Всегда храните и берегите то, что дает вам судьба
Притча об эгоизме
В одном большом городе жила-была Женщина. Она прожила долгую жизнь, в которой было много людей и событий. Но, сейчас, в старости, никого рядом с ней не осталось. Все покинули ее.
И вот села Женщина перед зеркалом и спросила:
-Ты - единственное осталось со мной, ты мой верный спутник уже долгие годы. Скажи, почему я осталась одна?
И ответило ей зеркало:
-Я с тобой было всегда, я помню тебя еще совсем малышкой .Помню тебя юной девушкой и зрелой женщиной. Ты взрослела, менялась твоя внешность. Но одно оставалось неизменным - ты никогда никого не любила.
Ты помнишь, как кричала на свою маму, когда та просила слушаться ее ? Помнишь как грубила отцу и няне?
-Помню, - тихо сказала Женщина.
-Ты помнишь, как презирала мужа за его любовь к тебе? Помнишь, как унижала его и смеялась над ним? Как топтала его чувства?
Помню, - заплакала Женщина.
А помнишь ли ты, как выгнала из дома родного сына, только за то, что он хотел быть счастлив и женился на той, кого полюбил?
-Помню, - рыдала женщина.
-Теперь ты понимаешь, почему осталась одна, и только я, холодное, бездушное зеркало, осталось рядом?
-Понимаю, - последовал ответ.
Всегда храните и берегите то, что дает вам судьба. Понимайте и уважайте чувства других. Имейте мужество принять чужой выбор.
Тогда вы никогда не останетесь одни.
http://lady.webnice.ru/litsalon/?act=article&v=707
Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Кто я?» Точный ответ на него должен привести вас к согласию с самим собой. Ведь, не познав себя, тяжело найти в этом мире достойное место, стать активным участником этой жизни, а не безвольным зрителем…
Хотя все это справедливо далеко не для всех. Как и сам вопрос. Задаются им только те, кого вообще интересуют всяческие смыслы: смысл жизни, место своего «Я» в мире и обществе (да-да, сначала именно в мире), смысл ежедневной суеты — и прочие смыслы. Это люди со звуковым вектором (для простоты буду называть их звуковики) — люди нередко тяжелые в общении, для многих странные и «усложняющие» себе жизнь.
Так вот, если вы понимаете, о ком я говорю, вам знакома и такая характерная черта многих звуковиков — эгоцентризм. Это только «Я» — без других, это только «Я» — умнее других, это только «Я» и мои страдания.
Эгоцентризм и эгоизм — в чем разница?
Что вообще такое эгоцентризм? Википедия дает очень узкое толкование, выделяя в качестве главного признака эгоцентризма неспособность человека воспринять чужую точку зрения. «Большая советская энциклопедия» толкует шире и говорит об отношении к миру, которое можно охарактеризовать как сосредоточение на своем «Я».
Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго
И все-таки из этих определений сложно понять, что есть эгоцентризм, а что — эгоизм, в чем их сходства и отличия. Разобраться в нюансах смыслов мне помогла системно-векторная психология Юрия Бурлана, в очередной раз расставив все на свои места.
Звуковики — абсолютные интроверты с абстрактным мышлением. Их природные свойства направлены на постижение метафизического мира.
Часто это люди худые, высокие, с характерным взглядом внутрь себя. Звуковика называют чудаком, «не от мира сего». И не зря: его не интересуют ни деньги, ни слава, ни почет. Только какие-то странные, с точки зрения обывателя, философские вопросы.
Интроверт? Пускай. Молчун? Допустим. Стать проще и жить, как все? Не стоит даже пробовать лезть к нему с вашими советами: у него работа потяжелее любой вашей — работа ума.
Звуковика мучает один-единственный вопрос: «В чем смысл?» При этом он может его вообще не осознавать. Как это? А вот так: есть внутреннее ощущение поиска ответа, но неясно, на какой такой вопрос. Оно не дает жить нормально, вызывая какие-то смутные терзания неизвестного происхождения…
Впрочем, это разговор о другом. А нам надо — о значении слова эгоцентризм.
