Индивидуальность как гордыня и как ответственность
Уникальность и опасность языка, человеческих понятий представлений состоит в том, что они несут в себе одновременно и выражение и отрицание себя самих. Это наглядно изображает известный на Востоке знак Инь-Янь — когда противоположенности дополняют и переходят друг в друга.
Предположим, что дело тут не в ограниченности или несовершенстве языка, а в отражении им неких фундаментальных закономерностей реальности. Любая отдельная целостность, любой предмет определяется, становится тем, чем является через противопоставление тому, чем эта проявленность неявляется. Любые определения имеют смысл при противопоставлении их иному — их отсутствию. Рыба в океане не знает что такое вода, ибо никогда не видела суши. Полнота видна лишь на фоне окружающей её пустоты. Потери «помогают» осознать ценность того, что имел. Любая вещь несет в себе неявные указания на то, когда и где эта вещь уже перестает быть. Предмет содержит некие достаточным образом определяющие его признаки, и по их отсутствию можно сделать вывод об отсутвии самого предмета в данной точке пространства и времени, где эти признаки не были обнаружены. Естественно, что интенсивность собственно предмета в предмете должна быть несоизмеримо «больше», чем не-предмета. Но чем сильнее и ярче он себя проявляет, тем важнее и необходимее оказывается длянего же самого обрамляющая и ограничивающая его тень. Ибо уничтожение или отрицание тени обессмысливает само понятие света. Всё — означает ничего или, что тоже самое — неозначает ничего.
Вторая особенность, собственно человеческой ситуации в мире заключается в том, что человека невозможно однозначно определить указав на нечто единственное, что им (или чем он) не является. Человек — это многополюсное существо.
Исследования мотивации показали, что любая целенаправленная деятельность полимотивирована, то есть зависит от множества мотивов, находящихся при этом в иерархических отношениях. Человек находится и определяет и сам определяем множеством связей и отношений. Но можно выявить один главенствующий в определенном временном периоде мотив, «изъятие» которого приводит к разрушению деятельности, структурирующим и питающим ядром которой и был этот мотив. Однако, указав только на этот главный мотив, невозможно полно определить и понять смысл рассматриваемой деятельности. Понятно, что невозможно одновременно усидеть на двух (и тем более нескольких) стульях или двигаться в различные стороны, и временное угнетение, сокрытие в тень, вытеснение второстепенных детерминант необходимо для однозначного принятия решения для определения цели и направления движения.
Однако на время — это не навсегда.
Итак, принципы многополюсности и иерархичности определяют, соответственно, «горизонтальное» и «вертикальное» устройства человека.
Переходя от этого краткого «методологического» экскурса к понятию индивидуальности можно отметить два основных понимания этого понятия. С одной стороны, индивидуальность предполагает превосходство частностей над целым, собственных интересов над общественными, себя над другими, но необходимо не забывать, что это только один из полюсов. Который на данный момент определяет качество происходящего, и может быть опознан как гордыня. Однако, с другой стороны — индивидуальность это уникальность, непохожесть и качественная отличность от других, похожих на тебя, но всё же несколько иных личностей. Индивидуальность — это личная ответственность, именно твоя, а не чья-то за совершаемое или не совершаемое тобой. Это ответственность части перед целым за возложенные именно на неё полномочия, предоставленные ей потенциальные возможности и силы для участия в реализации целого, с возможностью одновременно оставаться собой и быть равной целому. Только тобой, благодаря твоей особенной «конфигурации», отличности от других может быть совершено нечто, что не может быть совершено другими, совершено нечто необходимое миру, качественно отличное от чего бы то ни было, и без чего мир остается неполон, неполноценен, без чего в нём оказывается упущено нечто принципиально важное. А совершаемое тобой в последующий момент будет также отлично от совершаемого в настоящем, ибо тогда будет иное сочетание мотивов и сил, иная ситуация, иной контекст — всё изменится благодаря совершающемуся и тобой в том числе, в настоящем. То есть несовершённое именно тобой уже не будет совершено никем, а упущенный настоящий момент упускается безвозвратно. «В данной единственной точке, где я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился... То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может» (М.М. Бахтин).
