ПОМОГИ, ГОСПОДИ, ИЗЖИТЬ ГОРДЫНЮ
О ГОРДОСТИ И СМИРЕНИИ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
На пути нашего с вами, возлюбленные братья и сестры, восхождения по ступеням духовного совершенства часто встречается то, что препятствует этому восхождению, прежде всего это наши грехи, и основной из них, которым одержимы почти все мы без исключения, — это грех самопревозношения, или грех гордости. Это очень коварный змий, который, прокравшись в наши сердца, подчас даже представляется нам ангелом света, и мы сладостно внимаем его лукавым советам, не понимая, что они отлучают нас от Божественной любви, удаляют от союза с Богом. И, как неразумные овцы, бываем мы уловляемы злокозненным змием гордыни и ведомы на заклание.
Гордость — это великий грех. Этот грех некогда низвел с высоты славы светлого ангела и превратил его в противника Богу, в злого демона, в сатану. Гордость низвела сатану с небес и низвергла его в бездну погибели. Но не только этого некогда светоносного ангела низвергла гордыня, она низвергла и многих «даже избранных» людей Церкви Божией.
Возьмем, к примеру, Ария, который служил Богу в сане пресвитера Александрийской Церкви. Он был человеком ревностным, но допустил гордыню и стал мудрствовать о Христе не так, как положено. Наученный диаволом, он стал думать о Сыне Божием не как о Творце, но как о твари, впав в заблуждение. И сколько ни увещевали Ария и тогдашний Патриарх Александрийский Александр, и другие благочестивые епископы, но он не хотел даже слушать их. И не только не хотел, но еще собрал около себя людей, соблазнив их своим лживым учением.
Вот, возлюбленные братья и сестры, к чему может привести людей гордость! Факты свидетельствуют, что и многие подвижники, жившие в пустынях, совершавшие множество подвигов духовных, допуская злокозненного змия — самомнение, самопревозношение и тщеславие, низвергались в бездну погибели. Они прельщались собственной «святостью», и истинным рабам Божиим приходилось прилагать немало сил, чтобы исцелить впавших в превозношение подвижников. Но подчас все эти врачевства не приносили никакой пользы, потому что, впав в прелесть, человек по-настоящему лишается здравого рассудка и все видит в ином, искаженном свете. Ему кажется, что он справедлив и ничего плохого не делает. И если такому человеку кто-либо попытается указать на его прегрешения — обольщенный гордец никогда не согласится, что он может допускать грехи. Нет, ответ его будет один: он всегда прав, а виноваты другие, но никак не он.
Вот к чему приводит, возлюбленные братья и сестры, гордость. В состоянии самопревозношения человек никогда не преуспеет на спасительном пути, на пути духовного восхождения. И если даже он прежде сумел подняться на самую, может быть, высшую ступень духовного совершенства, даже тогда возникшая гордость не даст ему удержаться на этой высоте, низвергнув на землю, низвергнув так, что трудно будет ему подняться.
Единственным противоядием гордости является смирение. Это величайшая добродетель, которая, несомненно, способствует нам с вами на пути духовного восхождения. Смирение многих привело к спасению. И этой величайшей добродетели обучались все подвижники благочестия, ибо они хорошо понимали, что без смирения невозможно угодить Богу.
Вот пред нами великий подвижник Арсений. Когда Господь внушил ему оставить суетный мир (а Арсений занимал очень почетную должность: находился при царском дворе и был воспитателем царских детей), голос Божественный сказал ему: «Беги от людей, и ты спасешься». Арсений внял этому Божественному слову и удалился в египетскую пустыню, к старцам. Когда великие подвижники увидели пришедшего к ним мирянина, то пожелали испытать его: способен ли он на подвиги пустынножительства, на подвиги монашества? Они поручили Арсения преп. Иоанну Колову. И сей великий подвижник применил такое испытание: когда настало время обеда, все старцы сели за трапезу и стали вкушать пищу, Арсений же стоял в углу трапезной и наблюдал. Тогда преп. Иоанн взял сухарь и бросил его Арсению на пол. И что же Арсений? Он поразмыслил так: сидящие за столом добродетелями своими подобны ангелам небесным, я же грехами — подобен псу, и, следовательно, как псу, мне подобает подойти к сухарю и вкусить так, как вкушают животные. Он опустился на четвереньки, взял этот сухарь ртом и стал, как пес, его пожирать. Преп. Иоанн и старцы стали между собой рассуждать и сказали, что сей — поистине смиренный муж и он совершит великие подвиги благочестия. Преп. Иоанн Колов отвел его в келью и научил монашескому житию. И действительно, со временем великий Арсений исполнился благодати Духа Святаго.
