Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

О психотравме простым языком

nabel аватар


Многих пугает словосочетание “психологическая травма”. Это происходит от того, что люди об этом явлении знают крайне мало. В быту причиной психологической травмы часто называют как аварию на дороге, так и истерику, ругань или оскорбления. Нередко после бытовой ссоры можно услышать от человека фразу : “Ты нанес мне травму!”. В действительности, с точки зрения психологии, травма это вполне конкретное явление. Давайте же разберемся что это такое.

Прежде всего, травмы бывают двух видов: психологические шоковые травмы (их последствие: пост травматическое стрессовое расстройство — ПТСР) и травмы развития.

ШОКОВАЯ ТРАВМА

Психологическая шоковая травма это реакция психики на какое-либо чрезмерное (из ряда вон выходящее) событие или группу событий, чаще всего связанных с угрозой жизни человека или его близких. Если использовать метафору о дереве, то шоковая травма это когда у дерева отпилили часть ствола.

Если дерево продолжает расти вверх, пробиваются новые почки, растут веточки — все в порядке, постепенно последствия сглаживаются, но если дерево перестает расти вверх, и растет только в стороны, это можно было бы назвать последствиями травмы. Точно также человек может успешно пережить какое-либо тяжелое событие, а может как-будто остаться в нем навсегда, выстраивая свою жизнь вокруг события. Порой это даже заметно в речи, когда человек много лет говорит о себе, например как о жертве насилия или аварии.

Говоря простым языком, шоковая травма случается с человеком тогда, когда его психике кажется, что есть угроза жизни и человек не может с этой угрозой справиться. Таким образом совершенно не важно какое событие поизошло, важно как человек (а вернее его психика, так как подобные реакции бессознательные) это событие воспринял. Например, если человек у человека сломалась машина зимой ночью на шоссе, а его психика восприняла это ситуацию, как угрожающую жизни, да еще не было достаточно ресурсов с ней справиться (например, человек очень сильно устал, после работы и некому обратиться за помощью), то очень вероятно что подобная ситуация будет для него травматической. Такая же ситуация для другого человека будет совершенно приемлемой (например если он знает как устранить неисправность или знает кому позвонить).

Разумеется, есть обстоятельства, которые для большинства людей могут быть травматичными, например, война или террористический акт, однако и в таком случае, боец спецназа скорее всего не попадет в травму, т.к. его психика так или иначе готова к этим событиям.

Кроме того, травматической может быть ситуация угрозы жизни родных и близких человека. Бывает еще так, что человек идентифицируется с кем-то или чем-то, и тогда угроза этому человеку или объекту тоже может быть травматичной. Например, если на глазах у маленького ребенка сломать его любимую игрушку, ребенок может попасть в травму, так как он воспринимает эту игрушку как часть себя. У взрослых людей подобное бывает с любимыми вещами, например с автомобилем. Если человек бессознательно воспринимает автомобиль как часть себя, очень вероятно что любое, даже незначительное ДТП или поломка могут быть для него травматичными.

Итак, совершенно не важно, является ли ситуация фактически угрозой жизни человеку, достаточно того, что его психика так воспринимает эту ситуацию. Поэтому, как правило, бесполезно и даже вредно говорить человеку фразы типа: “да, ничего страшного, это же всего лишь….” то что для одного человека мелочь, для другого в этой ситуации является чем-то чрезмерным.

Часто бывает так, что человек вытесняет воспоминания о событии, т.е. вообще не помнит, либо помнит , но утрированно не предает этому событию значения, пытается воспринимать как что-то совсем обычное.

Психологические последствия реакции на это событие могут проявляться в разных сферах жизни человека. Например, ему могут начать сниться кошмары, или что-нибудь заболит, или появятся какие-либо страхи, может развиться депрессия  — симптомов может быть много.  Как правило, после травматического события сильно притупляются чувства,  жизнь может восприниматься как нечто унылое и серое.

К сожалению, появление симптомов часто не связывается человеком с травматическим событием, и выявить связь можно проведя специальную психологическую диагностику. Если не работать с самим механизмом травмы, симптом порой вылечить очень сложно. Бывает так, что когда один симптом исчезает, появляется другой — подобные явления могут также свидетельствовать о шоковой травме, как первопричине целого ряда казалось бы несвязанных симптомов.

