Имя Бога — Любовь.
— Отче, вновь прошу прощения. Вы сказали, что и сегодня на Святой Горе существуют монахи, созерцающие Нетварный Свет. Полагаю, что они много раз видели его. Каждый раз это одно и то же сияние?
— Можно сказать, что есть духовный свет и свет, который видит человек физическими глазами, когда они предварительно преобразились и получили силу видеть его. Духовный свет — это заповеди, и получает его тот, кто их хранит. “Светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет стезям моим”. Заповеди Христовы — “глаголы Жизни Вечной”, а не некие этические внешние предписания. Также и добродетели, которые приобретаются в стремлении исполнить заповеди Христовы, — свет. Вера — свет, как и надежда и любовь. Бог — свет истинный и “свет миру”. Но имя Бога — любовь. “Бог любовь есть”. Поэтому мы говорим, что любовь — свет, светлейший всех других добродетелей. Равным образом и покаяние — свет, освещающий душу человека и ведущий его в купель второго крещения, где очищаются глаза от духовной катаракты. Это свет, который получают все христиане, подвизающиеся подвигом добрым, главным образом, те, кто получают очищение от страстей — естественно, в соответствии с теми усилиями, которые они прилагают. Святой Григорий Богослов говорит: “Где очищение — там просвещение. Без первого не подается второе”. В этом смысле следует понимать слова святого Симеона Нового Богослова о том, что, если человек не видит Света в этой жизни, он не увидит его и в другой жизни.
— Иногда, — продолжал старец, — после великого очищения и борьбы, но, главным образом, по особой милости Божией некоторые сподобляются видеть Свет физическими глазами (как, например, три ученика на горе Фавор). Но и здесь существуют различия. Первый раз созерцают его как Свет великий, возвеселяющий все существо. В действительности же это Свет неяркий. Он воспринимается как сильный относительно предшествующего мрака, в котором находился человек. В тот момент переживается то, чего ранее не было. Во второе же явление он воспринимается более живо, ибо человек уже приспособился к созерцанию... Чем более приближаются к Божественной Сущности, тем более видят несозерцаемую божественную природу и то, что названо святыми отцами “пресветлым мраком”.
Далее... Плоды Иисусовой молитвы
11 Ты же, человек Божий,
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
ПРИЗЫВ К ТИМОФЕЮ (1 Тим. 6,11-16)
Послание заканчивается потрясающим призывом к Тимофею, призывом еще более значительным на фоне умышленной высокопарности слов, в которых он выражен.
С самого начала Павел хочет пробудить в Тимофее рвение, воодушевить его. И он называет Тимофея человеком Божиим. Это один из великих титулов Ветхого Завета. Он был дан Моисею. Во Втор. 33,1 о Моисее сказано: "Моисей, человек Божий". Пс. 89 называется "Молитва Моисея, человека Божия". Это - титул пророков и посланцев Божиих. К Илии пришел человек Божий (1 Цар. 2,27). Самуил характеризуется как человек Божий (1 Цар. 9,6). Самей, посланник Бога к Равоаму "человек Божий" (3 Цар. 12,22).
Здесь это почетный титул. В момент, когда на Тимофея возлагается большая ответственность, Павел не напоминает ему о его слабости и греховности, что могло бы привести его в пессимистическое отчаяние, а бросает ему вызов, давая ему заслуженный им титул человека Божия. Это истинно по-христиански - не подавлять человека, заклеймив его потерянным и безнадежным грешником, а воодушевить его, напомнив ему о том, чем он мог и должен быть. Христиане не должны унижать человека, бросая ему в лицо его прошлое, а показать ему во всем блеске и сиянии его потенциальные возможности. Уже то, что Павел назвал его "человеком Божиим", заставит Тимофея распрямить плечи и высоко поднять голову, как человека, получившего поручение своего Царя.
Добродетели и благородные качества, на которые Павел нацеливает Тимофея, не представляют собой беспорядочного нагромождения. Существует определенный порядок в том, как их приводит автор. И первой идет правда, дикайосуне. Дикайосуне определяли как "отдавать должное и людям и Богу". [У Баркли - праведность, справедливость].
Эта самая важная добродетель; добродетельный, справедливый человек отдает должное Богу и своим согражданам и собратьям.
Далее идут три добродетели, которые определяют отношение человека к Богу. Благочестие, евсебейа, - благоговение человека никогда не забывающего о том, что вся жизнь его проходит в присутствии Бога; вера, пистис означает в данном случае верность, преданность - добродетель человека, который через все перипетия и перемены жизни, до самых врат жизни, верен Богу; любовь, агапе, - добродетель человека, который, даже если старался, не мог забыть ни то, что Бог сделал для него, ни любовь Бога к людям.
Потом следует добродетель, относящаяся к образу жизни человека: хупомоне. В Библии оно переведено как терпение, но хупомоне никогда не имело ничего общего с сидением со сложенными руками и принятием вещей такими, какие они есть, позволяющему жизненному потоку захлестнуть себя: Хупомоне - торжествующее терпение. "Это непреклонное постоянство в вере и в благочестии, вопреки всем несчастьям и страданиям". Это добродетель, помогающая не столько принимать и переносить жизненные перипетии, сколько побеждать и преодолевать их.
