Красивые люди «прозрачны до Бога»
Интервью Игумена Евмения журналу "Красивые люди"
— Наш журнал называется «Красивые люди». О ком Вы можете сказать — это красивый человек? Когда красота уже начнёт спасать этот мир?
— Красивые люди… Это люди, которым счастливо с собой и с другими людьми, у которых возникла гармония между внутренним и внешним, у них нет разделённости между их социальной жизнью и жизнью внутренней. Они открыли в себе Внутренний Поток и, как сказала поэтесса Зинаида Миркина, они «прозрачны до Бога», через них Божественное льётся в этот мир. Причём это происходит вне зависимости от того, насколько они осознают это, насколько они конгруэнтны этому слову — «Божественное». Они нашли «себя внутри», и они просто «текут» в мир сквозь вот эту самую телесную оболочку, вдохновляя других людей тоже быть живыми, творческими, настоящими. Иисус сказал о таких людях, что через них «потекут реки воды живой» (Ин. 7:38).
Мне кажется, что с красивым человеком легко быть вместе. С ним быстро возникает общность, с ним просто взаимодействовать даже при разном уровне образования, разных сферах интересов. Лёгкость и текучесть жизни — вот что такое для меня красивый человек.
Что касается фразы Достоевского «Красота спасёт мир»… Внутренняя красота, которая течёт вовне, очень заразительна. Жизнь пульсирует, и другой человек тоже решается жить этой красотой, спасающей «изнутри — наружу». Мне кажется, только в этом смысле красота может спасти мир. Это может проявляться через музыку, через искусство, через веру, через живое слово. Но важный отличительный критерий — является ли то или иное проявление человека, его творчество копией, соответствием ожиданиям зрителей, или это Живой Поток.
Живой Поток не ориентируется на какие-то привычные формы, каноны, традиции, он всегда проявляется как нечто неожиданное. Отец Георгий Чистяков говорил, что «опыт Божественного настигает человека внезапно». Он может настигнуть человека, когда тот ещё обусловлен, закрыт. В этом смысле красота может мир… аккуратненько так… спасать.
— Имеет ли духовность прагматическое измерение? Зачем она нужна, собственно? Что она берёт и что даёт?
— Духовность — это самая бесполезнейшая вещь. Она не может принести никакой прибыли. В ней нет ничего прагматичного. Своим последователям Христос пообещал в награду нечто совершенно парадоксальное — «Царство Небесное», которое (к тому же «уже») «внутри вас есть». Религиозный прагматизм истолковал это высказывание как обещание загробного блаженства, которое нужно заработать праведной жизнью (надо же было как-то справиться с этим коаном).
Если человек говорит, что «я буду духовным для того, чтобы быть успешным, я буду молиться, чтобы Бог мне давал больше, я буду поститься, чтобы у меня здоровье поправилось», то речь идет вовсе не о духовности. Все эти прагматические выгоды могут быть различными формами магизма, формальной религиозности или чего-то ещё, но духовность — вещь совершенно бесполезная.
Но! Как ни парадоксально, если человек начинает жить в соответствии с Внутренним Потоком, то необходимые для жизни деньги, возможности, связи естественным образом к нему притягиваются. Христос очень хорошо сказал об этом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6:33). Также интересное высказывание на эту тему есть у преп. Исаака Сирина: «Если мы будем жить соответственно нашему призванию, то мир сей как раб принесёт к нашим ногам всё потребное для тела».
Эта идея, по-разному сформулированная, звучит и у других авторов. Но как только человек, почувствовав материальную прибыль от той или иной деятельности в духовной сфере, смещает фокус внимания непосредственно на сам бизнес, на деньги, на собственную популярность, как только, видя, что его «духовность» высоко котируется на рынке, он начинает думать «а не пора ли повысить цену?», как только он акцентирует внимание именно на том, что прилагается, ставит это на первое место, Духовный Поток мягонько так рассеивается. Бог в этот момент как бы говорит: «Ну-ка, дорогой, попробуй сам. Если это для тебя важнее — давай, двигайся, а Я просто понаблюдаю». Слова, действия — те же, а Духа в этом уже нет. Вам знакомо?
Именно таким образом Святой Дух обучает нас фокусироваться на измерении Божьего Царства, на главном. Поэтому как только из духовности люди начинают делать бизнес, возникает структура, культ, организованная религия, основной характеристикой которых являются репринт, отсутствие творчества, слепое копирование.
