Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Лукаво сердце человеческое(с)

Эль Ригель аватар

Быть Богом означает не только обладать силой и властью, но и умереть за грех человечества. Александр Малинин поет: «Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть!.. Но быть нельзя чуть-чуть распятым».(с)

 

Человек стремится обрести точку опоры в жизни, нечто, с чем он смог бы соизмерить свою жизнь. Для этого он использует самые разные инструменты: свой опыт, опыт других, образование, традиции, разум, достижения общества, непостоянную моду. Так или иначе, он ищет того, что указывало бы на истину, на настоящее положение дел.

Древний философ-софист Протагор полагал, что окружающий нас мир противоречив, и поэтому относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса. В частности, он сказал: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют».

Он учил, что восприятие реальности — явление весьма субъективное: «Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе, таким — для тебя».

Древний релятивизм Протагора созвучен с постмодернистскими взглядами наших современников, к примеру Мишеля Фуко: «Что заставляет нас полагать, что истина существует? Назовем философией ту форму мысли, которая пытается не столько распознать, где истина, а где ложь, сколько постичь, что заставляет нас считать, будто истина и ложь существуют и могут существовать».

Боясь бездны Божественного, человек сосредоточил все внимание на себе и не без достоинства заявил: «Я — мера всех вещей». Казалось бы, все просто и понятно. Но так ли это? Похоже, современный гомо сапиенс сам в этом не уверен, так как испытывает некоторую онтологическую бездомность — неукорененность. Релятивизм растворяет его в технике и семантике, не подавая надежды даже на полумрак в конце туннеля. Стоит ли удивляться, что со дна своего подсознания наши современники извлекают на свет самые парадоксальные оценки реальности. Вот как «примеряют» на себя бытие члены поп-группы «Яд орхидеи»:

 

«Жизнь похожа на смерть.

Смерть похожа на смех.

В каком же зле нам зло искать?

В какой дали нам строить дом?

И что же может надежду дать?

И где не будет звучать гром?»

 

Жизнь hic et nunc[1] приводит к полной дезориентации. Человеку нужны «перила», за которые он мог бы ухватиться, идя по жизни. Стоит ли человеку браться определять меру всех вещей, если самое правдоподобное из того, что есть в жизни человека, — это его смерть?

Современная культурная парадигма низводит человека до уровня набора масок, социальной конструкции и разумного животного, Бог же утверждает, что человек — образ и подобие Божье. Это очень много. Но при всем своем величии человек, однако, не должен забываться — он не Бог. Да, человек расщепил атом, собирается на Марс, переставляет гены, словно фигуры на шахматной доске, написал умные книги. Но этими уникальными способностями наделил его Творец. Человеку захотелось сравняться с Богом еще на заре истории, когда дьявол предложил эту идею нашим прародителям. Эта попытка оказалась роковой, а последствия ее — ужасающими. Быть «богом» оказалось непросто.

 

Аркадий и Борис Стругацкие написали книгу «Трудно быть богом». Недавно вышел фильм на эту же тему — «Брюс всемогущий». Сюжет его таков. Некий Брюс Нолан после исключительно неудачного дня бросает Богу вызов, приписывая Его промыслу все беды мира. Всемогущий вступает с ним в полемику и в конце концов предлагает попробовать сделать за Него небесную работу. Что из этого получилось, нетрудно догадаться. Быть Богом означает не только обладать силой и властью, но и умереть за грех человечества. Александр Малинин поет: «Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть!.. Но быть нельзя чуть-чуть распятым».

Сердце человека вмещает мудрость и глупость, знание и невежество, зло и добро. В сердце человека — одновременно два закона: тления и жизни, порочности и святости. Ветхозаветный пророк Иеремия определил точно: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»[2]У Достоевского мы читаем: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Современное общество придумало нехитрый метод решения проблемных вопросов — легализовать зло, с которым оно не в состоянии справиться. Увы, легализация греха не меняет его сути. Неправда остается в человеке и после придания ей правовой основы.

 

К чему привели попытки человека стать мерой всех вещей, хорошо известно. Возьмем наше общество. Число разводов в России достигает 760 тысяч в год; это 940 тысяч детей, остающихся ежегодно без одного из родителей. Каждый сотый подросток подвергается избиению или изнасилованию. Каждые 20 минут умирает наркоман. По прогнозу, к 2005 году в России будет 5 миллионов

ВИЧ-инфицированных, а к концу десятилетия — 10 миллионов. За год совершается до 34 тысяч умышленных убийств, что эквивалентно гибели четырех развернутых мотострелковых дивизий. Количество преступлений за последние десять лет в России возросло в восемь раз. В мире положение дел не лучше: подавляющее большинство землян не имеет самого необходимого. Сегодня прожиточный уровень свыше

1,5 миллиарда человек — менее доллара в день; 830 миллионов зажаты в тиски голода. Эксперты сходятся в мнении, что мир движется не к новому мировому порядку, а скорее к беспорядку, хотя многие пытаются выдать происходящее за «болезнь роста».