И, наконец, добродетель, характеризующая отношение человека к людям. В греческом тексте употреблено здесь слово паупатейа. В Библии оно переведено как кротость, но оно, собственно, непереводимо. Оно характеризует человека, которого никогда не возмущают несправедливости, причиненные ему, но которого несправедливости, причиненные другим, могут привести в ярость. Оно характеризует человека, умеющего прощать, но умеющего также бороться за справедливость, человека одновременно скромного и довольного призванием Божиим. Эта добродетель позволяет человеку всегда правильно относиться к своим согражданам и собратьям и справедливо оценивать себя.
ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ (1
ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ (1 Тим. 6,11-16 (продолжение))
Павел не только вдохновляет Тимофея на выполнение задач в будущем, но и вдохновляет его воспоминаниями о прошлом.
1) Павел напоминает ему о его крещении и данных им обещаниях. В условиях становления раннехристианской Церкви крещение проводилось только во взрослом возрасте, потому что люди приходили к Христу прямо от язычества. Оно представляло собой исповедание веры и свидетельство перед всеми людьми, что принимающий крещение признает Иисуса Христа Спасителем, Господином и Господом. Самым первым христианским кредо веры было простое признание: "Иисус Христос - Господь" (Рим. 10,9; Фес. 2,11). Но уже высказывалось предположение, что за этими обращенными к Тимофею словами лежит такое исповедание веры: "Я верю в Бога Всемогущего, Создателя неба и земли, и в Иисуса Христа, Который пострадал от Понтия Пилата и Который вернется, чтобы судить; я верю в воскресение из мертвых и в жизнь вечную". Вполне может быть, что именно такое кредо веры высказал Тимофей. Таким образом, Павел прежде всего напоминает Тимофею, что он дал обет. Христианин - это прежде всего и в первую очередь человек, давший торжественное обещание Христу.
2) Павел напоминает Тимофею, что исповедал он то же кредо веры, которое исповедывал Иисус. Когда Иисус стоял перед Пилатом, Пилат спросил Его: "Ты Царь Иудейский?" Он сказал ему в ответ: "Ты говоришь" (Лук. 23,3). Иисус засвидетельствовал, что Он - Царь, и Тимофей всегда свидетельствовал, что Христос - Господь. Когда христианин исповедует свою веру, он делает то, что уже сделал его Господь, когда христианин страдает за свою веру, он повторяет путь своего Господа. Когда мы заняты важным делом, мы можем сказать: "Мы ступаем там, где ступали святые", но когда мы исповедуем нашу веру перед людьми, мы можем сказать даже больше: "Я в хороших отношениях с Иисусом", и это, несомненно, должно вдохнуть радость в наши сердца и наполнить духом нашу жизнь.
3) Тимофей должен помнить, что Христос придет вновь. Он должен помнить, что жизнь его должна быть достойной того, чтобы Христос посмотрел на нее. Христианин старается не для того, чтобы подражать людям; он прилагает усилия, чтобы выполнить требования, предъявляемые к нему Христом". Христианин всегда должен задавать себе один вопрос: "Достаточно ли хорошо я поступаю, чтобы удовлетворить требования Христа?", а не спрашивать себя: "Достаточно ли хорошо я поступаю, чтобы удовлетворить требования людей?"
4) Но превыше всего Тимофей должен помнить Бога. И что же он должен помнить? Он должен помнить Царя Царствующих и Господа господствующих; Того, Кто имеет дар бессмертия, чтобы дать его людям; Того, на святость и величье Которого никто не смеет взглянуть. Христианин всегда должен помнить Бога и говорить: "Если Бог за нас, то кто против нас?"
6,15 Среди богословов нет
6,15 Среди богословов нет согласия в том, о ком в этом и следующих стихах идет речь: о Боге Отце или же о Господе Иисусе Христе. Создается впечатление, что в стихе 15, взятом отдельно, говорится о Господе Иисусе, потому что именно Он в Откровении 17,14 назван Царем царей и Господом господствующих. С другой стороны, стих 16 явно относится к Богу Отцу.
Как бы то ни было, значение стиха 15 скорее всего следующее: когда Господь Иисус вернется, чтобы царствовать на этой земле, люди осознают, кто единый и блаженный сильный. Его явление покажет, кто истинный Царь. В те дни, когда Павел писал это Тимофею, и вплоть до наших дней Господь Иисус был и продолжает оставаться отвергнутым. Но грядет день, когда будет ясно показано, что Он - Царь всех, кто стоит у власти, и Господин всех, кто распоряжается по-господски.
Блаженный (благословенный) - не только достойный всяческой похвалы, но и имеющий в Самом Себе полноту благословения.
6,16 При явлении Господа Иисуса люди осознают и то, что лишь Бог имеет бессмертие. Это означает, что лишь Он обладает этим свойством в силу Своей природы. Бессмертие ангелов было им даровано, и при воскрешении верующие получат бессмертные тела (1 Кор. 15,53-54), бессмертие же Бога - в Нем Самом.
Далее о Боге говорится как об обитающем в неприступном свете. Здесь имеется в виду ослепительно сияющая слава, окружающая Божий престол.
Человек в своем природном состоянии от такого сияния просто бы испарился. Лишь те, кто приняты в Возлюбленном и совершенны во Христе, могут приблизиться к Богу и не погибнуть.