Это я вам привел пример из жизни пустынножителей. А теперь расскажу, как люди, жившие в миру, достигали такой высоты духовного смирения.
Однажды преп. Антонию Великому был голос, который говорил ему: «Антоний, ты не достиг той меры духовного совершенства, как некий кожевник, проживающий в Александрии». Тогда преп. Антоний, который старался впитать в свое сердце все добродетели, совершаемые не только пустынножителями, но и вообще всяким христианином, оставил пустыню и по указанию Божественному нашел дом, где проживал кожевник. Итак, входит он в этот дом, кланяется кожевнику и говорит: «Скажи мне, Божий раб, какие ты подвиги совершаешь здесь, живя в миру, ибо я ради тебя пришел, оставив пустыню. Расскажи мне, как ты совершаешь дело своего спасения?» Удивился смиренный раб и ответил: «Авва, ну какие я могу совершать подвиги в миру?! Скажу правду, что я почти ничего доброго не совершаю! Каждый раз, когда встаю от ночного одра и иду на работу, я размышляю так: Господи, все в этом городе спасутся, потому что они делают правые дела, а я один, как нечестивый, погибну. Помилуй мя, Боже! И так я молю Господа в течение дня, и когда отхожу ко сну, также размышляю, что все удостоятся Царствия Божия и только один я буду лишен этой славы».
Удивился великий Антоний и, поклонившись кожевнику, сказал: «Поистине ты, как добрый ювелир, сидящий в комнате и обретающий Царство Божие. Я много лет подвизаюсь в пустыне, прилагаю труды к трудам, посты к постам, воздержание к воздержанию, но я еще не достиг такого состояния духа, какого достиг ты, раб Божий».
Вот, возлюбленные братья и сестры, пример того, как и в миру можно угождать Богу смиренномудрием.
Многие из вас могут подумать: ну что тут особенного — помыслить, что все добрые, а мы вот только плохие? Действительно, произнести в мыслях такие слова легко, не требуется здесь от нас особых подвигов. А вот прийти в настоящее сознание самих себя, сердцем осознать, что мы находимся в рабстве у греха,— это уже дело великое. Но если мы люди грешные, то можем ли мы кого-либо осуждать, или кому-либо досаждать, или прекословить, или возражать и тем более гневаться? Конечно, нет, возлюбленные братья и сестры, и в этом-то и заключается величие смирения. Если мы осознаем это, если постараемся отвергнуть гордыню, воспринять настоящее смирение, то, поверьте, мы, несомненно, преуспеем на спасительном пути.
Итак, с помощью Божией станем утверждать в своем сердце добродетель за добродетелью и, восходя по ступеням духовного совершенства, восходить горе и достигать вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн. О гордости и смирении
Все проблемы из-за религий. Ответите?
Спрашивает Angel
Отвечает Александра Ланц, 07.07.2011
Вопрос: "Здравствуйте! Мне интересно, если вы даже так умудряетесь интерпретировать слово - раб, то как вы интерпретируете мои слова... Как то я пролистал ваш сайт и увидел только добрые отзывы. Может, подскажете почему? Неужели от любви к вам? Ответьте мне на один вопрос, почему религия приносит столько зла в мир? ...В любом случае проблемы из-за религии. Ответите?"
Доброго вам времени суток, человек, не назвавший своё имя!
