О свойствах живого
Чем больше мы знаем о Живой Материи, тем дальше уходим от определения Живого, тем сложнее сформулировать отличительные свойства Живого и обнаружить четкую границу между живым и неживым. Объявив себя сторонниками марксистского материализма, философы СССР возвели в догму совершенно неприемлемую формулу
«Жизни есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» [1].
И тут же характеризуется Жизнь как качественный скачок в развитии материи «…при переходе от обыкновенного химического действия к химизму белков, который мы называем жизнью». Никто в мире уже не воспринимает серьезно это определение жизни, и не стоило бы о нем упоминать, если бы до настоящего времени эта нелепость не выдавалась как великое открытие во многих учебных пособиях и научных трудах в нашей стране.
Очевидно, что нельзя определить такое сложное явление, как Жизнь, одном свойством и короткой формулировкой , но так же очевидна необходимость дальнейшего исследования этой проблемы, так как она имеет огромное философское естественно-научное значение.
В ХХ столетии сделано много фундаментальных открытий в области строения материи, и, в первую очередь, Живой материи. Но наряду с достигнутыми успехами пришло и понимание того, что наши знания еще очень ограничены для всесторонней характеристики живого. И как бы сложна ни была материальная структура и функция живого, мы знаем, что имеется еще «духовная» составляющая, которая превосходит первую по сложности и важности для жизнедеятельности организма. Следует вспомнить о монадах Лейбница [2], по мнению которого каждая монада является своим особым миром и каждая есть своеобразное живое зеркало вселенной в пределах своего мироощущения; монады стремятся к целому, но каждая из них ограничена, и они различаются степенью отчетливости своих восприятий. Именно с таким определением «духовной составляющей Живого» можно было бы согласиться, если иметь в виду не Атомистические Души, а Монады как уровни сознания или духовности живых организмов.
С древности подходили к определению Живого как к проявлению особой жизненной силы. Это очень удачно выражено в книге П. Батманова [3], в которой он излагает представление врачей Тибета о сущности жизни, как целесообразной самостоятельности в органическом мире вообще и в человеке в частности, которая вызвана проявлением особой силы и направлена на сохранение организма. Э ту силу, или одушевленное начало, Аристотель [4] называл энтелехией, П. Тейяр де Шарден –радиальной энергией живого, «которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния» [5].