Бога в Его сущности никто из людей не видел и видеть не может. В ВЗ люди видели явления Бога, так называемые Богоявления. В НЗ Бог полностью явил Себя в Личности Своего возлюбленного Сына, Господа Иисуса Христа.
Тем не менее для обычных глаз Бог невидим. Именно Ему принадлежат честь и держава вечная. Этим славословием Павел и завершает свое повеление Тимофею.
Он взял в руки одну из книг и
Он взял в руки одну из книг и начал читать.
“На одре лежу, находясь вне мира. И, находясь в келье моей. Того, Кто вне мира Находится и пребывает, вижу, с Ним и беседую. Говорить же дерзаю и люблю, любит меня и Сей. И, соединяясь с Ним, восхожу к небесным. Вкушаю и насыщаюсь одним лишь созерцанием. И знаю, что это истинно и несомненно. И, где тело мое тогда пребывает, не ведаю. Знаю, что сходит Недвижимый, Знаю, что взирает на меня Незримый. Знаю, что вне всего творения Пребывающий Внутрь Себя принимает меня и заключает в объятия.И нахожусь я тогда вне всего мира. Я, всего лишь смертный и ничтожный в мире, Внутри всего себя созерцаю Творца мира. И знаю, что не умру я, пребывающий внутри жизни И весь имея жизнь, бьющую ключом, внутри меня”.
Старец прочитал этот отрывок с большим воодушевлением. Голос его был полон вдохновения, глаза сияли, лицо светилось неизъяснимой радостью. Под влиянием по трепетного голоса и духовного веселия у меня выступили слезы.
— Тогда от божественного присутствия, — продолжал он, — просвещается лицо подвижника. Он может, подобно Моисею, находившемуся во мраке неведения, по мраке ослепительного света приобрести “незабвенное знание и “неизреченное богословие”.
Ненадолго он остановился. Я слушал в изумлении, почти не дыша.
— Эту сладость Света чувствует и тело, которое в эти минуты изменяется.
— Каким образом?
— “И тело воспринимает некоторым образом благодать, воздействующую на ум, и настраивается на нее, и получает некое ощущение этого невыразимого таинства души”. Тело тогда “парадоксальным образом становится легким и согревается”, т.е. оно чувствует удивительную теплоту, которая есть результат созерцания Света. Так случается с лампадой: когда ее зажигают, “тело” ее — фитиль — теплится и светится.
— Позвольте мне один вопрос. Возможно, это будет хулой, но я позволю себе задать его Вам. Это изменение тела — действительность ли, а не фантазия? И не является ли плодом воображения так называемая теплота?
— Нет, отец мой. Это действительность. Тело принимает участие во всех состояниях души. Не тело представляет собой зло, но плотской разум, когда тело порабощается диаволом. Помимо того, созерцание Света — это созерцание физическими глазами, которые изменяются и укрепляются Святым Духом и становятся способными видеть Нетварный Свет. В Священном Писании существует множество примеров, свидетельствующих о том, что благодать Божия переходит с души на тело, и оно чувствует действие Животворящей Божественной благодати.
— Не можете ли Вы привести мне несколько примеров?
— Многие псалмы Давида говорят об этом. “Сердце мое и плоть возрадовастася о Бозе живе” (Пс. 83). “На Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете (оживотворялась) плоть моя” (Пс. 27). Также в 118 псалме: “Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устам моим”. Знаем также случай с Моисеем. Когда со скрижалями Закона он сошел с Синая, лицо его сияло. “Когда сходил Моисей с горы Синай, он не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Аарон и все старейшины Израилевы, что вид лица Моисея сияет лучами и боялись подойти к нему” (Исх. 34, 29-30). То же было с первомучеником архидиаконом Стефаном. Когда привели его в Синедрион, “все, сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела” (Деян. 6, 15). Святой Григорий Палама считает, что пот, выступивший у Господа Иисуса Христа во время молитвы в Гефсиманском саду, свидетельствует о чувстве теплоты, “возникающем в теле исключительно под влиянием продолжительного моления Богу”.
— Простите меня, отче, за то, что беспокою Вас мирским бестактным вопросом. Мы, миряне, не можем понять... Позвольте же мне спросить. Есть ли сегодня монахи, которые при молитве изменяются и созерцают Нетварный Свет?
Он улыбнулся и ответил:
— Когда перестанет действовать в Церкви Святой Дух, тогда не будут существовать созерцатели Нетварного Света. Святая Гора скрывает великие сокровища, и те, кто отрицают это каким-либо образом, противятся и враждуют с Богом. Во времена святого Афанасия Великого некоторые сомневались в Божестненности Христа. В эпоху святого Григория Паламы сомневались в Божественности Нетварных энергий. Сегодня мы впадаем почти в тот же грех: подвергаем сомнению существование обоженных людей, видящих Божественный Свет. И сегодня есть, по благодати Божией, освященные монахи. Этим благодатным подвижникам обязана своим бытием земля. Они просвещают современный мир, погруженный во мрак греха.
— Еще один, возможно, бестактный вопрос. Ты, отче, видел СВЕТ?
С позволения читателя этого малого труда я не стану описывать эту волнующую сцену и все, что было сказано. Хочу покрыть это завесой молчания. Надеюсь вы простите меня...
Большое спасибо!
Очень понравилось. Прочла по ссылке. БЛАГОДАРЮ.
