Путь просветления, или Три шага в небо
Путь просветления, или духовного совершенствования, явленный Христом (путь спасения), – это путь смирения. Смирения души и тела (аскеза), сердца (полное самоотречение) и духа (безмолвие богосозерцания, исихазм Восточной Церкви).
Шаг первый. Смирение души и тела:
Остановиться на путях своих. Научиться жить моментом «здесь и сейчас». Воздерживаться в слове, в движениях и в пище. Спрашивают – отвечай, не спрашивают – молчи. Плавные движения, благожелательная речь, спокойный взгляд. Никуда не бежать и никогда не кричать, никому ничего не доказывать и не оправдываться. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Принимать ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть – без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды. С миром. Это аскеза – смирение души и тела, молитва разума и уст.
Шаг второй. Смирение сердца:
Раскрыться пред небом в покаянии, самоотречении и любви, навстречу Богу и стихии. Отречься себя. Расслабиться, отдаться, полностью довериться Богу. Это надо почувствовать, как полет, как на качелях в детстве, до захвата дыхания. Полное доверие, полная отдача, полное самоотречение... «В руки Твои, Господи, отдаю дух, душу и тело мои. Здоровье мое, семью мою, работу мою, достаток, благополучие и безопасность мои... Ты же меня благослови. Ты меня помилуй. И жизнь вечную даруй мне. Аминь...» (Молитва на раскрытие сердца). Это самоотречение – смирение, раскрытие, или молитва сердца.
Шаг третий. Смирение духа:
И, наконец, смирение духа. Войти в свое сердце – скользнуть, провалиться, внутренне упасть в него, как на маты навзничь, – и почувствовать, познать себя уже не как тело, и не как разум, а как дух, имеющий разум, и живущий в теле. Познать Бога в себе. И так и жить – жизнью внутренней, мистической, сокровенной, в мире и радости духовной. Это называется смирением, или молитвой духа. Это называется – спасением...
Вхождение в Божественную реальность:
Душа наполняется до самого края, мысль и помыслы теряются, остается лишь духовное ощущение, чистое духовное знание и дух, как внутреннее ядро сознания. Удивление, ошеломляющее счастье, невинность чувств, нежность, светлая беззаботность, радость, глубокая любовь. И, наконец, святость. Полное погружение в безграничную святость...
www.vedmedenko.org
Протоиерей Олег Ведмеденко
«И блажен, кто не соблазнится
«И блажен, кто не соблазнится обо Мне»
Матфея 11:6.
Этот стих часто истолковывают неправильно. Иисус не искушает. Как можно искуситься через Него? Сказано: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18.7). Иисус не виноват в том, что приходит соблазн. Только из-за нашего несовершенства мы многого не можем вместить, не понимаем, идем не Его путем. Иисус есть Путь. Господь дает нам путь праведности, который ведет в жизнь вечную. Так вот, мы можем сойти с этого пути: влево или вправо. Вот это и есть соблазниться в Иисусе, соблазниться в пути спасения (имя Иисус означает «Спаситель», «Ягве спасает»). Мы можем быть уверены, что идем путем спасения, а в действительности давно свернули с праведной дороги и идем в мир. И мы – слепые поводыри для слепых, ведь тянем за собой ближних своих, семью или паству свою.
Соблазниться в Иисусе влево – значит идти в мир, когда фарисейская закваска начинает овладевать человеком и сокровищница его вмещает тряпки и лоскутья, вместо золота. Как говорит ангел к Церкви в Лаодикии (современный религиозный мир): «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (и здесь видим «нищ», «слеп» со знаком минус). «Советую тебе купить у Меня золото огнём очищенное» (Откр. 3.17-18), – говорит Господь, – золото истинной ценности. Потому что в сокровищнице твоей – лохмотья! Для тех, что сошли влево, то есть пошли в мир, рано или поздно этот путь совращения закончится тем, что заберется и последний талант – вера.
