Без права на поражение
Религиозное вдохновение - без права на поражение
Сейчас, когда наши города сотрясают взрывы, когда лжецы и негодяи точат страну изнутри, мы не имеем права отчаиваться, ибо существуют силы, противоположные энтропии и хаосу - и они наконец-то дают о себе знать
В филиале Государственной Третьяковской Галереи на Крымском Валу проходит выставка, которая разительно отличается от многочисленных постмодернистских выставок, буквально заполонивших столицу в первые дни нового года. Речь, конечно, о спецпроекте «"Реквием". К истории "Руси уходящей"» Павла Корина. Современникам художник в первую очередь был известен как выдающийся мастер портрета, кисти которого принадлежат классические изображения художников Сергея Коненкова, Мартироса Сарьяна, учителя Павла Корина - Михаила Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940-1960 годы. Безусловно, стоит отметить и знаковые для советского искусства монументальные работы Корина - мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская», витражи станции «Новослободская».
Хаотичность и бессмысленность нагроможденных друг на друга груд мусора и прочей мишуры являются своего рода необходимым испытанием для посетителя, который решил увидеть работы Корина.
Однако главным делом жизни живописца стала работа над картиной «Реквием». В марте 1925 года, будучи под сильным впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором художник принимал участие, Корин задумал эту масштабную картину, - однако ее замысел так и не удалось полностью воплотиться в реальность. Идея написать большое полотно, отражающее реальных участников тех событий, была, по сути, титанической задачей. Картина должна был отразить две фундаментальные черты русского сознания и культуры, а именно - соборность и эсхатологизм.
Изначально Корин хотел назвать свою картину просто и лаконично «Реквием» - этим названием мастер определил содержание будущей картины как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное название - «Уходящая Русь» - было дано Максимом Горьким.
Главная идея «Реквиема» менялась с течением лет: если вначале это был уход подвижников, гибель духовной традиции, то в окончательной версии она преобразилась в свидетельство «неиссякающего множества» Церкви как вечного источника духа. Мастер трудился над картиной более 30 лет и так и не окончил ее. В зале «Третьяковки» выставлены наброски к грандиозному произведению, а финальный эскиз стоит напротив огромного пустого холста, на котором так и не начали писать окончательную версию картины.
Чтобы добраться до выставки, нужно пройти множество залов с поделками креатившиков пост-модернистов, ныне почитаемыми за произведения искусства. На самом деле все эти арт-проекты являются точной иллюстрацией Питирима Сорокина о цивилизации свалки. Хаотичность и бессмысленность нагроможденных друг на друга груд мусора и прочей мишуры являются своего рода необходимым испытанием для посетителя, который решил увидеть работы Корина. Пройдя все эти залы с ведрами, зелеными головами и прочим бредом, зритель наконец добирается до зала с работами Мастера. И происходит самый настоящий эффект катарсиса.
-----------
Читать дальше:
http://www.evrazia.org/article/2438
На четырёх китах
http://zavtra.ru/content/view/...