Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Русская глиняная игрушка

nabel аватар

Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.

 История происхождения глиняных игрушек На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда.
 При раскопках (Москва, Рязань) были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней. Создавались эти игрушки посредством лепки из глины и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.
 История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках.
 Глина – пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды. Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и украшения изделия.
 При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор. В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно.  И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности. Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение.

 Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления
 Игрушки могут различаться по составу глины, взятой для поделки, и по манере лепки, свойственной тому или иному виду изделий. Лучше всего лепятся образы из жирной глины. В основном она используется для изготовления филимоновских игрушек. Каждому изделию свойственны определенные формы и цветовая гамма, которые зависят от вида глины, найденной в определенной местности, и ее пластичных свойств.
 Глиняные игрушки, изготавливаемые ранее, представляют собой особую отрасль гончарного ремесла, сохранившуюся и по сей день. Выразительность и простота - главные критерии лепки этих изделий народными мастерами.
 Большой известностью пользуются российские керамические игрушки: абашевские, каргопольские, дымовские, филимоновские и др. Это ремесло получило свое распространение по многим странам мира.

 Глиняная игрушка каргопольская:история возрождения

 Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него. Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала – глины. Довольно интересна история возрождения этого промысла. По отношению к другим видам мастерства, возрождение которых было организовано в советские времена, искусство каргопольской игрушки в России в какой-то момент было практически утеряно. Однако некоторые образцы изделий удалось сохранить и донести до наших дней благодаря Ульяне Бабкиной. Она смогла дать вторую жизнь некогда исчезнувшему виду ремесла. Глиняные игрушки, фото которых представлены ниже, отражают всю индивидуальность и особенности мест своего происхождения.

 Особенности внешнего вида каргопольской игрушки

 Каргопольские поделки, по сравнению с другими их сородичами, отличаются своим достаточно архаичным видом. Тем не менее они достаточно узнаваемы по своему типажу, стилю и росписи. Сюжеты делятся условно на 2 категории: Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной – «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.
 Старинные типы – всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).  Важнейшей обрядовой темой данных игрушек является «женщина-мать», прообразами которой являются животворящие силы «матери - сырой земли» и солнца.
 Любимым образом среди каргопольских мастеров является женская фигурка «Бобка». Современными мастерами могут быть придуманы новые сюжеты с сохранением признаков каргопольской игрушки. Это только множит и без того богатое изобилие образов таких поделок.
 Если следовать всем традициям, расписанная игрушка представляет собой выбеленную фигурку, разукрашенную разными цветами, но без всякого глянца и лишних деталей. Несмотря на разнообразие красок, оттенки, в том числе и яркие, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица достаточно простая.

 Присущие узоры
 Роспись глиняных игрушек является довольно простой, однако берет она свое происхождение из далеких времен. Здесь можно увидеть прямоугольники, овалы, ромбы, штрихи, полоски, крапинки, косые кресты. Набор красок в основном состоит из коричневого, охристого, черного, зеленого, кирпично-красного и голубого оттенков. Реже добавляются серебряная и золотая краски.

 Глиняные свистульки: их значение и поверья

 В качестве детской забавы глиняные игрушки-свистульки стали восприниматься сравнительно недавно. Ранее, во времена языческих богов, эти фигурки носили магическое значение. Их использовали для отпугивания нечистой силы. Пинежский заговор гласит, что игрушка способна переманивать на себя болезни. Такую же цель имели и различные свистульки. Их часто лепили в виде различных животных и птиц, которые, в общем-то, и являлись традиционной темой русских народных игрушек.

 В Тульской области существовали поверья о том, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Те или иные виды фигурок могли избавить от различных хворей.
 Как правило, их расставляли напротив окна для защиты ребенка от зла и болезней. В 19 веке в Вятке проводился древний обряд с применением игрушечной свистульки, призванный изгонять злые силы и привлекать добрые. Этот праздник носил название «Свистопляска» или «Свистунья». В эти дни взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, предавались танцам и веселью.

 В чем заключается индивидуальность поделок из глины?
 
