Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Деревянное зодчество Древней Руси

nabel аватар

Деревянное зодчество Древней Руси – наше культурное наследие

 В качестве строительного материала дерево использовалось с давних времен. Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.
  Северный край, издавна славившийся своими лесами, вырастил на своей земле талантливейших зодчих, произведениями которых мы имеем возможность любоваться до сих пор. Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять. За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди – вокруг них дерево начинает быстрее портиться. В случае необходимости применяли деревянные костыли. Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. Самой древней и простой формой была «клетская». Таким образом, строились храмы и часовни. Это три сруба, которые соединены между собой и расположены с запада на восток. Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях.

 Необходимо заметить - деревянное зодчество Древней Руси не забыто. Большинство памятников этого уникального искусства находится под охраной государства, а в северных районах страны появляются школы, где передаются основы мастерства русских зодчих.
 http://fb.ru/article/87147/derevyannoe-zodchestvo-drevney-rusi-nashe-kulturnoe-nasledie

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО :

https://www.youtube.com/watch?v=hLQ4RdTuMqI


https://www.youtube.com/watch?v=MfanlRzNeAs

Мировые сокровища культуры Погост Кижи:

https://www.youtube.com/watch?v=f71CuDQNrYg

nabel аватар

Истоки резьбы и росписи по дереву

Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола - ковш и солоницу, для езды - сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.

Дерево - материал необыкновенно универсальный и красивый. Внешне изделия из него просты, формы монолитны, украшения гармонично связаны со всем предметом, не нарушают его архитектонику. Резьба по дереву условна, и необходимо найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило, притягивало, излучало тепло. Разреженность или, наоборот, плотность положенного узора определяют художественный облик всего изделия.

Истоки резьбы по дереву на Руси

Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.

Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.

Сама природа и веками сложившиеся традиции подсказывали резчику и живописцу форму предмета, рисунок узора. Правда, в мире народных образов не все и не сразу становится понятно. Так, круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы, которые воспринимаются сейчас как декоративный узор, в прошлом были наделены смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии - воду, борозды - поле. Большое место в народном искусстве занимали образы птиц. Лебедь олицетворяла водную стихию, одновременно - весну, считалась вестницей беды и радости. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца. Часто можно видеть изображения оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. Львы, наяды, русалки, единороги, сказочные чудовища встречаются в резьбе и росписи на самых различных предметах. Русская деревянная посуда также включает в себя форму той или иной птицы, но к XVIII-XIX векам первоначальный смысл такого сближения был утрачен и, как верно заметил А. К. Чекалов, „древняя символика живет главным образом как рабочий принцип компоновки, как наиболее отточенный, отстоявшийся веками прием организации материала". Рядом со сказочными и символическими образами в народной резьбе и росписи возникают реальные персонажи, бытовые черты того или иного времени. К примеру, росписи XIX века включают разнообразные повествовательные картинки, рассказывающие о труде и праздниках, показывающие обстановку жилища, орудия труда, одежду. Изображения, как правило, наивны, но достаточно достоверны. Наиболее древней и простой является геометрическая резьба, основным структурным элементом которой были выемки трехгранной формы. Ее узор состоит из повторяющихся полосок, квадратов, кругов и других фигур, между которыми не оставляется промежутков: резьбой покрывается вся поверхность изделия. Несмотря на ограниченное число мотивов, резчик, путем их варьирования, добивался большой ритмической выразительности в целом узоре. В каждом случае образовывался красивый неповторимый рисунок. Трехгранновыемчатая резьба имела широкое распространение: ею украшались солонки, прялки, швейки и многие другие предметы. Некоторые прялки имеют контурную резьбу, при которой изображение обводилось по контуру неглубокой бороздкой. Скобчатая резьба, выполнявшаяся специальной стамеской с закругленным лезвием, встречается на донцах городецких прялок.

На различных бытовых предметах можно видеть ногтевидную резьбу, которая также наносилась специальной стамеской в виде небольшого углубления полуовальной формы. Особенно выразительна ногтевидная резьба на пряничных досках, которые изготавливали городские ремесленники. Производство пряников и пряничных досок было широко распространено, но особенно славились четыре центра: Тверь, Тула, Вязьма и Архангельск. В изготовлении всевозможной посуды - ковшей, скобкарей, мисок, ендов, ковшичков, солонок наиболее распространенной была долбленорезная техника. Из березовой, сосновой или еловой заготовок, иногда из корневища выдалбливалась основная форма, затем топором и ножом завершалась обработка. Над созданием посуды трудились большие артели мастеров, в ее производстве участвовали также крестьяне, заполнявшие этой работой свободное зимнее время. Изготовление посуды было специализированным: одни ремесленники делали ложки, другие - ковшики, третьи занимались росписью и т.д. Своей посудой с давних времен славились Тверская, Московская и Калужская губернии, а также город Кириллов. В домовой резьбе Поволжья широкое распространение получили рельефы с глухим и прорезным фоном. Создаваемый ими рисунок имеет резкие, четко читающиеся грани. Пластическая выразительность присуща образцам завальной (заоваленной) резьбы, рисунок которой отличался плавно закругленными краями. В смоленском собрании такой резьбой украшены свечные ящики из Вологодской губернии. Набойные доски покрывались плоско-рельефной резьбой. Здесь все части узора находятся в плоскости доски, а фон вынут неглубоко. Набойные доски в XVII-XVIII столетиях изготавливались из дерева твердых пород: березы, клена, ореха, груши, а в XIX веке стали применять металлические детали.
http://www.newreferat.com/ref-13155-1.html

Резчики по дереву :

https://www.youtube.com/watch?v=inUdgWV2WIo

Живые розы из дерева :

https://www.youtube.com/watch?v=7rHkG2eg4po

Геометрическая резьба по дереву:

 https://www.youtube.com/watch?v=OEXey2TgeM0

Резная шкатулка из липы.:

https://www.youtube.com/watch?v=dZJLUwJWG2c