Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Гурджиев:о материальности Знания

Эль Ригель аватар

"Во время одного разговора с Гурджиевым в нашей группе – которая стала уже превращаться в постоянную – я спросил:

 — Если древнее знание сохранилось, если вообще существует знание, отличающееся от нашей науки и философии или даже превосходящее её, почему же тогда оно так тщательно скрыто, почему не сделано общим достоянием? Почему люди, обладающие этим знанием, не желают, чтобы оно перешло в общий поток жизни ради лучшей, более успешной борьбы против обмана, зла и невежества?

 Вероятно, такой вопрос возникает у каждого человека, который впервые знакомится с идеями эзотеризма.

 — На это есть два ответа, – сказал Гурджиев. – Во-первых, это знание не скрыто; во-вторых, по самой природе своей оно не может стать общим достоянием. Сперва мы рассмотрим второе из этих положений. А потом я докажу вам, что знание (он подчеркнул это слово) гораздо более доступно для тех, кто способен его усвоить, чем обычно полагают; вся беда в том, что люди или не желают знания, или не в состоянии его принять.

 "Но прежде всего необходимо понять другое, а именно почему знание не может принадлежать всем, не может даже принадлежать многим. Таков закон. Вы не понимаете этого, потому что вам непонятно, что знание, как и всё прочее в мире, материально. Оно материально, и это означает, что оно обладает всеми характерными признаками материальности. Один из главных признаков материальности – это то, что материя всегда имеет предел, т.е. количество материи в данном месте и при данных условиях ограничено. Даже песок пустыни и морская вода являют собой определённое, неизменное количество материальных частиц. Так что, если знание материально, это значит, что в данном месте и в данное время существует определённое его количество. Можно сказать, что в течение определённого периода времени, скажем, в течение столетия, человечество имеет в своём распоряжении некоторую сумму знаний. Но даже из обычных наблюдений нам известно, что материя знания обладает совершенно разными качествами в зависимости от того, берётся ли она в малых или в больших количествах. Воспринятое в большом количестве в данном месте, скажем, одним человеком, знание даёт прекрасные результаты; но взятое в малом количестве, т.е. каждым человеком из большого числа людей, оно или "совсем не даст никаких результатов, или, против ожидания, может принести даже отрицательные результаты. Таким образом, если некоторое количество знания распределить между миллионами людей, каждый индивид получит очень немного, и это небольшое количество знания ничего не переменит ни в его жизни, ни в его понимании вещей. И сколько бы людей ни получило это небольшое количество знания, в их жизни ничего не изменится, разве только она, может быть, станет более трудной.

 "А если, наоборот, большие количества знания сосредоточить в малом количестве людей, тогда знание даст очень значительные результаты. С этой точки зрения, гораздо выгоднее, чтобы знание хранилось среди узкого круга людей, а не рассеивалось бы в массах.

 "Если мы возьмём некоторое количество золота и решим позолотить много предметов, нам необходимо знать или точно подсчитать, какое количество предметов можно покрыть этим золотом. Если же мы попытаемся позолотить большее их число, они покроются золотом неравномерно, пятнами, и будут выглядеть гораздо хуже, чем предметы, которые совсем не были позолочены. Фактически, мы просто потеряем при этом наше золото.

 "Распределение знания основано на точно таком же принципе. Если знание даётся всем, никто ничего не получает. Если оно сохраняется среди немногих, каждый получит столько, что его будет достаточно не только для сохранения, но и для увеличения полученного.

 "На первый взгляд эта теория кажется несправедливой, ибо положение тех, кому, так сказать, отказано в знании, чтобы другие могли получить большую его часть, представляется очень печальным и незаслуженно более тяжёлым, нежели оно должно быть. Однако на самом деле обстоятельства совсем не таковы, и в распределении знания нет ни малейшей несправедливости.

 "Фактически, огромное большинство людей не желает никакого знания; эти люди отказываются от своей доли и не берут даже ту его часть, которая приходится на них в общем распределении для нужд повседневной жизни. Это особенно очевидно во времена массовых безумств, таких, как войны, революций и тому подобное, когда люди как будто теряют даже и ту малую крупицу здравого смысла, которой они обладали, и превращаются в совершенных автоматов, огромными массами отдаваясь полному уничтожению, т.е. теряя даже инстинкт самосохранения. Вследствие этого громадные количества знания остаются, так сказать, невостребованными и могут быть распределены среди тех, кто понимает их ценность.