В мире такие большие проблемы из-за религий потому, что люди, называющие себя верующими, водимы тем же самым духом, что и вы. Этот дух учит людей быть гордыми и считать себя и своё мнение чем-то вроде центра мироздания, отодвигая от себя всё, что не укладывается в их личную картину мира. Этот дух, воспитывая в человеке самоуверенность и самолюбование, заставляет человека видеть только то, что ему самому хочется увидеть, а всё остальное словно бы и не существует. Например?
Вот вы, например, сказали, что пролистывая сайт, вы увидели множество добрых отзывов, словно бы нам никто не пишет ничего плохого, словно бы мы намеренно скрываем всё плохое, что приходит в наш адрес. Но попробуйте отказаться от духа, который слепит ваши глаза и ваш разум, и тогда вы увидите, что на сайте много вопросов, весьма нелицеприятных. Вы так же поймёте, что пролистывая станицы, вы намеренно цеплялись глазами исключительно за то, что по вашему мнению, должно было стать достаточной информацией для произнесения укора в наш адрес, как впрочем, и для отвержения наших ответов. Тот дух, о котором говорилось ранее, как раз этому учит людей, не позволяя им увидеть всю полноту картины. Вы читали Библию? В Новом Завете много сказано о людях, которые глядя на то, что делал Иисус, видели только то, что им было выгодно видеть. Вот, например, Иисус одним только словом исцелил человека, который почти сорок лет лежал, не двигаясь, а те люди, вообще не заметили это абсолютно потрясающее чудо, но заметили, что исцеление произошло в субботу, в нарушении их субботних правил. Странные такие люди.
Вы так же можете ещё раз прочитать ответы, собранные в разделе Об авторах и увидеть, что в наши цели не входят препирательства и самооправдания. Мы даём ответы, и дальше уже дело читателя решать и проверять, верить ли этим ответам.
Вы так же, наверняка, заметили, что ваш вопрос вышел в свет в сокращённом варианте, и если дадите себе время честно подумать, почему мне пришлось удалить именно эту часть вашего вопроса, то вы обязательно поймёте, что наш сайт старается избегать любых проявлений межрелигиозной нетерпимости, потому что все отвечающие здесь убеждены в одной простой истине: если человек искренне ищет правду Божию, если его сердце жаждет понять Создателя, то такой человек обязательно однажды выйдет из духовного Вавилона и окажется на правильном пути, к какой бы части верующих он сейчас ни принадлежал бы.
Вот вроде вы правильно говорите о том, что все проблемы нашего мира - от религии. Я когда-то тоже так думала, собственными глазами видя, что тот, кто владеет умами людей, тот владеет всем. Существует даже расхожее выражение: "Хочешь стать богатым, придумай религию". А! Уже видим интересный поворот... проблема не от религии, а от религий (мн.ч.) Можно взять Библию и придумать на её основе такое, от чего люди начнут друг друга ненавидеть вплоть до убийства, что в принципе и происходит то тут, то там. И почему люди идут за этим "таким" и даже за несколькими "такими"? По трём основным причинам:
1) человеческое сердце, по своей природе, склонно к ненависти (знаете такое выражение: "от любви до ненависти один шаг"? очень точное определение того, как живёт наше сердце);
2) человеческое сердце, по своей природе, склонно к самопревозношению (даже самый последний нищий, человек без определённого места жительства, обязательно найдёт несколько причин для гордости за себя)
3) человеческое сердце, по своей природе, безобразно лениво, и поэтому ему легче идти за харизматическим вожаком, выкрикивающим пламенные лозунги, чем тратить время, силы, жизнь на попытки принять истину прямо из рук Творца.
Однако сейчас я предлагаю вам подумать о такой формулировке происходящего в нашем мире:
Все неприятности этого мира не столько из-за религий (мн.ч.), сколько из-за людей, убегающих от Истинного Бога... вруг увидят себя нагими, слабыми и беззащитными и тут же нацепят на себя одеяния их смоковных листьев, красиво так прихорошатся, а потом за деревьями прячутся, когда Голос Бога вдруг услышат. Сидят там за деревьями и свои теории развивают о том, как бы выйти наружу, но чтобы Голоса Бога уже не бояться, вот и начинают придумывать религии... наденут их поверх своих смоковных листьев, замотаются красивыми тряпками, ушки позатыкают дорогостоящими ватками, на глаза - тёмные-тёмные очки и выходят... религии с собой выносят.