Человек уже давно понял, что с ним происходит что-то неладное, но продолжает кичиться. Попытки исправить последствия своей греховности напоминают действия одного издателя, напечатавшего объявление в газете:

«В справочнике по грибам обнаружилась досадная ошибка: гриб №477 на стр. 12 — ядовитый. Обладателей данного справочника, оставшихся в живых, просим самостоятельно внести соответствующее исправление».

 

Bстает вопрос: разумно ли человеку присваивать себе право определять, что есть духовность, истина и нравственность, если он не в состоянии справиться с самим собой? Можно ли доверить слесарю, умеющему менять тормозные колодки, делать пересадку сердца?

Альберт Эйнштейн говорил: «В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной».

Релятивизму древних и современных протагоров положен предел. Он обозначен в Священном Писании словами: «…Бог больше сердца нашего и знает все»[3]. В контексте современной визуальной эпохи, эпохи сведения на уровень чувств всего и вся, утверждение, что Бог не человек, непонятно. И все-таки всем тем, кто склонен создавать в воображении божество по своему подобию и образу, необходимо осознать слова из Библии: «…Я Бог, а не человек…»[4] Господь не обременен тварностью, грехом, временем и пространством. Он не подвержен человеческим страстям и слабостям. В Библии сказано: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться»[5].

Упомянем хотя бы о двух проявлениях Бога. Прежде всего Он — Творец: «…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…»[6] Бог создал все – от гормона радости и венериной мухоловки до квазаров, до которых 10 миллиардов световых лет. Хроника истории Вселенной начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю»[7]. Он создал все существующее, ибо Сам есть Сущий. Сущность определяет бытие: не быть Бога не может. Бог-Творец благословил творение, одобрил («хорошо весьма»), поощрил на размножение (хорошее должно наполнять всю землю), подтвердил Свою поддержку и водительство. Бог держит «все словом силы Своей». Воздействие Его творящей силы на бытие продолжается, ибо без Него мир не продержится и мгновения. Бог творит то, что захочет. Он способен сделать все, что не противоречит Его естеству: «…для Тебя ничего нет невозможного»[8]. Бог-Творец способен не только создать все из ничего (ex nihilo), но и вернуть к жизни то, что лишилось ее. Бог – живой, присносущный, единый, истинный, всевышний, всесильный, всемогущий, святой… Список Божественных качеств можно продолжать до бесконечности. Иоганн Кеплер в смирении сказал: «Мы, астрономы, являемся слугами Предвечного. В нашем отношении к природе должна быть поставлена в основу мысль о славе Бога, а не восхваление собственных способностей».

 

Бог не только Творец, Он — Повелитель. Но не такой, как Зевс в «Илиаде» у Гомера. Бог повелевает с позиций любви, разума и абсолютного могущества. Бог повелевает ничему превратиться в нечто, повелевает сотворенному существовать в своих пределах, а человеку — простираться к бесконечному. Бог-Повелитель усмиряет разбушевавшиеся стихии, заменяет на время действие определенных законов природы действием законов более мощных. Через неопалимую купину Бог проговорил к Моисею, а через грозу — к юному Мартину Лютеру. Первый стал лидером Израиля, второй — реформатором Церкви. Уже ступив на путь Реформации, Лютер говорил: «Бог не ведет меня — Он толкает меня вперед. Он увлекает меня. Я больше не распоряжаюсь собой. Я хочу жить в покое, но вместо этого оказываюсь в самой гуще волнений и смятения».

Повеления Бога соответствуют Его извечным замыслам. Сервантес вкладывает в уста Дон Кихота слова: «Не фортуна, то есть слепой случай, царит в мире, нет, все — и доброе, и злое — зсовершается по особому предопределению неба». Повеления Божьи служат во благо творению. И еще сказано в Писании: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...»[9] Все повеления Божьи запечатлены Святым Духом на страницах Священного Писания, поэтому «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»[10]. Только Бог, Творец и Повелитель, в силу Своих качеств является мерой всех вещей.

