Это - тайна "восьмого дня"
«Божественный свет». Из труда В.Н. Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»
Божественный свет является здесь, на земле, во времени. Он открывается в истории, но он не от мира сего, он вечен и знаменует выход из исторического существования. Это - тайна "восьмого дня", тайна истинного познания, совершенство гносиса, полнота которого не может быть вмещена этим миром прежде его конца. Это начало парусии, второго пришествия в душах святых, начаток конечного откровения, когда Бог явится всем в свете Своем неприступном. Вот почему, по святому Симеону Новому Богослову, для тех, «которые соделались чадами света и сынами будущего дня и могут всегда как во дни ходить благообразно, для тех никогда не придет день Господень, потому что они всегда с ним и в нем находятся. Ибо день Господень явится не для тех, которые уже осияваются Божественным светом; но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно и покажется им страшным, как огнь нестерпимый и невыносимый».
Божественный свет становится основой нашего сознания: в нем мы познаем Бога и познаем самих себя. Он проникает в глубины нашего существа, вступающего в единение с Богом, он становится для него Божиим судом до Страшного суда. Ибо, по святому Симеону, имеется два суда: один совершается здесь, на земле - это суд, имеющий в виду спасение; другой - по окончании мира - есть суд в осуждение: «В настоящей жизни, когда благодаря раскаянию мы входим свободно и добровольно в Божественный свет, мы оказываемся обвиненными и осужденными; однако по Божественной любви и милосердию это обвинение и этот суд происходят втайне, в глубинах нашей души для нашего очищения и для прощения грехов. Только Бог и мы сами видим тогда сокрытые глубины наших сердец. Те, которые подвергаются в настоящей жизни подобному суду, могут не бояться другого испытания. Для тех же, которые не хотят еще здесь, на земле, войти в свет, чтобы быть обвиненными и судимыми, для тех, кто ненавидит свет, второе пришествие Христово откроет свет, скрытый ныне, и сделает явным все то, что до сих пор оставалось тайным. Все то, что мы скрываем нынче, не желая открывать в раскаянии глубины наших сердец, откроется тогда во свете пред лицем Божиим, перед всей вселенной, и то, что мы представляем собой в действительности, станет явным».
Полное сознание появится у всех в Божественном свете, при втором пришествии Христовом. Но это не будет сознанием, свободно раскрывающимся в благодати, в согласии с волей Божией; это будет сознание, пришедшее, так сказать, извне, открывающееся в личности помимо ее воли, свет, соединяющийся с человеческими существами внешним образом, то есть, по святому Максиму Исповеднику, «вне благодати». Божественная любовь станет нестерпимым мучением для тех, кто не стяжал ее внутри себя. По святому Исааку Сирину, «мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Не уместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой».
Само воскресение из мертвых будет откровением внутреннего состояния человеческих существ, ибо сквозь тела будут просвечивать тайны душ. В своем эсхатологическом провидении святой Макарий Египетский следующим образом выражает эту мысль: «Тот небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовать совне, и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов». Тогда все, что душа собрала в своей внутренней сокровищнице, появится вовне, в теле. Все станет светом, все будет проникнуто светом несозданным. Тела святых станут подобными преславному телу Спасителя, каким оно явилось апостолам в День Преображения. Бог будет "все во всем", и благодать Божия, свет Пресвятой Троицы воссияет во множестве человеческих ипостасей, во всех тех, кто стяжал ее и которые, как новые солнца в Царстве Отца станут подобными Сыну, преображенные Святым Духом, Подателем Света. «Благодать Его Пресвятого Духа, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - воссияет как "Светило над праведниками, и среди них Ты будешь блистать, Ты - Солнце неприступное. Тогда они все будут просвещены по мере их веры и их дел, их надежды и их любви, по мере очищения и озарения Твоим Духом, о Боже - бесконечный в Своей благости».
Во второе пришествие и последнее свершение времен вся совокупность мироздания войдет в полное единение с Богом. Это единение осуществится, или, вернее, проявится различно в каждой из человеческих личностей, стяжавших благодать Святого Духа в Церкви. Но где проходят границы Церкви по ту сторону смерти и какова возможность спасения для тех, которые не познали света в этой жизни, - это остается для нас тайною Божественного милосердия, на которое мы не дерзаем рассчитывать, но которое мы также не можем ограничивать нашими человеческими мерами.
День восьмой
День восьмой
на восьмой день:
Параллельные места: см. по ссылке.
Евангелие от Матфея, глава 28
Мф.28:1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
Мф.28:2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
Мф.28:3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
Мф.28:4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
Мф.28:5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Мф.28:6 Его нет здесь -- Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
Мф.28:7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
Мф.28:8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
Мф.28:9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
Мф.28:10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Мф.28:11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
Мф.28:12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
Мф.28:13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
Мф.28:14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
Мф.28:15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
Мф.28:16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
Мф.28:17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
Мф.28:18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Мф.28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
Мф.28:20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
и се, Я с вами во все дни до
и се, Я с вами во все дни до скончания века.
«На восьмой день...»
