Если мы стучимся не в ту дверь
Единство восточного сердца и западного ума
Шри Чинмой
Все мы искатели, искатели Света, искатели Покоя. Каждый из нас по-своему искатель. Каждый духовен согласно своей способности и нынешней потребности. Кто-то может быть более духовным, потому что более полно открыл свое существование внутреннему свету. Если мы открываем двери и окна своего дома во время восхода солнца, естественно, мы получим больше солнечного света. Так же и в духовной жизни, когда мы открываем двери своего сердца, от нашего внутреннего существа может прийти больше Света.
Во внешнем мире мы каждое мгновение ожидаем чего-то от других или от самих себя. Очень часто мы ничего не делаем для других, но, тем не менее, ожидаем от них достаточно многого. Мы можем очень упорно работать ради других или самих себя и ничего не получать взамен, но мы ожидаем. Каждое мгновение мы ожидаем. Здесь мы совершаем прискорбную ошибку. Нам следует рассчитывать только на того, кто для этого предназначен, и им является Бог. Если мы стучимся не в ту дверь, мы никогда не получим результата. Нам нужно стучаться в нужную дверь, Дверь Бога, — свое духовное сердце.
Нам нужно знать, что ожидать от духовной жизни. Если мы ожидаем от духовной жизни того же, что и от материальной жизни, своей светской жизни, тогда мы будем печально разочарованы. Если мы ведем духовную жизнь, чтобы исполнить все свои изобилующие, бесчисленные желания, стать самым богатым или самым известным человеком на земле или стать верховным правителем этого мира, тогда мы не предназначены для духовной жизни. Но если мы ведем духовную жизнь для того, чтобы обрести покой ума или потому что любим Бога, тогда мы вправе ожидать результата: Покоя, Света и Блаженства в изобилии. Только потому, что Бог находится внутри духовной жизни и благодаря Его неизменному Благословению, проливаемому на всех искателей, искатель может все еще ожидать комфортной, приятной жизни, жизни имени и славы. Но если он хочет вести настоящую духовную жизнь, жизнь, которой нужен только Бог, которой нужны только Истина, Покой, Свет и Блаженство, тогда его совсем не будут интересовать земные владения и земные достижения.
У мира есть для нас все, кроме покоя. Мы можем путешествовать по всей долготе и широте мира и все же не находить настоящего покоя. Где же найти покой? Он глубоко внутри нас. В сокровенных тайниках сердца у всех нас есть покой, но, к сожалению, мы не открыли его. Как мы открываем его? Мы открываем покой своей постоянной молитвой и медитацией. Но если молитва приходит только от физического ума, она не будет очень одухотворенной. Молитва будет одухотворенной, если она приходит из самих глубин нашего сердца, и только тогда Бог непременно ответит на нее.
Если в духовной жизни мы можем правильно молиться, если мы можем правильно медитировать, тогда покой ума, свет и восторг непременно расцветут в нашем преданном сердце, нашем преданном уме и просветленной душе. Для того чтобы вести духовную жизнь, мы должны соблюдать жизнь чистоты. Иначе, подобно плохому ученику, мы всегда будем проваливаться на экзамене и оставаться в прежнем классе. Но если мы можем установить чистоту в своем физическом теле, в своем витале и в своем уме, тогда мы сдадим экзамен с большим почетом.
Как нам достичь чистоты? Мы достигаем чистоты в физическом благодаря чувству, что у нас действительно есть внутренний свет, благодаря своей сознательной осведомленности о внутреннем свете и благодаря предчувствию, что этот свет с готовностью ожидает проявления. Когда мы установили чистоту в физическом, успех, достигаемый нами в любой сфере жизни, становится постоянным. Но если мы не обрели необходимой чистоты, тогда ничто не может оставаться постоянным ни в мирской, ни в духовной жизни. Мы достигаем чистоты в витале, открывая себя свету души. Когда мы обретаем чистоту в витале, жизнь агрессии покидает нас и уступает место жизни динамизма, витального динамизма. Витальная агрессия разрушает, но витальный динамизм созидает. Он строит новый мир для искателя внутри нас. Достигая чистоты в уме, мы сознательно и намеренно уничтожаем сомнения, страх и беспокойства в себе. Упрочив чистоту в уме, мы замечаем, что не лелеем ни капли сомнения, ни капли подозрительности или плохих, небожественных, темных или мрачных мыслей. Как мы достигаем чистоты в уме? Мы делаем это, постоянно предлагая свой ум сердцу, духовному сердцу, которое находится в непрерывном контакте с душой. Когда ум получает просветление от сердца, он имеет свободный доступ к свету души. Мы также можем извлекать изобилие чистоты из концентрации, медитации и созерцания. Но те, кто не хотят проходить через эту дисциплину, даже те, кто не следуют строгой духовной жизни, могут упрочить чистоту в жизни через правильное дыхание.