Другой не сможет сыграть за тебя, равно как и ты не заменишь другого в его жизни. Поэтому все попытки заставить других «отвечать» за возникающие в твоей жизни проблемы и трудности, лишь временная отсрочка, но отнюдь не их решение. Определение проблем, как возникающих и приходящих извне, лишь усугубляет собственную ситуацию. Все внешние силы и обстоятельства, превосходящие человека и управляющие им, использующие его «в своих целях» — есть лишь оправдания собственной пассивности, когда требовалась активность, и утешения, чтобы было не так невыносимо переживать горечь несовершённого. В конце концов, все равно придется взглянуть правде в глаза. Несыграв свою роль, человек упускает лишь себя.
Каждый момент подразумевает только одну «правильность», и требует лишь одного и единственного уникального действия, определяемого естественным сочетанием связей и отношений.
Только это приносит полноту и завершенность в выражении сути происходящего. И умение улавливать эту суть и совершать, то что соответствует твоей природе в настоящий момент и реализует её, то есть следовать естественному ходу вещей есть, пожалуй, единственное по-настоящему ценное умение в жизни. Поэтому пробел, который образовался из-за твоего отсутствия, неделания, из-за твоего неверного «прочтения» происходящего, неулавливания требования момента, никем (другим) и никогда уже (тобой) не сможет быть заполнен. Да, будет нечто другое, но возникшая из-за тебя каверна останется, и более того породит множество каверн в будущем.
Это не означает, наверное, невозможность исправления, но скорее всего означает, что в будущем потребуется вернуться и приложить гораздо больше сил для исправления произошедшего, вернее исполнения непроизошедшего. Неумение или нежелание двигаться поступательно приводят к движению по кругу, к «дурной бесконечности».
http://vivos-veritas.ru/texts/...
Поиск себя
Поиск себя
Проблема не в том, что человек не находит себя. Пока жизнь продолжается, рано подводить какие-либо итоги и делать
окончательные выводы. Намного более печально, когда это поиск так и не начинается. Люди предпочитают подстраиваться под ситуацию вместо того, чтобы найти себя в ситуации. Легче смириться с обстоятельствами, со средой, с общественными требованиями и установками, со своими недостатками, принять свою наличность, – просто принимать всё это как должное, как естественную данность, в которой нужно жить и к которой
следует приспособиться.
Намного сложнее, опаснее и больнее увидеть весь ужас изначальной ситуации, окружающей человека, в которой он себя впервые вдруг обнаруживает – её безличную и безразличную природу, в которой не находится отдельного человека как самостоятельной личности. Человек оказывается не нужен тому миру, в котором он пытается себя найти, ему просто не находится в этом мире места. Два разных тела не могут занимать одно и то же пространство. Человек как некая отдельная, уникальная и самостоятельная сущность, как независимая от окружающих обстоятельств причина собственной жизни, порождающая эту жизнь и управляющая ею, оказывается излишним по отношению к миру.
Суть мира – в его безличной природе. Мир и есть набор неких обобщённых закономерностей существования природы и общества,
стремящихся в своём проявлении к элиминированию всех различий, к предельной упорядоченности, определённости и однозначности всех и вся, к полной предсказуемости всех процессов и явлений. Метафорически, можно сказать, что мир стремится стать одной огромной личностью.
Отдельный человек, как независимая личность, оказывается не просто ненужным миру, когда перестаёт его обслуживать, перестает участвовать во всеобщем воспроизводстве его безличного существования, – человек в некотором смысле становится опасен для мира. Своим собственным существованием человек привносит фактор неопределенности и
непредсказуемости, нарушая функционирование единого организма
мира. Более того, ища и собирая себя по миру, тем самым строя себя из материала мира, человек тем самым уменьшает коллективное тело мира, уничтожая мир.
«Человек должен предложить за себя выкуп, то есть создать ценности, которые компенсируют его индивидуальное отсутствие в коллективной сфере», говорил К.Г. Юнг.