«На восьмой день...»
ЕврейскаЯ арифметика
«И было на восьмой день…» – этими словами начинается наша глава. Дальше следует описание событий этого самого «восьмого» дня. В связи с этим возникает естественный вопрос: «восьмой» – начиная с какого дня? Чтобы ответить на него, следует заглянуть в конец предыдущей главы. Там описывается обряд посвящения, который священники проходили семь дней, начиная с 23 адара. И в течение этих семи дней Моше собирал и разбирал на части скинию. И вот «на восьмой день» (1 нисана) скиния была установлена окончательно, и начались регулярные жертвоприношения. Таким образом Тора подчеркивает, что освящение скинии продолжалось именно семь дней и завершилось на восьмой. Почему это так существенно? Почему здесь фигурируют именно эти, а не любые другие числа?
Мы видим, что число семь достаточно широко представлено в еврейской Традиции: семидневная неделя (которую, кстати, «заимствовали» у нас практически все народы мира), семидневные праздники (Пейсах и Суккос, а в каком-то смысле и Швуэс), семь недель «счета снопов». Каждый седьмой год считается «субботним», а семь семилетних циклов составляют полный цикл, после которого следует «юбилейный» год, и т. д. Число восемь встречается заметно реже: это, прежде всего, восемь «дней обрезания» и восемь дней Хануки[1].
Здесь необходимо пояснить цифровую символику, принятую в еврейской мистической традиции. В этой традиции число семь характеризует естественный ход событий, в рамках законов природы, а восемь – выход за эти рамки, то есть чудеса.
Подтверждение этому мы находим в нашей главе. Ведь именно на восьмой день произошло главное событие, о котором предупреждал Моше (9:4): «Ибо сегодня Всевышний явится вам». Это и есть тот самый выход за рамки привычного и обыденного, на который указывает число восемь (в данном случае – восьмой день).
Смирение - жалость - любовь.
В.М. Лосский. Смирение - жалость - любовь.
Видео: протоиерей Олег Ведмеденко
Тема: В.М. Лосский. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»
Описание: Божественный свет. Смирение - жалость - любовь.
Из лекции: 30-37 минута
О, а любовь - это уже не смирение... Любить - это кровь проливать...учит старец Силуан Афонский. Любить - это кровь проливать за ближнего... Это страдать, это сострадать...Это не просто:"Ну, что ж, я не могу ничего поделать..." - и пошёл, а это пошёл со слезАми на глазах. Слезами жалости. Жалею... давайте пожалеем. Это середина между смирением и любовью. Давайте учиться любить. Вспомните своего ребёнка, которого вы обидели. Вы считали тогда что это справедливо. Теперь понимаете: "Господи! Как это было не по-Божьему!" Вспомните! Есть, что вспомнить. Вот давайте вспомним и научимся жалеть... сначала. Потому что любить - надо учиться. Просто - пожалеем. Пусть это уже будет не уровень слёз смирения, ...а другой уровень. Уровень жалости. Давайте вспомним и расплачемся, пусть сердце растает от этой любви. Это уже проявление добра, это уже высший уровень. Это уже не просто смирение, это уже жалость. Которая ведёт до добра. Это уже половинка пути между смирением и любовью. Представляете себе, какая искренняя, какая горячая, какая сладкая по правде настоящая любовь?! Приближаемся к ней! Работаем над собой! Всё остальное - тлен! Если достигнем любви, смирение тоже останется. Потому что милосердие предполагает смирение и любовь. Но у совершенного человека уже доминирует не смирение, но любовь. Хотя они два в одном. Это милосердие - смирение и любовь. Не проявлять зло, а проявлять добро. И это оружие - оно совершенное. Это тайна будущего века. И если достигнем формата любви и будем пребывать в любви, не просто - в смирении, а в любви, и будем молиться и слёзы лить, потому что любить - это слёзы проливать. Это кровь проливать. Это сердце надрывать. И научимся любить хотя бы ближних своих, самых ближних. Наших детей, наших родных. Наших друзей. А потом поднимемся выше. Научимся любить наших духовных родственников, членов общества, верных, вот так искренне, а потом ещё выше! Тех, которых мы и не знаем. А потом ещё выше! Научимся любить врагов своих. Вот тогда мы совершенны. И тогда уже ничего не страшно! Потому что совершенная любовь прогоняет страх. И тогда мы увидели, что пришло Царство Божие в силе. И тогда, верьте! Откроется то, что ухо не слышало, глаз не видел, и на ум человеку не приходило. Пока всего этого нет. Пока ещё только предчувствие. Наслаждения будущего века. Это ещё не рай. Это ещё преддверие рая. Это порог райский. Смирение - это двери в Царство Божие. Но Царство Божие - это царство любви. Потому что Бог есть любовь. Любовь есть тайна. И полностью осуществится лишь в веке грядущем. Любовь есть тайна. И полностью осуществится лишь в веке грядущем. Для того, кто стяжал любовь, тьма проходит и истинный свет уже светит, как говорит об этом святой Иоанн Богослов.