Великая сила внимания
Я давно заметила, что внимание является для человека великой силой. Обратить на что-то внимание, значит пригласить это в свою жизнь, получить это или осмыслить. Внимание дает нам очень много ресурсов, оно развивает нас и наше мышление, показывает устройство мира, помогает достигать поставленных целей и активизирует работу ума.
Часто мы не замечаем силы внимания. Она как будто дремлет внутри нас. Но также часто мы просто не знаем об этой силе. Я предлагаю увидеть возможности нашего внимания и поговорить об этом в данной статье.
Как внимание помогает нам в жизни?
Можно выделить множество сфер, где внимание просто необходимо:
— отношения
— обучение и работа
— саморазвитие
— здоровье
— безопасность
Отношения.
В отношениях внимание дает возможность видеть сложные моменты, делать акценты на положительных сторонах различных ситуаций и многое другое. Уделяя внимание друг другу, мы проявляем любовь. Иногда так важно увидеть, что кому-то плохо или чего-то не хватает для счастья, чтобы поговорить об этом или помочь. Как часто в отношениях происходят разлады, когда просто недостаточно внимания. Бывают и другие случаи, когда не увидев чего-то важного в другом, мы теряем его навсегда.
Чтобы потренировать внимание в отношениях, начните с наблюдения за окружающими, замечайте перемены в их настроении, улавливайте интонации голоса, выражение лица и т. д. Вы увидите, как много сигналов мы подаем друг другу, гораздо больше, чем через слова. Наблюдение за окружающими даст вам также возможность обратиться к самой жизни. Вы заметите, как можно улучшить отношения просто благодаря внимательному взору на окружающих.
Обучение и работа.
Обучение и работа — это важные сферы жизни человека. Внимание там просто необходимо. Оно дает возможность сконцентрироваться на делах или новом материале, заметить вопросы, на которые захочется найти ответы и таким образом расширить свой кругозор и эрудицию. Внимание помогает сконцентрироваться на решении задач и выполнить их на сто процентов.
Невнимательность же делает человека рассеянным, не дает возможности углубиться в тему и найти необходимое решение.
Чтобы не ходить по поверхности, а заглянуть вглубь, внимание необходимо.
Начните с того, чтобы просто концентрироваться максимально долго на одной задаче. Временной отрезок для каждого будет свой и может увеличиваться во время тренировок. Выберите задачу, которую вам необходимо решить. Затем поставьте таймер (если это необходимо) и сосредоточьтесь на решении только этой задачи. Постарайтесь не отвлекаться. Есть вы, цель, ваше внимание и больше ничего. Вы заметите, как начинается углубление в тему, рассматривая вопрос под разным углом, вы откроете много нового или иначе посмотрите на уже известные факты. Это упражнение поможет вам научиться концентрировать внимание долгое время, что сделает вас сильнее и проницательнее.
Саморазвитие.
Здесь встает вопрос об обращении внимания на себя, свои качества, свое развитие. Часто человек живет по инерции, он не обращает внимания на то, что ум и тело нуждаются в развитии. Мы закрываем глаза на очевидные вещи, уводя внимание в сторону. Но это лишает нас возможности развиваться, становиться лучше, максимально использовать свои внутренние и природные ресурсы.
Уделите немного времени себе. Обратите внимание на то, что происходит с вашим телом. Что сейчас твориться в вашем уме? Как ощущает себя ваша душа (эмоциональная сфера)? Все ли в порядке с вашей реализацией? Все эти сферы нуждаются в вашем внимании. Они готовы служить вам и помогать развиваться во всех направлениях. Но если внутри царит хаос и неразбериха, то как можно думать о саморазвитии и уделять этому должное внимание?
Побудьте наедине с собой. Сконцентрируйте внимание сначала на своем теле, затем обратите луч внимания к уму и мыслям, затем послушайте свое сердце, свои эмоции, и переходите к духовной сфере.
Все, что вы услышите, на что обратите внимание можно записать и дальше уже постепенно заниматься саморазвитием, убирать старое, обретать новое.
Здоровье.
Это та сфера, которая часто выпадает оттого, что сила внимания на нее не направлена. Как часто человек терпит боль, которая возникает в теле, потакает своим вредным привычкам. Ведь стоит только обратиться к здоровью, так сразу становится понятно, в каком направлении надо работать, чтобы улучшить ситуацию.
Вы и сейчас можете направить свое внимание на здоровье. Вспомните, какие болезни у вас были, как вы их лечили, что еще нужно сделать для того, чтобы исцелиться. Отсутствие внимания к здоровью приводит к грустным последствиям. А ведь тело — это наш инструмент, без которого сложно быть в этом мире. Обратите внимание на свой «дом» и вы поймете, как привести его в порядок.
Безопасность.
Внимание в данной сфере просто необходимо. Вокруг нас бывает множество ситуаций, где человек может оказаться в затруднении. Чтобы этого не происходило, внимание необходимо распространять и усиливать в своей жизни. Чем внимательнее вы будете, тем быстрее сможете замечать разные моменты, отвечающие за вашу безопасность.
