Обожение
Вопрос читателя:
: “Единственным источником, имеющим для меня авторитет, является Библия. В ней я не встречал утверждений о том, что Бог запланировал всех обожить. Скажу более - доктрина теозиса является опасным духовным ядом. Эта доктрина пытается поставить тварь вровень с Творцом (хотя бы потенциально), а это - грех гордыни”
Ответ:
В первых же стихах Библии мы читаем о том, что человек, в отличие от прочих созданий, сотворён по образу Божию:
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…” (Быт. 1.26–27).
Человек сотворён по образу Божию, и призван к уподоблению Богу. Именно это и имеет в виду Церковь, когда говорит об обожении.
Слово “Бог” означает – Богатый. Тут богатый на всё. Бог есть Творец и Вседержитель всего сущего. “Бог есть любовь” и не иссякающий родник “вселенской энергии любви” (по выражению архиепископа Луки, в миру – профессора Войно-Ясенецкого). Бог – неиссякаемый родник Благодати. И Царство Его – есть Царство этой Благодати Любви.
Любовь же “не ищет своего” (см. 1Кор 13.5), она по природе своей альтруистична. Посему Бог желает сделать и нас, людей, творение Своё, причастниками этой благодати. Причём не частичными, не “полу-”, но полноправными наследниками Своими:
“Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…” (Рим. 8.16–17).
Христос – “Бог, явившийся во плоти” (см. 1Тим. 3.16). Как назвать сонаследника Божьего? Как назвать сонаследника Богатого на всё? Тоже богатым на всё! Богатым на все богатства, завещанные ему Отцом. Богатым на дарованную Им Благодать. Вот откуда это: “Я сказал: вы – боги!..” Обожение – это вступление в права наследства, утверждение “одесную Отца”, рядом со Христом:
“Я в них, и Ты во Мне… Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною” (Ин. 17.23–24);
“Будьте святы, ибо Я свят…” (1Петра 1.15).
“Я сказал: вы – боги (тут – потенциально богатые, наследники обетований Божьих, сыны Царства), сыны Всевышнего все вы (для всех ищущих и стучащихся, для всех алчущих и жаждущих, для всех желающих сие богатство, сие “обожение”);
но вы умрёте, как человеки (умрёте духовно, так и не возжелав открыть дверь Стучащему), и падёте, как всякий из князей (сильных мира сего: “Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так…” Падёте, так и не разжевав вот этого: “Возлюби!” Падёте, ибо не возжелали этого Света: “…свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму”; “Не знают, не разумеют, во тьме ходят…”; “А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими…”)” (Псалом 81, 6-7 стихи).
Но в отличие от сонаследника Христа, Который есть Сыном Божьим Единородным, мы – “сыны Божьи по благодати Христовой”. А посему и не сможем, да и не стремимся стать вровень с Творцом ни в этой жизни, ни “потенциально” в вечности. Он – Бог. Мы же, сотворённые по образу Его, согласно Его же воле стремимся стяжать лишь подобие Его. Не стать Богом, но обожиться. Не стать Премудростью Божией, но мудрыми – вестниками этой Премудрости. Не стать самой Любовью, но стать любовными – носителями любви Божьей. Не стать Сущими, но свободно выбравшими путь к Свету. Не стать Творцами всего сущего, но быть истинно созидателями прекрасного в окружающем нас бытии.
Как железо, помещённое в огонь, не становится собственно огнём, но приобретает все качества оного – свет, жар, способность зажигать, – так и человек, достигший Небесных высот обожения, не становится Богом, но пламенным серафимом – ангелом Господним, и в этом смысле “богом” с малой буквы. Подняться до этой высоты духовной – высоты обретения подобия Божьего, высоты Царства Божьего, высоты богоединения, высоты обожения, – и является основной задачей Человека. Подняться, а точнее позволить Богу поднять нас…
А теперь важнейшее. Без обожения – то есть без стяжания подобия Божия, без богоединения с Творцом вечности – мы не можем обрести и жизнь вечную, не можем сделаться вечными! Сегодня мы утратили сие знание, но вечным по естеству Своему является Один только Бог! Потому Он, собственно, и Сущий – то есть Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе, – вечную сущность. Кто ни от кого ничего не дожидается, но Сам всем все дает (и в первую очередь – жизнь.). Бог по природе безначальный и бесконечный. Все же прочее – собственно творение Его – по природе своей является смертным, ибо что имеет начало, имеет и конец! Тварь вечной жизни сама в себе не имеет, но стяжает ее как дар милосердия Господнего по благодати, в таинстве богоединения. Как и сказано в житии преподобного старца Силуана:
“Заповедь Христа (заповедь СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ – суть закона Божьего, вечного Божьего учения) сама в себе есть вечная божественная жизнь (по сути своей христианство это не некая конфессия, не просто религиозная деноминация – оно надконфессионно. Христианство – это состояние души и способ жизни; это путь Смирения, ведущий к Любви). Естественный человек этой жизни в своем тварном существе не имеет, и потому творить волю Божию, т. е. жить по заповеди Божией, человек своею силою не может; но ему свойственно стремиться к Богу, к блаженной вечной жизни (стремление к богоединению, к поиску Бога запрограммировано, заложено в нас генетически). [Но] стремления естественного человека так и оставались бы только стремлением без возможности их реального осуществления, если бы не приходила навстречу Божественная сила – благодать, – которая сама в себе и есть искомое, т. е. вечная божественная жизнь (“Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Фил.2:13))…
Человек создан по образу Бога-Творца. В существе тварного человека нет ничего несозданного. Сей тварный образ Бога [таким образом] не может (сам по себе) быть причастным Божественной сущности (в силу абсолютно разнозначных уровней бытия), но он наделен способностью вступить в общение с несозданным Божеством чрез причастие Его благодати. И хотя не причастен человек Божественной сущности, однако, чрез благодать он становится общником Божественной жизни.