Один лишь взгляд на все то, что мы натворили, может сказать нам, что не мы мера всех вещей. Этой мерой может быть только предвечный, премудрый и всесильный Бог. Он Сам является критерием в вопросах истины, духовности, нравственности и ценностей в жизни человека. Свой критерий Он излагает в Священном Писании. Ничто человеческое не обогатит этот критерий, даже богатое культурное наследие. Иисус Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне»[11].

У Платона в «Республике» мы находим аллегорию, которая актуальна вот уже почти полтора тысячелетия. В пещере без света сидят узники. Они закованы в цепи и могут видеть только то, что у них перед глазами. В пещеру прокикает снаружи свет. Пленники видят на перед собой на стене огромные тени, слышат искаженные эхом голоса. Они позабыли мир, свет, волю и уверены, что эти тени на стене, это эхо и есть настоящий мир. Они живут им. И вот один из пленников освобождается от цепей и пробирается на волю. Свет ослепляет его, причиняя ему страдания. Мало-помалу он осваивается и с удивлением всматривается в реальный мир, видит звезды и солнце. Стремясь помочь друзьям, он спускается обратно в пещеру, чтобы рассказать им о реальности. Он начинает убеждать их освободиться от цепей и подняться наверх. В темноте пещеры он ничего не видит. Узнав его, вчерашние друзья по несчастью решают, что беглец ослеп и потерял рассудок. Они убивают его как опасного помешанного, но при этом сами остаются в цепях.

В вопросах духовного роста и становления человеку способен помочь только Бог, ибо Он больше человека и знает все. Последуем Его совету и не повторим ошибки платоновских узников. Пойдем к свету Божьей истины, свободы и духовной зрелости. Последуем за теми, кто по благодати Божьей освободился от цепей греха и увидел истинный свет.

ВИКТОР ГАММ

 

Эль Ригель аватар

Медитация на статью

Медитация на статью автора - с привлечением  Молитвы Господней и романа "Атлант расправил плечи"

Вторая Триада Молитвы Господней *как поле работы над знанием и бытием в отдельности*:

Хлеб наш насущный дай нам днесь

И прости нам долги наши, как и мы прощает должникам нашим

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Из "Атланта":

Хлеб наш насущный дай нам днесь(c):

  Научитесь различать ошибки в знаниях и нарушение этических норм . Ошибки в знаниях не являются этическим изъяном, если вы готовы их исправить. Только мистик склонен судить о людях с позиций невозможного – врожденного всезнания. Но этический проступок – это
сознательный выбор действия, заранее известного вам как скверное, или намеренное отклонение от знания, намеренное ограничение восприятия и мысли.

 

 

И прости нам долги наши, как и мы прощает должникам нашим(c):

  То, чего вы не знаете, не может быть поставлено вам в вину, но то, что вы отказываетесь знать, пополнит список позорных поступков в вашей душе. Будьте снисходительны к пробелам в знаниях, но не прощайте и не признавайте этических пробелов. 

 

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого(c):

Решайте свои сомнения в пользу тех, кто ищет знания, но обращайтесь как с потенциальными убийцами с теми, кто нагло и безнравственно предъявляет вам требования, заявляя, что не руководствуется логикой и разумом, а опирается только на свое
чувство, считая это достаточным основанием
для своих извращенных притязаний.

Резюме:

Человек есть мера тех вещей - которые Бог ему предназначил мерять мерками cвоего человеческого бытия, а именно: мерками человека разумного/сознательного - не подверженного чувственным лукавствам сердца.

----------

В системе 4 Пути есть понятие "лунатиков" - это люди, имеющие ложные ценности, которые являются препятствием для изменения бытия:  нисходящие универсальные энергии Любви, смешиваясь с функциями различных центров/чакр - приобретают на уровне сердца те качества, которые определяются степенью развития сердечной чакры. Чувственность cердца может быть совершенно не связана с сознательностью:  отсюда много заблуждений и лукавства у тех, кто отдает приоритет сердцу. Нравственность и чувственность - это совершенно различные категории: первая относится к наличию или отсутствию осознанности, вторая  может существовать и без осознания.  Во втором случае - это может быть причиной заблуждений *что исправимо - опять же через осознаность*, но гораздо опаснее - когда это приводит к "лукавству сердца". Осознание в результате наблюдения за собой вносит эмоциональный элемент в оценку этого явления - совесть, что приводит к решающему пункту работы над собой, плавке: человек видит проявление своего "лунатизма" - и старается выработать ценности, которые  помогают ему жить согласно совести, то есть являются мерой всех вещей для него.

Также  - "Не Рим живет - а МЕСТО ЧЕЛОВЕКА":

http://waytosoul.ru/node/8394#...