 "В этом нет ничего несправедливого, потому что те, кто получает знание, не присваивают ничего чужого, не лишают других чего бы то ни было. Они берут только то, что отвергнуто другими как бесполезное, что всё равно будет утрачено, если они его не возьмут.

 "Собирание знания некоторыми людьми вызвано тем обстоятельством, что другие люди это знание отвергают.

 "В жизни человечества бывают периоды, когда массы народа начинают непоправимо уничтожать и разрушать всё то, что создавалось веками и тысячелетиями культуры. Эти периоды, в общем, совпадают с началом упадка культуры и цивилизации; такие периоды массового сумасшествия, нередко совпадающие с геологическими катаклизмами, изменениями климата и тому подобными явлениями планетарного характера, освобождают огромное количество знания. Это, в свою очередь, вызывает необходимость в работе по собиранию знания, которое иначе будет утеряно. Таким образом, работа по собиранию рассеянной материи знания часто совпадает с началом разрушения и крушения культур и цивилизаций.

 "Данный аспект вопроса ясен. Толпа не желает знания и не стремится к нему, а её вожди в собственных интересах стараются усилить её страх перед всем новым и неизвестным, её нелюбовь к новому. Рабство, в котором живёт человечество, основано на этом страхе. Трудно даже представить себе весь ужас подобного рабства. Мы не понимаем, что теряют люди. Но для того, чтобы понять причину этого рабства, достаточно увидеть, как живут люди, что составляет цель их существования, предмет желаний, страстей и устремлений, о чём они мечтают, о чём говорят, чему служат и чему поклоняются. Подумайте, на что тратит деньги современное культурное человечество, даже оставляя в стороне войну; подумайте, что требует наивысших расходов, где собираются самые большие толпы народа. Если мы хоть на мгновение поразмыслим над этим вопросом, нам станет ясно, что человечество в его нынешнем состоянии, с теми интересами, которыми оно живёт, не может ожидать чего-то большего по сравнению с тем, чем оно обладает. Но, как я уже сказал, иначе дело обстоять и не может. Если знание будет разделено между всеми, каждый получит так немного, что останется таким же глупцом, каким и был. Однако, благодаря тому факту, что знание хотят иметь очень немногие люди, – берущие его получают, скажем, каждый по грану – и приобретают возможность стать более разумными. Все стать разумными не могут, даже если бы этого и пожелали. И если бы они действительно стали разумными, это не помогло бы делу. Существует общее равновесие, которое невозможно нарушить.

 "Таков один аспект. Другой, как я уже сказал, состоит в том, что никто ничего и не скрывает; тут нет никакой тайны. Но приобретение или передача истинного знания требует огромного труда и больших усилий как со стороны того, кто получает, так и со стороны того, кто даёт. И те, кто обладают знанием, делают всё, что могут, чтобы передать и сообщить его возможно большему числу людей, облегчить им приближение к знанию и подготовку себя к восприятию истины. Но никому нельзя передавать знание силой, а, как я уже говорил, непредубеждённое рассмотрение жизни среднего человека, знакомство с тем, что наполняет его день, с вещами, которые его интересуют, сию же минуту покажет, правомерно ли обвинять людей, владеющих знанием, в том, что они скрывают его, не желают передавать народу, не хотят учить других тому, что знают сами.

 "Тот, кто желает получить знание, должен сам предпринять первые усилия, чтобы найти его источник и приблизиться к нему, пользуясь помощью и указаниями, которые даются всем, но которых люди, как правило, не хотят видеть и признавать. Знание не может прийти к людям само собой, если они не проявят усилий со своей стороны. Они прекрасно это понимают, когда речь идёт об ординарном знании, но в случае большого знания, если они вообще допускают его существование, они предпочитают ожидать чегото совсем иного. Каждый хорошо знает, что если человек хочет, например, научиться китайскому языку, на это потребуется несколько лет напряжённой работы; каждый знает, что для усвоения основ медицины нужно пять лет, а для изучения музыки или живописи раза в два больше. И всё-таки существуют теории, которые утверждают, что знание может прийти к человеку без особых усилий с его стороны, что он может приобрести его даже во сне. Само существование таких теорий поясняет, почему знание не может прийти к людям. В то же время важно понять, что независимые усилия человека достичь чего-то в этом направлении также могут не дать результатов. Человек обретает знания только с помощью тех, кто им обладает, – это необходимо понять с самого начала. Нужно учиться у того, кто знает".