Есть и иной путь совращения – вправо. Мы начинаем подниматься, получать плоды, а потом попадаем в прелесть. Это случается если человек берёт на себя непосильный духовный груз. Берет столько, сколько не может вместить, закладывает такой пост, который не может выдержать. И сказано: имеют ревность к Богу, но не по разумению. И в результате теряют то, что приобрели. Я знаю такие примеры. Беда, когда человек берет на себя больше, чем может понести. Беда и в том случае, если человек не берет того, что мог бы поднять. Идите средним путем, не совращаясь ни влево, ни вправо. Влево свернешь – пойдешь в мир; вправо – упадёшь в прелесть; а в результате – потеряешь всё. Приходит момент протеста: как же так, я работал, а Ты, Господи, забрал у меня эти вещи?!. И человек начинает падать в грех, в соблазны, и теряет всё, что имел. И не понимает, что все через его лжеревность, ревность не по разумению. И не имеет по большому счету значения, в какую сторону мы упадем. Безусловно, большинство падает влево, но для Господа – все равно… Ты все равно сошёл с праведного пути, пути смирения, и ты гибнешь. Так вот, «И блажен, кто не соблазнится обо Мне». Аминь.
http://www.vedmedenko.org/lection.php?num=44
ПРЕЛЕСТЬ
http://www.orthodoxcanada.org/...
В состояние духовной прелести или прельщения попадают в результате либо пленения собственными иллюзиями, либо поддавшись духовным соблазнам врага. Прельщению особенно подвержены те, кто "не соблюдает правила игры", по которым происходит состязание в духовной брани. Прелесть может объять и одного человека, и целую группу людей.
Святой Григорий Синаит предупреждает об опасности прельщения в Добротолюбии7, а отец Церкви, живший в двадцатом веке, блаженной памяти митрополит Антоний (Храповицкий), обеспокоенный вопросами таинства святой исповеди, так описывает массовую духовную прелесть в своём обращении к священникам: Если человеческая безрелигиозность, или малорелигиозность, выражается в маловерии и беспечности, то неогражден от духовных недугов бывает и благочестивый человек, если не имеет мудрого руководителя, в лице живого человека - пастыря, или в лице духовного писателя. Недуг этот называется прелестью, или духовным самообольщением, под коим должно разуметь мнимую близость к Богу или вообще к чему-либо Божественному и сверхъестественному. Такому самообольщению подвергаются иногда и усердные подвижники в обителях и еще чаще, конечно, ревностные к внешним подвигам миряне. Превосходя своих знаемых подвигами поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных видений, или, по крайней мере, благодатных сновидений; во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указания Божии или Ангела Хранителя, а затем уже воображают себя особыми избранниками Божиими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые отцы ни против чего не вооружаются так горячо, как именно против этого недуга - духовной прелести.
Духовная прелесть опасна для души человека, если она скрывается в нем одном, но она опасной и гибельной бывает и для всей местной церковной жизни, если охватит собою целое общество, если окажется где-либо духовной эпидемией, если выразится в целом направлении жизни прихода, округа, епархии или епархий 8.
Последующие слова митрополита Антония более чем справедливы и в отношении того времени, в которое живем мы с вами: " ... у нас может прослыть за пророка всякий, кому не лень и не стыдно выдать себя за такового; как бы ни обманывались люди в его предсказаниях, они не разуверятся в его ведении, а неудачу пророчества будут изъяснять своим непониманием, а лжепророка или лжехриста будут по прежнему окружать почетом, славою и всевозможными приношениями. О гибельных последствиях увлечений этим хлыстовством все знают; начинается оно с подвигов поста и молитвы, а кончается безобразным развратом, или так называемым свальным грехом." 9 .
Не все случаи массового духовного самообмана завершаются беззаконием; иногда бывает, что прельщенные представляются образцово нравственными членами общества, соблюдающими весьма строгие моральные устои. На деле же сатана использует таких людей, чтобы, действуя через них, лишить других спасения, как мы видим, например, в случае соблазнительного "Экуменического Движения", которое кажется столь достохвальным на поверхности, но на самом деле разъедает веру и здравое учение во всех возможных направлениях, подобно коррозии. Цель духовной прелести - разрушение души одного человека или целой группы людей. Непослушание уставу Святой Церкви и ее канонам - вернейший признак массового духовного прельщения и ему пособствующих лже-учителей.
И так и жить – жизнью внутренней, мистической...
Олег,такое чувство,что я нашла себя в Вас! Слава Господу за эти встречи,встречи с самыми лучшими качествами Души,что присущи всему Человечеству! Слава Духу за Его работу в нас! Слава Иисусу за Его благую любовь,которую хочется понять,испить,познать,отдать!
Светлых дней нам всем! Без обольщений и обольстительства! Я верю! Я люблю! А значит- я живу!
Спасибо, Алла!
Коротко и ясно. Чем меньше слов, тем проникновеннее суть.
Тебе спасибо,Валентина,что
Тебе спасибо,Валентина,что находишь время выразить свою доброжелательность и любезность!