Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Доверие к миру: зачем нужно и как воспитать?

nabel аватар


Доверие к миру: зачем нужно и как воспитать?

От младенца до подростка

Как рождается доверие, что влияет на этот процесс? Можно ли вообще говорить о доверии в современном мире? Об этом рассуждает профессиональный психолог.

Доверие к миру: зачем нужно и как воспитать? От младенца до подростка

В нашей повседневности мы даже не предполагаем, насколько часто сталкиваемся с проблемой доверия. Между тем она постоянно присутствует в жизни — когда мы общаемся с другими людьми, когда читаем или смотрим телевизор, когда слушаем радио или обращаемся за информацией в Интернет, когда воспитываем своих детей или находимся на работе.

Как рождается доверие

Доверие, несмотря на такую "абсолютную понятность" для всех, является гораздо более сложным явлением, чем может показаться на первый взгляд. Как рождается доверие, каким образом происходит его формирование, что влияет на этот процесс?

Известный психолог Эрик Эриксон считал, что чувство доверия формируется у ребенка на опыте первого года жизни. Постепенно оно превращается в установку, которая определяет не только отношение ребенка к себе, но и к миру. Насколько развитым будет у малыша это чувство, зависит от степени заботы матери, от того, как осуществляется внутренняя связь между ними. Эриксон считал, что "мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи, тогда он сможет доверять ей, миру и самому себе...". И еще: "Матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять".

В противном случае формируется базовое недоверие к миру, которое впоследствии может сопровождаться тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма. Недостаток доверия в раннем детстве для взрослого человека может обернуться резким отчуждением, "уходом в себя", когда он не ладит с собой или с другими людьми. Таким образом, чувство доверия к себе, к другим, к миру является основой здоровой личности.

Близко и безопасно

Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в детских домах, растущие в отсутствии близкого человека, испытывают большой дефицит доверия. Они не умеют правильно выстраивать доверительные отношения с другими людьми, быть избирательными и обособленными в своих чувствах. Однако потребность в доверии у таких детей очень велика и остается неудовлетворенной.

Исследователи отмечают, что главными условиями возникновения доверия являются значимость и безопасность в отношениях с теми людьми, с которыми человек живет. Если не сохраняется хотя бы одна из этих характеристик, то доверительные отношения нарушаются, а это, в свою очередь, сильно деформирует и личность доверяющего. Поскольку воспитанники детских домов оказываются в специфических жизненных обстоятельствах, условия возникновения доверия чаще всего нарушены, следовательно, оказывается не сформированной установка на доверие к миру.

Доверие к миру: зачем нужно и как воспитать? От младенца до подростка

Кому доверять и что доверять

Следующие качества, которые также формируются на ранних стадиях развития ребенка, это избирательность и выборочность доверия. Проще говоря, понимание того, кому доверять и что доверять.

В процессе воспитания ребенок начинает понимать, что полное доверие ко всем людям, окружающим его, небезопасно. Это постепенно приводит к формированию выборочности и избирательности в отношениях. Понятно, что у детей, испытывающих дефицит в заботе, внимании, любви, — в данном случае у воспитанников детского дома — характеристики доверия оказываются либо деформированными, либо вообще неразвитыми.

Если говорить о детях, живущих в семьях, то чувство недоверия может обостриться в случае, если родители придерживаются противоположных методов воспитания или ощущают себя неуверенно в своей роли. Это способствует созданию атмосферы неопределенности, двусмысленности происходящего, в результате чего возникает чувство неуверенности, которое постепенно только усиливается.

С детства и на всю жизнь

Итак, первоначально доверие возникает в раннем детстве при потребности в безопасности и защищенности. Его появление основано на эмоциональных отношениях ребенка с матерью. В процессе развития малыш учится доверять вначале близким людям — семье, а взрослея — сверстникам, друзьям. У ребенка возникает определенный опыт взаимодействия с окружающими. Доверительные отношения с миром начинают отражаться в качествах личности и влиять на общее поведение человека.

В подростковом возрасте большое значение имеет заинтересованное и искреннее отношение к подростку со стороны родителей и других близких взрослых. В результате у школьника появляется вера в себя как относительно устойчивое качество личности и способность дифференцированно относиться к людям с точки зрения доверия.

Конечно, в результате каждой жизненной ситуации человек получает новый опыт, который может влиять на изменение его прошлых установок в "лучшую" или "худшую" сторону. Однако значение приобретенного в детстве базового доверия или недоверия остается ведущим.

