Готов ли человек быть свободным
Такое сладкое слово "Свобода"
Отдельно хочется остановиться на понятии СВОБОДА и на тех противоречиях, которые возникают между сознательным и подсознательным режиссерами.
Не секрет, что каждый сознательно стремится к свободе, заявляя, что либо он хочет свободы, либо он свободен. Мы не будем сегодня разбирать разные стремления, которые выражаются в «свободе от» и в «свободе для». Мы поговорим о свободе вообще.
Что такое свобода? Свобода подразумевает под собой ответственность при отсутствии какой-либо внешней структуры, это самоорганизованность, самодостаточность, самодисциплина.
Но по существу свобода – это хаос, в котором каждый несет ответственность за свои поступки, слова, мысли, без какой-либо опоры, это неопределенность, неизвестность, отсутствие безопасности. Вот что такое свобода.
Когда человек заявляет о свободе, что же он хочет на самом деле? Не секрет, что одной из самых значимых для человека потребностей является потребность в безопасности. Но безопасность – это уже структура, где все определено и предсказуемо.
Человек хочет свободы, но одновременно он хочет и противоположное – определенности, того, чтобы люди соответствовали ему, чтобы рядом были те, на кого можно положиться. Значит, ожидание того, что рядом люди не будут свободны. Получается, что я хочу свободы только для себя, но, ни в коем случае не для других. Поэтому все слова о свободе совершенно бессмысленны, подсознательный режиссер на самом деле не хочет этого.
Но понимает ли все это сам человек? Готов ли он сознательно отказаться от поддержки, от предсказуемости других, от советов по принятию того или другого решения? Готов ли он к отказам на свои просьбы, к тому, что каждый будет делать только то, что он сам хочет и совсем не считаться с мнениями других и его в том числе?
Так какая же свобода возможна, если вы находитесь в обществе? Только свобода выбора, когда вам предлагается два или более вариантов, из которых вы можете выбрать, причем известных вам вариантов. Вот и вся свобода.
Все, о чем мы можем говорить относительно свободы – это свобода выбора, которая обязательно подразумевает под собой ответственность за свой выбор. А если нет ответственности, то нет и свободы. Без принятия на себя ответственности, вы подчиняетесь воли других, и всегда можете свалить на них вину за якобы свой выбор.
Это очень важно понять: если вы свободны в выборе, то вы целиком и полностью отвечаете за все, что происходит с вами. За все! Вот такая цена свободы. А вы готовы к этому? Вы готовы к тому, чтобы принимать все, как оно есть, не требуя, не обижаясь, не возмущаясь, позволяя другим тоже делать свой свободный выбор, который вам совсем может быть не по вкусу? Вы готовы принимать себя без осуждения? Как вы можете быть свободны, не давая свободу другим?
Мечта о свободе – это величайшая иллюзия!
А что лично вы подразумеваете, когда говорите, что хотите свободы?
Если человек говорит о свободе, то он изначально не чувствует себя свободным. Ключевое слово здесь «не чувствует». Получается, что свобода это то, что человек может чувствовать или не чувствовать. Следовательно, свобода – это ощущение самого человека.
И тогда ответственность за свою несвободу человек должен взять на себя, раз это ощущения самого человека. Как кто-то другой может заставить человека что-то чувствовать? Разве чувства человека могут принадлежать кому-то другому? А если вы считаете, что вас могут вывести на те или иные чувства, то насколько вы изначально свободны?
Притча для понимания
Молчание
Будда как-то проходил мимо одной деревни. Собралось несколько человек его противников и принялись горячо и злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их как музыку. Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде: «В чем дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?» - «Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда. – Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет – в этом моя свобода. Вы не можете мне их навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их.
Но что получается на самом деле?
При переносе ответственности за свои ощущения на других, человек предполагает, что свобода – это что-то внешнее, то, что ему кто-то должен обеспечить извне, чтобы он смог это почувствовать.
Напомню, что свобода – это хаос, непредсказуемость, отсутствие безопасности и полная личная ответственность за себя. Этого ли на самом деле хочет человек?
Хорошо, вот человеку «дали» эту внешнюю свободу. Но станет ли человек от этого свободным?
