Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Золотое шитье

nabel аватар


Золотое шитье

Первое место по красоте и эффектности среди вышивок следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, известному под названием золотого шитья. В XVII — начале XVIII в. в этой технике работали преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где вышивка золотом использовалась для украшения церковных облачений. Шитье золотом — работа довольно трудная, требующая тщательного исполнения, поэтому ею занимались большей частью в монастырях и специальных золотошвейных мастерских.

У нас в России этот вид шитья известен также очень давно. Золотошвейные мастерские были во многих женских монастырях, где этим неповторимым по красоте шитьем украшались церковные облачения и хоругви.

До сих пор существовало мнение, что для безукоризненного исполнения этих работ шитье золотом нужно изучать, по крайней мере, в течение нескольких лет.

В последнее время, когда этот вид рукоделия стал довольно популярным, придумали различные более легкие способы вышивания золотом, не требующие такого большого труда, как прежде. Материалы для шитья золотом теперь используются другие. Конечно, сейчас таких нитей из чистого серебра и золота, которые были в дореволюционной России, нет. Их заменили крученые и пряденые нитки с добавлением небольшого количества драгоценных металлов, реже встречаются металлизированные нитки. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья — французские.

В зависимости от техники шитье делают на атласе, шелке, бархате, реже — парче, потому что ее качество, к сожалению, тоже далеко не такое, как было раньше, золотая и серебряная нити в ней заменены люрексом. Лучшие ткани для золотого шитья опять же импортного производства — итальянские, неплохи также французские и китайские. Главное требование к этим тканям — они должны быть очень прочными и достаточно толстыми.

Для золотого шитья употребляют не только золотые и серебряные нити, но и золотистый и серебристый бисер всевозможной формы, блестки разной величины, матовую и блестящую канитель (канитель — это тонкая проволочка, свитая спиралью).

Техника золотого шитья следующая. Работа полностью делается вручную. Самой важной ее принадлежностью являются прочные и хорошо сделанные прямоугольные деревянные пяльцы.

Также понадобится деревянная шпулька длиной примерно 20 см. На эту шпульку наматывайте металлическую нитку, которая от прикосновения рук может легко потускнеть или испортиться. Сначала на эту шпульку намотайте белые или серые хлопчатобумажные нитки, а затем крестообразно металлическую нить.

Некоторые металлические нитки для золотого шитья очень жесткие и не гнутся, а ломаются. Шпульку с такими нитками на некоторое время положите в очень теплое место, где металл под воздействием высокой температуры станет мягче и, следовательно, удобней для работы.

Независимо от того, на каком материале вы будете вышивать, вам понадобится подкладочная ткань, лучше всего бязь.

Прежде всего, вставьте подкладочную ткань, хорошо натяните и нашейте на нее материал для вышивки. Затем нанесите узор на лицевую сторону ткани с помощью картонных или бумажных шаблонов. После этого можно начинать вышивку.

В зависимости от техники исполнения различают следующие виды шитья:

1. Китайское шитье золотом (китайская или двусторонняя гладь).
2. Вышивка с настилом из шнурочка.
3. Сквозное шитье гладью.
4. Плоское шитье золотыми нитками.
5. Вышивки «фантазия» блестками и канителью.

Китайское шитье

К китайскому шитью причисляют все вышивки, которые покрываются золотыми или серебряными нитками. Эти нитки прикрепляются заметными или незаметными стежками. Для шитья используют шелковые нитки как под цвет металла, так и другого цвета.

Вышивка по настилке из шнурочка

В этом виде вышивки металлическими нитками покрывают настилку из шнурочка, причем они прикрепляются как в китайском шитье. Эти два вида вышивки не требуют много материала, потому что металлическая нитка, которой делается шитье, постоянно остается на лицевой стороне работы.

Сквозная вышивка гладью

Так называется шитье золотом, в котором все части рисунка покрываются плоскими стежками, которые захватывают ткань. В этом шитье стежки одинаковые как на лицевой стороне работы, так и на изнанке. Все эти три вида шитья можно выполнять с настилом или без него, в зависимости от формы рисунка.

Плоское шитье

Для этого вида вышивки всегда делается настил. Металлическая нитка проводится вперед и назад по настилу и каждый раз прикрепляется около него незаметными стежками. Для такого вида работы используется шпулька, помогающая управлять ниткой.

Шитье «фантазия» блестками и канителью

Это самая легкая из всех вышивок металлическими нитками. К узорам, выполненным этим способом, часто добавляют искусственный жемчуг и разноцветные камни. Иногда в вышивки золотом вставляют части, вышитые в технике «фантазия». И, наконец, несколько советов, которые помогут облегчить работу.

Если вы вышиваете с настилом, обязательно выполняйте его мягкими нитками в цвет золота или серебра. Настил накладывайте параллельными рядами ниток, которые не обязательно продергивать через ткань, можно просто закрепить их сверху, это придаст настилу большую выпуклость.

Золотые нитки располагайте перпендикулярно нитям настила. Золотая нить очень хрупкая, поэтому не продергивайте ее через ткань, а прикрепляйте поверх настила. Раньше для прикрепа золотой нити употреблялся шелк, а сейчас для этой цели используют хлопчатобумажные катушечные нитки № 40—50, близкие по цвету к тону золота — желтые или оранжевые. Также познакомьтесь с техникой и приемами выполнения художественной штопки.

Поверх приготовленного настила прикрепите сразу несколько нескрученных золотых нитей, которые должны ложиться плоско. На повороте аккуратно выложите золотые нитки, захватите их ниткой прикрепа и подтяните. Стежки золотой нити должны располагаться плотно друг к другу.

Для акцентирования вышивки с настилом или ее окаймления вы можете использовать шнурочек из 4—5 золотых нитей. Закрепите его за ткань поверх катушечными нитками, располагая стежки прикрепа величиной до 1,5 мм с лицевой стороны работы на расстоянии 5—6 мм друг от друга.

Иногда для заполнения пространства внутри узора шнурок из четырех нитей нашивают петлями (петлеобразный шов). В этом случае закрепите шнурок в трех местах на петле — в начале петли, в середине по центру и в конце. Шнурок при закрытии петли перекроет первый стежок, а в конце сделайте более длинный стежок, захватывающий обе стороны петли.

В золотом шитье широко применяется аппликация из бархата другого цвета или из парчи и блестков разного цвета. Блестки можно пришить с помощью бисера, но более давний и традиционный метод — с помощью канители. Для этой цели иглу с шелковой ниткой, закрепленной на изнанке, выведите на лицевую сторону работы, проведите через кусочек канители длиной 10 мм и снова выведите на изнанку.

Блестки часто используют и для завершения какого-либо узора. Составляются целые композиции из блесток, закрепленных канителью, и стежков ровно нашитой канители.

Узоры, выполняемые металлическими нитями, иногда включают в себя длинные стежки и острые углы. При нашивании золотого шнурочка по контуру узора ниткой несколькими стежками закрепите шнурок, а по острым углам сделайте петли. Середину золоченой петли можете заполнить шелковыми цветными нитками.

http://www.womenpretty.ru/zolotoe-shitie.html

Нижегородское золотное шитье:

 

Золотное шитьё:

https://www.youtube.com/watch?v=GdIBcKI2Ryg

 

Древнерусское церковное искусство «Лицевое шитье»:

https://www.youtube.com/watch?v=HnJcdRuK6Uc

https://www.youtube.com/watch?v=RQZ3fr5HiT0

https://www.youtube.com/watch?v=Czq6wrTWovU