Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Чтобы помочь себе взрастить в сердце духовное семя

nabel аватар

 

Открытое сердце

Даосизм и православие: любопытные параллели

Культуры многих народов связывают сердце с источником и хранилищем духовной жизни человека. Любопытные параллели во взглядах на сердце обнаруживаются даже между казалось-бы столь разными духовными течениями как даосизм и православное христианство.

Например, наш современник — даос Мантэк Чиа пишет в своих книгах о том, что согласно даосской традиции, семя духовности хранится у человека в сердце и только сопереживание способно пробудить это семя к росту.

Он подчеркивает важнейшую роль сердца на пути духовного развития человека:

«… сердце является вместилищем любви, радости и счастья, способным непосредственно контактировать с источником Вселенской Любви. Кроме того, сердечный центр считается котлом, в котором сплавляются и усиливаются все добродетели. <…> всю положительную энергию собирают в сердечном центре и переплавляют в сопереживание — высшую из всех добродетелей. Таков наиболее эффективный из возможных путей развития и совершенствования всех положительных свойств характера человека.»

В книге «Секреты Дао Дэ Цзина», написанной Мантэком Чиа в соавторстве с лаоистом Дао Хуанем есть такие слова: «… основа человеческого совершенства берёт начало в сердце, сердце берёт начало в духовном сознании, а духовное сознание — в сущности природы».

Очень похожего мнения о сердце придерживается и православная традиция в лице епископа Феофана Затворника (1815-1894) и Святителя Луки Войно-Ясенецкого (1877-1961).

«Как в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в нём ростку проникает влага и теплота, и чрез них — всевосстановляющая сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия.», — пишет в своих трудах Феофан Затворник.

Вот еще одна его цитата:

«Бог везде есть, и коль скоро находит сердце, непротивящееся Ему, входит в него и обвеселяет его. Оно и радуется и, к Нему прилепляясь, отстать от Него не хочет. Сердце, заткнутое эгоизмом, портится внутри, и дурно-дурно бывает. Обращаемся к Господу — дырочка в нем просверливается трудами по новой жизни, внутреннее нечистое выходит, на место же его входит другое, чистое. Это Божеская духовная стихия — Сам Господь. Чувствуя это, сердце радуется радостию жизни, почерпаемой от Господа. Господь именуется Посетителем душ… Когда посетит, душа играет.»

Из вышеприведённых цитат следует, что по мнению М.Чиа и Д.Хуаня сердце связывается с источником вселенской любви и с сущностью природы, а Феофан Затворник пишет о связи сердца с Богом. А может всё это — одно и то же? Особенно если вспомнить фразу «Бог есть любовь».

Раскрытие сердца

Для того чтобы помочь себе взрастить в сердце духовное семя, даосы используют определённые методы цигун (работы с «энергией» ци). Цигун — это комплексная система психофизических упражнений, основной которой является одновременная работа с телом (особые позы и движения), с дыханием и с сознанием. Однако следует помнить, что цигун является вспомогательным средством, а главное условие для раскрытия сердца по мнению М.Чиа — искренняя и бескорыстная помощь другим людям. Это весьма похоже на то, что А.А. Ухтомский называл «доминантой на лицо другого».

В общих чертах методики цигун для раскрытия сердца можно описать следующим образом: исходное положение — сидя на стуле, стопы плотно соприкасаются с полом, голова чуть наклонена вперёд, глаза закрыты, внимание сосредоточено на области сердца, дыхание медленное диафрагмальное, руки можно сложить на груди как-бы накрывая ладонями сердце и затем охватить вниманием ладони и сердце, объединяя их в единое целое. Либо просто сфокусировать свое внимание в сердце, представляя там маленький тёплый огонёк, или светящийся шарик красного или розового цвета, или распускающийся цветок. Всё это — вспомогательные образы. Также можно, как пишет Чиа, мысленно улыбаться сердцу до тех пор, пока оно не начнёт улыбаться Вам в ответ.

Поразительно похожие методы работы с сердцем описывает и Феофан Затворник, давая советы молящимся. Он призывает «возгреть» в сердце «внутреннюю теплоту», сосредотачивая на нём внимание и «соединяя ум с сердцем».

Приведу ряд цитат из его трудов.

«Оттого у тебя всё нестройно внутри, что там качествует разложение сил; ум идет своим чередом, а сердце своим. Надобно ум соединить с сердцем; тогда брожение мыслей прекратится, и ты получишь руль для управления кораблём души, — рычаг, которым начнёшь приводить в движение весь твой внутренний мир.»