Скажи человеку: «Ты свободен. Делай, что хочешь!», вполне возможно первой реакцией будет радость: «О, я свободен!». А дальше? Дальше-то нужно уже самому думать, что делать. Вот представьте себе, что одному человеку все «дали» эту свободу. Он начинает что-то делать, у него не получается и он бежит за помощью. А ему опять говорят: «Ты свободен! Делай, что хочешь». Он бежит к одному, ко второму, к третьему – и везде один ответ. Так он же взвоет и откажется от этой своей свободы.
«Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич». (Бойд-Орр Дж.)
Вы когда-нибудь задумывались, на что указывает требование свободы? Если я требую – значит, я от чего-то завишу. Если я требую – значит, я сам не могу от чего-то освободиться. О чем заявляет человек, который требует свободы? Он заявляет о том, что он зависим. Помните, что требуя свободы, вы всем объявляете о своей зависимости.
Пример, который часто встречается в нашей жизни:
Прожив какое-то время с женщиной, мужчина заявляет, что она не дает ему свободы. Могло это произойти примерно так: сначала женщина ему постоянно звонила, и ему было приятно, что она нуждается в нем, думает и помнит о нем. Но проходит какое-то время, и это начинает уже раздражать, он начинает чувствовать себя под постоянным контролем. Наступает момент, когда мужчина взрывается и начинает обвинять женщину, что она совершенно не дает ему свободы. Через определенное количество ссор мужчина уходит от женщины.
Проходит время, и наш мужчина начинает встречаться с другой женщиной. И все начинается точно так же – частые звонки, его радость от звонков и т.п. Но потом опять все повторяется. Женщина звонит, мужчина раздражается и обвиняет женщину в том, что она лишает его свободы.
Но осознает ли сам мужчина, что все повторяется? Скорее всего, он делает вывод, что все женщины одинаковы, что они «спят и видят», как бы лишить мужчину свободы.
Причина такого «стечения обстоятельств» в том, что сам мужчина создает зависимые отношения и потом сам же кричит, что ему не дают свободы.
«Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?» (Лец С.Е.).
Не получается ли так, что требуя свободы от каких-то неудовлетворяющих вас отношений, каких-то обязательств или обязанностей, вы автоматом перекладываете ответственность на других людей в том, что именно они не дают вам быть свободными? И если освободить вас, станете ли вы от этого внутренне свободными? Осознаете ли вы свою зависимость? И как может зависеть внутренняя свобода от внешних ограничений?
Поразмышляйте:
* Внутренне свободный человек зависит от оценки окружающих?
* Внутренне свободный человек будет изо всех сил стараться быть для всех хорошим?
* Внутренне свободный человек будет бояться что-то не так сказать или сделать?
* Внутренне свободный человек будет постоянно искать поддержку?
* Внутренне свободный человек будет бояться что-то сказать о себе?
* Внутренне свободный человек будет перекладывать ответственность за свои ошибки на других или на обстоятельства?
* Внутренне свободный человек будет искать виноватых?
* Насколько вы внутренне свободны?
Посмотрите, как происходит у нас воспитание несвободной личности.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был послушным, ведь непослушный ребенок – это неуправляемый ребенок. А кому хочется жить рядом с неуправляемым ребенком?
Поэтому ребенка с детства и обучают несвободе. «Это нельзя», «это не делай», «что о тебе скажут другие?», «что о тебе подумает папа (мама, тетя, дядя и т.п.)». Если ребенок задает резонный вопрос «почему?», на него обычно не отвечают или отвечают, что так принято, так положено и все в этом духе. С детства рамки и запреты.
Родителям, конечно, кажется, что так они проявляют заботу о ребенке, что он пока еще маленький что-либо понимать, поэтому пусть приучается слушать старших. И ребенок на какое-то время «приучается» слушать старших.
А дальше события развиваются по двум направлениям. Ребенок может вырасти зависимым и несамостоятельным и родители будут до конца жизни возмущаться: «Господи, ничего-то он сам сделать не может!» Или ребенок вырастает бунтарем, и начинает либо делать все наоборот, как родителям может показаться, что назло им, требуя свободы. Но как мы уже выяснили, требовать свободы может только внутренне несвободный человек. И родители опять недовольны: «Мы все для него делали, а он оказался такой неблагодарный!»
Напрашивается вопрос – а как воспитать внутренне свободного человека? Во-первых, внутренняя свобода нашего ребенка начинается с нашей внутренней свободы. Так что сначала посмотрите – насколько вы свободны. Если вы чувствуете, что вы тоже не свободны, то займитесь сначала собой.