Звуковик ощущает мир не так, как все остальные. В его представлениях все крутится вокруг него самого — и это то, что нас интересует. Но «мир крутится вокруг него» — это не значит, что он чего-то требует от других для себя. Вовсе нет. Он просто так ощущает: в первую очередь себя, не воспринимая мир внешний. И все, что происходит вокруг, в его ощущениях происходит для него.
Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго
Да-да, так он и чувствует. Упал метеорит в Черное море, на берегу которого живет звуковик — и он видит в этом личный смысл и знак свыше, который (если он огласит его всем желающим) истеричные зрительники могут перевернуть на свой лад (например, объявив о конце света).
Эгоцентризм и эгоизм в системно-векторной психологии — понятия разные: если эгоизмом «страдает» каждый человек, то эгоцентризмом — только звуковик. Отбросив бытовые определения эгоизма, можно сказать, что это — наша физическая суть, природа любого человека, то, благодаря чему мы живем и выживаем, обеспечивая удовлетворение своих желаний. При этом в эгоизме есть место и себе, и другим (например, любовь к себе в ущерб любви к другим), тогда как в эгоцентризме нет никого, кроме самого звуковика и его «Я».
Эгоцентризм: я в центре всего
Как эгоцентризм проявляется в жизни? Распознать его не сложно: речь эгоцентричного звуковика испещрена местоимением «Я» (когда это начинаешь наблюдать осознанно, становится даже забавно, как человек «выдает» себя слетевшими с губ словами), он не видит проблем окружающих, не чувствует других людей: в его поведении нет зрительной эмпатии, анальной стеснительности, кожной гибкости — и так далее.
На него можно обижаться, его можно пытаться упрекать в черствости и бесчувственности, но это совершенно бесполезно — он не поймет ни смысла упрека, ни ваших обид. На него этим не подействуешь — скорее еще больше испортишь отношения, так как звуковик просто «спрячется» от внешних раздражителей в виде ваших упреков в своей ракушке.
Такая сильная погруженность в себя, такой бешеный эгоцентризм может давать звуковику ложное ощущение превосходства над другими. Да, он умен и даже иногда гениален, но никакого превосходства нет — есть только видовая роль, которую ему положено выполнять. Не поняв этого, звуковик не найдет свой смысл. И его жизнь превратится в ускользающую иллюзию.
Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго
Эгоцентризму все возрасты покорны
Для какого возраста характерен эгоцентризм? Некоторые исследователи отдельно выделяют детский и подростковый эгоцентризм как некие этапы взросления. Но такое разделение все равно относится лишь к описанию детей со звуковым вектором — во всех остальных случаях идет подмена понятий: под эгоцентризмом подразумевается эгоизм или вообще что-то другое.
Детский эгоцентризм звуковика мало чем отличается от взрослого: такой же затуманенный взгляд, такая же отстраненность от всего внешнего и сосредоточенность на себе. Ребенок со звуковым вектором может быть неразговорчивым, необщительным, с виду слегка заторможенным. Учителям он может показаться странным — аутистом, с задержкой умственного развития и прочими ненормальностями. Это опасная установка, которая может сделать из ребенка-эгоцентрика настоящего аутиста, закрывшегося от проблем в своем внутреннем мире.
Что делать с подростковым эгоцентризмом? То же, что и со всеми остальными: развивать звуковой вектор. Делать это лучше всего до наступления переходного возраста, после которого развитие векторов прекращается. Наполняя нехватки, воспитываясь в комфортной для звуковика атмосфере, постигая законы мироздания, он сможет снизить силу эгоцентризма. А значит, еще и преуспеть в постижении своих смыслов.