Один знакомый исполнитель как-то поделился: «Знаете, как можно убить творческое начало в музыканте? Почаще задавайте ему вопрос: когда выйдет твой следующий альбом?» Альбом, песня должны проистечь. Как только мы начинаем работать на слушателя, читателя, возникает риск потерять связь с внутренним измерением Жизни. Побыстрее, чтобы не сойти со сцены, начинают что-то новое выдумывать из головы, но не из Духа.
Вы спросили также, что «берёт» духовность? Когда Божественное влечет тебя, совершенно понятно, что на это уходят время, силы, внимание. Бог начинает показывать то, что нужно из жизни убрать, отсечь… Иногда ненужное просто начинает уходить, отпадать. Старые знакомства, друзья, с которыми уже неинтересно, прежние формы приложения сил, внимания. Иногда Он бывает достаточно категоричным, предлагая сделать шаги самоотвержения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Тут приходит понимание, что эго не сдаётся так просто… Ты начинаешь наблюдать за этим противостоянием эгоического и Божественного в себе…
— Для многих людей сегодня одним из самых ценных ориентиров является успешность. Счастье из понятия философского стало понятием очень измеримым и ощутимым. У многих есть конкретные ориентиры и критерии — когда и при каких условиях я смогу быть счастлив. Как успешность в мирских делах может способствовать или мешать успешности на духовном пути?
— В чём же стало измеримым счастье? В деньгах, в количестве собственности, в эндорфинах? На заре перестройки, помню, был такой сериал «Богатые тоже плачут»… Обилие предметов престижа, денег, возможностей и удовольствий не делает человека перманентно счастливым. Все мы продолжаем встречаться с болью, с потерями, с творческими кризисами, с финансовыми кризисами, наши близкие уходят из этой жизни… Счастье и горе — это измерения, не зависящие от измеряемых величин.
Хорошо, когда успешность в мирских делах и духовность могут сочетаться, быть целостным и единым. Основная идея Христианства: человек нуждается в исцелении, ему необходимо вернуться в целостность, цельность. Когда мы испытываем успешность в земных делах, наше эго начинает присваивать это себе и говорить: «Вот я какой! Вот классно! Супер! Я! Я сильный! Я могу!» На этом «якании» зациклилась западная психология успеха. На гребне внешней успешности есть риск потерять контакт со своей глубиной. Если же при любом успехе мы сохраняем смирение (мирность), говорим: «Не я, но через меня», то наша душа не рассеивается, остается под надежным покровом Бога.
У нашего маленького «я» в этом мире нет ничего. Наше тело, наше сознание, способность ощущать этот мир и переживать даны нам «напрокат», для этой земной жизни. Если что-то гениальное приходит в этот мир — это через меня, не я. Как только эго приватизирует себе момент успешности, мы теряем это измерение и останавливаемся в росте. Поэтому очень важен баланс, важно смирение, т.е. мирное принятие любого внешнего успеха.
— Можно ли задать Вам вопрос, который может показаться не самым приятным? В современном обществе тема духовности стала не то чтобы запретной, но скорее нежелательной. Потому что довольно часто, когда речь случайно или неслучайно заходит о Боге, приходится сталкиваться с довольно дикими и категоричными утверждениями, которые с одной стороны призваны сообщить о высоком полёте собеседника, но часто сообщают только о невообразимой каше в его голове. Как Вы можете прокомментировать это?
— Мудрёно сформулирован Ваш вопрос… Попытаюсь по ниточкам размотать то, что есть в нём. Первый момент. Вот собрались, к примеру, друзья за одним столом. Каждый из них, так или иначе, интересуется темой духовности, а, возможно, музыкой, живописью, литературой… И вот кто-то предлагает пойти поглубже, задаёт интонацию чуть потише, и получает… «ну ладно тебе, мы же, ребята, отдыхаем, не надо «о высоком», ну… сегодня же выходной …»
Иногда идти в собственную глубину люди боятся, тем более это неудобно, необычно делать вместе. Когда один человек раскрывает свой уровень глубины, говорит о сутевых вещах, это провоцирует на открытость остальных. Насколько они готовы к этому?
Английская поговорка гласит: «Если ты пригласил друзей в баню, то сам должен раздеться первым». Если мы видим, что люди не готовы, не хотят идти глубже, мы остаемся на поверхности. Иногда случается: Глубина видит Глубину. В Писании сказано об этом так: «Бездна бездну призывает» (Пс. 41, 8), а на Востоке говорят: «Бог во мне зрит Бога в тебе». Такие встречи запоминаются, таким общением мы дорожим особо. Оно менее эмоциональное, менее интенсивное, но более сутевое, более ёмкое. Чтобы выйти на этот уровень (в кругу друзей) нужно, чтобы хоть один человек, оставаясь на связи с внутренней Глубиной, нашел в себе смелость предложить всем идти Туда.