Попробуйте уже сегодня начать работать со своим вниманием. Концентрируйтесь, усиливая луч внимания, направляя его на все, что происходит во внешнем и вашем внутреннем мире. Внимание — это сила, дарованная нам природой. Так почему бы не пользоваться этим и становиться еще более сильными.
Развития вам и вашему вниманию!
Анна Баранова.
http://psihogrammatika.ru/?p=1488
Сила внимания
Внимание является, образно говоря, каналом, проводящим энергию сознания, энергию вечного света, озаряющего собой деятельность нашего физического тела, эмоций и ума. По сути, именно через внимание сознание человека может проявлять себя в его бытии, поэтому внимание смело можно считать функцией сознания.
Внимание подвижно и тесно связано с органами восприятия – громкий звук или неприятное ощущение в теле сразу же привлекают к себе внимание человека помимо его воли. При этом вниманием можно управлять, и средством управления им в этом случае становится человеческий ум. Он может определять направление внимания, способствуя его сужению, которое именуется концентрацией. Из-за того, что ум может управлять вниманием, определяя в каком направлении будет изливаться проводимая им энергия, нам кажется, что внимание есть неотъемлемая функция нашего ума. Однако ум в данном случае всего лишь инструмент, без которого энергия внимания блуждала бы от одного ощущения к другому, подчиняясь каждому новому более сильному внешнему или внутреннему импульсу. Примерно так, скажем, как это происходит у животных.
В общем, в отношении внимания ум является неким маршрутизатором, содержание работы которого чаще всего определяется желаниями и страхами. Поскольку ум с детства заполняется разного рода ассоциациями, которые возникают в нём автоматически, в ответ на действие разного рода внешних и внутренних раздражителей, то и внимание становится рабом этих автоматических процессов. В этом случае вся сила внимания уходит на поддержание бесконечного повторения этих ассоциативных реакций, которые могут принимать самые разные формы – от регулярного сексуального самовозбуждения до приступов панических атак. Так энергия внимания начинает циркулировать по одним и тем же каналам, превращая жизнь человека в день сурка в аду.
Иллюзия того, что внимание принадлежит уму, порождает системы взглядов, в которых превозносится сила человеческой мысли. Так появилась теория позитивного мышления и прочие учения вроде транссерфинга реальности. Ум становится творцом мира – надо только научиться правильно им пользоваться. Тот, кто испытал подобные рекомендации управления реальностью на себе, знает, что они действуют в ограниченном числе случаев, но по-другому и быть не может, ведь существование мира поддерживается рядом законов, которым, в частности, подчинён и сам ум со всеми его фантазиями. Именно благодаря этим законам никакой мысли, наполненной силой внимания, не под силу изменить что-либо существенное в нашем мире. Ум, лишённый силы внимания, подобен компьютеру, отключенному от электричества.
В моей врачебной практике был период, когда я занимался лечением ожирения или, проще говоря, помогал женщинам похудеть посредством иглоукалывания. Поток желающих сбросить вес начинался в конце апреля и прекращался в августе. Методика, по которой я работал, требовала менять иглы, поставленные на ушную раковину, раз в две недели, а весь курс терапии занимал два месяца. В июне или июле я уходил в отпуск, и мне приходилось отдельно договариваться с теми пациентками, которые ходили с иголками в это время, и назначать день, в который я специально приду на работу, чтобы совершить процедуру перестановки игл. Обычно у большинства пациенток дела шли неплохо – они худели, кто в большей, кто в меньшей степени. Но когда я вышел из отпуска для переустановки игл, оказалось, что за прошедшие две недели процесс их похудания практически остановился. Потом, когда я вернулся к работе, всё наладилось. В первый год я не придал этому особого значения. Однако на второй год всё повторилось с абсолютной точностью – пока я был в отпуске, процесс похудания моих пациенток тормозился или останавливался вовсе. На третий год я уже предвидел подобный результат и постарался перед отпуском закончить курс лечения всех пациенток.
Причина происходящего стала ясной для меня довольно быстро – пока я находился в активной работе, я помнил, кто и когда должен прийти ко мне для смены иголок; я помнил о тех, кто худел под моим руководством. Так или иначе, они регулярно попадали в поле моего внимания, и этим поддерживался процесс, запущенный тем воздействием, которое производилось мной при постановке игл и обдумывании формулы сочетания используемых точек. Уходя в отпуск, я сознательно выбрасывал из головы всё, что было связано с работой, и забывал про своих пациенток, отчего процесс воздействия начисто лишался энергии моего внимания.
Примеров того, насколько энергия внимания влияет на внешний мир, бесчисленное множество. В квантовом мире частицы меняют своё поведение под взглядом экспериментатора. А уж какое значение внимание окружающих имеет для отдельного человека любой знает на собственном опыте. Поэтому я не стану приводить здесь массу банальных и очевидных примеров, а сразу перейду к сути дела.
Внимание, направленное наружу, вовне, питает тех существ, на которых оно направлено, – будь то растения, животные или люди. Доведя это утверждение до абсурда можно сказать, что внимание людей питает и поддерживает весь мир, но это чушь. Когда внимание обращено внутрь посредством привязывания его к эмоциям, чувствам или идеям – оно даёт им силу, которая наполняет человека множеством впечатлений и делает «богатой» его внутреннюю жизнь. Однако будучи замкнутой в сетях ассоциаций, энергия внимания тратится фактически впустую, на проживание одних и тех же чувств, эмоций и возобновление однотипных желаний.