Как помочь взрослому эгоцентрику? Если вы живете с ним или общаетесь, вам просто необходимо его понять. Хотя понять звуковой вектор, если у вас его нет, будет непросто. Особенно если вы по-кожному гибкие и стремительные, по-зрительному жизнерадостны и открыты, по-анальному заботливы и дружественны.
Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго
Но понять человека, наделенного совершенно другими свойствами, через себя невозможно — это наша обычная ошибка. Например, предлагать звуковику «стать проще — и люди к нему потянутся». Нет ничего бессмысленнее и, простите, глупее: звуковику не нужно, чтобы к нему тянулись люди, а стать проще ему невозможно.
Поэтому единственная возможность по-настоящему понять другого — это узнать все о его векторах. Узнать и учитывать это в общении, совместной жизни, воспитании.
Как это сделать? Посетив бесплатные тренинги по системно-векторной психологии. И на тренингах услышать не только о «странных» звуковиках, но и узнать массу интересного о себе и своих близких.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
http://svpsychology.ru/egocentrizm/
Позволим им стать более свободными...
Притча "развяжите узлы"
Однажды Будда пришел на встречу со своими учениками с носовым платком... с очень ценным носовым платком. Возможно, какой-то царь подарил его. Но Будда не приемлет таких вещей, поэтому все смотрели и думали: «В чем дело? Почему он несет его в руке, держа перед собой, как бы говоря каждому: «Смотрите, внимательно смотрите!» Смотреть было не на что. Это был всего лишь красивый шелковый носовой платок. Затем Будда начал завязывать узлы на нем, пять узлов. Стояло полное молчание... все просто смотрели на то, что он делает. Будда спросил учеников:
- Это тот же самый носовой платок, который я принес с собой, или это другой носовой платок?
Сарипутта, один из его старых учеников, встал и сказал:
- Вы шутите с нами? Я думаю, что это тот же самый носовой платок.
Будда сказал:
- Сарипутта, подумай еще раз, так как у носового платка, который я принес, не было узлов, а у этого их пять. Как же он может быть тем же самым?
Сарипутта увидел смысл и сказал:
- Я все понял. Хотя это тот же носовой платок, но теперь он в узлах — подобно страдающему человеку.
- Совершенно точно. Вот что я хочу показать вам: человек, который терзается, не отличается от Гаутамы Будды. Я - лишь носовой платок без узлов. Ты — носовой платок с пятью узлами (пять узлов — агрессивность, алчность, лживость, неосознанность и эгоизм).
Затем Будда сказал:
- Я хотел бы спросить вас еще об одной вещи. Я пытаюсь развязать эти узлы. Взгляните на меня - это поможет развязать их?
Он потянул за оба конца носового платка, узлы сделались еще меньше и туже. Кто-то сказал:
Что Вы делаете? Таким способом узлы никогда не развяжутся. Такой тонкий шелк, а Вы так сильно тянете! Узлы становятся маленькими и их теперь почти невозможно развязать!
Будда сказал:
- Вы можете так ясно понять все относительно этого носового платка. Разве вы не можете понять самих себя? Разве вы не видите себя в такой же ситуации? Вы тянули свои узлы или нет? Иначе, почему они продолжают становиться все меньше и меньше, туже и туже?
Затем Будда спросил:
Что же я должен сделать?
Один монах встал и предложил:
- Сначала я хотел бы подойти поближе и посмотреть, как были завязаны узлы. Он взглянул на носовой платок и сказал:
- Узлы были сделаны таким образом, что, если мы расслабим их и позволим им стать более свободными, они развяжутся; это нетрудно. Это простые узлы. Будда дал монаху носовой платок и тот развязал узлы один за другим.
Будда сказал:
— Сегодняшняя проповедь закончена. Идите, медитируйте!
http://spiritual.ru/lib/pri_nos.html
Найти точку своего местонахождения
Эгоизм колоссален, он возвышается над миром, ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор.
А. Шопенгауэр
Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него.
М. Штирнер
Анатомия эгоизма
Наша природа — эгоизм. Эгоизм во всем. Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрастных группах, во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам неизлечимую боль и страдание, моральный и материальный ущерб, ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации.