И мне, Валюш! Даже есть
И мне, Валюш! Даже есть желание перечитать. Потому что пришло понимание на утро, что я уже вошла в Свет. И я живу в этом Свете духовных знаний, личностей, поступков. Я живу в другом окружении, более возвышенном. Потому что появился Интернет. И он прочно занимает всё моё внутреннее и внешнее. Я могу, реально, читать в тишине библиотек Интернета, беседовать со святыми старцами, наслаждаться пониманием того, о чём они говорят, ощущать их любящий характер, совершенствовать себя для дальнейшей жизни в вечности. Всё это благодаря ведущей роли Иисуса в моей жизни. Его способности так организовать эту жизнь и внешнюю, и внутреннюю, что задавая мысленно вопрос, я получаю через Интернет ответ. Вот мне непонятно было про мрак божественный. И не случайно я вышла на эту статью: Плоды Иисусовой молитвы. А в ней такие возвышенно смысловые изречения старца о божественном мраке:
Я Вам прочитаю весь отрывок из сочинения святого отца: “Что же означается тем, что Моисей пребывает во мраке и в нем только видит Бога? Ибо повествуемое ныне кажется несколько противоположным первому богоявлению. Тогда Божество видимо было во свете, а теперь — во мраке. И этого не почитаем выходящим из ряда представляющегося высшему нашему взгляду. Учит же сим слово, что ведение благочестия в первый раз бывает светом для тех, в ком появляется. Поэтому представляемое в уме противоположно благочестию есть тьма, а отвращение от тьмы делается причастием света. Ум же, простираясь далее, с большей и совершеннейшей всегда внимательностью углубляясь в уразумение истинно непостижимого, чем паче приближается к созерцанию, тем более усматривает несозерцаемость Божественного естества. Ибо, оставив все видимое, не только что восприемлет чувство, но и что видит, кажется, разум, непрестанно идет к более внутреннему, пока пытливостью разума не проникнет в незримое и непостижимое и там не увидит Бога. Ибо в этом истинное познание искомого; в том и познание наше, что не знаем, потому что искомое выше всякого познания, как бы неким мраком объято отовсюду непостижимостию”
Получается, надо осмысливать каждое слово, его значение, чтобы вся картина мироздания стала СВЕТ!
Божественный мрак есть неприступный свет,
По словам святого Дионисия Ареопагита, “Божественный мрак есть неприступный свет, в котором, как говорят, обитает Бог, невидимый по причине пресветлости и неприступный по причине превосходства пресущественного светолития, в котором пребывает всякий, кто удостоился познать и увидеть Бога, ему самому невидимого и непознаваемого”. В этом смысле мы говорим, что мрак выше света.
Часто отцы Церкви говорят о вхождении в Божественный мрак и о Боговидении пресветлого мрака, как, например, святитель Григорий Нисский в слове о своем брате святителе Василие Великом: “Мы часто замечали его обретающимся внутри мрака, который был Бог”. Этим они стремятся представить не вхождение в Божественную Сущность, но превосходство Нетварного Света над светом естественного знания”. Ибо в соответствии с православным учением, люди причащаются нетварных божественных энергий, но не Божественной Сущности. Апостол Павел пишет: “...Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может” (1 Тим. 6, 15-16). Подводя итог, отец мой, скажем, что пресветлый мрак, по святым отцам, есть неприступный для человека свет Божественной Сущности. И, говоря о достоинстве Боговидения пресветлого мрака , они хотят подчеркнуть не его преимущества перед созерцанием нетварного Света, но его преимущество перед светом естественного знания, знания ума.
вот это тоже надо осмыслить...
Божественный мрак есть
Да, Алла, это тебе обязательно надо осмыслить.
Если
обитает в
а
то... делай выводы.
Выходит этот "Единый имеющий бессмертие" обитает во мраке.
Ты туда хочешь?
Не знаю, как тебе, а мне этот образ напомнил о Кащее Бессмертном.
Божественный мрак
Вообще-то, когда автор анонимен, это всегда знак того, что человек явно нечистоплотный
Спасибо, конечно, за комплимент
Спасибо, конечно, за комплимент. Узнаю! Это в твоём духе. Цитируешь Исидора Пелусиота?
Такая уж вещь интернет: для того чтобы обсудить "божественный мрак" не обязательно предъявлять паспортные данные. Я со своей стороны воспринимаю тебя тоже как анонима. Я могу только предполагать, что твои ник и фото соответствуют действительности, по крайней мере, фото явно старое. Но мне это, не интересно.
Мне интересно другое. Например, почему твой "Бог", Алла, обитает во мраке? Можно тебя попросить объяснить это?
Исидора не знаю. А цитата
Исидора не знаю. А цитата всплыла в поисковике и очень даже к месту. Решила ею пользоваться постоянно. Теперь она моя!
Как ответ на все ваши козни! И на вопросы свои сама ищи ответы. Грамотная какая...
Исидора не знаю...
Да... приехали... Зовёшь туда, не знаю куда? Тогда точно полный мрак. Но всё же, почему этот "мрак божественный"? Придётся разбираться самостоятельно.
Странно, ведь сегодня утром ты заявляла о самой себе другое:
Скажи, куда вдруг к вечеру испарились, Алла, твоя духовная любовь, духовные знания и духовные поступки? Странно всё это ...