Рассматривая все работы ранних и современных мастеров, в том числе и зарубежных, можно увидеть обильное разнообразие свистковых поделок. Это зависит от многих факторов, в том числе и от пичужки – инструмента для прокалывания отверстия в игрушке. По длине все инструменты практически одинаковы - от 80 мм до 100 мм. Однако сечение может быть весьма разнообразным – круглым, овальным или прямоугольным. Пичужка каждого мастера - это его личный инструмент, изготовленный им самим, поэтому техника у всех разная, и результат, соответственно, отличается от других. Тем не менее известны способы изготовления свистулек абсолютно без каких-либо приспособлений, где в ход идут только руки.

 Значение поделок в современном мире

 Изготовление глиняных игрушек - это индивидуальный процесс для каждого человека. Очень полезны подобные занятия в школьных кружках. С их помощью можно вызвать в детях интерес и любовь к мировой культуре, развить моторику рук, художественный вкус, натренировать усидчивость, настойчивость и терпение.

 Свойства глины, применимой для изготовления игрушек

 Несложно догадаться, что глиняные игрушки, в том числе свистульки, изготавливаются из глины. В природном виде ее можно встретить различных цветов, но обычно после обжига она меняет свой цвет на белый или красный. Поэтому ее стали называть "беложгущаяся" или "красножгущаяся".

 Месторождения глины

 Красножгущаяся глина имеет наибольшее распространение. Она, как правило, встречается на берегах озер и рек, оврагов и склонов. Также ее можно найти на строительных площадках при рытье котлованов. Но следует знать, что природная или живая глина не всегда пригодна для изготовления поделок, так как в ней часто содержатся всевозможные примеси – мелкие камни, песок и тому подобное.
 Глина с содержанием песка до 5% называется "жирной", а та, в которой доля песка доходит до 30%, именуется "тощей". Чтобы изготовить качественную свистульку, следует брать материал средней жирности (10-15%).


 Подготовка материала к работе

 Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий.
 В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы, грохоты, шаровые мельницы и пр. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.
 Этапы технологии:
- Набрать в карьере глину.
- Небольшой ком материала следует предварительно обжечь в печи, чтобы убедиться в его пригодности к работе.
- На чистой поверхности разложить комки и высушить.
- Далее размельчить их и удалить имеющиеся примеси щепок, камней, былинок и т. п.
- В измельченную массу добавить воду из расчета три части жидкости и одна часть глины.
- Раствор тщательно размешать.
- Дать массе отстояться, пока на дно не осядет наиболее тяжелая часть (камни с песком).
- Оставшуюся осветленную воду следует осторожно слить. - Вычерпать средний слой глины и погрузить ее в гипсовую ванну или ведро.
- Дать смеси подсушиться до состояния густого теста, тогда во время работы она не будет прилипать к рукам.
- Вымесить глину с целью удаления лишних воздушных пузырьков.
   Качество материала можно проверить следующим образом: скатать жгут с диаметром 15-20 мм, согнуть его не спеша пополам. Если место перегиба осталось гладким, без трещин или практически без них, значит, эта масса пригодна для изготовления свистулек.
 Для надежного сохранения получившуюся массу поместить в целлофановый пакет и герметично его закрыть. В таком виде глина может сохраняться на продолжении нескольких месяцев.  В подсохший комок можно добавить небольшое количество воды и перемять его тщательно.
 Если в ваших планах - изготовить всего лишь пару свистулек, постарайтесь использовать доступный вам материал без вышеописанной предварительной обработки. Глина из некоторых месторождений уже готова к применению.  Если не получается подготовить материал перечисленными способами, тогда его можно приобрести на предприятиях, занимающихся изготовлением керамических изделий, в художественных лавках или онлайн-магазинах.
 

http://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie
-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek

Каргопольская игрушка.

http://www.youtube.com/watch?v=_aTDNOf3B1s&list=PL-s1c5LBRdKrWN0dgzDX6Q71QeX2TTJY7

1997 Живая сказка Мастерица дымковской игрушки З В

Пенкина:

http://www.youtube.com/watch?v=ZnGq9hmNcIs

Филимоновская игрушка :

http://www.youtube.com/watch?v=rMIOgxVx3ww

Абашевская игрушка :

http://www.youtube.com/watch?v=rJ19mcayw7o

Романовская игрушка :

http://www.youtube.com/watch?v=otED5nigXq8

Юбилей отмечает Валентина Руденко - курский мастер кожлянской игрушки :

http://www.youtube.com/watch?v=VgGem8TGldE

Как сделать из глины "Птичку-свистульку" :