Говоря о дыхании, мы обнаруживаем, что люди пугаются. Они чувствуют, что при неправильном дыхании, у них могут быть серьезные неприятности. Я хочу сказать, что даже если у вас нет духовного Учителя, который может научить правильно дышать, существует способ, как регулировать дыхание. Это происходит через постоянное повторение имени избранного вами божества или Бога. Такое повторение называется джапой. Если вы можете постоянно повторять имя Бога во время молитвы и медитации, тогда искренность джапы автоматически упорядочит ваше дыхание. Есть многие, многие люди, не имеющих духовного Учителя, который мог бы научить их индийским методикам пранаямы или контролю за дыханием, но они учатся правильно дышать благодаря искреннему повторению имени Бога.
Ребенок дышит правильно, систематично, божественным образом прежде, чем разовьется его ум, прежде, чем он узнает, что такое мысль. Но когда он вырастает, когда его ум развивается и он входит в суету и спешку жизни, он теряет эту способность. Духовная жизнь, в сущности, — это сознательное возвращение к божественному детству. В духовной жизни мы должны всегда чувствовать себя детьми Бога, избранными детьми Бога. Именно ребенок совершает прогресс, ребенок открыт новым чувствам, новым идеям, новым мечтам, новым идеалам. В духовной жизни искатель всегда открыт более высоким истинам, более высоким мыслям, возвышенным идеалам, одухотворенному устремлению. Неотъемлемая обязанность родителей — заботиться о ребенке. Так же в духовной жизни, когда мы сознательно становимся детьми Бога, неотъемлемой обязанностью Его становится направлять нас, формировать и лепить в Свое собственное Воплощение.
http://oneness.dreambooks.ru/p34/page-100.html
Чистота лежит в основе всех духовных приобретений
Омраам Микаэль Айванхов. Отрывок из импровизированной
лекции от 9 января 1981 г. Чистота лежит в основе всех
духовных приобретений: здоровья, радости, энергии,
хорошего настроения, ясности сознания, вдохновения...
О силе и крепости влияния высшего «Я» на наше сознание
Чистота как духовно-нравственное качество
Башкова Н.В., кандидат философских наук
Чистота – нравственное качество, проявляющееся в соответствии мышления и поведения человека духовным принципам служения Высшему Миру и идеалам Общего Блага. Чистота прежде всего подразумевает чистоту побуждений человека, их искренность, бескорыстие, целостность, согласованность с высшими принципами. Чистота мотива является важнейшим мерилом человеческих мыслей, слов и действий. В Учении Живой Этики ставится тождество между чистотой побуждения человека и его устремлением к Общему Благу. Это тождество Е.И.Рерих называет «первой аксиомой Учения» и «единым мерилом каждого помысла и действия»1 . Так, чистота означает не только «отсутствие плохих помыслов», но получает качественно новое позитивное содержание.
Овладение качеством чистоты является непреложной ступенью на пути совершенствования человека. Многие методики, обещающие быстрое духовное продвижение, будь то магические (оккультные) практики, хатха-йога, евгенические проекты или вмешательство в генетический код и т.п., – никогда не будут удачны и плодотворны, ибо игнорируют, как глубоко отмечала Е.И.Рерих, «все высшие свойства человеческой души, её нравственную чистоту – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений»2 . Чистота сердца – высокое качество, ярко присущее духовно развитым людям.
Чистота является синонимом гармонии, есть её отражение. Это качество – показатель целостности и равновесия человеческого микрокосма, когда все его составляющие – духовное, душевное (психическое) и земное (физическое) начала упорядочены и находятся в иерархической соподчинённости. Главенство духа ведёт к тому, что остальные, более плотные оболочки, носители человеческого сознания, свободно и всё более полно отражают качества и свойства высшего начала, его волю и силу. Любые волнения, раздражения и эгоистические переживания порождают излишнее возбуждение в оболочках, которое, подобно ряби на глади озера, искажающей вышний образ неба, прерывает связь с духовным началом и погружает сознание в преходящую земную очевидность. Как следствие, духовное влияние слабеет и может стать почти неразличимым.
Вспомним, что древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом. Чем оно чище, тем ярче и полнее лучи Солнца проходят сквозь него. Чем затемнённее сознание невежеством и эгоизмом, тем слабее проявляется духовное начало, тем мир человека беднее и однообразнее. Так, чистота – качество, свидетельствующее о силе и крепости влияния высшего «Я», духовного сердца человека, на его сознание и поведение.
Важно понимать, что чистота появляется при перенесении человеком фокуса активности сознания из низшего, личного, «эго» в его высшее «Я». Поэтому в Учении Живой Этики перед человеком ставится важнейшая задача очищения сознания и сердца, их гармонизации, установления созвучия наших побуждений, чувств, мыслей с внутренним духовным началом и Высшим Миром.
Важен и психо-энергетический аспект качества чистоты. Процесс его развития связан с расчищением, преобразованием всех негативных накоплений низшего «эго» для свободного проявления в нём высшего начала. Чистота отражает упорядоченность внутренней психической энергии человека и его гармоничный взаимообмен с пространственными энергиями высокого напряжения (огнём). «Чистота сердца явлена огнём»3 . «…Огненная формула чистоты явится с восприятием огня пространства»4 . Именно утверждение в себе чистоты духа особенно напрягает процесс психофизического преображения человека, ибо он по своей сути – процесс очищающий, трансмутирующий низшие энергии в высшие. Согласно Учению, духовное преображение – единственный естественный и кратчайший путь развития и восхождения сознания человека и человечества на качественно новую эволюционную ступень.