Общаясь с ребенком и выдвигая какие-то запреты или требования, наберитесь терпения и объясните свою позицию, покажите оба варианта возможного события, а потом дайте ребенку самостоятельно выбрать один из вариантов, объясняя, что это его выбор и ответственность за этот выбор будет на нем.
Это очень сложно, понимаю, всегда нет времени на объяснения, всегда есть масса более важных дел. Но задумайтесь, кого вы хотите воспитать? То, что вы вложите в ребенка сейчас, это и станет программой его жизни.
Когда я первый раз столкнулась с «бунтарством» своего пятилетнего ребенка, который на мое «объяснение»: «Если ты так поступишь, то тебе будет больно», - ответил – «Ну и пусть мне будет больно!», я поняла, что передо мной уже личность, которая мне не принадлежит, и которая имеет полное право решать – как ей поступать. Все, что я могу сделать, это объяснить последствия того или иного выбора, но выбирать будет уже он сам.
Здесь появляется очень важный аспект воспитания – доверие. Для закрепления доверия необходимо научиться еще и не обвинять, если ребенок сделает что-нибудь не так, как хотелось бы вам. И здесь опять без работы над собой не обойтись.
Задумайтесь над вопросами:
* Как часто вы указываете своему ребенку, что и как нужно делать?
* Не спешите ли вы сами что-либо сделать за ребенка?
* Осуждаете ли вы своего ребенка, если он совершает ошибку или делает не тот выбор, который, по вашему мнению, верный?
* Хватает ли у вас терпения объяснять своему ребенку, почему нельзя что-либо делать или говорить, не ссылаясь на то, что скажут или подумают другие?
* Предлагаете ли вы своему ребенку выбор между вариантами или навязываете только единственный вариант поведения?
* Насколько сейчас ваш ребенок внутренне свободен?
* Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос зависимым и несамостоятельным?
* Что вы делаете для того, чтобы ваш ребенок обрел внутреннюю свободу?
* Раздражают ли вас внутренне свободные люди?
Вопрос о раздражении на внутренне свободных людей задан не случайно. Внутренне свободный человек делает всегда только то, что он сам хочет. Но такие люди очень часто раздражают окружающих. И раздражают именно своей внутренней свободой.
Почему? Да потому, что они обладают тем, чего нет у других. Они все делают так и тогда, когда сами считают нужным и должным. А человек, не позволяющий себе этого, находящийся во внутреннем заключении и требующий внешней свободы, будет изо всех сил стремиться загнать свободного человека в рамки, сделать его таким же несвободным, как он сам. Несвободный человек всегда будет возмущаться: «Как он может так говорить!», «Как он может так поступать!». То, что не разрешается себе, никогда не будет разрешено другому.
Так что индикатором вашей внутренней несвободы будет то, осуждаете ли вы других за их поступки, слова и действия.
Напрашивается следующий вопрос: «А вы хотите обрести внутреннюю свободу?» Это возможно, но для этого у вас должно появиться очень сильное намерение, просто одного желания недостаточно.
Почему? Да потому что тогда вам предстоит очень сложная работа над собой. Смысл ее в том, что сначала необходимо признаться себе, что вы находитесь в зависимости и взять на себя ответственность за свою зависимость. Главное, чтобы у вас хватило на это мужества, и вы опять не скатились в обвинения окружающих и требования свободы.
Далее необходимо пронаблюдать, как вы создаете свои зависимости, другими словами – исследовать самих себя.
Следующий этап – это полное принятие себя, со всеми своими плюсами и минусами. Необходимо научиться не только принимать себя, но и полюбить себя, чтобы перестать зависеть от мнения и оценок других.
И еще многое многое другое.
Когда начинаешь говорить, что надо посмотреть на свои мысли, поступки, программы, обычно отвечают: «Это так сложно. Вроде бы все правильно, но где найти силы и время?»
О чем это говорит? О том, что человеку и так хорошо, ну пожалуется немного на жизнь, вроде даже выскажет желание что-то изменить, но в итоге продолжает делать то же, что и всегда, обвиняя во всем окружающих: «Это они должны измениться! Это они что-то делают не так!» Вот и все.
Осуждение, осуждение, осуждение, вся жизнь проходит только в осуждении других. И тот плох, и там все плохо, а этот вообще ужас тихий… И где справедливость?! И почему в моей жизни все не так, как хочется?