"Как показывает мировой опыт, ни одно цивилизованное общество не может функционировать без высокого уровня доверия, — пишет российский исследователь Т.П. Скрипкина. — Но доверие невозможно ниоткуда инвестировать, ему невозможно научить, его невозможно идеологически насадить, его можно только „вырастить“ в душе каждого конкретного человека".

Н. Крамаренко

http://www.7ya.ru/article/Doverie-k-miru-zachem-nuzhno-i-kak-vospitat-Ot-mladenca-do-podrostka/

nabel аватар

Уроки доверия

 Кто тот, кому доверяют?

Это человек, безгранично доверяющий своему исконному Я. Именно такой способен на небанальный поступок, вызывающий восхищение. И даже самый заурядный его шаг неодолимо влечет нас своей самостоятельностью и непосредственностью.

В чем сила такого человека? В безусловной вере в свое изначальное совершенство, дарованное каждому Природой. Верующий в собственное совершенство человек не воздвигает препятствий жизненной силе, проходящей через его разум, душу и тело, не боится показать себя настоящего и при этом верит: окружающие поймут и примут его откровения, ибо каждое живое существо отмечено знаком:

«Достоин быть».

Каждый человек преисполнен изначальным совершенством. Открыть его в себе, довериться зову своего сердца, собственному чувству, исходной мысли, высказать родившееся в глубине души! Как. просто, как доступно это все ребенку и как мучительно сложно взрослому!..

Дети не способны подавить в себе живое чувство, поэтому что их дух гармоничен. Им не нужно согласовывать себя с природой все само согласуется с ними. Но жизнь наделила привлекательностью и очарованием любой возраст. И в юности, и в зрелости, и в старости человек может, избежав пристрастий, с доверием отнестись к своему самостоятельному суждению и силе духа.

На пути к доверию мы освободимся от негативных эмоций страха, стыда, вины и обиды, которые мешают открыто выражать свои чувства, мысли, быть самим собой и встречать при этом признание, понимание и поддержку окружающих. Мы научимся радоваться самим себе и гордиться собой по-настоящему. Мы узнаем, что доверие самому себе это приятное ощущение внутренней защищенности и неуязвимости возникает лишь тогда, когда я сам могу сказать себе: «Достоин быть!»

Мы научимся доверять своему существу и сможем сказать: «Хорошо, что я есть, живу и могу чувствовать!» Мы отдадим должное своим умственным потенциалам и оценим по достоинству свою способность действовать самостоятельно. И когда мы действительно почувствуем, что доверие начинает жить и укрепляться в нашей душе, мы будем учиться доверять другим. Восстановление доверия другому человеку позволит тому, кто рядом с нами, открыто выражать свои чувства, мысли, действовать сообразно своей истинной сущности и чувствовать при этом защищенность и признание.

Сегодня мы можем, если захотим, ликвидировать пробелы своего воспитания, научиться взаимодействовать с людьми, не опасаясь осуждения или насмешек. Уроки доверия помогут освоить важные умения: выражать свои чувства, высказывать свои соображения, действовать «без страха и упрека».

Последствия недоверия:

доверяя себе, но не доверяя другим, человек «отключает» механизм идентификации, отчуждается от других людей, лишая себя поддержки и «зеркала», которое помогает усвоить и осознать новые аспекты социального опыта;

доверяя другим, но не доверяя себе, человек «проглатывает» образцы поведения и стремится жить «по ним», «отключая» таким образом механизм обособления и лишая себя возможности использовать потенциалы своей собственной личности;

 не доверяя ни себе, ни людям, человек блокирует процесс саморазвития, ограничивая функционирование как идентификации, так и обособления.

Недоверие в любом варианте блокирует возможность быть признанным, любимым. В результате человек либо намеренно, либо неосознанно избегает открытого контакта с людьми, потому и склонен к «масочным» моделям общения. Эти неконструктивные способы поведения являются свидетельством «отчуждения от самого себя и/или от окружающей среды» и отражают крайние формы механизма идентификации-обособления. Такая неконструктивная активность препятствует личностному развитию и ведет к волнению, депрессии, незаконченным делам, манипуляциям.

Восстанавливая доверие, читатель постепенно будет усваивать установку: «Доверяй себе и цени свои усилия», чрезвычайно полезную для саморазвития и самореализации.

