечь школьников в процесс обучения. Ученики с удовольствием проходят викторину по географии и истории или проводят физический опыт с помощью телефона. Да, это так. А как же психологическая зависимость от гаджетов? То есть зависимость становится еще больше? Сейчас уже известно, что смартфоны являются одной из форм цифрового наркотика. Как объяснить ребенку вред компьютерных игр, когда они будут использоваться в школе и будут частью обучения? Поэтому гаджеты с большей пользой, я думаю, могут использовать лишь ученики старших классов.

Использование Интернета и цифровых технологий открывает широкие возможности перед педагогом: участие в дистанционных олимпиадах; конференциях; осуществление поиска различной информации и др. Учащиеся создают презентации, тоже осуществляют поиск различной информации. Однако доклады периодически просто скачиваются с «Википедии» и дети их даже до урока не читают. При этом не могут даже сделать так, чтобы весь текст был набран одним шрифтом и было выравнивание. Это печально. Поэтому я считаю, что доклад или сообщение на лист-полтора нужно писать в рабочую тетрадь. Когда человек пишет, то он запоминает. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за формирование речи.

Поговорим о сочинениях. В Интернете я прочитала следующее: «Сегодня пока дети в школе сдают свои сочинения, написанные от руки. Это значит, когда учитель делает им какое-то исправление, они смотрят на данное исправление и немедленно забывают. Если бы сочинение было цифровым, они могли бы это исправление внести, улучшив свою работу, представить улучшенный вариант учителю и получить отметку, показав, как они реагируют на критику. Это новый формат работы, новый формат жизни, новый формат образовательной деятельности».

Товарищи литераторы! Как вы к этому заявлению относитесь?

Дети станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.

Уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на «нет». Очевидно, что при переходе на цифровую школу, письма от руки не будет вовсе.

Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас? Люди станут хуже распознавать письменный текст. Ведь тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано.

Уже сейчас многие задания в школе подразумевают поиск информации в интернете. Приводит это к тому, что дети быстро привыкают к поиску ответов в сети, а как следствие привыкают к быстрому чтению, без углубления в суть.

В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете не читаются, а бегло просматриваются, выхватываются разрозненные куски данных. Сначала считываются несколько первых строк текстового содержимого страницы, затем идет перескок на середину страницы, где считываются еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, строки не дочитываются до конца), а затем просматриваются последние строки (посмотреть, «чем дело кончилось»).

Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Таксисты должны были раньше знать наизусть множество названий улиц и площадей. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте.

Гаджеты развивают дислексию у детей, то есть возникает проблема с речевым развитием. За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа.

Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие того окружения, где формируется человек.

А наши дети сидят в Интернете, в соцсетях. Подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, а не виртуальные отношения. Должно быть «живое общение».

А что же есть хорошего?

Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Школьники будут лучше ориентироваться в информационном пространстве.

Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия.

Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников. Учитель и учебники теперь не единственные носители информации. Любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. И ученики понимают, что педагог не может знать больше интернета о своём предмете. Поэтому учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, помогать ребёнку отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана.

Гораздо более важная проблема – это то, что новые технологии по большей части сфокусированы на проблеме «как учить», и совсем не затрагивают насущный вопрос – «чему учить».

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/09/23/tsifrovaya-shkola-plyusy-i-minusy

 

 

 

ВСЁ ИДЕТ СВОИМ ЧЕРЕДОМ

Никто не помешает изменить этот мир. Мир будет меняться.

nabel аватар

Как понимают на местах идею цифрового образования?