Религии (мн.ч.)- это порождение искажённого себялюбием человеческого сознания, так что проблема не в религиях, а в людях, как таковых. Кстати, атеизм - это тоже разновидность религии, ведь тоже основан на вере... в то, что Бога нет, а все мы - от обезьян, живём и умираем бесцельно.
С уважением,
Саша.
http://www.bible.com.ua/answers/r/35/314480
Братья, не путайте неуверенность со смирением!
Время от времени пасторы из-за любви к истине, стремления к благу церкви или заботы о славе Божьей оказываются втянутыми в споры и разногласия. Быть на острие разногласий и нужно, и больно. Значительная часть Нового Завета была написана в ответ на разногласия. Но цена высока, и в дни плюрализма, минимизации истины и релятивизма обвинений в высокомерии нам не избежать.
В последние годы я много размышлял о гордости и смирении. К примеру, сам я оказался участником спора, связанного с учением об «открытости» Бога, согласно которому Бог не знает всех деталей будущего. Одно из главных обвинений, выдвигаемых против братьев в этом споре, - обвинение в гордости.
Впрочем, стратегия навешивания ярлыков выходит далеко за рамки нашего маленького конфликта. Обвинение в гордости – любимый ярлык, который в политических или религиозных кругах прикрепляют к человеку, нарушающему законы релятивизма. Стоит сказать, что чье-либо представление о Боге неправильное и опасное, вас обвинят в гордости. Стоит сказать, что христиане должны свидетельствовать своим друзьям-иудеям в надежде на то, что те уверуют в Иисуса Христа и покаются, вас обвинят в высокомерии. Стоит сказать погрязшему в грех члену церкви: «Покайся и вернись в церковь», - и вас обвинят в отсутствии любви и высокомерии.
Итак, перед нами вопрос, касающийся любых ситуаций в жизни пастора, когда он должен твердо сказать истину или поступить согласно библейским убеждениям. Вопрос этот серьезен не только потому, что затрагивает практически все стороны нашей жизни, но и потому, что выдвигаемое против нас обвинение чрезвычайно серьезно. Бог ненавидит гордость, корень всякого порока.
См. Исаии 2:12, 14-17.
На мой взгляд, пасторы должны хорошенько подумать, в чем состоит гордость и в чем – смирение – не столько для того, чтобы защититься от клеветы, которая почти всегда оборачивается против самого клеветника, а чтобы себя лишний раз проверить, действительно ли мы умерщвляем в своей душе всякие зачатки гордости.
В чем состоит суть смирения и его антипода – гордости?
В 1908 британский писатель Г.К. Честертон описывал зачатки современной релятивистской культуры. Одной из ее отличительных черт была подмена понятий. Высокомерием стали называть убежденность, а смирением – неуверенность. Честертон словно зрел в будущее:
«Наш мир страдает оттого, что смирение оказалось не на своем месте. Скромность эмигрировала: раньше она относилась только к амбициям, теперь же ее привязали к убеждениям – к области, для которой она вовсе не предназначалась. Так уж устроен человек, что ему положено сомневаться в себе, но быть убежденным в истине. Теперь же все наоборот. В чем нельзя быть уверенным, в том человека заставляют не сомневаться – в себе. В чем нельзя сомневаться – Божественный Разум – подвергается сомнению. … Еще немного, и вырастет поколение людей, слишком скромных, чтобы верить в таблицу умножения».
Итак, если смирение – это не отказ от убеждений и не переход на сторону агностицизма и релятивизма, то что нужно понимать под смирением? Господь сообщил нам по меньшей мере шесть истин о смирении.
1. Смирение начинается с покорности Богу во Христе.
«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф. 10:24). «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6).
Факты таковы: Бог наверху, мы внизу. Мы не достойны развязать обувь Его. Пропасть между нами и Богом, поистине, бесконечна. Его величие, сила, мудрость, справедливость, истина, святость, милосердие и благодать настолько выше нас, насколько небеса выше земли.