Чистоту следует понимать во всей полноте по отношению к многоуровневому микрокосму человека. Это качество пронизывает все его оболочки, повышая их напряжение и силу. Именно чистота особенно влияет на здоровье и иммунитет человека, его сопротивляемость болезням и психическую устойчивость во всё ускоряющемся темпе нашего времени. «Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела... – отмечается в Учении. – Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей»5 . Елена Ивановна подчёркивала в своих письмах: «Чистое сердце – панацея от всего и для всех»6.
Неизменное действие закона «подобное притягивает подобное» имеет красноречивое приложение в сфере психической энергии человека. Пока внутри микрокосма имеются элементы низших чувств и помыслов (раздражение, тщеславие, обидчивость, гордыня и т.п.), в нём открыт доступ к влиянию и проникновению подобных отрицательных энергий из окружающего пространства. Чем менее духовно развит человек, тем более он подвержен негативным изменениям извне своего настроения и самочувствия, своих мыслей и желаний. Утверждаемая чистота, глубинно преобразующая энергии микрокосма, служит основанием внутренней силы, непоколебимости, чуткому распознаванию качества приближающихся энергий.
Вспомним стойкость Будды перед лицом устрашающих видений Мары или твёрдость Христа при приближении Сатаны. Почему не могли не только победить, но и подойти близко силы тьмы? Потому что внутри и вокруг Великих Учителей сияла чистота Высшего Мира, мощи и силы духа. «И если можете сказать: "Идёт тьма мира сего, но не имеет во мне ничего", – говорится в "Гранях Агни Йоги", – тем утверждаете, что элементов притяжения тьма в вас не имеет. Тогда бессильна она»7.
Чистота делает открытым и ясным голос духовного сердца. А значит, утончённый человек способен «очувствовать» и укрепить непосредственную связь с Высшим Миром и Духовным Учителем. Сердечность, простота, искренность – неотъемлемые качества, сопутствующие чистоте. «Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами», – утверждается в Живой Этике, ибо испепелиться может лишь низшее в нас. Новозаветной заповеди «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»8 созвучит идея Учения: «Чистые сердца увидят Высшее»9.
Чистота – яркий показатель высокой восприимчивости сознания, которому доступны тонкое вдохновение, иеровдохновение, творческий экстаз, воодушевление, энтузиазм. Чистота открывает врата широкого познания, ибо лживому и корыстному сознанию не доступны знания глубинной природы человека и бытия. Таков один из законов разумного Космоса.
Только чистое сознание Высоких Духов могло в чистом, неискажённом виде приносить людям религиозные и философские Учения, нравственные наставления, видения Высших Миров, расширяя и возвышая миропонимание человечества. Однако человеческому сознанию очень сложно сохранить изначальную чистоту Учений Первоучителей. Нарастающие со временем толкования и интерпретации, отражающие процесс освоения и адаптации идей Основателя более широкими массами, часто суживают и умаляют их глубинные смыслы. Поэтому перед каждым Высоким Духом, приходящим в земной мир, стоит трудная задача очищения ранее данных Высших наставлений и заповедей жизни с тем, чтобы новый виток раскрытия единой Истины продолжил закономерную преемственность в её постижении человечеством.
Чистое сознание не ослеплено очевидностью, чувствуя и понимая сложность бытия и многоплановость жизненных ситуаций. Оно обладает мужественной готовностью познавать действительность, оценивать её соизмеримо и ответственно. Самоуспокоение «понятными» формулами и привычными установками ведёт к ограниченности и необъективности. В то время как чистота всегда направлена к магниту ясности, справедливости и истины.
Постепенное достижение чистоты ведёт к освобождению от неискренности, страха, недоверия к миру и людям. Чистое сознание максимально благожелательно настроено к жизни и способно чутко откликаться на нужды, боль, страдания и радости других существ. Потому что чистое сознание не замкнуто на своих (эгоистичных) интересах, не закрыто, не отгораживается от мира и всего нового своими привычками и предубеждениями. Такое сознание имеет чистый, широкий горизонт видения, терпимость, великодушие и устремлённость к будущему. Освобождению от предрассудков, конфликтности и вражды способствует принятие в жизни синтетичных, широко вмещающих принципов и идей, которые всегда покроют разделяющие негативные установки. Источник таких идей – чистые ценности Духа: Общее Благо, Истина, Красота, Эволюция.
Следует отметить, что чистота – также верный показатель высокого развития других нравственных качеств человека. Желая подчеркнуть их наиболее полную меру проявления, мы часто говорим: чистая любовь, чистая радость, чистое устремление, чистая совесть.
http://www.delphis.ru/journal/article/chistota-kak-dukhovno-nravstvennoe-kachestvo