Мне стало интересно, что же было в Указе Президента О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

     5. Правительству   Российской   Федерации    при    разработке национального проекта в сфере образования исходить из того,  что  в
2024 году необходимо обеспечить:
     а) достижение следующих целей и целевых показателей:
  -   обеспечение   глобальной   конкурентоспособности   российского
образования, вхождение Российской  Федерации  в  число  10  ведущих стран мира по качеству общего образования;
  -   воспитание  гармонично  развитой  и  социально   ответственной личности   на   основе   духовно-нравственных   ценностей   народов
Российской   Федерации,   исторических   и   национально-культурных традиций;
     б) решение следующих задач:
  -   внедрение  на  уровнях  основного  общего  и  среднего  общего образования новых методов обучения  и  воспитания,  образовательных
технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков  и умений,  повышение  их  мотивации  к  обучению  и  вовлеченности  в образовательный  процесс,   а   также   обновление   содержания   и
совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
  -   формирование  эффективной  системы  выявления,   поддержки   и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной  на
принципах   справедливости,   всеобщности   и    направленной    на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  -   создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической  и
консультативной  помощи  родителям  детей,  получающих   дошкольное образование в семье;
  -   создание современной  и  безопасной  цифровой  образовательной среды, обеспечивающей высокое качество  и  доступность  образования всех видов и уровней;
   -  внедрение   национальной   системы   профессионального   роста педагогических  работников,  охватывающей  не  менее  50  процентов учителей общеобразовательных организаций;
   -  модернизация  профессионального образования,  в   том   числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
   -  формирование  системы  непрерывного   обновления   работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения  ими  новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
   -  формирование  системы  профессиональных  конкурсов   в   целях предоставления  гражданам  возможностей  для  профессионального   и
карьерного роста;
   -  создание  условий  для  развития   наставничества,   поддержки общественных  инициатив  и  проектов,   в   том   числе   в   сфере
добровольчества (волонтерства);
   -   увеличение не менее чем  в  два  раза  количества  иностранных граждан,  обучающихся  в   образовательных   организациях   высшего
образования и научных организациях, а  также  реализация  комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

Полностью Указ Президента Российской Федерации от 07.05 2018г. N 204
по ссылке:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

Во первых, я узнала, что  правительству поставлена ЗАДАЧА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Про цифровизацию образования конкретно  вот это:

" создание современной  и  безопасной  цифровой  образовательной среды, обеспечивающей высокое качество  и  доступность  образования всех видов и уровней;"

Теперь важно, ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!!!

Как понимают на местах идею цифрового образования?

 
И где же обсуждение ОСТАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА?????

 А ВЕДЬ ИХ ЕЩЕ 11!!!
ПРИЧЕМ ОЧЕНЬ НУЖНЫХ И ВАЖНЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ!!!!


Где, почему, на каком уровне теряются эти важные для нас, наших детей и страны пункты???

Почему не обсуждаются они, неужели в образовательных учреждениях наших регионов эти пункты исполняются в совершенстве???

Кто знает, возможно обсуждение проекта вцелом изменит субъективное понимание цифрового образование в регионах в принципе и его продвижение в жизнь изменится...

Хорошо бы подключить к обсуждению родителей.

Разве можно решать подобные вопросы без их ведома.

А главное, закроется при этом лазейка любителям использовать наших детей в своих интересах.

В одном уверена, что если при решении любых образовательных вопросов ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ БУДЕТ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ, проект об образовании принесет России прекрасные плоды...

Эль Ригель аватар

Окна Овертона проекта оглупления детей через цифровизацию

Уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на «нет». Очевидно, что при переходе на цифровую школу, письма от руки не будет вовсе.

Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас? Люди станут хуже распознавать письменный текст. Ведь тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано.

Именно письмо от руки, чистописание - развивает ту часть мозга у ребёнка, которая может быть развита только в возрасте 5-7 лет, иначе она останется незадействованной, а она  отвечает за важную мелкую моторику и связанные с ней нейропути в мозге. И именно эту функцию  методично отключают через цифровизацию.Но самое главное - что через смену техники письма очень легко в будущем переписать учебники и саму историю: во-первых, после этого легко можно уничтожить прежние источники - в которых содержались знания о мире,  и написать новые  и заместить ими прежние,во-вторых - даже если человек наткнётся на живую книгу или письмо - ему нечем будет понимать.