Еще один момент. Я считаю, что деятельность существующих религиозных институтов дискредитировала тему духовности. О духовности сегодня говорится как-то чересчур правильно, публично, очень морально, государственно. «Ага… это о духовности. Давайте не будем про это всё… По телевизору тут показывали, опять какие-то здания церкви передаются… Скоро Пасха… Давайте сменим тему …»
Чем меньше круг взаимодействия, общения, тем глубже мы можем копнуть вместе. Нужны такие форматы совместности, в которые мы приходили бы друг ко другу не только для того, чтобы попить чай, поболтать, отметить какую-то дату, а для того, чтобы говорить о сутевом. Это может называться «семинар», «встреча друзей», или — «поделиться сокровенным». Очень ценю такое взаимодействие, сам не раз их организовывал. Друзья собираются только для того, чтобы поделиться тем, что Бог делает в жизни каждого, тем, что Бог открыл мне (или тебе) за последние дни. У каждого буквально 10-15 минут…
Мне нравятся небольшие программы, которые появились сейчас в интернете, называются «TED, знание для жизни». Приглашают человека, и он в течение 15 минут говорит о том, что он понял (или открыл) такого, что может качественно улучшить жизнь других людей. Для меня это- богословие жизни. Сегодня смотрел такую программу, до сих пор под впечатлением. Это рассказ одного афро-американца, который поведал о том, насколько ему было сложно пробиться к своей глубине, потому что у него с детства был сформирован ложный образ того, каким должен быть мужчина… Буквально 12 минут, но они так меня зацепили, потрясли…
Важно находить форматы, как правильно говорить о сутевом. Сознательно здесь и дальше не употребляю слово «духовность», оно, увы, стерлось и девальвировалось. Иногда мы начинаем говорить нелепо, коряво, слишком нахраписто. Иногда человек, переживший духовный или, как сейчас говорят, трансперсональный опыт, хочет сразу же других людей в это окунуть, «просветить», воцерковить, про-Буддить, и порой это выглядит смешно, фанатично и нелепо. Как спровоцировать совместное пребывание в глубине — это уже искусство, мудрость, мастерство.
— Как Вы объясняете тот факт, что по мере увеличения образованности и по мере освобождения человеческого ума от условностей и догм, ортодоксально верующих людей становится всё меньше?
— Во-первых, в этом вопросе содержится утверждение-ответ. В том пространстве, в котором вы живёте, это может быть и так. А любой православный, особенно в крупных городах, в Москве, видит наполненные народом храмы и думает иначе. Не думаю, что «расцерковление» связано с уровнем образованности, это может происходить в связи с разочарованием в религиозных институтах, с тем, что стираются границы, мир становится более… близким, что ли. Появилось много всяких интересных примочек — интернет, скайп, твиттер, фейсбук… Иногда люди проваливаются туда и находят виртуальный мир более интересным, чем мир религии.
Отчасти я соглашусь с достаточно справедливым упрёком верующим людям и пастырям: мы разучились, (а большинство из нас никогда и не умело) говорить об истинах веры на языке современного человека. Мы умеем говорить на внутрицерковном языке о древнерусской культуре, о литургике, патристике, но не умеем сказать о том, зачем современному человеку всё это нужно.
В большей степени стоит поразмышлять над тем, как нам, православным христианам, пастырям, выходить из этой кризисной ситуации, как научиться интересно, вдохновенно и понятно говорить «о высоком» так, чтобы быть услышанным. И может быть это интервью — одна из таких возможностей.
— Приходилось ли Вам освящать автомобили, здания, квартиры современных людей, нашедших на своём пути богатство? Какие чувства вызывает у Вас это действо?
Освящение — это посвящение тех или иных вещей Богу. Например, если в этом доме люди будут молиться, будут стараться жить по заповедям Божьим, будут помогать другим людям, если Любовь, Бог будут в нём главными ценностями, тогда понятно, почему стоит совершить молитву и освящение дома. Если человек свою жизнь посвящает Богу, себя считает христианином, просит освятить и благословить его автомобиль, то это понятно. Если же мотив освящения — «чтобы не разбиться», если крестят детей «чтобы не болели», освящают банк, «чтобы не обобрали» — это совершенно другая мотивация, и я старался не участвовать в таких освящениях.