 

(отрывок из книги Успенского П.Д. "В поисках чудесного")

 

-----------

http://psylib.org.ua/books/usp...

На главную

cor.coroleva-valentina аватар

ДА

Кто весел, тот смеётся, кто хочет-тот добьётся, кто ищет-тот всегда найдёт...

О Знании  22 октября 1994  Q:

О Знании

 22 октября 1994

 Q: (L) — Есть какие-нибудь технологические средства, которые мы можем использовать?

A: Единственная необходимая защита — знание. Знание защищает Вас против каждой возможной формы вреда, уже существующей. Чем больше знания Вы имеете, тем меньше страха Вы имеете, чем меньше боли Вы имеете, тем меньше напряжения Вы чувствуете, меньше мучения, которое Вы чувствуете, и меньше опасности, которую Вы испытываете в любой форме или виде. Думайте об этом очень тщательно теперь, это очень важно: где здесь какие либо ограничения в концепции слова «знание»? Если здесь нет никакого ограничения, что является значением этого слова? Бесконечность. Вы можете осознать, как это одно понятие, это одно значение освобождает Вас от всех ограничений? Используйте ваше шестое чувство, чтобы осознать то, как слово, термин, значение «знания» может предоставить все, в чем Вы возможно могли когда-либо нуждаться. Если Вы думаете тщательно, что Вы начнете видеть проблески того, как это истинно в наибольшей форме.

 

Q: (L) это включает знание, изученное из книг?

A: Это включает все возможные значения этого слова. Можете Вы думать, как это было бы, что просто одним термином, это слово может нести так много значения? Мы ощущаем, что Вы не полностью осознаете. Вы можете иметь вспышки просветления, и просветление прибывает от знания. Если Вы стремитесь постоянно получать и собирать знание, Вы предоставляете себе защиту от каждого возможного негативного возникновения, которое могло когда-либо случаться. Вы знаете, почему так? Чем больше знания, которое Вы имеете, тем больше понимания Вы имеете относительно того, как защитить себя. В конечном счете, это понимание становится настолько мощным и так все затрагивает, что Вам даже не нужно выполнять действия или ритуалы, если Вы предпочитаете защитить себя. Защита просто естественно увеличивается с прибавлением знания.

 

Q: (L) знание имеет вещество или существует отдельно от его владения или его принятия?

A: Знание имеет все вещество. Это идет в ядро всего существования.

 

Q: (L) Так приобретение знания добавляет вещество в существо?

A: Действительно. Это включает добавление всего в существо, что является желаемым. И также, когда Вы продолжаете призывать свет, как Вы делаете, действительно понимаете, что свет — знание. Это — знание, которое есть в ядре всего существования. И будучи в ядре всего существования это обеспечивает защиту от каждой формы негативности, уже существующей. Свет — все, и все — знание, и знание — все. Вы чрезвычайно хороши в приобретении знания. Теперь все, в чем Вы нуждаетесь, — вера и реализация, что приобретение знания является всем, что Вы нуждаетесь.

 

Q: (L) я просто хочу убедиться, что источник, откуда я приобретаю знание — не обманывающий источник.

A: Если Вы просто имеете веру, никакое знание, что Вы потенциально можете приобрести, не может быть ложным, потому что нет такой вещи. Кто или что — нибудь, кто попытается дать Вам ложное знание, ложную информацию, будут терпеть неудачу. Очень материальная субстанция, которую занимает знание, так как оно — в корне всего существования, защитит Вас от поглощения ложной информации, которая не знание. Нет никакой потребности бояться поглощения ложной информации, когда Вы просто открыто стремитесь приобрести знание. И знание формирует защиту — всю защиту, в которой Вы могли когда-либо нуждаться.

 

Q: (L) есть ужасно много людей, которые открыты и доверяют и имеют веру, кого стирают и бьют в спину.

A: Нет, это просто ваше восприятие. То, что Вы не в состоянии чувствовать, — то, что эти люди в действительности не собирают знание. Эти люди застревают в некотором моменте своего развития, и они подвергаются скрытому проявлению того, что упомянуто в ваших терминах как навязчивая идея. Навязчивая идея — не знание, навязчивая идея — застой. Так, когда кто-то становится одержимым, он фактически закрывает восприятие и рост и продвижение развития души, которое идет с получением истинного знания. Поскольку то, когда кто-то становится одержимым, ухудшает защиту, и он открывается для проблем, для трагедий, для всех видов трудностей. Поэтому он это испытывает.

http://www.4dlab.freehost96.ru/o-bloge/