Мрачная какая-то у тебя получается духовность. Но почему? Мне правда очень хочется понять. Без твоего текста не разберёшься.
Что мы здесь имеем?
- Божественный мрак есть ... свет... в котором, как говорят, обитает Бог... Мрак выше света... Пресветлый мрак, по святым отцам, есть неприступный для человека свет Божественной Сущности.
Чёрным по белому здесь трижды говорится о том, что мрак есть свет.
Странно, Алла, как-то всё это читать в рубрике под названием "Просветление".
А ты подумай, почему я так с
А ты подумай, почему я так с тобой? Ты ведь знаешь меня и другой, по тому комментарию для Валентины
Если бог человека обитает во мраке
Я знаю тебя другой?
Увы, Алла, ты для меня, всегда одинакова и предсказуема во всех своих комментариях.
Если, как говорится в твоём блоге, бог обитает во мраке, если мрак есть свет, если тебя, в конце концов, всё это не смущает, то мне становится понятно, почему мракобесие стало для тебя нормой.
Интересно, что, несмотря на свои откровенно "мрачные" публикации, ты хвастливо трубишь во все концы, что готова к вознесению, что вошла в свет, что умение различать дано тебе свыше.
Наверное, ты готова к вознесению, но вот только куда? Скажи, как называются учение, церковь, организация, секта, которые ты здесь, на сайте, активно представляешь?
Внимательное прочтение текста, достаточно витиеватого и построенного на использовании разных значений слова "свет", позволяет понять стремление автора запутать читателя и внушить ему мысль о том, что мрак и есть свет, что мрак выше света:
Если бог человека обитает во
а Zemlya всё перевернула...
А ты читай в своем блоге
А ты читай в своем блоге:
Божественный мрак есть неприступный свет,
Опубликовано АЛЛА в Ср, 28/03/2012 - 10:48.
По словам святого Дионисия Ареопагита, “Божественный мрак есть неприступный свет, в котором, как говорят, обитает Бог, невидимый по причине пресветлости и неприступный по причине превосходства пресущественного светолития, в котором пребывает всякий, кто удостоился познать и увидеть Бога, ему самому невидимого и непознаваемого”. В этом смысле мы говорим, что мрак выше света.
В интернете представляемое тобой, Алла, учение, названо деструктивной сектой, действующей на территории Украины.
деструктивно всё то, что
деструктивно всё то, что выходит из сердца твоего, Zemlya
Привет, Алла! Тебя не должно
Привет, Алла! Тебя не должно волновать то, что выходит из моего сердца. Для тебя должно быть важно только то, что исходит из твоего собственного сердца.
Однажды тебе уже было сказано: никто и ничто, кроме тебя самой, не может быть для тебя деструктивным. Перестань искать врагов и недоброжелателей в других людях. Только ты сама несёшь ответственность за всё происходящее с тобой в этой жизни.
Секрет очень простой: энергия всегда возвращается к своему хозяину. Поэтому то, что исходит из моего сердца, вернётся ко мне, и я это буду проживать. То, что исходит из твоего сердца, вернётся обратно к тебе, и ты прочувствуешь это на себе.
Зная этот секрет, человек может сознательно расцвечивать свою жизнь в желаемые для себя тона.
Хорошо, когда сотворение собственной жизни происходит осознанно. А вот если бессознательно, то неожиданные несчастья или, наоборот, удачи человек воспринимает как посланное ему свыше и иногда ропщет на свою судьбу, хотя, на самом деле, всё это он однажды сотворил для себя сам.
Такое впечатление, что ты
Такое впечатление, что ты репетируешь речь для сцены, а мой блог для тебя стал площадкой для подобных репетиций. Ведь всё, что ты пишешь Алле, не есть я. Чей образ на самом деле ты держишь перед своим взором? Какую Аллу ты имеешь в виду? Я такой Аллы не знаю. Ты ошиблась адресом, заблудшая душа.
Алла, у тебя может быть
Алла, у тебя может быть тысяча образов, но суть одна - Исидор Пелусиот.
слабак!
слабак!
Это не сила
Стремление унизить другого человека - это не сила. Это распущенность.
так не унижай!
так не унижай!
У меня нет такого намерения
У меня нет такого намерения.
да, у тебя уже явные
да, у тебя уже явные поступки!
Вопросов к тебе больше нет.
Вопросов к тебе, Алла, больше нет. Привет Исидору Пелусиоту.
Я же не сказками увлекаюсь. А
Я же не сказками увлекаюсь. А ты просто не вникла в суть. Тем более не в Духе. Вот тебе и напоминает божественный мрак твой страх.
"Плоды Иисусовой молитвы" (окончание)
— Отче, еще один вопрос. Когда человек созерцает Свет, он продолжает молиться?