Это было уже не раз в истории: мы ведь не понимаем древних текстов. Cпрашивается - ПОЧЕМУ?

Я не против использования альтернативных средств обучения - но только В ПОМОЩЬ живому обучению - только оно даёт знания. То, КАК цифровизация происходит - это ЗЛО.

Эль Ригель аватар

Хм-хм

А что же есть хорошего?

Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Школьники будут лучше ориентироваться в информационном пространстве.

 

Как грубо "подменили карту":  ЗНАТЬ и БЫТЬ ИНФОРМИРОВАННЫМ  - две большие разницы. Особенно от сомнительных источников - проверить которые ученик не в состоянии. Особено когда Интернет является средством управления социумом.

Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия.

Это самый короткий путь превратить живого человека в цифровую копию - если в этом цель, то да: цифровой копией управлять проще

Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников. Учитель и учебники теперь не единственные носители информации. Любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. И ученики понимают, что педагог не может знать больше интернета о своём предмете. Поэтому учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, помогать ребёнку отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана.

Интернет вообще ничего не знает - это сборник всякой инфы. Вопрос в том - что учитель, превращаясь в такого проводника, да ещё и воспитанный через цифровое образование с детства, бесполезен для процесса обучения - таким проводником может стать обученный робот, к чему и ведут. Знание живому субъекту может дать только такой же живой субъект,  и знание не может лежать в кармане - это понятие шире чем понятие информации.

-------------------------------------

Проект цифровизации является частью более общего проекта - который ставит своей целью сузить существование человека до цифровой матрицы - которой удобно будет управлять.

nabel аватар

Коварные волны. Опасно ли электромагнитное излучение?


Сейчас много говорят об электромагнитном излучении, которому неизбежно подвергается любой современный человек, особенно житель большого города. Как влияет электромагнитное излучение на организм человека? Насколько оно опасно?

Что такое электромагнитное излучение (ЭМИ)? Это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрическими заряженными частицами, некая неосязаемая волна, распространяющаяся в среде, состоящая из электрической и магнитной составляющей.

Источники ЭМИ

Источники, создающие электромагнитное поле, могут быть как естественными, так и искусственными.

К естественным источникам электромагнитного излучения относятся постоянное электрическое и постоянное магнитное поле Земли, электрические явления в атмосфере (грозы, разряды молний), радиоизлучение солнца и звезд, космическое излучение.

Искусственные источники электромагнитного поля условно можно разделить на источники электромагнитного излучения высокого и низкого уров¬ня излучения. При этом следует отметить, что, в первую очередь, уровень излучения зависит от мощности источника: чем выше мощность, тем выше уровень излучения. Около источника уровень излучения максимально высок, с увеличением расстояния от источника уровень излучения падает.

Источники высокого уровня ЭМИ:

    воздушные линии электропередачи (ВЛ, ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения 4-1150 кВ);
    транспорт на электрической тяге: трамваи, троллейбусы, поезда метро и т.п. — и его инфраструктура;
    трансформаторные подстанции (ТП);
    лифты;
    телевизионные станции;
    радиовещательные станции;
    базовые станции систем подвижной радиосвязи (ВС), прежде всего сотовой.

Источники относительно низкого уровня ЭМИ:

    персональные компьютеры и видеодисплейные терминалы, игровые автоматы, детские игровые приставки;
    бытовые электроприборы — холодильники, стиральные машины, СВЧ-печи, кондиционеры воздуха, фены, телевизоры, электрочайники, утюги и т.п.;
    сотовые, спутниковые и бесшнуровые радиотелефоны, персональные радиостанции;
    кабельные линии;
    некоторое медицинское диагностическое, терапевтическое и хирургическое оборудование;
    система электроснабжения зданий.