Помнить о ком-нибудь – значит удерживать его в поле своего внимания. Помнить о чём-нибудь – значит знать цель и мотивы своих действий. Помнить себя – значит питать своё собственное существо, создавая условия для его развития и трансформации. Именно поэтому одно из названий практики осознанности звучит как самовспоминание.
Все истинно духовные практики имеют дело с вниманием, а через него – с сознанием человека. То, что находится в центре внимания человека, то и получает его силу. Если он сосредоточен на своей беспомощности – она усилится, если же он смотрит на свои возможности, то и они возрастут. Таков закон, по которому мы живём, совершенно не понимая этого. «О чём человек думает, тем он и становится», – гласит пословица, констатирующая данный факт, но отражающая реальность лишь частично. Думание не всегда связано с центром тяжести внимания человека. Известно, что он может думать об одном, а хотеть другого, и желание, каким бы тайным оно не было, всегда окажется сильнее, потому что по принципу наиболее сильного раздражителя перетянет внимание на себя. Поэтому так важно в духовной работе понять своё главное желание, ибо от него зависит успех или неуспех в ней.
Чтобы освободить внимание от пут следования автоматическим реакциям ума, требуется разотождествление с ним, которое достигается практикой самовспоминания или осознанности. Высвободившееся при этом внимание может быть направлено в новые каналы, в другие практики. Разотождествление с привычными каналами циркуляции энергии внимания позволяет выйти за пределы обыденного, а приложение усилий к овладению своим вниманием открывает двери мистического.
Как обнаружить скрытое? Обратив свой взор туда, где оно спрятано. Как открываются скрытые внутри человека уровни бытия? Посредством практик, направляющих на них силу внимания. Но для этого требуется иметь его свободным от внешнего и внутреннего; кроме того, нужно взрастить его силу и объём до такой степени, чтобы можно было охватить им несколько уровней бытия одновременно. Сила внимания открывает запертые двери и возжигает внутренние центры человека.
Правильно направленное внимание позволяет человеку обнаружить внутри себя то, что раньше было для него невидимым. Мистики учатся тому, как правильно приложенное внимание открывает невидимые вещи и во внешнем мире. Осознанность, фактически, можно назвать постоянно присутствующим, ни с чем не связанным вниманием. С ростом осознанности именно внимание становится самостоятельной внутренней силой, через которое сознание всё больше и больше проявляет своё присутствие в бытии человека.
Бывает так, что вся сила внимания одного человека направлена на другого, тоже человека. Как правило, это означает присутствие сильного чувства – любви или ненависти. По тому, сколько тебе уделяется внимания, многие люди как раз и определяют, любят их или нет. Внимание становится мерилом силы чувств. Многие мистики предпочитают ставить в центр своего внимания Бога, и тогда им открывается та часть Реальности, в которой Его Присутствие во всём становится совершенно очевидным. Некоторые мистики направляют силу своего внимания на Истину, и тогда они начинают видеть взаимосвязи и причины, скрытые от всех остальных. Сила внимания, проводящая свет сознания, способствует постижению удивительных тайн.
Внимание Мастера к ученикам обнажает для него суть их проблем и в то же время служит катализатором их внутренних процессов. Внимание учеников к Работе оживляет её; при этом она становится более гибкой и динамичной, что приносит новые возможности для самих же учеников.
Как ни странно, но концепция Бога, следящего за деяниями людей, иллюстрирует важность внимания, оживляющего любой процесс, на который оно направлено. Именно это божественное внимание придавало жизни людей некую важность и особый смысл.
Божественное Присутствие не ощущается как внимание, направленное на тебя или кого-то ещё. Оно, по сути, есть присутствие Сознания, превосходящего все пределы. Внимание человека есть функция его сознания, и именно внимание становится мостиком между отдельным индивидуальным сознанием и безбрежным Сознанием Творца… Такова сила внимания, а точнее, сознания человека, которую он может использовать и для того, чтобы никогда не оторваться от земли, и для того, чтобы подняться выше небес.
Руслан Жуковец
Источник: https://yaunikum.ru/2214-sila-vnimaniya.html
Что я имею в виду, когда говорю о внимательности
Сегодня все больше учителей медитации в русскоязычном пространстве говорят о том, что они учат “практике внимательности”, имея в виду чаще всего випассану. Между тем, когда два года назад я назвала этот сайт “Практика внимательности”, это словосочетание имело для меня единственный смысл – так называется совершенно уникальный метод мастера, у которого я учусь последние семь лет. И чтобы избежать путаницы, я хочу немного подробнее пояснить, что же я имею в виду, когда говорю о внимательности.
Текст © Анастасия Гостева:
Сам мастер избегает любых названий и по сути дает своим ученикам целую коллекцию различных методов работы с вниманием, направленных на то, чтобы помочь человеку вспомнить себя как окончательную реализацию. Когда он попросил меня начать учить его методам в Москве, возник этот сайт и как-то само собой возникло его название.