— Нет. Мы можем назвать это созерцательной молитвой. Подвижник созерцает Христа и радуется Его Божественному присутствию. Тогда молитва идет без слов. Святой Исаак говорит, что если молитва — семя, то экстаз — ее жатва. Подобно тому, как жнецы удивляются, видя, как малое семя дает столь обильные плоды, так и боговдохновенные подвижники удивляются, глядя на урожай молитвы. Он — порождение молитвы; тогда, по святому Исааку, “ум не молится молитвой, но пребывает в экстазе, в непостижимых предметах; и это неведение превосходнее знания”. Оно — “священнотайное молчание” и “безгласие духа”. Отцы считают такое состояние молитвенным, ибо оно — величайший дар, который дается за продолжительность молитвы и подается святым. Но человек не ведает его настоящее имя , ибо тогда прекращает молиться, поднимается над словами и смыслом. Многие отцы называют это состояние божественным субботствованием или субботствованием ума. Т.е. как евреи получили заповедь хранить субботу, так и это духовное состояние — суббота души, которая отдыхает и успокаивается “от всех дел”. Святой Максим говорит: “Субботой суббот является духовный покой разумной души, собирающий ум и возвышающий его даже над божественными логосами твари, под действием экстатической любви облекающий ум единственно Богом и благодаря мистическому богословию соделывающий его совершенно недвижимым в Боге”. Единственно, что делает в тот момент человек — плачет. Проливает обильные слезы не по причине греховности, как ранее, но в силу созерцания Нетварной Божественной энергии. Слезы радующие, услаждающие, божественные, благодатные. Безболезненные слезы, освежающие и умиротворяющие сердце. Слезы, бодрящие лицо, образующие потоки и ручьи, заливающие глаза. Тогда человек находится в пленении. И не знает, в теле ли он или вне тела. Душу и тело охватывает такая радость, что невозможно описать ее человеческим языком. Святой Григорий Палама, цитируя святого Дионисия Ареопагита, говорит, что полюбивший общение с Богом освобождает душу от всех уз и заключает ум в непрерывной молитве, совершает тайное восхождение на Небо, в безмолвии и безмятежии паря над всем тварным. “...Он связывает ум непрестанной молитвой к Богу и благодаря ей собирается в себе и находит новую, тайную дорогу на Небо, которую некоторые называют “непроницаемой тьмой сокровенного молчания”. И таким образом молясь, с тайной радостью, в чрезвычайной простоте, совершенном и сладчайшем умиротворении и подлинном безмолвии, он возвышает ум над всем тварным”. Все земное тогда становится подобным праху и пеплу. Оно становится ненужным. Тогда не только не чувствуется волнение страстей, но и забывается сама жизнь, ибо любовь к Богу желаннее жизни и богопознание любезнее любого знания. О, исполненное радости и священное созерцание! О, божественная вечность! О, божественный сладкий покой! О, божественная любовь!
— Отче, простите, что перебиваю. Я сильно подавлен. Чувствую усталость. Не могу следовать Вашему восхождению. Не выдерживаю...
Он приблизился ко мне, взял за руку и ласковым голосом сказал:
— Понимаю тебя, однако ты хотел идти вперед, хотел, чтобы я говорил. И я говорил. Понимаю твой вопль. Поскольку и мы после созерцания Света невообразимо устаем, буквально разбиты. Божественная благодать, когда приходит, напоминает кнут, бичующий пашу тленную плоть. Это тяжесть, которую не выдерживает немощное тело; вот почему оно изнемогает и медленно-медленно восстанавливается. Должен признать, что часто после Божественной литургии чувствую себя измученным и нуждаюсь в отдыхе; только тогда человеческие силы восстанавливаются — подобно затопленной траве, которая постепенно поднимается с земли в свое обычное положение. Если бы мы увидели всю Божественную благодать, мы бы погибли! Любовь Божия все устраивает.
Мы перестали говорить. Везде царило глубокое молчание. Лишь иногда слышалось, как в саду каливы разрыхлял землю послушник, одновременно проговаривая устами Иисусову молитву. Я глубоко дышал. Сердце стучало быстро, словно хотело выскочить... Мной овладел огонь. Я приблизился ко святая святым мистического богословия, неприкосновенному для непосвященных. Далеко в море диск солнца опускался в воду, и часть моря казалась из каливы золотой. Из большого окна “приемной” я различал, как в море играло стадо дельфинов — обычное зрелище на Святой Горе. Они выныривали и вновь погружались в позолоченную воду. Мне подумалось, что монахи, пламенно возлюбившие небесное, подобны им. Они живут, погружаясь в воду благодати и лишь на короткий промежуток времени выходя из нее, чтобы показать нам, что они существуют, и затем вновь погружаются в созерцание Бога. Богопросвещенный святой Симеон, живя в Нетварном Фаворском Свете, ублажает возлюбивших и возжелавших Бога: “Блаженны одетые ныне Его светом, ибо облеклись уже в брачную одежду, их руки и ноги не будут связаны, и они не будут ввержены в огонь неугасимый...
Блаженны зажегшие ныне в своих сердцах свет и сохранившие его неугасимым, ибо они по исходе жизни в радости выйдут навстречу Жениху и войдут с Ним в Чертог Брачный, имея светильники горящие...
Блаженны приблизившиеся к Божественному Свету, вошедшие в него, всецело соделавшиеся светом и содержимые им, ибо они совлеклись одежды грязной и уже не будут плакать слезами горькими...
Блажен монах, предстоящий в молитве Богу, видящий Его и видимый Им, обретающий себя вне событий мира, но только в Боге Едином, и не знающий, в теле ли он или вне тела, ибо он услышит невыразимые слова, которые не говорятся внешнему человеку. Он увидит то, что глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку плотскому не приходило...
Блажен явственно созерцающий в себе свет мира, ибо он в зародыше имеет Христа и матерью Его наречется, как Сей Неложный обещал”.