Воздействие ЭМИ на организм человека

Организм человека реагирует как на изменение естественного геомагнитного поля, так и на воздействие электромагнитных излучений от многочисленных и разнообразных техногенных источников. Реакция организма может варьироваться как по мере увеличения, так и снижения воздействия ЭМИ, в ряде случаев приводя к выраженным изменениям в состоянии здоровья и генетическим последствиям.

Экспериментальные данные как отечественных, так и зарубежных исследователей свидетельствуют о высокой биологической активности электромагнитного поля (ЭМП) во всех частотных диапазонах. Биологические эффекты воздействия ЭМП на организм человека зависят от частоты и длины волны излучения, интенсивности ЭМП, продолжительности и периодичности облучения, комбинированного и суммарного воздействия ЭМП и других факторов. Сочетание обозначенных параметров может давать существенно различающиеся последствия в реакции организма.

Не менее важна локализация воздействия — общая или местная, так как при общем воздействии риск проявления негативных последствий выше. Например, воздействие от ЛЭП — общее на весь организм, а воздействие от сотового телефона — местное (на определенные участки тела человека).

Эффект взаимодействия ЭМП с биологической средой находится в зависимости от дозы облучения. В его основе лежит преобразование энергии поля в тепло; механизм, осуществляющий такое преобразование, вызывает вращение (перемещение) молекул. Это приводит к возникновению различных негативных явлений в организме.

Следует отметить, что наш организм ежедневно подвергается действию нескольких различных электромагнитных полей одновременно или последовательно.

Такое воздействие сказывается прежде всего на нервной, иммунной, эндокринной и репродуктивной системах, изменения функций которых предполагают неблагоприятные последствия для организма.

Биологический эффект ЭМП в условиях длительного многолетнего воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания.

Особо опасными ЭМП могут быть для детей, беременных (в частности, для эмбриона), людей с заболеваниями центральной нервной, гормональной, сердечнососудистой системы, аллергиков, людей с ослабленным иммунитетом. В настоящее время специалистами США, Швеции, Дании проведен ряд исследований в пределах 150 м от подстанций, трансформаторов, электрических линий железных дорог и ЛЭП, которые показали, что при длительном воздействии ЭМП риск развития раковых заболеваний у детей, в особенности детской лейкемии, возрастает почти в 4 раза.

Влияние ЭМП на организм человека

Наиболее ранними клиническими проявлениями последствий воздействия электромагнитного излучения на человека являются функциональные нарушения со стороны нервной системы. Лица, длительное время находившиеся в зоне электромагнитного излучения (ЭМИ), предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций (дыхание, питание, газообмен, выделительная функция), различные нарушения со стороны сердечнососудистой системы. Обычно эти изменения возникают у лиц, по роду своей работы постоянно находившихся под действием ЭМИ с достаточно большой интенсивностью (ЛЭП, электротранспорт, трансформаторные подстанции и т.п.).

Длительное повторное воздействие выше предельно допустимых норм ЭМИ (особенно в дециметровом диапазоне волн, например от телевизионных и радиовещательных станций) может привести к психическим расстройствам.

В подавляющем большинстве случаев облучение происходит полями относительно низких уровней (поля от объектов промышленной частоты: электропроводка, бытовые приборы; компьютеры, сотовые телефоны): перечисленные ниже последствия относятся к таким случаям.

Влияние ЭМП на нервную систему.

Большое число исследований, выполненных в России, дают основание отнести нервную систему к одной из наиболее чувствительных систем в организме человека к воздействию ЭМП. У людей, имеющих контакт с ЭМП, изменяется высшая нервная деятельность, ухудшается память. Эти лица могут иметь склонность к развитию стрессорных реакций, таких, как головные боли, постоянная усталость, резкие перемены настроения, угнетенное состояние, высыпания на коже, нарушения сна, потеря аппетита.