Ощущаем ли мы дистанцию между Богом и собой? Действительно ли мы смиряемся перед Ним или, как ни парадоксально, гордимся тем, что увидели эту пропасть? Как незаметно подкрадывается гордость!
2. Смиренный человек не чувствует за собой права на лучшее обращение, чем было оказано Иисусу.
«Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Матф. 10:25).
Поэтому смирение не воздает злом за зло. Оно не выстраивает свою жизнь на основании каких-либо прав. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:21-23).
Гнев и возмущение чаще всего возникают тогда, когда мы считаем себя вправе требовать хорошего к себе отношения. … Нужно заранее готовиться к плохому отношению и не раздражаться, когда так и получается. Так поступает истинно смиренный человек. Петр (1 Пет. 2:21-23) и Павел (Рим. 12:19) помогают нам разрешить эту сложную проблему, напоминая о том, что Бог в конце концов все расставит по местам, что нынешняя несправедливость не будет оставлена без внимания. Она будет устранена – либо на кресте, либо в аду. Не нужно за себя мстить. Оставьте это Богу.
3. Смиренный человек настаивает на истине не для того, чтобы потешить свое эго победой в споре, а ради служения Христу и любви к противникам.
«Любовь . . . сорадуется истине» (1 Кор. 13:6). «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело…» (Матф. 10:27-28). «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5).
Если истина действительно драгоценна, то делиться ею – это акт любви. И если истина есть инструмент для спасения, освящения, сохранения веры, свободы и радости, то говорить истину – обязательное проявление любви. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). «… И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10).
Сообщение истины, таким образом, есть акт служения Христу и любви к ближним, даже если они считают себя вашими противниками. В наибольшей степени это проявляется при благовести, когда вас могут обвинить в гордости за проповедь Евангелия мусульманам, иудеям или буддистам. Мы должны напоминать друг другу, что благовестие – проявление любви, а не гордости.
4. Смиренный человек сознает свою зависимость от благодати в знании, вере, житии и поступках.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7).
Лучше всего связь между верой во всевластие Божье и смирением выражена, пожалуй, в Иак. 4:13-16. Иаков здесь пишет, что неверие в провидение Божье в мельчайших деталях жизни, особенно при составлении планов на будущее, есть признак гордости.
Прочитайте Иакова 4:13-16.
Смиренный человек поступает иначе. Он ежесекундно предает себя суверенному Божьему владычеству и уверенно полагается на твердые, но милостивые и мудрые повеления любящего Бога.
5. Смиренный человек сознает свои немощи и внимательно относится к критике, стремясь извлечь из нее какие-то уроки; в то же время он понимает, что Бог дал все, что необходимо для непоколебимой уверенности в истине, и что Он призывает нас убеждать других.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12). «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Прит. 12:15). «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям» (2 Кор. 5:11). «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2:15).
Мы не можем знать всего. Да и то, что знаем, мы знаем не до конца и несовершенно. Однако Бог открыл нам Себя во Христе и в Своем Слове. Он хочет, чтобы мы смирились пред этим объективным откровением и приняли то, что Он сказал, с полной уверенностью.
6. Все вышеперечисленное венчается следующей истиной: смиренный человек сознает, что настоящее смирение выше человеческих сил. Если бы оно было нам под силу, мы бы инстинктивно гордились тем, чего достигли. Но смирение – это дар. Это не человеческое достижение, а плод Духа Святого (Гал. 5:22). Это плод Евангелия – осознания себя последним грешником и принятия спасения в Господе Иисусе Христе, независимо от дел и заслуг.
Братья! Ради истины, ради блага церкви, ради славы Божьей в мире сем, не путайте робкую неуверенность с настоящим смирением в истине.
Джон Пайпер
Материал адаптирован из книги Джона Пайпера «Братья, мы не профессионалы» (John Piper, Brothers, We are Not Professionals, стр. 159-166).
http://www.gracetime.ru/page/Piper-brothers.html