Когда меня просили освятить дом, я всегда спрашивал: «Зачем? Как вы понимаете, что такое освящение, с какой целью?» Иногда такой разговор является поводом для того, чтобы выйти на Сутевое.
— Мы все встречали на жизненном пути людей, о которых сложно сказать, что Бог добр к ним. Такое впечатление, что они нашли не рай, но ад на земле. За что расплачиваются люди, терпящие в своей жизни беды и лишения? В чём их грех? Или же это грехи предыдущих поколений?
— Мне очень трудно отвечать на вопрос, заданный абстрактно. Если человек задает такой вопрос лично, я предлагаю вместе порассуждать. Что в жизни сложно? Что не так? Вот недавно мне пришло письмо через Facebook от мужчины сорока лет, который пишет, что он уже три года как безработный, хотя имеет несколько специальностей. «Не берут!» Он не может понять, что в его жизни не так. Иногда такого рода сложности имеют психологический характер, человек не умеет презентовать свои способности на рынке труда. Другой случай — человек не может адаптироваться к новым, изменившимся экономическим условиям. Он слишком ассоциирован со своей ролью как такого-то или такого-то специалиста, не может выйти за представления о себе.
Если человек слышит свое призвание, двигается по своей, то есть Богом предначертанной именно ему траектории жизни, то он находится в резонансе с Божественным Потоком Жизни, с Его любовью, ищущей русла, через которые она изливается в этот мир. И тогда «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». (Рим. 8:28)
Когда ты плывёшь по бурной реке и пытаешься при этом цепляться за коряги, за ветки, то есть риск перевернуть лодку и оказаться в воде. Бывает, что человек не двигается в своём призвании. Один мой знакомый очень успешно шёл в своём русле, потом сполз и сказал, что вот это интенсивное, духовное, с посвящением — это не для меня. Он выбрал обычные повседневные ценности — семья, работа. «Это главное, это база, а остальное пускай приложится». Христос, наоборот, призывает — сначала ищите духовного измерения, а материальное, обычное, социальное приложится. Я говорю ему: «Слушай, вот же тебе от жизни один, другой, третий намёк. Что-то надо поменять, найти опять этот поток внутри и понять, как ты можешь его реализовать. Тогда всё остальное в твою жизнь притянется».
Иногда осознанное присутствие и задавание наводящих вопросов достаточно для того, чтобы сам человек начал находить для себя решения. Я не склонен давать советы, говорить какие-то концептуальные вещи, а просто вместе с человеком задаю вопросы, чтобы он смог проникнуть в те области своей жизни, куда он в одиночку ходить не привык. Важно, чтобы человек смог простроить внутреннюю карту своей реальности и понять, куда ему дальше двигаться.
— Мир так разогнался сегодня, что для многих мысль об остановке начинает напоминать экстренное торможение и может вызывать опасения. Что если я остановлюсь, и мир вокруг меня непоправимо изменится? Что если, прислушавшись к Тишине, я радикально и навсегда изменюсь? Что если я потеряю больше, чем приобрету?
Бизнесмены, люди, которые экспериментируют с крупными суммами денег, такой вопрос не зададут. Они умеют рисковать. Я не пропагандирую, не убеждаю людей ни тормозить, ни входить в тишину… Но если вы узнали о какой-то идее, услышали, что, например, для многих людей остановка внутреннего диалога представляет некоторую сложность, что для этого нужна практика — попробуйте сами. Но только по-настоящему попробуйте. На сорок минуток в тишину, внешнюю и внутреннюю. Если не получится, т.е. поймёте, что не вы думаете мысли, а мысли думают вас, может быть это вас немного озадачит. Если это не озадачивает вас, значит, этот вопрос про тишину, про остановку — просто не для вас.
Попробуйте ежедневно на 20 минут оставлять свои привычные дела для возвращения из мира мыслей в состояние «здесь и сейчас», в Присутствие Божье. Это необходимая психо-гигиеническая процедура в мире, который переполнен информацией. Просто возвращаемся, просто пребываем без того, чтобы придавать этому какое-то духовное или концептуальное значение. Если «тишине» придаётся какое-то чрезмерное значение (это «исихия», «духовная практика» и т.п.), наше религиозное эго может начать паразитировать на этом, питаться этим.