Высокую чувствительность к ЭМП проявляет нервная система эмбриона. Возрастает риск нарушения формирования нервной системы плода.

Влияние ЭМП на иммунную систему.

При воздействии ЭМП нарушаются процессы формирования иммунитета, чаще — в сторону их угнетения. Может происходить изменение белкового обмена, наблюдается определенное изменение состава крови. Возможно образование в организме антител, направленных против собственных тканей.

Влияние ЭМП на эндокринную систему.

В работах советских ученых еще в 1960-е годы показано, что при действии ЭМП, как правило, происходила стимуляция самой главной эндокринной железы, расположенной в головном мозге, — гипофиза. Это приводит к увеличению количества выработки гормонов других желез — надпочечников, в том числе стрессорного гормона — адреналина, в результате чего организм хуже адаптируется к физическим факторам внешней среды (высокие температуры воздуха, недостаток кислорода и т.д.).

Влияние ЭМП на репродуктивную функцию. Чувствительность эмбриона к ЭМП значительно выше, чем чувствительность материнского организма. ЭМП низкой интенсивности, оказывающее негативное воздействие на организм беременных женщин, могут быть причиной преждевременных родов, а также различных врожденных патологий у детей. Наиболее уязвимыми периодами являются обычно ранние стадии развития зародыша. Это в первую очередь касается женщин, работающих в условиях нарушенных норм электромагнитной безопасности. О нормах электромагнитной безопасности для вашего рабочего места вас должен проинформировать инженер по охране труда на предприятии. Позаботиться о безопасности в первую очередь стоит женщинам, работающим на производствах, обслуживающих мощные источники электромагнитного излучения — антенны, локаторы, электрические подстанции, а также на производствах с большим количеством техники (станков и т.п.).

Защита от электромагнитного излучения

Каким же образом обезопасить свою семью от столь негативного воздействия?

Во-первых, не следует забывать, что все описанные исследования и негативные последствия воздействия ЭМП приводились для случаев непрерывного длительного или периодического длительного облучения. Также важно помнить о том, что максимальный вред наносится при комбинированном и суммарном воздействии от нескольких источников. Общее правило для всех вредных воздействий: ослабить их, насколько это возможно, минимизировать количество источников воздействия, сократить время воздействия.

Для защиты населения в РФ существует санитарно-гигиеническое нормирование электромагнитных полей, основанное на многолетних исследованиях и установленное законодательно.

Прежде всего, вокруг источников электромагнитного поля должна быть санитарно-защитная зона, при необходимости должны выполняться мероприятия по снижению напряженности электрического поля в жилых зданиях и в местах возможного продолжительного пребывания людей путем применения защитных экранов. Размер этой зоны определяется законодательно в зависимости от типа источника. В пределах санитарно-защитной зоны запрещается: размещать жилые и общественные здания и сооружения; дачные и садово-огородные участки; устраивать площадки для стоянки и остановки всех видов транспорта; размещать предприятия по обслуживанию автомобилей.

Вот самые простые меры безопасности и профилактики для защиты от ЭМП.

Осторожно, ЛЭП! Держитесь подальше от высоковольтных ЛЭП. Прежде всего, вокруг источников электромагнитного поля промышленной частоты должна быть отведена санитарно-защитная зона. Размер этой зоны определяется законодательно и установлен в зависимости от напряжения, идущего по ЛЭП, от 10 до 55 м. Поскольку простому обывателю трудно определить, каково напряжение конкретной ЛЭП, то лучше всего не приближаться к ним ближе чем на 55 м, а еще лучше — держаться в радиусе 100-150 м. При этом не следует пугаться ЛЭП, идущих вдоль дорог, так как все исследования говорят о вреде длительного воздействия ЭМП. Так что не стоит загорать на лесной просеке под ЛЭП и устраивать там пикник с детьми. Не нужно возделывать грядки непосредственно под линией или в радиусе 150 м и обустраивать там садовые участки. Ведь допустимое время нахождения в зоне действия ЭМП от "высоковольток" — лишь несколько минут. Не покупайте дачные и садовые участки под ЛЭП, в санитарно-защитной зоне ЛЭП. Если участок граничит с санитарно-защитной зоной ЛЭП, пригласите специалистов из аккредитованных лабораторий для проведения измерений и определения безопасной зоны для продолжительного пребывания людей.