Благодать, как несозданная энергия Бога, по православному пониманию, есть – «Божество». Когда Божество благоволит соединяться с человеческим существом, тогда человек видит, ощущает в себе действие Божественной силы, преображающей его, делающей его богоподобным уже не только потенциально, «по образу», но и актуально, «по подобию» бытия. Благодать-Божество освящает человека, обожает его, т. е. творит его богом...”
“Я человек, но имею повеление стать богом…” – сказал в свое время святой Василий Великий. “Величественная цель, но достигается с трудом”, – отметил друг его, святой Григорий Богослов.
Проповедь «Исцеление десяти прокаженных»
Проповедь протоиерея Олега Ведмеденко
Проповедь «Исцеление десяти прокаженных». Духовное толкование (аудио)
Язычество в православной обертке.
Язычество в православной обертке.
Видео: протоиерей Олег Ведмеденко
Тема: В.М. Лосский. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»
Описание: Язычество в православной обертке
Олег, благодарю вас.
ЯЗЫЧЕСТВО
В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
ЯЗЫЧЕСТВО
- согласно ап. Павлу, это поклонение твари вместо Творца, которое ведет к помрачению духа, внутреннему порабощению человека и последующему моральному разложению, за что и полагается возмездие по суду Божию (см.: Рим. 1.21-32). Античная культура и связанная с ней философия считали религию "делом жизнеустроения, а не делом истины" (Й.Ратцингер). Язычество справедливо ассоциируется с идолоклонством, демонизмом, магизмом и политеизмом, с преступлениями на этой почве. Раннехристианские мыслители, не идя ни на какой компромисс в моральном и духовном плане, признали язычников теми, кому следует возвестить Евангелие. Для этого они акцентировали положительное значение высших ценностей древних языческих культур - прозрений о едином Боге, нравственных идеалов, красоты поэзии и других видов искусства, научных знаний о мироздании и пр. Согласно св. Юстину Философу, все лучшее, что есть во внехристианском мире, - наше, и задача христиан - отделить от неприемлемого то, что пригодно для созидания церковной культуры, очистить и преобразить его в духе веры и правды Христовой. В силу этого "христианами до Христа" были признаны те, кто служил Логосу и возвещал о Нем в древней философии, напр., Сократ. В современной неоязыческой ситуации перед христианами стоит аналогичная задача - оценить должным образом духовный опыт заслуживающих внимания творцов культуры, их искания истины, добра и красоты, и, не отдавая всего этого бесам или антихристу, привлечь для созидания обновленной христианской культуры будущего, вселенской по своему звучанию. (См. также: АНИМИЗМ; ДЕМОНОЛОГИЯ; ДРЕВНИЙ УЖАС; МАГИЗМ; МАТЕРЩИНА; СУДЬБА; СУЕВЕРИЕ; ФЕТИШИЗМ).
Поделиться хочу.
АЛЛА, здравствуйте!
А Вы читали книгу "Откровения странника духовному своему отцу" (автор неизвестен)? Меня эта книга потрясла своей искренностью и чистотой. Мне кажется Вам понравится. Если хотите, могу скинуть, она у меня в формате ворд имеется.
Лада!
Так вот она:
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.
Я полистаю обязательно!
Сегодня пришло время сего великого единения.
Статья № 161: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Проповідь “Пам’ятка для тих хто йде”
Слава Иисусу Христу!
Сайт Библейской школы духовного совершенствования пополнился НОВОЙ ЛЕКЦИЕЙ-ОНЛАЙН: Проповідь “Пам’ятка для тих хто йде”
Цель (достичь) – состояние просветленности.
Олег Ведмеденко
ПАМЯТКА
Цель (достичь) – состояние просветленности.
Примеры (достигшие) – Иисус Христос, Григорий Палама, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирийский, Григорий Синаит, Нил Сорский, Мария Египетская, Серафим Саровский…
Путь – смирение Христово.
Духовная практика (средство, делание) – внутреннее безмолвие (исихазм Восточной Церкви).
С Богом. И помни, назад не то что возвращаться, оглядываться нельзя. Главное – путь, остальное – иллюзия…
Я человек, но имею повеление стать богом