Спустя пару месяцев, оказавшись в Соединенных Штатах, я обнаружила, что все говорят о какой-то mindfulness meditation – что, к моему большому удивлению, для моих американских друзей и знакомых было тоже “практикой внимательности”. Но совершенно не той, которой учит мастер. Вернее, американские техники, взятые в основном из традиции випассаны Гоенки и У Ба Кхина – наблюдение за дыханием, сканирование вниманием физического тела, отслеживание всех возникающих здесь и сейчас ощущений на уровне тела, эмоций и мыcлей – были аналогичны тому, что в подходе мастера можно было бы назвать даже не первой, а нулевой ступенью.
Но поскольку речь шла о мехнизмах внимательности, а в США накопилось огромное количество клинических исследований именно их, американского варианта практики, я начала переводить некоторые из американских статей.
Оказалось, что слово “внимательность” гораздо понятнее среднестатистическому человеку, чем слово “осознанность”, которым до этого переводили на русский mindfulness. И вот спустя два года я обнаружила, что началась настоящая путаница.
Витя Ширяев, которого я люблю и уважаю, и который учит практикам из традиции бирманской випасcаны, говорит, что он учит практике внимательности. Игорь Берхин, с которым я практически не знакома, тоже говорит о практике внимательности – по сути, обучая буддийскому подходу ваджраяны и дзогчен. И тогда я начинаю получать письма от людей, которые заходят на этот сайт и на Facebook-страницу, видят расписание регулярных занятий и хотят присоединиться к ним, потому что только что вернулись с ретрита по випассане, и для них речь идет об одном и том же. Или ко мне на семинар забредает бизнесмен, который почитал статьи о корпоративной медитации и спустя пару часов он говорит: “Да не нужно мне это ваше просветление! Я хочу добиться успеха в бизнесе!”.
В общем, я почувствовала, что пора подробнее написать о том, что же я имею в виду, когда говорю о внимательности и о практике внимательности. При этом важно упомянуть, что сам мастер категорически отказывается что-либо писать и ни разу за семь лет не разрешил мне записать на диктофон его беседы – потому что все, что говорится, говорится только в данный момент и актуально только для сидящих в зале. А любые попытки написать текст об этом – опускание на уровень концептуального ума, в рамках которого можно лишь на что-то намекнуть, но нельзя донести всю полноту понимания. Рассуждения важны, но лишь как дополнение к методам, помогающим обнаружить пробуждение, и к передаче состояния в процессе совместной практики.
Этот краткий текст – лишь скудный намек на те пояснения и наставления, которые дает сам мастер, и которые мне посчастливилось получить за семь лет. И я уверена, что другие ученики мастера рассказали бы о том же самом немного иначе.
Внимательность
В подходе мастера Внимательность – это Небытие, основа ума, изначальная природа человека, чистая абсолютная непроявленная потенциальность. Седьмое из тонких тел человека. Все, что мы попытаемся сказать о Внимательности, будет ограниченным и неточным, но можно проводить аналогии. Внимательность подобна зеркалу – когда в зеркале отражается материя, появляется мир форм и человек узнает себя как тело. Когда отражается энергия – появляются миры энергий и человек узнает себя как три тонких энергетических тела. Когда отражается сознание (индивидуальное и божественное) – появляется сознание, и человек узнает себя как пробуждение (атма-самадхи и параатма-самадхи) и просветление (брахма-самадхи и парабрахма-самадхи).
Зеркало не цепляется за эти образы, оно совершенно свободно. Оно может вместить в себя все безграничное пространство отражений, но когда отражения исчезают, это также никак не влияет на природу и состояние зеркала.
Это же можно описать другими словами
– когда внимание устойчиво направлено на мир формы, мы считаем себя телом.
- Когда внимание направлено на мир энергий, мы обнаруживаем себя как эмоции, мысли и тонкие психические феномены – настроения, ощущения, чувства, предшествующие мыслям.
- Когда внимание направлено на сознание – индивидуальное и божественное – мы узнаем себя как пробуждение и посветление.
Но человек не является ни телом, ни энергией, ни сознанием.
Когда внимание направляется на внимание, отражает само себя, остается лишь Внимательность как наша изначальная природа – пустая, самосознающая и обладающая безграничной энергией. И мастер часто повторяет, что мы не должны останавливаться на просветлении со всеми его 52 стадиями и уж тем более на пробуждении, которое в современном мире часто принимается за просветление.
Мы должны пройти дальше и узнать себя как Внимательность. (При этом, конечно, начиная с какого-то уровня вообще трудно говорить о ком-то, кто что-то должен).
В то же самое время мы всегда УЖЕ знаем себя как Внимательность. Без нее мы не могли бы ни жить, ни воспринимать миры материи, энергии и сознания. Мы всегда внимательны, но не осознаем этого. Не тождественны этой Внимательности. Поэтому она не является чем-то, что нам чуждо и должно быть наработано в результате практики. Скорее наоборот – нет ничего проще и легче, чем быть Внимательностью. И именно поэтому она все время ускользает от нас – потому что мы заняты поисками чего-то поважнее и посущественнее. И были заняты этим миллионы жизней, сформировав определенную инерцию внимания.