Те же меры предосторожности приводятся для крупных трансформаторных подстанций. Если у вас во дворе стоит будка небольшой трансформаторной подстанции, то лучше не пускать малыша играть в радиусе 10 м от нее.

Телебашни и передающие радиотехнические объ¬екты различного характера. Действует все то же золотое правило — обходим стороной. Нужно отметить, что эти объекты, как правило, имеют санитарно-защитную зону намного большую, чем ЛЭП. В данном случае речь может идти о расстояниях в 1,5-6 км.

Транспорт на электрической тяге. Максимально опасные зоны в данном случае находятся в кабинах машинистов и около края платформы. Поэтому, ожидая электропоезда или поезда метрополитена, лучше отойти подальше от края платформы.

Бытовые приборы. Поскольку в наших домах, как паутина, повсюду тянется электропроводка, мы постоянно пользуемся бытовыми приборами, необходимо помнить простые правила безопасности: отдалять источник излучения, минимизировать количество источников, сокращать время воздействия. Одно из главных правил дома — не включать сразу всю бытовую технику: не стоит устраивать электромагнитную бурю. Используйте, по возможности, бытовые приборы раздельно. Например, когда пылесосите, выключите телевизор.

Поместив для подогрева пищу в микроволновку и нажав кнопку "старт", можно ретироваться в комнату и там вместе с малышом подождать пару минут, пока греется еда.

Также и электрочайник прекрасно справится с кипячением воды без вашего присутствия. Поскольку не всегда есть возможность выйти из помещения, где работает бытовая техника, электрочайник и микроволновку лучше поставить на расстоянии 0,5-1 м от обеденного или разделочного стола.

Пылесос во время уборки мы, как правило, держим за шланг и в процессе довольно далеко (более 1 м) удаляемся от самого излучающего корпуса пылесоса.

Компрессор, излучающий элемент обычного холодильника, находится также достаточно далеко от нас, чтобы нам навредить. Но можно при необходимости поставить обеденный стол на расстоянии более 1 м от холодильника.

Если стиральная машина стоит не в кладовке или ванной комнате, где можно спокойно стирать, когда помещение никому не требуется, практикуйте стирку во время вашего отсутствия.

Находиться в пределах 2 м от работающей стиральной машины небезопасно с точки зрения излучения — и не важно, чем человек в этот момент занят. Принимать душ или ванну, когда в ванной комнате работает стиральная машина, небезопасно и с точки зрения электробезопасности. При подключении стиральной машины должны обязательно соблюдаться условия заземления, об этом и обо всех правилах подключения подробно сказано в инструкции по ее использованию. Для подключения крупногабаритной бытовой техники (стиральной машины, плиты, посудомоечной машины) в целях собственной безопасности всегда лучше пригласить специалиста.

Электроплита также является источником ЭМИ промышленной частоты. При приготовлении пищи не забывайте, что чем выше мощность, тем больше уровень излучения, Поэтому старайтесь не использовать максимальные режимы нагрева конфорок и духовки, выбирайте режимы средней мощности, и не стоит одновременно включать все конфорки и духовку.

Телевизор важно смотреть на расстоянии не ближе 2-3 м, и конечно, не злоупотреблять временем просмотра. Не используйте включенный телевизор в качестве "фона" целый день.