«Истинная свобода имеет отношение к духу человека, это свобода быть самим собой». (Мигель Руис)
На чем вы остановите свой выбор –
на пути к внутренней свободе или на том,
что вы заложник этого мира, и дальше будете искать виноватых во всем?
Право выбора за вами. Что бы вы ни выбрали, для вас это будет правильным.
С уважением,
Татьяна Ушакова.
Внутренне самодостаточный... Викториан
Внутренне самодостаточный человек всегда свободен, потому что ему достаточно ощущать себя внутренне свободным. Истинно свободный всегда стремится дать свободу всем людям, ибо только дав свободу другим, можно быть свободным самому и это в отношениях с собой внешним в отношении себя внутреннего.
Свобода - возможность познать непознанное
Легенда о свободе
Много лет назад жило одно племя. У этого племени были свои законы и традиции. Каждый в нем имел право на свободу. Настоящую и всепоглощающую. Далеко не каждый знаком с этим понятием. У вождя того племени был сын – Хесон. Он вскоре должен был занять место отца. До этого момента Хесон обязан был обучаться. Смышленый юноша быстро учился, изучал законы и учился чтить традиции племени. И все бы хорошо. Но мальчик никак не мог понять, что такое свобода. Он часто приходил к отцу и задавал этот вопрос – что есть свобода? Но мудрый отец отправлял его самостоятельно познать свободу.
Молодой Хесон уже отчаялся.
– Неужели, я – сын вождя племени не могу понять что есть свобода? Как я смогу вести своих племенных родственников к свободе, если сам не знаю что это такое?
Приближался день, когда молодой Хесон должен был стать вождем родного племени. Но юноша сбежал в ночь перед посвящением.
Хесон проделал длинный путь. По ночам он смотрел в небо и рассуждал вслух. Однажды вот так же он сидел в пустыне под куполом неба…
– О, небо, что для тебя есть свобода?
И ответило небо:
– Это возможность развернуться в желаниях и мыслях.
– О, ветер, что для тебя есть свобода?
И ответил ветер:
– Это возможность двигаться в любом направлении.
– О, разум, что для тебя есть свобода?
И ответил разум:
– Это возможность познать непознанное.
– Так вот к чему мы стремимся! – воскликнул Хесон. – Я должен передать эти знания моему народу. И он помчался в свои родные места и припал к груди отца:
– Отец, я знаю, что есть свобода.
Старый отец предчувствовал, что так случится и лишь улыбнулся.
– Теперь ты готов встать мне на замену.
С тех пор в том племени свято чтят знания о свободе, как о возможности каждого из нас выбирать свой путь и действовать по велению своего сердца, а ни чьих-либо желаний.
http://noble-7.livejournal.com/17946.html
Спасибо, Марина, за
Спасибо, Марина, за поддержку, мне самой очень интересно разобраться в том, кто мы и что происходит вокруг нас?
Викториан, вы пишите:
Разве это уже не ограничение??? Ведь это опять относительная свобода. Даже, как вы правильно заметили, ОЩУЩЕНИЕ СВОБОДЫ.
А свобода есть? Или человеку для его развития достаточно ощущения?
Свобода есть всегда...Викториан.
Надо разобраться в сути относительной свободы и абсолютной свободы. Разбираясь в относительной свободе, можно легко понять в чем человек свободен, а в чем не свободен. Солнцеед абсолютно свободен от приема обычной пищи и это его абсолютная свобода, но не свободен и зависим от энергий солнца -это его делает относительно свободным и так в любом дуальном примере по аналогии.
Надо уметь себе доказывать, что свобода есть абсолютная, что нет абсолютной свободы. Что есть свобода относительная и нет свободы относительной. Для каждого доказательства нужно найти свои примеры, они есть.
Наташа
Очень понравилась подборка и тема. Мои ощущения свободы. Мне 5 лет. Я жалуюсь родителям, что они меня не любят, не понимают и хочу уйти из дома. Мне указывают на чемодан. "Собирайся, тебя никто не держит". СВОБОДНА! Призадумалась. Нет, о самостоятельной жизни пока речи быть не может. Буду жить с ними. Оказывается нашлось много хорошего и в жизни рядом с непонимающими меня родителями. Взрослая. Подрастает сын. Видит моё растройство. Мне не хочется идти на встречу с подругой. Но я так многим обязана ей, будут претензии, обиды, объяснения. Сын удивляется моей проблеме. Зачем тебе подруга, которая не захочет тебя понять? Я говорю "Всё непросто в жизни". Отвечает-"Ты сама всё усложняешь".