«При таком сердечном устроении [соединении ума с сердцем] у человека из головы переходит всё внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, всё делается с полным сознанием и вниманием. »

«Как понимать выражение “сосредоточить ум в сердце?” Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни. »

«Когда внимание сойдёт в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела. Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты. Ощущение сие, сначала легкое, всё усиливается, крепнет, углубляется, из холодного, каково оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу — всегда будешь в памяти Божией… Теперь вопрос — духовная ли это теплота? Нет — не духовная! А обыкновенная, кровяная… Духовною можно назвать сию теплоту только тогда, когда она сопровождается духовными, молитвенными движениями.»

«Телесные при этом положения и приёмы не составляют главного дела — они не больше, как приспособления. Я их тут означу еще особо: сесть в уединенном месте, преклонить голову к персям, стеснить несколько дыхание и телесные очи обратить тоже внутрь, к месту сердца, и в этом положении, собравши ум в сердце, говорить: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”»

Утренние процедуры

Также весьма схожи и «утренние процедуры», рекомендованные Мантэком Чиа и Феофаном Затворником.

«“Проснувшись поутру, открой своё сердце прежде, чем откроешь глаза”, — учит даосская традиция. Для того чтобы открыть сердце, посылайте Улыбку в область сердца то тех пор, пока вы не почувствуете, что оно открывается, подобно распускающемуся цветку. Вы почувствуете, как сердце излучает и посылает во все органы любовь, радость и счастье.» — пишет М.Чиа.

Похожие мысли высказывает и Феофан Затворник: «С первого пробуждения утром озаботьтесь собраться внутрь и возгреть теплоту. Это считайте нормальным вашим состоянием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неисправно. Поставив себя утром в такое собранное и согретое состояние, затем, — всё обязательное надо исправлять так, чтоб тем не разорять своего внутреннего настроения, а из произвольного то, что поддерживает сие состояние, делать; что же расстраивает его, того ни под каким видом не делать: ибо это значило бы вражествовать против себя. Это вам общее правило.»

Общение с Богом

Святитель Лука Войно-Ясенецкий – выдающийся хирург и священнослужитель – утверждал  следующее:

« … при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота, всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел. Напротив, воздействие на сердце духа сатаны и слуг его рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод и безотчетное беспокойство.

Именно по этим ощущениям сердца советуют подвижники оценивать свое духовное состояние и различать Духа света от духа тьмы.

Но не только такими, более или менее смутными ощущениями ограничивается способность сердца к общению с Богом. Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем, что сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаголы Божии. Но это удел не только святых. И я, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. Читая или слушая слова Священного Писания, я вдруг получал потрясающее ощущение, что это слова Божии, обращенные непосредственно ко мне.»

Святителю Луке вторит Феофан Затворник:

«Когда углубится в сердце молитва и осенит его теплотою, тогда ум всегда бывает собран и присущ в себе, от того быстропонятлив и сообразителен. С этого времени все истины откровения начинают входить в сердце, каждая в свое время, будто внезапно, в виде озарения.»

Основатель психоэкологии, доктор медицинских наук, Игорь Викторович Смирнов (1951 — 2004) продолжает рассуждения на эту тему:

«Я разделяю взгляды Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и развиваю их дальше.

Я считаю, что сущность биообъекта, особенно высших организмов, особенно вида Homo sapiens, является триединой: Дух, Душа и Тело.

Душа — суть наша психика — исполнительный аппарат Духа. Сердце, в соответствии с представлениями Войно-Ясенецкого, — акцептор Духа, вместилище Божественной Искры. Тело — их физический носитель.

Дух — Бог, семантическое поле Вселенной (В.В.Налимов), мир идей Платона, ноосфера Вернадского, космический разум.»

Практика

Приведённое ниже описание практики по раскрытию сердца основано преимущественно на работах китайских авторов, поскольку именно даосами были детально проработаны вопросы, касающиеся возможных побочных эффектов подобной практики, а также методов их устранения и предупреждения.

Для более детального ознакомления с теорией и практикой даосского цигун настоятельно рекомендуется прочесть книгу Мантэка Чиа «Дао – пробуждение света».

Итак, найдите тихое спокойное место и позаботьтесь о том, чтобы Вас ничего не отвлекало в течение ближайших 20-30 минут.

Первая фаза – подготовка

Сядьте на стул. Закройте глаза. По возможности дышите неспеша, расслабляя и «отпуская» живот на вдохе и чуть «подтягивая» его при выдохе, т.е. по сути, это медленное диафрагмальное дыхание. Положите руки на колени. Убедитесь, что стопы плотно соприкасаются с полом. Перенесите своё внимание внутрь тела – прислушайтесь к телесным ощущениям. Голову слегка наклоните вперёд. Можно представить, как будто к Вашей макушке привязана верёвочка, за которую тянут вверх. Постарайтесь почувствовать и расслабить мышцы лица: лоб, мышцы вокруг глаз, жевательные мышцы, губы. Также можно слегка улыбнуться и удерживать эту «полуулыбку». Обычно на подготовку уходит 1-2 минуты.