Уроки доверия научат конструктивно использовать поддержку окружающих людей. Когда человек пробует что-то новое, он «отрывается», «обособляется» от прошлых, привычных форм общения, поэтому каждый новый шаг может вызывать усиление беспокойства, так как новое всегда рискованно. Поэтому важно не только осознавать этот момент, но и научиться в случае необходимости просить помощи.

Я не скажу, что научиться доверию пара пустяков, отнюдь. Но это возможно. С чего же начать? С возрождения доверия самому себе.

http://uchebnik.biz/book/217-psixologiya-obshheniya/65-uroki-doveriya.html

nabel аватар

Человек, доверяющий самому себе, — это независимый человек

Человек, доверяющий самому себе, — это независимый человек.

Его действия невозможно предсказать, он будет двигаться по собственному пути.

Его жизнью будет свобода.

Он станет доверять, основываясь на чувствах, исходя из любви, и тогда его доверие будет нести в себе огромную интенсивность и истину. Тогда его доверие будет живым и подлинным.

Ради своего доверия он будет готов рискнуть всем, но лишь тогда, когда он его чувствует, когда оно истинно, когда оно затрагивает его сердце, разумность и любовь, но никак иначе. Его невозможно силой втиснуть в какую-либо веру.

А наше общество зависит от веры. Вся его структура основывается на самогипнозе. Вся его структура основывается на создании вместо людей роботов и машин.

Общество нуждается в зависимых людях, зависимых настолько, что им постоянно нужна тирания, что они всё время ищут себе деспотов, своих собственных адольфов гитлеров, своих собственных муссолини, иосифов сталиных и мао цзэдунов.

Землю, нашу прекрасную планету, мы сделали огромной тюрьмой. Горстка людей, одержимых жаждой власти, превратила всё человечество в толпу. Человеку позволено существовать, только если он идёт на компромисс со всевозможной ерундой.

 

---
Ошо, "Книга мудрости"

 

http://ошо.рф/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%BD%D1%8F/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2-%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82/archive/view/listid-2-osho-quotes/mailid-706-doverie-samomu-sebe.html

 

                                                       ***

ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ТЕБЕ БЛИЗОК ?

ОЧИСТИ СВОЙ ДОМ...

 

nabel аватар

Осознание своей противоречивой сущности

Доверие самому себе

 

Первые уроки доверия научат нас различать и согласовывать конфликтные стремления в сфере внутриличностного пространства. Для этого нам предстоит обнаружить противоречивые части своей собственной личности, освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций и установок, которые мы несем из прошлого, и примирить в себе то, что раньше находилось в состоянии беспрестанной войны.

Сначала мы выделим главные составляющие конфликта между стремлением быть самим собой, выразить свою истинную сущность и нуждой соответствовать или противостоять ожиданиям и требованиям социума и определим сопутствующие этому мучительному конфликту негативные эмоции: страх, стыд, вину, обиду, раздражение. У каждого человека эти тенденции представлены в уникальной, лишь ему присущей форме. Обнаружить лицо своего конфликта можно, призвав на помощь воображение и интуицию. Совершая эту непростую, но важную работу, признаемся себе в трудном: через всю свою жизнь пронесли мы из детства опыт несчастливых взаимоотношений с родителями и другими взрослыми. Откроем и другую важную истину: конфликт и сопутствующие ему негативные эмоции до сих пор живы в нашем подсознании. «Оживая» в стрессовых ситуациях, эти «монстры» затрудняют объективное видение мира, себя, другого человека и «запускают» неконструктивные модели контакта, оказывают разрушающее влияние на самочувствие, взаимоотношения и жизненные достижения.

Выделение составляющих частей конфликта и сопутствующих ему эмоций осуществляется в упражнениях, которые каждый может сделать самостоятельно или с чьей-либо помощью.

 

Урок 1. Расколотое Я

 

Задача этого урока осознание своей противоречивой сущности.

 

Упражнение «За фасадом имени»

 

Возьмите лист бумаги и карандаш. Напишите свое имя и добавьте к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. А теперь подумайте и скажите: чего больше в вашем определении: любви, нежности, иронии, сарказма? Подойдите к близкому вам человеку и попросите его придумать определение, отражающее вашу сущность, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя. Сравните это определение и свое. Есть ли различия в том, каким вы видите себя и как вас воспринимают люди? Задумайтесь о причинах различий.