Мы слышим жалобы на чрезмерное себялюбие, своекорыстие детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов, сталкиваемся с беззастенчивым игнорированием чувств, нужд, желаний в сфере потребления, встречаем циничное корыстолюбие в области распределения благ и вознаграждений, упрекаем партнеров, коллег, родственников, друзей в том, что они думают лишь о себе, дружат только по соображениям пользы, всё тянут на свою сторону и пр.
Во время кризиса эго растет. Эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда всё острее ощущается в обществе скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного.
Согласно теории этического эгоизма, человек имеет доминирующую обязанность по отношению к самому себе, следовательно, для него значимы лишь его собственные интересы. Он ограничивает их только рамками собственного Я, тогда как неэгоистичная личность включает в свое Я заботу о других, рассматривает себя как часть целого.
Быть эгоистом означает, что я хочу всего для себя, всем, что мне доставляет удовольствие, владеть самому, а не делиться с другими. Я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею. Я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать… Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца. Я должен завидовать тем, кто имеет больше.
Этика эгоизма изначально содержит конфликт интересов, причем конфликтность переходит и в личностное качество самого эгоиста. Эгоисты чувствительны к окружающим факторам, которые обычно генерируют их недовольство. Эгоисты прямо или косвенно блокируют осуществление целей конкурентов или уменьшают их результативность. Эгоисты не считаются с чувствами других людей, не признают их заслуг и достоинств, за исключением случаев, когда это им выгодно. Эгоисты не чувствительны к заботам и устремлениям окружающих – и это воспринимается их жертвами как несправедливость.
Эгоист оправдывает себя. Эгоисты проецируют собственные отрицательные склонности на окружающих людей, желая такой проекцией оправдать собственные недостатки.
Эгоизм обнаруживает тесную связь с мстительностью и завистливостью, нетерпимость к ущемлению собственных интересов, готовность рассчитаться с обидчиком. Успех и превосходство окружающих вызывают у эгоиста досаду, раздражение, недовольство и зависть.
Эгоизм – не оптимизм. Хотя эгоист устремлен к цели, он не оптимист в жизни. Показательно отсутствие связи эгоизма с самоуважением, стыдливостью, самоконтролем. Эгоист не дает правильной оценки компетентности, уверенности, привлекательности собственной личности.
Эгоисты легко просят о помощи. Эгоисты менее отзывчивы к нуждам других, реже оказывают помощь нуждающимся, но часто проявляют готовность просить поддержки.
Эгоисты характеризуют окружающих в негативных моральных категориях. Они приписывают людям пренебрежительность, агрессивность, циничность, эгоизм, завистливость и мстительность.
Эгоизм разрушает нормы. Эгоист увеличивает свою выгоду за счет ущемления интересов окружающих и этим не только наносит ущерб другим, но и разрушает нормативную жизнь, обесценивая такие категории как долг, справедливость, сострадание, великодушие, благотворительность, щедрость, честность и порядочность.
Тема эгоизма — очень сложная и болезненная тема. Природа эгоизма фактически не изучена в нашем мире, но именно эгоизм является глубочайшей причиной всех наших страданий. Это единственная причина и самая глубокая причина — это причина всех причин.
Так как все-таки избавиться от собственных проблем, проблем семьи, проблем общества, проблем старших и младших, национальных и экономических проблем и т. д.? Когда известен диагноз, то нетрудно подобрать лекарство…
Семинар Александра Хакимова «Анатомия эгоизма»:
В семинаре рассматривается одна из самых сложных тем для понимания — человеческий эгоизм с точки зрения Вед.
1. Строение психики с позиции Вед
Как определить свое ложное эго и истинное Я.
2. Мужской и женский эгоизм
Концепция «Я» и концепция «Моё».
3.Сила звука
http://vita-schola.ru/psyhologiya/anatomiya-egoizma.html