ТЕРАПИЯ ШОКОВОЙ ТРАВМЫ

Если использовать нашу метафору с деревом, то в процессе терапии психолог помогает дереву продолжать расти, искать воду и питательные вещества в земле, проращивать почки и веточки и.т.д. Психологи в своей работе помогают человеку выходить из травматических психических состояний ( останавливать истерику, аффект, диссоциацию и.т.д), искать психологический ресурс, активизировать естественные целительные механизмы своей психики. Ведь изначально у нас уже есть все чтобы справиться с любой жизненной ситуацией, нужно просто активизировать те ресурсы которые у нас уже есть и тогда психика сможет исцелиться.

ТРАВМЫ РАЗВИТИЯ

Другим видом психологических  травм являются травмы развития. Травмы развития формируются в детстве.  Опять же термин “травма развития” звучит немного жутковато, на самом же деле речь идет просто о том, что какие-либо качества и навыки психики человека не были достаточно сформированы, а другие наоборот развились слишком сильно. Так получается, что чего-то может не хватать для развития ребенка, а что-то может оказаться избыточным. Используем нашу метафору с деревом. Представим, что дерево росло возле стены так, что солнце освещало его только с одной стороны.

Постепенно листьев со стороны стены становилось все меньше и меньше — они просто не росли, не было в них необходимости… Зато с другой стороны крона была более чем пышной. Так дерево росло, росло и выросло с множеством листьев с одной стороны ствола, и с малым количеством в с другой. И стены уже давно нет, а листья с одной стороны дерева так и не растут.

Для каждого возраста в детстве есть определенные психологические задачи. В одном возрасте необходимо научиться понимать, чего ты хочешь, в другом обходиться с чувствами любви и сексуальности, в третьем научиться быть частью сообщества, оставаясь собой.

Вспоминается анекдот, когда маленький мальчик подходит к маме и спрашивает: “Мама, я замерз?”, а мама отвечает ему: “Нет, сынок ты проголодался”. Шутки шутками но ребенку чрезвычайно сложно будет разобраться что он хочет, если рядом всегда есть мама, которая все знает за него. Если дальше утрировать эту ситуацию, то из такого малыша может вырасти человек, который сам плохо понимает, чего он хочет и все время находит тех, кто понимает  за него: такими людьми могут быть его жена, начальник или друзья. Примерно так и формируются травмы развития.

ТЕРАПИЯ ТРАВМЫ РАЗВИТИЯ

При работе с травмами развития психолог помогает человеку научиться тому, чему он не научился в детстве, развить то, что не развилось, научиться управляться с тем, что развилось слишком сильно и.т.д. В нашей метафоре с деревом подобная работа может выглядеть как подкормка, освещение, подвязка веточек дерева и так далее.

Нам представляется, что любая реакция человека на тяжелое событие это лучшее что он мог сделать с учетом своих ресурсов и сложившейся в его жизни ситуации, поэтому любые реакции психики и психологические последствия – это нормальная реакция. Однако, это не означает что с этим ничего нельзя сделать. Мы живые существа и созданы чтобы жить в этом мире, и если мы выжили, значит у нас потенциально достаточно ресурсов и механизмов психики, чтобы справиться со всеми жизненными трудностями и их последствиями. Последствия травмы можно исцелить и к счастью на сегодняшний день для этого уже есть множество работающих методов.

текст: Александр Арчагов

http://psytravme.net/o_travme_prostim_yazikom/

nabel аватар

Травма развития


 Когда дети развиваются, у них начинают формироваться в определенном возрасте определенные психомоторные навыки. В определенном возрасте они начинают ползать, в определенном возрасте тянуться к игрушкам и т.д., т.е. в определенных возрастах у них формируются определенные мышцы, которые позволяют реализовать определенные навыки и потребности, и возникают соответствующие эмоции, связанные с реализацией этих потребностей.

В первые дни, месяцы и годы жизни потребности ребенка удовлетворяют  родители . Для тех, кто уже стал взрослым, это означает, что в детстве было получено от окружения, от мамы и папы, достаточно  поддержки, достаточно ресурсов для того чтобы мы выжили.

При этом,  естественно, и никто из нас не может этого избежать, на определенных этапах развития, ребенок может сталкиваться с недостатком или нехваткой чего-то, с каким-то травматическим опытом, который даже не имеет отношения к угрозе жизни, а в основном к тому, что возникала физиологическая, эмоциональная, энергетическая нехватка каких-то ресурсов.