Семь уровней внимательности
Исходя из такого понимания Внимательности, становится ясно, что есть огромная разница между тем, чтобы вернуть внимание в настоящее и наблюдать за ощущениями в теле, эмоциях и мыслях и быть Внимательностью, пребывать в своей изначальной природе. А кроме того, есть разница между тем, чтобы испытать пробуждение как пиковое переживание, или находится в этом состоянии устойчиво весь световой день, а впоследствии и 24 часа в сутки. Подробнее об уровнях внимательности можно почитать в этой статье.
А это очень краткое описание:
Рассеянно-внимательный человек – ребенок от рождения до двух-трех лет. Внимание расфокусировано и ребенок только учится узнавать себя как внимание, по большей части бессознательно.
Слабо-внимательный человек – все внимание направлено во внешний мир, а также на эмоции и мысли. Внимание узконаправлено и сфокусировано – и это всегда проявлено во взгляде: взгляд слабо-внимательного человека прям и сфокусирован. Но даже эту фокусировку человек удерживает недолго – его вниманием управляет внешний мир и факторы внешней среды, поэтому он часто и легко отвлекается.
Внимательный человек – это не просто тот, кто вернул внимание в настоящее на уровне тела, эмоций и мыслей. Внимательный человек знает, как направить внимание прямо на сознание (узнать себя как сознание) и естественным образом находится в таком состоянии четыре часа в день. И первый, базовый метод, который дается новичкам, это метод переноса внимания прямо на сознание. Взгляд внимательного человека слегка расфокусирован – на 90°.
Очень внимательный человек – естественным образом пребывает “в сознании” восемь часов в сутки. И хотя сознание безгранично и любые разговоры о его уровнях – условность, очень внимательный человек находится на более глубоких уровнях сознания, чем внимательный. Часто при переходе от внимательного человека к очень внимательному всплывают воспоминания прошлых жизней, начинают проявляться феномены ясновидения, яснознания. Это ни в коем случае не цель практики, а просто побочные эффекты. И поскольку всех нас об этом мастер предупреждает и готовит к этому, не формируется привязанности к этому опыту. Можно сказать, что очень внимательный человек – это тот, у кого происходит процесс раскрытия сердца, с которого и начинается процесс пробуждения. В момент полного открытия сердца мы узнаем себя как любовь и мы чувствуем, что весь мир есть любовь, даже вроде бы неодушевленные предметы. Взгляд расфокусирован на 180º.
Сверх-внимательный человек – пробужденный. Первые опыты пробуждения случаются и раньше, на уровне очень внимательного человека, но они неустойчивы. Это пиковые переживания, а не естественное состояние. В пробуждении мы узнаем себя как все Существование, безграничное, одновременно пустое и ежемоментно проявляющееся через мириады форм. Но при этом все еще остается некое тонкое свидетельствование этого пустого присутствия. Никого нет, но есть качество осознанности, наблюдающее за тем, как это никто и ничто движется в данных телах в течение дня, совершает какие-то действия. Более того, спектр нашего сознавания на начальных стадиях пробуждения ограничен – хотя мы и знаем себя как все Существование, мы можем не знать, что происходит в этот момент на другом конце света или на Юпитере. Карма четырех тел еще не исчерпана, и в этом принципиальная разница между пробуждением и просветлением. Мы остаемся пробужденными до тех пор, пока не растворится вся накопленная карма, с которой и связано это тонкое остающееся чувство отдельности. Сверх-внимательный человек пробужден весь световой день, и осознает себя во сне на уровне сна со сновидениями. Видит их зарождение и растворение, но не отождествлен с ними. Восприятие охватывает 270º, и это уже не взгляд физических глаз.
Тотально внимательный – просветленный. Тонкий принцип “Я”, остававшийся в пробужденном состоянии, полностью растворяется. Капля поглощается океаном или, что тоже самое, капля поглощает океан. Между пятым и шестым телами человека нет никакой границы – именно по этой причине, по словам мастера, существует путаница между пробуждением и просветлением. Если человек не получил надлежащих инструкций от своего мастера, состояние пробуждения может показаться окончательным. Я уже знаю себя как все Существование. Некуда идти. Нет границ. Есть только бесконечно углубление в сознание, которое может растянуться на многие и многие жизни. Мастер рассказывал, что в его случае оставалось какое-то очень тонкое знание, что это еще не все. Что есть что-то дальше, и что он уже когда-то проходил этот путь. Но было совершенно непонятно поначалу, где это дальше, потому что нет никаких ориентиров. Похоже описывает это состояние Адьяшанти – он знал, что это не все, и просто оставался с этим знанием. У просветления есть 52 уровня, и этим также объясняется, почему в мире такое большое количество вроде бы противоречивых карт просветления – потому что совсем не все проходят все эти 52 уровня за жизнь одного физического тела. И совсем не все пробужденные и просветленные мастера прошли все эти стадии. По словам мастера, сейчас на Земле не больше пяти таких полностью реализованных существ, узнавших себя как Внимательность и стоящих на границе Небытия. Причем некоторые иногда делают выбор не уходить в Небытие окончательно, как это сделал Будда – его тонкие тела до сих пор здесь, поддерживая практикующих. Восприятие тотально-внимательного человека охватывает 360º. А также включает в себя все времена – прошлое, настоящее и будущее – и все направления. Тотально внимательный человек остается в этом состоянии 24 часа, и его осознание себя не прерывается даже в глубоком сне без сновидений.