 

Упражнение «Мой образ»

 

Ощутите себя растением, животным или каким-то другим предметом или явлением природы. Забудьте о том, что у вас человеческое тело. Вы растение или животное, побудьте им несколько минут. Позвольте себе сделать мысленно или реально (если рядом никого нет) то, что хочется. После нескольких минут пребывания в образе напишите на бумаге рассказ от имени этого существа, как если бы его душа могла говорить. Когда рассказ будет готов, перечитайте его и обратите внимание, какой это образ: положительный или отрицательный, живой или умерший, однообразный или многоликий, грустный или оптимистический. Как он чувствует себя в своем жизненном пространстве? Как относится к тому и тем, кто рядом? Каково в данный момент его отношение к жизни?

Анализ такого рассказа одно из средств осознания образа своего Я. Дайте прочитать свой рассказ человеку, которому доверяете, и спросите, что он может сказать об авторе рассказа (вы можете не признаваться в своем авторстве, если хотите сохранить инкогнито). Суждение другого человека поможет увидеть некоторые новые оттенки в самом себе, осознать противоречивые желания и тенденции, выделить среди них главные.

В качестве примера приведу два рассказа пятнадцатилетних подростков.

 

Исповедь первая

 

«Раннее утро. Свежо. Самая обыкновенная мостовая. А знаете, кто я? Нет? Тогда загляните в кошелек первого встречного, и там вы, безусловно, встретите нашего брата. Ну что, теперь догадались? Ну, конечно, я государственный казначейский билет достоинством в десять рублей. Это мой титул. А в народе меня кличут проще «червонец». И знаете, где я сейчас лежу? Я светло-красная мечта человечества,                  из-за которой каждый готов продать душу хоть самому дьяволу. В водосточной канаве, в грязи, в помоях. Рядом вон лежит тряпка, которой мыли посуду в общепите. От нее такой запах жуть берет! Зато гонору, гонору! Будто она княжна! Или вон там валяется никому не нужный скомканный пробитый билет. Совершенно выцветший на солнце. Ему суждено провести на помойке всю оставшуюся жизнь.

А это кто там идет? Постойте, да это же человек! Эй, приятель, посмотри на меня, какой я красивый, желанный! Подними же меня! Надо выпрямиться, чтобы меня лучше было видно. Ну вот же я! Бери! Ну, куда же ты пошел?! Эх ты, безмозглый болван!

... Ничего, и без него проживу. Подумаешь, какая важная птица! Еще нужно разобраться, кто кому нужен: я тебе или ты мне. Однако почему он меня не заметил? Видно, постарел я за последние годы, неприметный стал, потрепала жизнь, замусолила в карманах и кошельках. А помню, в молодости каким красавчиком был. Чистенький, опрятненький, хрустящий, только что отштампованный, с еще не выдохнувшимся запахом краски. Ну просто загляденье! Однако мне надоело балагурить. Так можно и пропасть в этой дыре. А-а, вот мальчишка бежит! Ну, этот точно подберет. Ну вот, наконец-то заметили. Мальчуган, пробегавший по улице, увидел нашего знакомого, наклонился и поднял его. Однако он не стал слушать его историю, поспешно сунул находку в карман, где было темно и грустно».

 

Что за этими строками? Презрительное отношение к людям («грязные», «вонючие», «выцветшие») и очень сложное, неоднозначное отношение к себе. Слегка обозначена, но тем не менее угадывается «история падения»: от положительного образа себя «опрятного», «чистого», «мечты человечества» до обесцененного «грязного», «живущего на помойке». У этого юноши осталась еще надежда на то, что он нужен людям. В его душе живет пока настойчивое желание «не пропасть». Но верит он не взрослым, которые обманули его ожидания, а детям.

 

Исповедь вторая

 

«В сущности я ничто, вернее, нечто. Но будем проще: я это я. Я это то, что вы называете окном. Боже, как это ужасно, когда смотрят сквозь тебя! Такое ощущение, что в тебе видят все, что есть внутри. Моя обнаженная натура требует хоть какого-нибудь самовыражения. Но появится на мне хоть какое-нибудь пятнышко, как стоп! Его тут же начинают сдирать с моего многострадального тела. Да, кстати, вам никогда не плевали в лицо? Нет? Вам повезло. Ежемесячная процедура поплевки и протирки мне так надоела, что я готов принять на себя удар какого-нибудь шального кирпича.