Вторая фаза – «заземление»

Затем перенесите внимание на стопы, почувствуйте их. Представьте, что из Ваших ног растут корни и уходят глубоко в землю или же используйте любой другой вспомогательный образ, позволяющий Вам ощутить связь с землей через стопы.

Побудьте в таком состоянии 3-5 минут.

Третья фаза – раскрытие сердца

Сосредоточьте внимание на области сердца. Руки можно сложить на груди, как-бы накрывая ладонями сердце, или сложить ладони вместе как при молитве, и затем охватить вниманием ладони и сердце, объединяя их в единое целое. Либо можно просто сфокусировать своё внимание в сердце, представляя там маленький тёплый огонёк, или светящийся шарик красного или розового цвета, или распускающийся цветок. Как уже говорилось, это вспомогательные образы и Вы можете выбрать тот, который для Вас удобнее или придумать свой. Также можно, как пишет М.Чиа, мысленно улыбаться сердцу до тех пор, пока оно не начнёт улыбаться Вам в ответ.

Как правило, спустя несколько минут в области сердца начинает ощущаться тепло, которое затем (после регулярной практики) переходит в ощущение «раскрытия», сопровождающееся приятными чувствами «тихой радости», любви, приятия себя и окружающего мира и т.д. Затем интенсивность этих чувств снижается, но при этом они становятся более «тонкими».

Не следует пытаться усилить данные переживания или удержать их, они не самоцель практики. Пусть всё идёт своим чередом.

Если во время практики вы почувствуете неприятные эмоции (например, страх, гнев, печаль и т.д.) то не надо подавлять их, но и активно выражать их тоже не надо. Продолжая концентрировать внимание на сердце, с любовью посмотрите на эти эмоции и примите их, представляя как они растворяются в Вашем сердце.

Другой вариант устранения отрицательных эмоций, возникающих на данном этапе, — «выдувание» их вниз. При этом также активно используются вспомогательные образы. На вдохе поднимите руки, согнутые в локтях, перед собой ладонями вниз – как будто перед Вашей грудью есть некий предмет и Вы положили ладони на него сверху (можно положить одну ладонь поверх другой). Затем, выдыхая через рот, плавно опустите ладони до уровня паховой области, как-бы выдавливая эти эмоции и «плохую энергию» вниз, в землю; одновременно с выдохом также концентрируйтесь на стопах (см. фазу «заземление»), представляя как всё отрицательное выходит через стопы глубоко в землю. Выполняйте эту технику  (если в ней возникла необходимость) от 2 до 10 минут — по Вашим ощущениям.

Описанный выше эффект появления отрицательных эмоций может встречаться на начальных этапах практики, когда сердце ещё не полностью открыто. Согласно Мантэку Чиа, это вызвано тем, что сердце начинает привлекать к себе неприятные переживания из других органов, чтобы их переработать (вспомните даосскую аналогию сердца с плавильным котлом), но не может сразу с этим справиться, поскольку ещё не полностью открыто или потому что этих переживаний слишком много. Также можно упомянуть Феофана Затворника, говорящего, что сначала из сердца «внутреннее нечистое выходит», а потом «на место же его входит другое, чистое».

В редких случаях возможен еще один побочный эффект — ощущение жара в груди и в голове. Для его устранения лучше всего сразу «заземлиться», т.е. сфокусировать своё внимание на стопах и их связи с землёй. Также возможно использовать «выдувание», как было описано выше.

Примерная продолжительность фазы раскрытия сердца: 10-20 минут.

Четвёртая фаза – завершение

Сложите руки на нижней части живота: ладони лежат одна на другой, накрывая пупок или чуть ниже. Сконцентрируйте внимание в «центре тела» — в нижней части живота, в глубине. Можно попытаться ощутить пульсацию в данной области, так как недалеко от этого места раздваивается брюшная аорта. В качестве вспомогательного образа обычно рекомендуется представить там светящийся шар красного или оранжевого цвета.

Побудьте в таком состоянии 3-5 минут.

Практика завершена.

Описанное упражнение рекомендуется выполнять регулярно, 1-2 раза в день как минимум две недели, чтобы ощутить положительный эффект. Сложно сказать, в чём именно он выразится – всё очень индивидуально: у одного человека нормализуется сон, у другого исчезнет характерная для него раздражительность, на третьего «снизойдёт» творческое вдохновение и т.д.

Заключение

В завершение данной статьи хочется привести высказывание Парацельса, которое также любил цитировать Виктор Франкл: «лишь вершина человека — это человек». Надеюсь, что открытое сердце поможет Вам на пути восхождения к этой вершине.

 Смирнов С.С.

https://beaverclub.wordpress.com/2011/08/20/opened-heart/