Внимательность – наша изначальная природа. Окончательная реализация. Состояние, в котором нет никакой медитации, но и не остается ни малейшего отвлечения. Слово Небытие – лишь попытка отразить в словах эту чистую непроявленную потенциальность. Мастер как-то проводил аналогию с термином “темная материя” в современной физике. В состоянии внимательности пустая форма, безграничная энергия и сознающая природа нераздельны, но когда мы теряем себя как Внимательность, возникает кажущееся разделение на мир материи (наше тело и другие тела), энергии (наши тонкие тела, эмоции, мысли, ощущения и тонкоматериальные миры) и сознания (состояние пробуждения и просветления, когда мы узнаем себя как безграничное сознание). Не существует формальных методов, чтобы вернуть внимание на Внимательность, но она проявляется спонтанно, когда наше внимание направлено примерно поровну на тело, энергию и сознание – по 33,333%.
Методы
Все методы существуют в пространстве ума. В этом заключается парадокс любой практики, о котором стоит помнить – ум порождает методы для того, чтобы выйти за пределы ума. Кроме того, когда речь идет о методах, полезно выяснить, на что направлен данный конкретный метод. Есть методы, которые меняют соотношение между количеством внимания, направленным на материю и количеством внимания, направленным на энергию. Другие методы меняют соотношение между вниманием, направленным на энергию и на сознание. Вся совокупность методов, которые дает мастер, существует для того, чтобы возникло это примерное соотношение 33%-33%-33%, о котором говорилось выше – и тогда спонтанно человек узнает себя как Внимательность.
При этом каждый человек уникален, и кому-то мастер советует обратить внимание на одно, а кому-то на другое, потому что у каждого своя уникальная ситуация, вследствие которой он невнимателен.
Базовый метод, который дается всем новичкам – этот метод переноса внимания на сознание. Обычный человек сталкивается с сознанием только в момент смерти, но так как он не подготовлен к этому, он не способен остаться вниманием на сознании и стать сознанием. Поэтому он заново притягивается определенными кармическими обстоятельствами в новое воплощение.
В сущности, мастер говорил, что уже одного этого метода может быть достаточно, чтобы достичь по крайней мере пробуждения. И что базовая дзенская практика шикантаза изначально и понималась как “просто сидеть в сознании”. Можно, конечно, просто сидеть и смотреть на белую стену – и именно этому теперь учат многих западных учеников. Но когда-то учеников не просто сажали перед белой стеной, но показывали им, как перенести внимание на сознание. И именно так сидел девять лет Бодхидхарма – направив внимание на сознание.
Когда мы направляем внимание на сознание, сознание направляет внимание на нас (или, по другому, мы сами как сознание начинаем пропитывать и пробуждать самих себя от сна материи и энергии) и начинает постепенно синхронизировать наши тонкие тела.
Но так как все ученики мастера – миряне, у вех семьи, работа, масса повседневных отвлечений и никто скорее всего не отправится на девять лет в ретрит, то он дает также и другие методы – как для практики в течение всего светового дня, среди людей, так и для уединенной практики. Более того, он говорил, что только 1%-2% людей созданы для монастырской или отшельнической жизни. Все остальные могут и должны практиковать и пробуждаться в миру.
И можно сказать, что второй базовый метод, который также дается всем новичкам – это метод возвращения внимания в четыре тонких тела или метод сканирования четырех тонких тел. По сути, благодаря этому достигаются те же цели, что и во время практики нёндро, хотя тибетцы нигде не говорят о тонких телах. Сканирование физического тела возвращает внимание в форму, устраняет напряжения физического тела и готовит его как опору для дальнейшей практики. Сканирование эмоционального тела аналогично начитыванию мантры Ваджрасаттвы – внимание возвращается в наше первое тонкое тело и оно начинает чиститься от всех эмоциональных загрязнений и блоков. Сканирование интеллектуального тела аналогично практике подношения мандалы, а возвращение внимания в четвертое тело – гуру-йоге.
Понятно, что на всех этих уровнях остается субъектно-объектное разделение, наблюдатель и наблюдаемое. Можно сказать, что это только подготовка к практике медитации. И уже когда люди освоили первые два метода – познакомились с собой как с сознанием и чуть-чуть сбалансировали и почистили свои тонкие тела, даются все последующие методы. У меня нет пока ясного ощущения, что о них имеет смысл, полезно писать открыто.
Можно лишь добавить, что по мере того, как человек все больше укореняется в сознании – в присутствии – и все меньше отождествляется с физическим, эмоциональным и интеллектуальным телами, он начинается все естественнее присутствовать в своем сердце.
Это не уровень физического сердца в физическом теле, это скорее то, что практики исихазма называют “глубоким” или “духовным” сердцем. И начиная с определенного момента это может вообще стать для человека базовой практикой в течение дня, пока он занят мирской деятельностью – снисхождение из головы в сердце и постоянное пребывание в сердце.
Именно в сердце, по сути, начинает наконец исчезать, растворяться тот делатель, который практиковал все это время. Практика заканчивается и начинается медитация – естественное пребывание в обнаженной осознанности, не скрытой покровами четырех тел. Гусь обнаруживает, что он никогда и не был заперт в бутылке. Но это еще далеко не окончательная реализация.