Электропроводка. Лучше, если электрическая проводка экранированная, т.е. выполнена с использованием специальных экранированных кабелей, имеющих дополнительные обмотки, препятствующие распространению ЭМИ наружу, и идет по полу, чем на расстоянии 1-1,5 м от пола, находясь как раз на уровне головы спящего человека. Не стоит в изголовье кровати помещать розетки с постоянно включенными в них бра. Кровать для ночного отдыха рекомендуется максимально удалять от источников продолжительного облучения, расстояние до распределительных шкафов, силовых электрокабелей должно быть 2,5-3 м, даже если они находятся за стеной. Поэтому при расстановке мебели посмотрите чертежи дома у застройщика при въезде в новостройку или в управляющей компании для домов, введенных в эксплуатацию. При необходимости установить теплые полы рекомендуется выбирать электрические системы с пониженным уровнем магнитного поля и многоуровневой изоляцией нагревательного элемента кабеля или системы водяного теплого пола. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо сравнить технические характеристики товара.

Лифт. При работе лифта создается очень большое по интенсивности электромагнитное поле. По возможности следует выбрать квартиру максимально удаленную от лифта. Если же такой возможности не представилось, то нужно понять, с какой комнатой и стеной в этой комнате граничит лифт. У этой стены не ставьте кровать, не организовывайте рабочее место — устройте там, например, зеленый уголок.

Телефоны радио- и сотовые. Вредное влияние ЭМИ, образуемого как мобильным, так и обычным радиотелефоном, зависит от мощности телефона. Более мощные телефоны оказывают более негативное воздействие. Существуют исследования, которые показывают возрастающий риск раковых заболеваний мозга при злоупотреблении (более 3-5 минут непрерывного разговора, более 30 минут в день) сотовым телефоном. Другие исследования показывают повышенную утомляемость, нервозность. Но в современном мире мобильный телефон уже давно стал необходимостью. Поэтому предлагаются простые правила, позволяющие минимизировать воздействие электромагнитного излучения данного фактора. Постарайтесь на работе и дома чаще использовать обычный телефон, пускай и радио-, но его мощность намного меньше, чем мобильного. Используйте проводную гарнитуру, тем самым удаляя источник излучения. Не стоит использовать сотовый телефон в качестве будильника и класть его неподалеку во время сна, лучше отключите его или держите подальше. Носить мобильный телефон лучше в сумке, а не в кармане.

Персональные компьютеры. Видеодисплейные терминалы. При расстановке компьютеров в офисе учтите, что излучение исходит не только от монитора, но и от системного блока, Если ПК стоят друг за другом, то минимальное расстояние между ними должно быть 2 м, если бок о бок — 1,2 м. Рабочее место не должно попадать в зону излучения от задней панели любого монитора, так как там оно максимально. Важно выбрать качественный современный монитор, отвечающий всем стандартам безопасности. С точки зрения ЭМИ ЖК-монитор для пользователя безопаснее, излучение есть по электрической составляющей от стенки, но оно меньше. Системный блок и монитор должны находиться как можно дальше от вас. Не оставляйте компьютер включенным на длительное время, если вы им не пользуетесь. Также не забудьте использовать "спящий режим" для монитора, так как излучение в этом случае меньше.

Старайтесь устраивать перерывы в работе, во время которых нужно находиться вдалеке от компьютеров.

Игровые приставки также являются источником ЭМИ.

Осталось сказать, что яд от лекарства отличается лишь дозировкой. Так ЭМП успешно применяются в медицине для лечения многих заболеваний, например различных опухолей, варикозного расширения вен, гипертонической болезни, лечения заболеваний ЛОР-органов и органов дыхания, в косметических целях, для лечения воспалительных заболеваний мышц, суставов, периферической нервной системы, при лечении ушибов, переломов, остеохондроза позвоночника, гинекологических и урологических заболеваний и многих других. Поэтому главное — быть предусмотрительными и соблюдать осторожность.

Фадеева Елена инженер

https://www.ourbaby.ru/article/kovarnye-volny-opasno-li-jelektromagnitnoe-izluchenie/