Часто родители сами не очень знают, как воспитывать ребенка, какие именно ресурсы ему необходимы в данный период, они могут или  много работать, или быть погруженными в свои личные проблемы, или заболевать, так что у них самих просто нет достаточно ресурса, чтобы отдавать его ребенку.

Когда потребность ребенка часто фрустрируется, то формируется определенный травматический опыт. Если этот опыт часто повторяется, или очень сильный, то он закрепляется и несет ответственность за то, как будучи взрослым, этот человек будет реагировать в жизни на многие сложные для него ситуации. Когда человек выбирает один и тот же способ реагирования на разные ситуации, это говорит о проявлении его структуры характера.

 Про экзистенциальные потребности

Ребенок вначале не может сам удовлетворять свои потребности, и не может знать, как к ним относиться, он просто посылает в мир запрос на любовь, на свой интерес, на любопытство и т.д.. Он узнает об отношении к своим потребностям от тех, кто о нем заботится.

Отношение значимых взрослых к его потребностям показывают ребенку, как с его потребностями можно обойтись. Являются ли они важными, или их часто можно задвинуть, ради чего-то другого, потребностей взрослых, или их желаний, их настроения и т.д..  Так, как значимые взрослые обходятся с потребностями ребенка, это единственный для него образец, как можно обходиться, со своими потребностями, желаниями, личностью.

Каждый раз, когда проявляется любое отношение к ребенку, у него возникает что- то более глубокое, чем только нужды и чувства, формируется ощущение «Я». Кто я?  «Я» - это то, как я научился обходиться с собой, и какое у меня внутреннее отношение к моим потребностям. В каждом возрастном периоде ребенок вместе с признанием или не признанием его потребностей формирует в себе ответы на важные экзистенциальные темы:

1- имею ли я право на существование с первого триместра беременности до 3 месяцев

2. имею ли я право на свои потребности и на выражение своих потребностей в этот мир. С 1 до 18 месяцев

3 имею ли я право выражать и предъявлять себя, быть собой. С 8 месяцев до 2,5  лет

4 имею ли я право на выражение своих эмоций и действий в окружающий мир. С 2 до 4 лет.

Если в соответствующем возрасте произошел травматический опыт в виде нехватки поддержки эмоциональной или физической, то тема соответствующая этому периоду, в стрессовых ситуациях, или даже не в стрессовых ситуациях а в период спада, понижения ресурса,  будет все время звучать.Переживания в русле соответствующей темы будут возникать в разных событиях и будут влиять на способ установления контакта с собой, с другими людьми, с миром. Например, «имею ли я право на существование в этом мире», даже когда человек прошел через детский возраст, и ему уже 20-40-60…лет. Эта тема продолжает присутствовать и влиять на его жизнь.

Во взрослом возрасте, когда у человека достаточно поддержки и ресурсов, травма развития остается и формирует определенную структуру характера. Эта структура будет влиять на него, формируя его отношения, его личную жизнь, и его способность к стремлениям и достижениям. В любых чуть более нагруженных или стрессовых ситуациях структура начнет проявляться, другое дело, как выходить из стресса, как формировать другие навыки.

У взрослого человека есть возможность сделать структуры, которые у него уже есть менее ригидными и расширить диапазон своих реакций в решении жизненных ситуаций.

Из практического опыта, я могу сказать, что люди сильно меняются, они могут как улучшаться, так и ухудшаться.

Если люди не работали, не находились в терапии, этот травматический опыт, мало того, что сказывается во всех областях жизни, как некая не способность,  не способность создавать, удерживать, наслаждаться в отношениях, как деловых так и личных. Наш травматический опыт обязательно передается по наследству нашим детям, хотя бы по тому, что мы не можем дать им ресурс, которым сами не обладаем.

В более зрелом возрасте, этот травматический материал поднимается, из бессознательного, и психика уже может с ним не справляться, поэтому с возрастом обычно характерологические защиты становятся еще более ригидными, жесткими.

Другое дело, если человек работает над собой, то в большинстве случаев, учится учитывать и корректировать свою структуру характера.

file:///C:/Documents%20and%20Settings/Nata/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F.htm