Да, вот намедни художник приходил. Странный какой-то! Все ходил, смотрел, занавеску дергал, потом разложил вдруг свой чемодан передо мной и приступил к работе. Ну, вот, думаю. Наконец-то, дожил. Заметили! АН нет! Пейзаж рисовал, сволочь! Все! Надоело жить! Надоело! И не уговаривайте, все! Там внизу шпаклевка отлетела, туда и рвану. Прощайте и простите. Эх!»

 

Последние строки не что иное, как скрытое желание расстаться с жизнью. И приходит оно от ощущения собственной незначимости, ненужности. Уставший от регулярных «поплевок» и «протирок», не имеющий права на малейшее самовыражение за что такой человек может любить «эту жизнь» и «такой мир»?

 

Урок 2. Сквозь боль и страх к источнику желаний

 

Задача этого урока освобождение от разрушающего влияния негативных эмоций и ослабление внутреннего конфликта.

На пути к этому рубежу мы вспомним боль и страх, пережитые в детстве, возвратим себе утерянную способность чувствовать, научимся осознавать свои переживания, преодолевать излишний стыд и вину, познаем секреты уважительного обращения со своим гневом. Решение задачи урока это работа с нашим прошлым.

Нам придется разыскать спрятавшегося Ребенка. Быть может, спуститься в подвал своей души... Там темно и страшно. И если вы сделаете первые шаги, вам трудно будет остановиться. Потому что, преодолев несколько ступеней вниз, вы услышите его зов зов маленького, беспомощного ребенка. Слабый, еле слышный, полный тоски и боли, он позовет вас вперед. И надо будет преодолевать весь путь. В самом темном и самом дальнем углу подвала стоит клетка, и в ней ваш когда-то Свободный Ребенок воплощение любви, творчества, нежности, таланта.

Чтобы освободить Ребенка, надо растворить клетку. Это больно и трудно. Но вы это сможете сделать если захотите.

Готовы ли вы помочь своей душе пройти путь восстановления? Протянете ли вы ей руку помощи? Путешествие будет некоротким и нелегким. Главным помощником на пути освобождения от негативных эмоций будет снова уже знакомая нам рефлексия.

 

Упражнение «Жестокие сцены детства»

 

Для того чтобы освободиться от негативных проявлений внутреннего конфликта, надо «прорваться» к своей памяти, вспомнить чувства и даже физические ощущения, пережитые в детстве. Проходя через этот кризис, полезно воспользоваться чьей-либо помощью вспоминать прежние ощущения и эмоции вместе с каким-то близким человеком.

Пойдите в своих воспоминаниях в тот дом, в котором выросли. Вспомните какой-нибудь конкретный эпизод из жизни. Вглядитесь в лица людей, которые вас окружали, услышьте снова их голоса, воскресите свои чувства и мысли.

Решимся посмотреть кинофильм «Жестокие сцены детства». Это могут быть глаза вашей матери, когда она впервые ударила вас. Или сердитый голос бабушки, которая ругала папу за что-то. Это может быть эпизод, когда вы пятилетний ребенок заигрались на улице и не пришли вовремя домой, а родители, рассердившись, жестоко наказали вас.

А может быть, вы случайно убили суслика (как это делали все мальчишки), и мама так отругала вас, что вы почувствовали: суслик ей дороже, чем вы.

А может быть, вы вспомните эпизод, когда вы четырех с половиной лет проснулись ночью в кроватке в круглосуточном садике. Темно; никого нет рядом. Вы проснулись оттого, что замерзли, но дотянуться до одеяла, лежавшего в ногах, не было сил: ручонки и все тело сковал страх; позвать няню нельзя отругает или побьет. И вы всю ночь просидели в этом ледяном ужасе.

Это могут быть любые моменты из детства, связанные с жестоким обращением. Позвольте этим воспоминаниям пробиться в сегодняшний день. Посмотрите на эти сцены снова, постарайтесь что-то понять или принять их. Это будут моменты и стыдные, и грстные, и страшные, и болезненные. Постарайтесь увидеть, услышать и почувствовать то, что происходило тогда. Разберитесь в том, что вы чувствуете сейчас и какое влияние эти воспоминания и события оказвают на вас сегодня. И если снова почувствуете боль, найдите друга (или психотерапевта) и расскажите ему об этом. Вам нужна поддержка; ведь и ребенок, делая первый шаг, держится за стенку или за чью-то руку, чтобы чувствовать себя уверенно.

 

Взвращение к пережитому в детстве необходимо для прорыва к позитивным эмоциям и заблокированным возможностям.