Молчание помогает вернуться к себе, попробуйте. Нет никаких жёстких правил, принципов, рекомендаций, нет гарантий, что это что-то даст. Тишина, как и духовность, это самая бесполезная вещь. Но как только вы ощутите это пребывание в тишине, без мыслей, вы будете возвращаться в этот мир более освежёнными, более целостными и более… поточными. Поток жизни будет течь через вас. Так ли это для вас — проверьте экспериментально.
— Большое спасибо Вам, отец Евмений, за интересную беседу!
ЧТО ЖЕ МЫ ИЩЕМ...через КРАСОТУ
СТИХИ СУФИЯ
Тебя Возлюбленным назвали
Все те, кто Вечность распознали
В круговращении времён,
Все те, кто в бездне Тьмы и Света,
В игре беспечной зим и лета –
В ТВОЮ Свободу погружён.
ТЫ – Красота, и ТЫ – Любовь!
ТЫ – корень дерзостной мечты!
ТЕБЯ мы ищем вновь и вновь –
Загадка всех загадок Ты!..
Наведены к Тебе мосты –
Но в миг всё разрушаешь вновь!
Свои стопы изранив в кровь,
Идём! Для нас – ловушка Ты?!..
Но знаю: Ты нас НЕ покинул!
Пускай слепец Тебя отринул,
Пускай глупец Тебя бранит –
Сквозь все земные средостенья
И все судеб хитросплетенья
ТВОЙ Лик мне явственно сквозит!
Свободный дышит Дух, где хочет –
И в Славе Дня, и в Мраке Ночи,
В Аду, в Раю, в любых мирах –
Твоё Предвечное Дыханье
В моё вторгается Сознанье –
И дышит мной
сквозь плоть
и прах.
http://www.stihi.ru/2012/08/22/8816
Cуфии завершили свой путь к
Cуфии завершили свой путь к красоте - и это было удачное завершение, можно брать за образец, чтобы не блуждать впотьмах зазря теряя время.
Но вот какое дело: истинно красивый человек видит красивое в любом другом человеке - пусть для начала как возможность. Получается, что изолировать себя на общение только с людьми, которые умеют нести свою красоту миру - этого недостаточно. Нужно учиться помогать каждому встреченному тобой найти в себе красоту, и самый красивый результат - когда человек об этом не подозревает даже, а ты умеешь ему это показать в нем. Это ценнее, чем сто реализованных "красавцев", которые умеют "изнутри наружу": научить всегда ценнее, чем уметь самому. И не факт - что им тоже не помог кто-то когда-то. Если они при этом не научились активно помогать другим стать красивее, в отличие от пассивного своего присутствия, что работает по умолчанию,как достигнутое ими и необратимое состояние - то грошь цена их красоте. И здесь простого побуждения стать лучше и красивее в присутствии другого человека - этого недостаточно: как только индикатор красоты уходит - все возвращается на круги своя. Посмотрите, какое красивое, простое и человечное учение принес Христос - и во что его превратили, когда источник покинул земной план?Нужно учить и учиться красоте всю жизнь - учиться не столько у людей, сколько у всего, что тебя окружает: тогда даже если человек уходит из твоей жизни - ты сумеешь найти всегда источник красоты вокруг себя все время.
Красота - это не другой человек или что-то еще, это нормальное состояние твоего бытия. Обнаружь его в себе и вне себя - и следуй ему. Этому способствует творчество - во всем, даже в быту.
Для начала предлагаю поработать над языком: русский язык - прекрасный плацдарм для обучения красоте речи не в ущерб ее емкости и образности, и как проводник к знаниям. Мы многие вещи упускаем через язык - а ведь язык создавался именно для поддержания красоты как параметра связи мира и человека через звук и его начертание: вначале было Слово - помните? Может, начнем с азов и не будем изобретать велосипед с новым количеством спиц, раз уж все утеряли - колесо-то осталось! Если человек не овладеет речью в полном масштабе - как он сможет принимать и понимать сложные мыслеобразы-cвертки в "новом мире"?... Уже не понимает - отсюда и качество ченнеленгов:из пустого в порожнее - одна восторженность на уровне детсада, и мысль жидка как суп гороховый. Нужно искать образцы действительно красивых и емких текстов - в искусстве предков этого так много,как звезд на небе. Это ж уровень базовой культуры - а уж потом и звезды с неба хватать допускается. А то базовой культуры - на три с плюсом по пятибалльной шкале, а претензий на звездность - ... не выше астрала, как обнаруживается.