Примерно раз в четыре-шесть месяцев мастер полностью меняет метод, который в данный момент практикуется, а также терминологию, которая используется для описания нашего опыта. Те, у кого есть личный опыт определенных состояний, легко сразу же опознают их, какими бы словами они ни описывались. Те же, кто все это время обманывал себя, что он достиг определенной стадии – потому что ум часто подменяет реальный опыт концептуальным – в этот момент может обнаружить, что застрял в концептуальном понимании, но оно не соответствует его медитативному опыту.
Карты
Мастер использует самые разные карты: дзенскую с десятью быками, ведическую, тибетскую, христианскую, суфийскую, даосской алхимии, модель Гурджиева, к которому он относится с большим уважением и часто его вспоминает. А часто то, что он говорит, вообще несводимо ни к одной из известных мне карт (но, возможно, это свидетельствует лишь о моем невежестве в данном вопросе). Иногда мне кажется, что ему в принципе все равно, на каком языке говорить. Точнее, в каждый момент времени Существование проговаривает через него то, что наиболее уместно в данный момент.
Сама я не раз оказывалась в ситуации, когда в течение дня пыталась соотнести свой личный опыт с какой-нибудь картой, а вечером мастер приходил в зал, смотрел на меня с улыбкой и выдавал подробный комментарий к моим дневным размышлениям с пояснениями того, где мое понимание и видение неполно. При том, что я в течение дня это с ним не обсуждала и вообще могла его не видеть.
Отчасти это одна из причин того, почему я забросила на данный момент перевод книги Дэниэла Ингрэма (или он сам забросился) – то, что Ингрэм описывает как последний и наиболее полный, предельный опыт просветления, в подходе мастера далеко не конец.
Хотя мастер пользуется картами, он специально все время меняет язык, чтобы не возникло привязанности к определенным концепциям. Чтобы эго не обрадовалось: “О, я освоил эту терминологию. Как чудесно! Теперь я все понимаю. Теперь я сам уже практически мастер”. Понимание всегда определяется не уровнем интеллектуальной подготовки, а уровнем внимательности. Вы можете думать, что вы что-то поняли, но лишь спустя годы в процессе практики и проявления следующего уровня внимательности осознать, что вы вообще ничего не понимали.
Мастер
За два года существования этого сайта я получила немало писем с вопросами о том, почему мастер скрывает свое имя и местоположение. Некоторые были вежливыми, некоторые откровенно агрессивными. На этот вопрос можно ответить кратко – это просто так, как есть.
И можно чуть более развернуто, как подарок уму. У мастера крошечный ашрам, рассчитанный на четырех человек. Причем и это уже много. Самая хорошая практика случалась у меня, когда я жила там одна или еще с одним учеником. И по словам мастера, он пришел не для того, чтобы создавать большую школу, а для того, чтобы вырастить и подготовить какое-то количество мастеров, которые будут в будущем учить его методам.
Всем, кто приходит на мои семинары, я рассказываю о мастере более подробно, и некоторые из тех, кто ходит ко мне на регулярные занятия, уже ездили к нему и не один раз. Но каждый раз только мастер решает, можно вам приехать или нет. Или, точнее, он вообще ничего не решает, потому что нет того, кто может что-то решать, а в Существовании либо складываются к этому предпосылки, либо нет.
Подробно ЗДЕСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ = УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЬЮ
Внимание – ключевой ресурс в сегодняшнем мире.
Те, кто управляют своим вниманием, живут своей жизнью, в потоке творчества и созидания, находясь в открытых, полноценных отношениях с людьми и миром.
Все остальные, по большей части времени, – находятся в стрессе, созданном другими: СМИ, начальниками, коллегами, близкими, или тратят свое время на отвлечения.
Игр, «психологических» тестов, видеороликов с котиками и других развлечений сейчас более чем достаточно.
ЧЕТЫРЕ ВНИМАНИЯ ЖИЗНИ
Каждый момент жизни мы находимся в одном из четырех состояний, определяемых двумя факторами:
- концентрацией внимания на чем-то одном (так называемым, узким вниманием) или расфокусированностью между разными объектами внимания (широким вниманием);
- «хозяином» внимания, тем, кто управляет нашим вниманием – нами самими или чем-то внешним.
«Внешними» могут быть маркетологи и пиарщики, которые точно знают, как привлечь наше внимание, а также руководители, дети, родители, мужья-жены и так далее.
Навязчивыми «внешними» по отношению к нашему вниманию могут быть и наши мысли, во многих случаях именно они вгоняют нас в стресс.
Два верхних сектора являются продуктивными, в них и стоит проводить большую часть своей жизни, если вы человек созидающий.
Нижний правый сектор часто бывает деструктивным (если это не процесс обучения, который ведет достойный учитель).
Нижний левый также может оказаться разрушительным при долгом нахождении в нем. Но есть и хорошие новости, именно в этом секторе могут прийти неожиданные решения и новые идеи.
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВНИМАНИЕМ?
1. Первое упражнение для тренировки внимания, два простых вопроса:
- Каково сейчас мое внимание, оно узкое или широкое?