Следующая серия упражнений научит вас уважительно обращаться со своим гневом; выбрать для себя конструктивные способы выражения агрессии и усвоить их.

Гнев естественная реакция на жестокость. И тем не менее обычно это запрещенная эмоцияэ Действительно, очень тяжело рядом с тем, кто может запросто обрушитьсяна вас. Гораздо реже мы задумываемся о том, что нисколько не легче с теми, кто, наоборот, подавляет свой гнев, не зная, когда и как его уместно выразить. Многие люди привыкли обращать гнев против себя и тем самым способствуют появлению новых трудностей в жизни. Надо постараться избежать этого, внушив себе слдующую полезную установку: «Я уважаю свой гнев как естественную реакцию на пережитую в детстве жестокость и учусь не обращать его против себя и против кого-либо другого».

Вы имеете право на гнев! Но как его выразить, не причиняя боли себе и другим? В детстве, испытав оскорбления и обиды, вы узнали, как взрослые могут выражать свой гнев и ярость, ведь вы пережили это на себе. И признаемся себе: выразить гнев в нашем представлении значит «показать» ему, ей или им, заставить, принудить или «дать почувствовать». Иными словами, причинить боль, не правда ли?

Совсем необязательно! Существуют конструктивные способы выражения гнева. Им можно научиться.

 

Упражнение «Конструктивные способы выражения агрессии»

 

Что обычно делают люди, чтобы разрядить нахлынувшую агрессию? Одни занимаются физкультурой: бег, подскоки и иные упражнения прекрасно разряжают энергию и охлаждают пыл. Другие люди принимают душ. Третьи разговаривают с друзьями. Четвертые боксируют (можно с подушками или с воображаемым противником); кое-кто медитирует или использует методы релаксации, принимают горячие ванны или массаж. Можно написать гневное письмо но пусть оно останется неотправленным. Можно высказать «все, что вы думаете», но наедине, мысленно представив «противника» перед собою. Подумайте об этом и найдите свой способ выразить яростные эмоции.

Кроме того, необходимо знать, что обратная сторона гнева беспомощность. Между любовью и болью блуждают отношения людей, а отзвуки этих отношений крайними, но так часто сближающимися точками имеют гнев и беспомощность.

 

Упражнение «Гнев и беспомощность»

 

Спросите себя: «Что вызывает у меня чувство беспомощности?» Этот вопрос лучше вопроса: «Почему я разгневан?» Если ответ сразу не находится, продолжайте спрашивать себя: «Почему я чувствую себя беспомощным?» Затем постарайтесь найти в себе силы и мысленно овладеть ситуацией, одержать верх над обстоятельствами, вызывающими у вас чувство беспомощности.

 

Упражнение «Расслабление»

 

Если вы чувствуете смутный гнев и заметили, что ваши ноги напряжены, а руки сжаты в кулаки, расслабьте ноги и разожмите пальцы, сделав три глубоких вдоха. Не бойтесь своего гнева так же, как и любых других своих чувств.

 

Упражнение «Осознание своего гнева»

 

Как вы обычно выражаете свой гнев? Когда он снова возникает у вас, повторите несколько раз: «Я зол! Я разгневан! Я очень зол!» У каждого человека есть внутренний цензор, который сдерживает чувства, в том числе и гнев. А надо позволить себе осознать свой гнев и научиться его выражать.

 

Упражнение «Встреча с гневом»

 

Если вы не хотите встречаться со своим гневом, спросите себя: «Почему я не хочу встречаться с этим чувством?» Вы стыдитесь его? Вы его боитесь? Вы чувствуете, что не справитесь с ним? Если вы очень боитесь его, отложите вашу встречу на некоторое время. Но вы должны сказать себе: «Я не готов встречаться сейчас со своим гневом, однако я знаю, что он у меня есть и я уважаю его». Время от времени спрашивайте себя: «Готов ли я к встрече со своим гневом?» Когда вы, наконец, обретете эту готовность, постарайтесь осознать риск, связанный с существованием этого чувства. Например, если вы находитесь в гневе и это вызывает у вас чувство страха, спросите себя: «Что ужасного в моем гневе? Чем я рискую, показывая его кому-то?» Только таким образом вы можете осознать свое собственное Я. И помните: негативные чувства так же обычны, как и позитивные.

 

Упражнение «Золотая середина»

 Продолжение по ссылке:

 http://uchebnik.biz/book/217-psixologiya-obshheniya/66-doverie-samomu-sebe.html