Гость
Спасибо, вы правы. В русском языке сокрыто много образов, которые мы не всегда воспринимаем. Наше внимание УСЛОВНО, т.е. притянуто ЧЕМ-то или КЕМ-ТО в определённые моменты жизни.
Русские сказки, восточные притчи помогают развитию образного мышления.
Красивый человек и тонет
Сожалею, но мы с вами совершенно по-разному воспринимаем смысл сказанного в тексте. Ведь речь идет, в моем восприятии прочитанного, о внутренней красоте человека.
А кто же говорит о привязки в данном случае? И что значит "предназначено судьбой"? Как вы собираетесь проходить это , если сопротивляетесь Потоку Жизни, который, как правило, у каждого как раз соответствует предназначению?
Описывать можно что угодно и как угодно и ярлыки всему навешивать, при желании, можно одному и тому же противоположные. Все зависит от восприятия. А тот, кто "распознает по делам", надеюсь разберется, у него опыт имеется...
Действительно урок, да еще какой! Легко увидеть внешнюю красоту, а вот внутреннюю - способен только тот, кто готов к этому...
А как можно служить Богу неискренно???
Кто служит Ему, тот об этом не говорит, не чувствует необходимости в этом.
За батюшку ничего не могу сказать, а вот мое восприятие Жизненного Потока совершенно противоположное вашему, поэтому никаких противоречий в тексте я не почувствовала. Не так-то легко двигаться в предназначенном каждому Жизненном Потоке.
Чтобы его почувствовать, и чтобы Поток еще принял нас, нужно быть как раз внутренне красивым, гармоничным человеком.
Жизненный Поток пишу с большой буквы исключительно с целью отличить от обывательского жизненного потока.
Вы противоречите сами себе. Тем, кто в состоянии парить над водой, каряги не страшны, поэтому нечего о них и заботиться.
А вот тем, кто, ВОЗМОЖНО, придет когда-нибудь и к парению, сначала и в лодке нужно научиться плавать, и с карягами находить общий язык.
Чаще всего, но не всегда, а это уже ближе немного к "тонкому ушку"
Кстати, каряги тут очень могут поспособствовать...
Не сопротивление - а иной выбор!
Здесь я согласен c Гостем: как правило - не соответствует, искать компромисс здесь бесполезно, поскольку срабатывает автоматизм, потому и кажется - что соответствует: это несоответствие было более заметно в прежние времена - в нынешние идет некоторое смешение для перераспределения потоков жизни и эволюции *которые в пределе сойдутся все же - тогда возможен очередной Большой Взрыв: пока же это несоответствие можно компенсировать - и сейчас как раз такое время, но красота как раз может являться препятствием в этом деле*. Это разойдется вскоре - когда жизнь примет очередную волну изменений. Эволюционный же поток всегда однонаправлен, не в плане линейности конечно: расшифровывать не буду, справляться c этим каждый должен сам - согласно своему предназначению опять же и принадлежности к тому жизнепотоку, который его породил как живую единицу сознания - с его эволюционными возможностями. К сожалению, люди склонны следовать поверхностным течениям - тем, которые приносятся ветром перемен. Глубинные же волны "гасят ветер". Но для этого нужно уметь плавать на глубине.
Так, ладно: вот несколько цитат людей - которые поняли вещи. Кстати, Толстого * это действительно был красивый человек в полном смысле слова - таких нет сейчас почти* за это отлучили от церкви.
Понятие красоты не только не совпадает с добром, но скорее - противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий (c) Л.Н. Толстой.
Истинная ценность - не красота, а нравственные поступки(с) С. Моэм
Если человек взыскует красоты не потому, что того от него требует вера и любовь, но ради наслаждения - он деградирует как человек(с) Р. Эмерсон
Великая красота пленяет меня, но красота еще более великая освобождает меня даже от нее самой (c)Д. Джебран * афоризмы Джебрана просто потрясающи - советую ознакомиться, например:
Подлинная суть другого не в том, что он открывает тебе, но в том, чего он открыть не может. Поэтому, когда хочешь понять его,вслушивайся лучше не в то, что он говорит, а в то, чего он не говорит.
Человек есть два человека - один бодрствует во тьме, другой спит при свете.