- Кто управляет моим вниманием: осознанный Я или кто-то внешний?
Основная сложность в этом упражнении – научиться вовремя задать себе этот вопрос. Для этого сделайте себе «напоминалку», раз в час на телефоне или рабочем компьютере, это может быть и простой листок на стене. Постепенно появится привычка и будет намного легче.
2. Второе полезное упражнение для управления вниманием, медитация на дыхании. Эта простая техника возвращает внимание за 1-2 минуты, оно действует как «таблетка», помогающая собраться. Регулярная практика медитации на дыхании создает новые нейронные связи, которые помогут вам не терять внимание, и отдавать его только с вашего разрешения. Для удобства освоения медитации вы можете использовать аудио-руководство (см. внизу страницы).
3. Третье упражнение – осознавание. После того как вы ответили на первые два вопроса и внимательно подышали, задайте себе третий вопрос:
- В каком секторе мне сейчас лучше всего находиться?
Ответ зависит от того, что вы делаете. Для искреннего общения больше подходит сектор, где внимание ваше и широкое. Для работы, требующей точности и производительности – узкое. Для обучения отдавайте свое внимание в надежные руки, а для отдыха – просто позвольте себе отпустить внимание в тихом спокойном месте, главное – без гаджетов.
И последний момент: мы должны уметь произвольно переключать наше внимание. Представьте себе руководителя проекта, и подумайте, каким должно быть его внимания в течение рабочего дня. Представьте маму с ребенком. Какие ей нужны способности в управлении внимание в различные моменты жизни?
Если появятся вопросы – пишите. А, главное, пробуйте, экспериментируйте.
Управляйте своим вниманием и жизнью!
Александр Сташенко
https://www.go2mindfulness.com/attention-management/
Что же такое внимание
Что такое внимание можно рассматривать с точки зрения психологии, а можно с точки зрения энерго-информационных взаимодействий.
Внимание в толковом словаре Ожегова определяется как «Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-н.».
В Энциклопедическом словаре внимание - это « сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект».
Среди учёных до сих пор не существует общего мнения по поводу того, что такое внимание. Одни считают, что не существует такого самостоятельного явления, как внимание. Они полагают, что внимание – это лишь составляющая, часть любого психического процесса. Другие учёные считают, что внимание – это вполне самостоятельный психический процесс, имеющий свои особенности.
Здесь мы будем рассматривать человека не с точки зрения психологии, а как энерго-информационную структуру, способную к самоорганизации. С этой позиции внимание можно рассматривать как функцию сознания или, точнее, как инструмент сознания, способный настраиваться на восприятие определённого спектра энергий. Выделенный вниманием спектр энергий воспринимается сознанием и обрабатывается (изучается, исследуется, идентифицируется).
Человек способен в большей или меньшей степени управлять своим вниманием. По этому признаку можно выделить произвольное внимание и непроизвольное.
Непроизвольное внимание не контролируется сознанием человека. И, обычно, «включается» каждый раз, когда какой-либо раздражитель выходит за пределы фонового режима в одну или другую сторону.
Например: резко похолодало или потеплело, потемнело или зажглись фонари, всё стихло или раздался громкий звук. Вы обязательно обратите на это внимание.
Произвольное – это когда человек сознательно направляет своё внимание на выбранный объект или процесс. Произвольное внимание можно развивать и тренировать. При помощи развитого произвольного внимания человек практически может осознавать и контролировать весь спектр своих энергоинформационных взаимодействий и контролировать все свои реакции, вплоть до инстинктивных.
В принципе развитие сознания человека напрямую связано со способность контролировать своё внимание. Обычно, чем более высокий спектр энергий человек пытается воспринять, тем сложнее направить туда своё внимание. Требуется проявлять упорство и прилагать значительные волевые усилия. Это касается как чакр, так и тонких тел.
Как уже отмечалось, внимание – это инструмент, который настраивается на восприятие определённого спектра энергий. Там, где внимание оттуда и получает человек энергию, туда же и передаёт свою – этот канал работает в обе стороны.
Объекты, на которые человек часто, регулярно направляет своё внимание, со временем перестают требовать постоянного контроля со стороны сознания – внимание начинает удерживаться на них автоматически, подсознательно. В таких случаях говорят о наработанных каналах или просто о наработках. Эти наработки и определяют доминирующие интересы человека и качество его жизни.
Основные особенности и характеристики процесса внимания
Внимание, как инструмент, обладает рядом свойств и характеристик:
- концентрация внимания (способность удерживать внимание на одном объекте);
- распределение внимания (способность направлять внимание на несколько объектов или на несколько видов деятельности одновременно);
- объём внимания (определяется количеством объектов, на которые человек способен обратить внимание одномоментно);
- переключаемость внимания (скорость перевода внимания на другой объект или другой вид деятельности);
- устойчивость внимания (определяется временем, в течение которого человек способен удерживать внимание в одном состоянии).
P.S. Знать, что такое внимание и как его развивать, полезно каждому человеку, который стремится достигнуть успеха в любом деле, и в духовном развитии, в частности.
http://kirizli.ru/poniyatiya-i-kategorii/chto-takoe-vnimanie