Мы помогаем жить другим, когда становимся собой, «такими, какими нас создали боги» (Джеймс Холлис). Помогаем тем, что освобождаем других
людей от бремени собственной неполноценности, комплексов и
всевозможных ожиданий и, в связи с этим, сами освобождаемся от нужды в Другом, чтобы он ту неполноценность смог бы хоть как-то компенсировать. Наша неполноценность и отсутствие самостоятельности императивно заставляют нас предъявлять к другим всевозможные требования. Причем чаще всего невозможные для других, ибо это наши дела, и другие помочь сделать их за нас просто не смогут, по самой их сути, имеющей отношение именно и только к нам, а не к другим. С другой стороны, человек сам создает некие новые ценности для других, показывая на собственном примере как можно жить иначе, более полно и счастливо, если исходить из других предпосылок. Для начала нужно понять, что вы ничего не должны миру, но и мир ничего не должен вам. В таком случае, если вы чего-то желаете, то это ваш личный выбор, и достигать его придется собственными усилиями. Может быть с помощью, но никак не за счёт других. По-другому не получится, вернее, – не возникнет настоящего удовлетворения от достигнутого. Останется некий
неприятный осадок, не дающий в полной мере наслаждаться результатами.
Возникая как самостоятельная отдельная личность, человек становится «прозрачен» для мира, то есть «не виден» ему, тем самым ускользая от мира, от обязательности некоторых действующих в нём коллективных закономерностей (или мифов).
Стремясь к единообразию, к реализации себя как одной единственной личности, мир не может «помыслить» саму возможность сосуществования рядом подобных, но иных, таких же равных ему личностных образований. Поэтому, у мира попросту отсутствуют средства, не сформированы за ненадобностью «органы», чтобы опознать другую личность, увидеть отдельного человека. В результате высвобождается энергия, ранее
растрачиваемая под влиянием этих коллективных мифов, появляются дополнительные силы, которые могут быть использованы для иных, личных задач, которые человек ставит себе сам.
Строя себя, человек не просто включает в себя некоторые готовые части мира. Только относясь к миру, к своей ситуации в нём, к обстоятельствам своей жизни как к «сырому материалу», который должен быть присвоен и усвоен, полностью и без остатка преобразован, трансформирован в иное, человек может освободиться от мира, перестать быть собственно миром,
то есть, как изначально, оставаться состоящим из материала мира и только из него.
Точнее, в человеке, как изначально аморфном и зависимом от мира образовании, возникает вторая природа, трансцендентный центр, свободное пространство, собственно человек. Возникает субъект, действующий по своей воле и отвечающий за свои поступки. Который действует с помощью первой природы, которая никуда не исчезает, а становится его инструментальной частью, по-прежнему состоящей из объективности мира и соотносящейся с его законами, но не определяемой более только ими.
В противном случае, если в самом человеке так и не возникнет нечто собственное, им самим созданное и определяемое, если он останется состоящим из чужого, из содержаний мира сего, принадлежащих этому миру и функционирующих по его законам, – настанет момент, когда собственник этих содержаний придёт и потребует отдать своё, потребует отдать то, что принадлежало ему с самого начала. Причём потребует с процентами «за пользование», и тогда может так статься, что от человека не останется ничего.
Вивос Веритас, 2011
http://vivos-veritas.ru/texts/poisk-sebja.html
У нас все получится
Спасибо вам, Надежда, что вы материалы не только читаете, но и используете в своей жизни.
Очень надеюсь, что у вас все получится. По себе знаю, сколько для этого нужно терпения, но без этого никуда.
И не меньше рада, вашему общению с Высшим Я. Пока мы не научились осознанно управлять энергией внутри нас, это общение и помощь, которая нам приходит, очень нужны.
Возможно, вам пригодится и совет из моей практики. Когда я чувствую разбаллансировку чакр, вернее это я так называю это ощущение. Прявляется оно в сильных и неприятных биениях в области сердечной, горловой чакры или каких-то болевых ощущениях в чакрах, то обращаюсь к своему Высшему Я с просьбой гармонизировать всю систему. Через несколько секунд буквально, все приходит в норму. Я использую это в течении достаточного срока, поняла, что оно работает, что это не совпадение. Правда, здесь еще важно доверие тому, к кому обращаешься, полное доверие. А ведь наше Высшее Я -мы сами, значит доверие самому себе. Вера в свои силы, в то, что у нас все получится.
У нас, действительно, ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Поиск себя
Сегодня у меня была душещипательная беседа с коллегой по работе. Я попросила свое Высшее Я направить беседу в нужном направлении для наивысшего блага нас обеих. Прочла Ваши выкладки по психологии и поняла, как вести беседу. Думаю, моя собеседница все правильно поняла. Спасибо. Надежда