*Попробуйте увидеть красоту во тьме - и вопрос красоты решится сам собой для вас:
Красота - в умении скрыть красоту(с) из античной философии: греки понимали толк в красоте - и они знали, что она не "течет изнутри наружу" - она делает нечто иное. Она вас замораживает в моменте, только так два потока, жизнь и эволюция смогут встретиться - чтобы смог проявиться внутренний огонь, который есть и жизнь и эволюция - и момент выбора. И это - вещь отнюдь не прозрачная. И который убьет вас в конце концов для жизни - чтобы вы родились для эволюции: художники чувствовали это - и уходили рано из жизни, познав ее красоту. Красота - это крючок в 3D, а также и в 4-5D - чтоб вы знали на будущее, эти привязки будут держать людей, пока они не обнаружат бОльшее: таким образом нынешним поколениям еще придется переоткрывать то, что знали древние всегда - это знание было им доступнее, в силу их более целостного восприятия мира и себя в нем. Это приводит нас к разделению искусства на объективное и субъективное - согласно тому подходу, который привнес Гурджиев. И это приводит нас к задачам раскрытия своих талантов согласно предназначению - сначала для матрицы жизни, дай Бог - в ее предстоящем и ожидаемом расширении, а потом возможно для эволюции*
Мы разве ищем компромисс?
Мы разве ищем компромисс? Лично я - нет. И не потому, что счмтаю себя правой, а просто понимая, что высказав свое мнение и получив какой-то отклик на него, могу что-то подправить, а, возможно, и подтвердить. Компромисс ищут, мне кажется, эго, а для пробуждающейся души он ни к чему. Разве нет? Тем более, что к гостю пришло "подкрепление", да еще КАКОЕ, а я выполняю(очень стараюсь) ваш наказ - справляться каждый должен сам... Уж как получается...
Справляться, действительно, каждый должен сам и именно СОГЛАСНО СВОЕМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ И СВОЕМУ ЖИЗНЕННОМУ ПОТОКУ, который его породил, но связь с которым он потерял. На мой взгляд, следовать своему предназначению мы сможем только тогда, когда выйдем на эту связь.
Циитаты, приведенные вами, разумеется замечательные, но вот только о какой красоте там речь идет? И как понимать, что Толстой был КРАСИВ в ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА. эти ваши слова как раз подтверждают мне лично то, что понятие красоты НЕОДНОЗНАЧНО. Оно очень емкое.
Согласна с вами - ПОТРЯСАЮЩИ.
Вот и давайте говорить и стремиться к этой "ЕЩЕ БОЛЕЕ ВЕЛИКОЙ КРАСОТЕ", которой светился именно"изнутри" и Л.Н.Толстой и многие другие.
Я не согласна с вами в оценке современных людей, для этого их нужно знать, по крайней мере, общаться. Я знаю таких людей, о них не пишут, они сами тоже не светятся, они просто не думают об этом. ОНИ ПРОСТО ТАК ЖИВУТ, ИЗЛУЧАЯ ЭТУ УДИВИТЕЛЬНУЮ, ТЕПЛУЮ ВНУТРЕННЮЮ КРАСОТУ. И уверена просто, что их много, во всех странах, всех национальностях. Именно они поддерживают Жизнь на планете, не смотря на то, что многие из нас вносят в нее дисгармонию.
Простите, но дальше у вас такие "назидательные" слова пошли, что "улыбнули" меня, как говорит иногда наш Ловчий.
Но все сказано очень правильно.
Будем учиться видеть красоту во тьме. Только вопрос остается открытым. А где эта тьма? Разве не в нас???
Спасибо большое .
Мне кажется , это интервью действительно Красивого Человека .
. Если человек свою жизнь
А вот непонятно! Зачем такому человеку ОСВЯЩАТЬ автомобиль? Если по судьбе предназначено разбиться на автомобиле - никакое освящение в церкви не поможет. Значит, человек не доверяет Богу, он страхуется у церкви от Его Воли. И у него больше шансов попасть в катастрофу: он может успокоиться, стать менее бдительным и тд. А надо бы наоборот: если он подсознательно чует опасность - то это тем самым Бог его бережет, а не освящение церковью. Очень тонкая подмена сути происходит в этом акте "освящения": здесь церковь занимается самой настоящей черной магией - ведь делается это "освящение" за деньги. Неужели поп этого не понимает? Почему бы попам тоже не быть "прозрачными" для Бога?
Что-то батюшка тут недотягивает - хотя в целом статья хорошая:позволяет глубже вглядеться в христианство, некоторые его моменты.
Что-то батюшка тут
При чтении этих слов стышится, что вот вы-то "дотягиваете"...
И это, думаю, хорошо.