Вот на какой пламенеющей горе я находился. Подле монаха, проводившего житие свое в небесной действительности. Покой вне, в природе, покой внутри, в душе моей. Бог... Рай... вне времени, но и во времени. Очень близко от нас. Рядом с нами. Внутри нас.
Идет время и история.
— Давайте прекратим беседу, — сказал старец. — Выйдем ненадолго наружу.
— Нет, нет, — отвечал я. — Желаю знать и другое. Вы сказали, что молитва — это знание. Всесторонний университет. Хочу, чтобы Вы сегодня вечером сделали меня ученым!
продолжение и вся книга
продолжение и вся книга здесь:
Архимандрит Иерофей (Влахос) "Одна ночь в пустыне Святой Горы"
Предисловие
Беседа со старцем о молитве
Этапы обучения Иисусовой молитвы
Пути к стяжанию Иисусовой молитвы
Война диавола и противоборство ему
Приход и исчезновение благодати
Плоды Иисусовой молитвы
Ошибки во время обучения Иисусовой молитвы и их устранение
Молитва необходима для клириков и всех, живущих посреди мира
Молитва о других
Просьбы пустынника
— Ах, старче, ты ведешь меня
— Ах, старче, ты ведешь меня к совершенству. К концу духовной жизни. Человек уже становится царем... Он слегка улыбнулся.
— Еще не все. После многой борьбы, как я упоминал ранее, подвижник может сподобиться экстаза, божественного пленения и войти в Новый Иерусалим, в новую землю обетованную. Ум выходит за свои пределы и созерцает Нетварный Свет. На вечерне Божественного Преображения мы поем стихиру: “Неодержимое Твоего светолития, и неприступное Божества, зряще апостолов лучший, на горе Преображения, Божественным изменишася ужасом...” Ужас (экстаз) и созерцание (зрение) связаны друг с другом. Говоря об экстазе, мы подразумеваем не отсутствие движения, но божественное присутствие и духовное движение. Это не инертность и умирание, а жизнь в Боге. Отцы говорят, что во время молитвы, когда человек охвачен Божественным Светом, он перестает молиться губами. Уста и язык молчат, молчит и сердце. Тогда подвижник сподобляется созерцания Фаворского Света. Созерцает Божественную нетварную энергию, которая есть “естественная слава Божия и естественный безначальный божества луч, сущностное благолепие Божие и сверхсовершенная и предсовершенная красота” (святой Григорий Палама). Это тот самый Свет, который видели ученики на горе Фавор, Царство Божие, вечность. Согласно святому Григорию Паламе, Свет — “красота будущего века”, “ипостась будущих благ”, “совершеннейшее зрение Божие”, “пища небесных”. Сподобившиеся видеть Нетварный Свет — пророки Нового Завета. Ибо, подобно пророкам Ветхого Завета, опережавшим время и видевшим Вочеловечение Христа и Первое Пришествие, созерцающие Свет также опережают время и видят славу Христа, то есть Царство Небесное.
Он замолчал ненадолго, затем глубоко вздохнул и продолжал.
— Божественный Свет охватывает тогда все бытие. Келлия освещается присутствием Христовым, и подвижник переживает некий “трезвенный восторг”, видит незримого Бога. “Бог есть Свет, — говорит святой Симеон Новый Богослов, — и, как свет, вид Его”. По словам святого Григория Паламы, “защитника богословов”, монах в тот час созерцает Божественный Свет... радующее священное зрелище”. Вот как описывает это созерцание Макарий Хрисокефалос: “Что прекраснее общения со Христом? Что вожделеннее божественной Его славы? Нет ничего более сладкого, чем тот Свет, которым просвещается все светлое чиноначалие Ангелов и людей. Нет ничего желаннее той жизни, в которой все живут, и движутся, и существуют. Нет ничего приятнее вечно живущей красоты. Ничего любезнее беспрестанного веселия. Ничего вожделеннее непрерывающейся радости, всеблаголепного благолепия и бесконечного блаженства”. То есть тогда радость и веселие бесконечны. Не хватает слов, чтобы передать эти состояния. Вот что говорит об этом святой Симеон Новый Богослов.
созерцающие Свет также
— Вместе с тем подвижник
— Вместе с тем подвижник чувствует и единство всей природы.
— Каким образом?
— Его признает вся природа. Первоначально Адам был царем над всем творением, и все животные признавали его царем. Однако после падения разорвалась эта связь и прекратилось признание. Николай Кавасила образно анализирует такое состояние. Человек, говорит он, сотворен по образу Божиему. По образу Адам был чистым зеркалом (отражением), через которое излучался на природу Свет Божий. Пока зеркало оставалось неразбитым, вся природа освещалась. Но лишь только оно раскололось и раздробилось, все творение погрузилось в глубокую тьму. Тогда-то вся природа и восстала против человека, прекратила признавать его и не пожелала давать ему плоды. Только в борьбе : трудах может он поддерживать свое существование. Животные боятся его, и сами они агрессивны. Однако, когда человек — “в Духе Святом”, когда имеет благодать Христову, все силы души воссоединяются, он становится образом и подобием Божиим (то есть зеркалом, светом) и излучает Божественную благодать на бессловесную природу. И те же животные признают его, повинуются и почитают. Есть немало примеров, когда подвижник-пустынник мирно уживается с медведями и дикими животными. Он кормит их, и они служат ему. Таким образом, в молитве приобретя Божественную благодать, он снова становится царем природы и восходит на большую по сравнению с Адамом высоту. Ибо Адам, по словам отцов, имел лишь “по образу”. Послушанием же ему надлежало стать и “по подобию”. Адам не имел обожения, но лишь возможность его. Тогда как подвижник по Божественной благодати приобретает, насколько возможно, и “подобие”, не входя, однако, в Божественную Сущность. Он причастен нетварным энергиям Божиим.