Ты, знаешь, Наташ, почему-то сейчас это слово "СВОБОДА" разложилось мне- "СВой ОБОД " (свои обода), т.е. моё окружение, отношения с внешним миром-ОБОДОМ. Мы действительно МОЖЕМ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО В ГАРМОНИИ со своим ОБОДОМ (миром, который нас окружает). И только мы сами решаем ПРИНЯТЬ СВОБОДУ (окружающее нас) или постоянно мучаться в РАЗДЕЛЕНИИ Обода-окружения на части, создавая тем самым иллюзию ПЛЕНА-НЕСВОБОДЫ. ОТВЕРГАЯ ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР, мы становимся ПЛЕННИКАМИ ИЛЛЮЗИИ, которую сами-же и ПРИДУМЫВАЕМ.
А как же не примерять к себе?
А как же не примерять к себе? Ведь мечтаем о жизни на Новой Земле. Как же не думать, какая она будет. Ведь наша жизнь не изменится только от того, что будет что-то дпругое вокруг(предположим, что будет). Мы должны измениться сами.
Какими мы должны быть? Никто, мне кажется, не поможет нам это понять, если мы не приложим к этому свои усилия.
Может ли ребенок до определенного возраста быть самостоятельным, а, следовательно, относительно свободным?
Да нет, конечно. Это понятно. Его нужно вести по жизни, обучая взаимодействию с окружающим миром, кроме всего прочего.
А кто мы? Кто нас ведет по нашей жизни? Я не имею ввиду правительство и прочие структуры социума, потому что мы в одной игре. А "воспитателей-сценаристов-режистеров"...
Вот мы ждем освобождения от кого-то, а что дальше? Сможем ли мы в новых обстоятельствах взять полностью ответственность за свою жизнь на себя или незаметно попадем в зависимость от кого-то другого и будем считать себя свободными и радоваться. Если свобода возможна, то что для этого нужно сделать?
Достаточно ли развития гармонии в себе, а, как следствие, с окружающим миром?
я тоже когда читала к себе
я тоже когда читала к себе примеряла:)
Ну,Валентина! Ты своими
Ну,Валентина! Ты своими воспоминаниями и меня заставила поделиться о СВОБОДе. Представляете? В моей школе училась девочка Наташа Свобода! Она была на пару лет старше меня и очень красивая. Я такой красоты больше не встречала. Пыталась искать её в Интернете,но тщетно. А тут на днях увидела фото! Той Натали молодой.Это,конечно,не она.Но такая она осталась в моей памяти. И эта фотография теперь напоминает мне о Красивой СВОБОДЕ!
Спасибо огромное за ваши
Спасибо огромное за ваши психологические статьи. очень интересно.
«Живи сам и давай жить другим»
Что значит свобода (часть 1)
Это сладкое слово «свобода»… Что каждый из нас вкладывает в это понятие? Что значит быть свободным и свободным от чего хочет быть каждый из нас? Спросите любого человека на улице и вы увидите, что большинство людей под свободой понимают возможность самому распоряжаться своей жизнью: заниматься любимым делом, жить там, где он хочет и с тем, кого он любит.
Всего одно слово, а сколько вариантов его может быть: от свободы передвижения до свободы слова, от свободы мысли до свободы вероисповедания… свобода даже бывает физической и моральной. Только что вышедший из тюрьмы человек, не имеющий ни работы, ни семьи, ни дома, будет чувствовать себя более свободным, чем человек, всю жизнь проживший в роскоши и попавший в зависимость от быта, от вещей.
Свобода – это то, что не купишь за деньги, чего не одолжишь у друга, чего не подаришь брату. Свобода – это внутреннее ощущение и оно либо есть, либо его нет.
Быть ответственным – одна из привилегий свободного человека. Когда ты принимаешь решение сам, а не под давлением обстоятельств или других людей, то ты не чувствуешь себя Обязанным воплотить это решение в жизнь, не чувствуешь, что ты кому-то должен, ты просто принял решение и это решение только твое. И ты чувствуешь ответственность в первую очередь перед собой и, кроме того, ты хочешь реализовать свою ответственность, ведь если решение тобой принято – то оно тебе для чего-то нужно.