Я вот тоже не дотягиваю, потому что на этот, приведенный вами отрывок, особого внимания не обратила, наверное потому, что предпочитаю поглубже вглядываться не в христианство или в какую-то другую религию и традицию, а в себя. В них я вряд ли что могу изменить даже и цели такой не ставлю, а вот в себе могу, во всяком случае, стараюсь...
И обратила я в этом интервью внимание вот на эти слова:
И потом непонятно, как можно по высказываниям одного человека, даже сильно вглядываясь в него, судить о каком-то направлении или системе в целом? Да и зачем это нужно?
Тут я, признаюсь, тоже не дотягиваю...
Когда ты плывёшь по бурной
Красивый человек и тонет красиво - и его выборы тоже красивые. Но всегда ли они подходят другим - садиться с ним в одну лодку?Но еще более красивое решение - научиться парить над водой, а не париться в лодке. Пусть даже тоже красивой и освященной церковью. Или другим красивым человеком.
Ну вы поняли, что не нужно привязываться к красоте? Красиво отрешиться от красивого и пройти самому то, что ему предназначено судьбой - это возможно, менее красиво, но красота бывает и дьявольская, и описывается она точно так же, теми же словами - правда, это понимается слишком поздно иногда, когда узнается "по делам".
К Ходже Насреддину пришел юный мистик:
-Иногда мне кажется, что в мире нет ничего кроме Божественной Любви и Красоты. А иногда все это куда-то девается. Какому же чувству верить?
На что Ходжа ответил:
- Если ты веришь Божественному опьянению, почему такое недоверие к Его похмелью?
"По делам их узнаются они"(с) - неточная цитата, но смысл предельно точный. Каждый встреченный на пути человек, тем более красивый - это урок, а что вы извлечете из него, зависит от вас: это может быть суждение или осуждение - но это может быть и просто очень тонкий тест на внимание, который есть тоже урок на различение. Cудьбоносный иногда. В русских сказках это очень хорошо показано.
"Очень трудно искренне служить Богу - не потому что задание трудное, а потому что искренности не хватает"(c)
Это и к описанию дикаря подходит - который стоял ближе к cвоей природе и являлся частью первобытного пространства: и возможно, это действительно был красивый первопредок человека, потому что не подозревал насколько он красив - и не привязывался к этому факту. Но и к современному социалу это подходит, поработавшему над своей личностью: многие вполне счастливы тем, что имеют в социальной матрице, которая включает развитие их личностей и они подчинили свой "внутренний поток" этому течению жизни: это просто хорошие люди, или умеющие управлять потоком своего окружения,приспособленные к данному матричному гештальту, гомологичные ему - потому что он создавался под них, они выросли из него и являются его порождением, потолком того, что может он им предложить как личностям. И не более. И чтобы и другие видели - как хорошо и красиво жить в этой матрице, если не гневить ее "бога".
Как правило, на самом деле"предначертанная Богом траектория" идет против потока жизни: "узкими вратами входите'(c) - или батюшка забыл эти слова? Или намеренно не приводит их, чтобы не утерять паству, иначе будет некому "освящать" лексусы?
Трудно поверить в Бога милосердного и карающего, в мир - реальный и иллюзорный. Так пусть для начала будет что-нибудь одно - так что ли? "Новое поколение" выбирает легкое и красивое - и предпочитает "не дотягивать" до того, что можно плавать и без лодок, и не натыкаться на коряги, если вовремя "дотянуть", то есть позаботиться о том, чтобы коряги перестали попадаться, да лодки Божьим промыслом не предусмотрены - это изобретение человеческое - их отсутствие и есть настоящая красота: когда нет лодок - нечего освящать и некому, ибо посредник между Богом и человеком не нужен. Красота - это сама Природа, само Естество, ее не замечаешь - когда живешь в унисон с Творением. Если красота "заразительна" ( от слова "зараза") - это факт, над которым требуется размышлять, прежде чем ей следовать. И тут суждение могло бы пригодиться: если оно открыто - то в нем нет ничего страшного. Не страшнее красоты - по крайней мере. Испытание Красотой - это очень важный этап, и можно только посочувствовать тем - кто до этого этапа дотянул. Потому что чаще всего - это надолго.
Честно говоря, иногда можно и
Честно говоря, иногда можно и потануть!
Чтобы убедится....... - ты бессмерный!
Большое спасибо
Очень понравилась статья.
Вот уж, Господи, спасибо!
Вот уж, Господи, спасибо! Такая замечательная статья, и что особенно приятно - такое интервью от представителя традиционного православия.