Истина открывается только непредубеждённому взгляду
Непредубеждённость как качество личности – склонность не испытывать предубеждения против кого-либо, не основываться в своих решениях на предубеждении, быть беспристрастным, объективным и непредвзятым.
Один буддийский мастер прочёл ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили: — Кто написал его? — Я хочу, чтобы вы были непредубеждёнными людьми. Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать поклоны. Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом Будды. Если я скажу, что автором был монах, вы, пожалуй, растеряетесь. А если узнаете, что текст написал наш повар, вы просто посмеётесь, — ответил учитель.
Истина открывается только непредубеждённому взгляду. Стоит только непредубеждёнными глазами взглянуть на вещи, как туман лжи и предвзятости мгновенно рассеется. Человек начинает адекватно воспринимать реалии. Шоры необъективности спадают. Ум и разум непредубеждённого человека становится небезразличным к фактам, доводам, аргументам, как это происходит у человека предубеждённого. Он резко обрывает все связи с предвзятостью, предрассудками, пристрастностью и тенденциозностью. Поэтому уже не склонен к пристрастному, предвзятому, одностороннему, преднамеренному искажению действительности и отстаиванию его в глазах окружающих. Он уже не предрасположен необъективно освещать события, факты, он уже не стремится настоять на своём видении проблемы, проявлении своих личных предпочтений вопреки объективной реальности.
Непредубеждённость требует храбрости.
Философ Ошо пишет:
«Со страхом приходит трусость, и она обязательно создаёт отсталость ума, посредственность. Они взаимосвязаны, они поддерживают друг друга. С храбростью приходит острота, разум, открытость, непредубеждённый ум, способность учиться – они приходят вместе».
Философ Вячеслав Рузов в контексте перехода от предубеждённости к непредубеждённости пишет:
«Предубеждение — это агрессивное черно-белое мышление. С предубеждением ничего сделать невозможно. Такой человек заранее находит врага, заранее идёт с ним сражаться и ничего фактически противопоставить невозможно, только как-то терпеть ситуацию. В практике общения есть один способ, который позволяет немного снизить предубеждение. Для этого нужно исключить полярность мышления, уйти из таких слов как «наши» — «ваши», «свой»-«чужой», «черный»-«белый». Использовать «мы», «нас». Мы все. Нас всех и т. д. Т.е вот такие обобщающие слова. Однако это не действует на действительно предубежденного человека. Если мы попали на общение с таким человеком, с явными предубеждениями – он просто начинает беситься, слыша такие обобщения. Его просто бесит. Он вскакивает, кричит: — Почему вы за всех нас говорите? Вы только за себя говорите, почему вы за всех нас?! Что такое? Вы всех нас зомбируете. Это только вы так думаете, мы так не думаем. Т. е. необходимо быть очень дружелюбными с нервничающими людьми. Ну, человек нервничает. Уже кто-то вселил в него какую-то предубежденность. Нужно быть очень дружелюбным. Нельзя попадаться на нервозность человека. Нельзя отвечать тем же. Нельзя вставать на ту же платформу. Нужно вести себя сострадательно и милосердно, понимая, что человек находится в горячке своей предубеждённости».
Непредубеждённость – качество благородного ума.
Философ Б.Рассел пишет:
«Однако, поскольку наша интеллектуальная жизнь — всего лишь часть нашей деятельности и поскольку любознательность постоянно вступает в конфликт с другими увлечениями, возникает необходимость в определенных интеллектуальных добродетелях, одна из которых — непредубеждённость. Мы можем остаться глухи к новой истине, как в силу привычки, так и благодаря желанию: нам сложно разуверяться в том, во что мы настойчиво верили многие годы, а также в том, что служит основой для нашего самолюбия или другого важного чувства. Непредубеждённость должна, соответственно, быть одним из качеств, формирование которых является целью образования».
Непредубеждённому человеку противно изначально иметь предвзятое, пристрастное, обычно отрицательное мнение о ком-либо, чем-либо. Это глупо и некрасиво. Что обычно делают люди в спорных ситуациях? Исходя из своих предпочтений, своей предубеждённости, под влиянием чувств и эмоций занимают чью-то сторону и начинают воевать. Объективности и непредубеждённости при этом ноль. Разве не глупость делать выводы, услышав мнение только одной стороны?
Представьте, идёт судебное разбирательство, а у обвиняемого нет адвоката. Сам он не в состоянии себя защищать. Происходит односторонне обвинение. Или наоборот. Есть адвокат, а обвинение отсутствует. Будет справедливым решение суда при таких обстоятельствах?
Люди, в ком не проявлена непредубеждённость, в жизни ведут себя, как легковеры — верхогляды: выслушают о ком-то мнение заинтересованной стороны и на этом останавливаются. Им и в голову не приходит выслушать противоположное мнение, чтобы быть непредубеждёнными. Здесь справедлива мысль: — Всё подвергай сомнению, прежде чем сделать собственный вывод.
Непредубеждённый человек ищет правоту, правду в каждой из точек зрения конфликтующих сторон. Предубеждённый подход к конфликту: найти неправоту в позициях сторон. Непредубеждённый подход к конфликту: увидеть правоту в словах каждой из противоборствующих сторон. При таком подходе человек уходит от оскорблений и осуждения, развивается в духовном плане, ведёт себя благочестиво. Это уже много.
Непредубеждённость позволяет увидеть две правды, а не две точки зрения, спорящие между собой. Поэтому для непредубеждённого человека характерна бесконфликтность.
В материальном мире всё друг с другом конфликтует, всё основано на противоречиях, на единстве и борьбе противоположностей. Поэтому непредубеждённость и бесконфликтность- это не отсутствие конфликтов, это умение правильно конфликтовать.
Если вы научите своего ребёнка правильно конфликтовать, он будет вам благодарен за счастливую жизнь, и сами вы будете за него спокойны, ибо будете знать, что он не станет ввязываться в конфликты, не станет лезть на рожон, защищая свою или чужую правоту и считая, что все другие не правы. У него будет всё в порядке в семье и на работе, словом, в отношениях с людьми будет полная гармония. Он будет мудро, то есть непредубеждённо, по-философски смотреть на вещи. То есть при зарождении конфликта он заранее будет искать выход.
В. Губарев пишет:
«Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход».
Владимир Чеповой в «Перекрёстке» пишет:
«Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию – не погружаясь в неё по уши, как мы все это делаем, а созерцая со стороны – то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?»
Далай Лама учит:
««Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».
Петр Ковалев
Русский код...