Казалось бы, чего проще – ответить на вопрос, что значит быть свободным. Свободным от чего? От обязательств? От других людей? От себя?
Я думаю, что свобода – это сугубо личное, индивидуальное чувство, субъективное ощущение. Ведь все мы живем в мире людей и вещей и нельзя быть абсолютно независимым от всего этого. Возможно, первобытный человек был свободен в прямом смысле этого слова: он сам добывал себе пищу, сам о себе заботился и не зависел ни от кого и ни от чего. Хотя, возможно, даже он попадал под влияние природы, погоды, обстоятельств.
В современном же обществе обязанности настолько поделены между людьми, что все мы зависим друг от друга, от умения каждого делать свое дело. Но это скорее физическая свобода (или несвобода). Что же касается свободы личности, то вот тут, я думаю, человек вполне может стать свободным.
Свобода в моем понимании – это прежде всего принятие и понимание себя. Ты становишься свободным, когда перестаешь сваливать на других ответственность за свои поступки, за свои чувства и за свои мысли.
Когда перестаешь обвинять других за свои ошибки, когда перестаешь зависеть от чужого мнения. Это не означает, что ты становишься эгоистом, которому никто не нужен и которому на всех плевать. Наоборот, ты и другим предоставляешь такую же свободу: право самим распоряжаться своей жизнью, самим отвечать за свою судьбу.
http://www.grc-eka.ru/blog/chto-znachit-svoboda-chast-1.html
Свобода и влияние на других (часть 2)
У каждого из нас есть стремление оказывать влияние на других людей. Каждый из нас хочет быть кому-то нужным. А как этого достичь?
Конечно же, давая советы, влезая в чужую душу. Мы пытаемся вложить в другие головы свои мысли, заставляем человека поступать так, как мы считаем нужным и правильным в данной ситуации, давим на него, обижаем его и обижаемся сами.
А в результате оба теряем свободу, теряем право самому творить свою жизнь.
«Вот Антон Павлович. Такой умный мальчик, а не понимает очевидных вещей. Сейчас я ему расскажу, как надо жить, он исправится, и мы оба будем счастливы и довольны».
Но дело в том, что этот Антон Павлович не хочет жить чужим умом, он нас не слушает, он продолжает совершать ошибку за ошибкой. «Как же так? – думаем мы. – Наверное, я не так ему объяснил. Надо попробовать еще раз, но по-другому». И опять мы давим на Антона, а Антон сопротивляется.
И теперь уже не только мы пытаемся влиять на жизнь Антона, но и его жизнь оказывает влияние на нашу собственную судьбу. Пытаясь подчинить кого-то своей воле, мы сами попадаем в зависимость от него, от его поступков и от того, считаем мы их правильными или нет. Конец свободе. Наше счастье теперь в руках Антона: если нам удастся осчастливить его – мы добьемся своей цели и тоже станем счастливы.
Бедный Антон… похоже, у него нет выхода кроме как сдаться под нашим упорным натиском… Но если Антон тоже упрям, то эта взаимная зависимость может продолжаться долго, а порой и всю жизнь.
Нередко так складываются отношения между родителями и детьми. Конечно, чаще всего попытка влиять на чужую жизнь (читай «лишить человека личной свободы, права самому распоряжаться своей жизнью») маскируется вполне благородными целями. «Я же тебе добра хочу! Я старше тебя! Я знаю лучше! Я не хочу, чтобы ты повторял мои ошибки!»
Слабые сдаются, подчиняются, но как только попадаются еще более слабые – они тут сами начинают оказывать давление. Получается замкнутый круг. И разрывать этот круг или остаться в нем – каждый решает для себя. Когда мы пытаемся оказать влияние на чужую жизнь, мы как бы берем на себя ответственность за успех или неуспех другого человека и попадаем в зависимость от его действий.
Расхожая фраза: «Живи сам и давай жить другим». Свобода – это делать что хочешь, пока это не мешает жить другим. А когда твое Я мешает жить другим, то ты определяешь (опять же для себя) важно тебе с этими другими жить в мире и согласии или тебе важнее продолжать поступать так, как раньше.
Автор статьи: психолог Наталья Родионова.
http://www.grc-eka.ru/blog/svoboda-i-vliyanie-na-drugix-chast-2.html