Молитвой подвижник
Молитвой подвижник приобретает великую любовь к Иисусу Христу и этой любовью соединяется с Ним. Следовательно, естественно любить то, что любит Бог и желать того, что Он желает. Господь “всем желает спастись и в познание истины прийти” (1 Тим. 2, 4). Этого желает и делатель молитвы. Его волнует зло, происходящее в мире, и он чрезвычайно опечален отступлением и неведением братии. Поскольку грех всегда имеет космический масштаб и оказывает влияние на весь мир, молящийся переживает всю драму человечества и весьма скорбит о нем. Он живет борением Господа в Гефсиманском саду. Таким образом, он приходит в состояние прекращения молитвы о себе и молится непрерывно о других, чтобы они пришли к познанию Бога. Его очищение от страстей, приобретение Животворящей Божественной благодати и молитва за других, происходящая из чувства всеединства человеческого рода во Христе Иисусе, — величайшая миссия. В этом усматривали миссионерские подвиги святые отцы. В стремлении к возрождению человеческой ипостаси и единства природы. Каждый, кто очищает себя, становится лицом, полезным для всего общества, ибо все мы — члены благословенного тела Христова. “Если радуется один член, сорадуются все члены”, — по апостольскому слову. Это мы видим образно и в лице Пресвятой Богородицы. Она обрела благодать и сама впоследствии облагодатствовала и украсила всю человеческую природу. Очищенная и облагодатствованная, Она молится за весь мир. И мы можем сказать, что Пресвятая Богородица выполняет величайшую миссию и приносит действенную пользу роду человеческому.
— Вы знаете, отче, —
— Вы знаете, отче, — продолжал пустынник, — о том, что единство человеческой природы было утрачено непосредственно по преступлении Адама. Господь после создания Адама образовал Еву из ребра его. Создание Евы возвеселило Адама. Он ощущал ее как свое тело, почему и сказал: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей...” (Быт. 2, 23). После же своего 11;1дения на вопрос Бога Адам ответил: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” (Быт. 3, 12). Вначале Ева — “кость” его, впоследствии — “жена”, которую дал Господь! Здесь совершенно очевиден раскол человеческой природы после греха, раскол, проявившийся позднее в детях Адама, во всей истории Израиля и во всей истории человечества. И это естественно. Потеряв Бога, люди потеряли себя и отделились друг от друга. Полное отчуждение и рабство. Возрождение человеческой природы произошло во Христе. Он “распростер руки, и соединил прежде разделенное”, и дал, таким образом, каждому, кто соединяется с Ним, возможность жизни и единства человеческой природы.
Это Твоя любовь...
Лидия Грицак и Алла Кричфалуший – Чисті джерела
Сумей увидеть, что на земле, пред твоим взором, лежит множество следов – это чудеса или незримые изменения в природе вокруг тебя...
Если, когда-нибудь, ты поймешь, что весна является не просто чудом - а указанием пути, опознавательным знаком на тропе к Неведомому, то считай, что это удача, ибо тебе крайне повезло! Тебе отрылась дорога и ты услышал зов Жизни!
Иди за этими удивительными следами след в след – и ты придешь в свое собственное сердце, к безграничной свободе духа, где не витает страх смерти, ибо эти следы приведут тебя туда, где смерти нет...
Высказывания о весне, красивые высказывания
Ночь коротка для чудес,
Это весна – оглянись!
В сердце, как в чаше небес,
Все небеса собрались.
Колокол дня онемел,
Сумрак не смог побороть.
Чудом каким-то успел
В душу проникнуть Господь...
(Публикуется впервые)
Симеон Афонский
Так же, как беспрерывно ты дышишь, беспрерывно бьется твое сердце, и в твоих жилах беспрерывно течет кровь, - ты должен беспрерывно стремиться к Истине, пока живешь! Пусть твое сердце сольется с молитвой и тогда оно все узнает о себе и о мире..
Любовь... величайшая тайна...
Любовь... величайшая тайна...
Любовь - имя Бога...
Он был и есть всесовершенен - и это Любовь...
Он ни в ком не нуждался, ибо общение вечных Трех Святых Богов-Духов - есть Любовь...
Бог есть Дух и Любовь... Духовная Любовь...
Непостижимая...
Он сотворил иные личности кроме Себя, почему? Никто не знает...
И это тоже есть Любовь... более понятная для нас, ибо мы социум...
Он знал что при сотворении других, часть их отпадет - и это тоже Любовь...
Любовь вызывает восторг одних и зависть других... но это внешнее...
Суд Бога - Любовь, милость - любовь...
Любовь... величайшая тайна...
Мы Его никогда не поймем, потому что мы не есть Любовь,
мы не Он, мы не Бог...
Любовь - имя Бога...
ЛИЧНЫЙ-ДНЕВНИК-ОБЩЕНИЯ-С-БОГОМ