Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ НА ПУТИ.

АЛЛА аватар

Омраам Микаэль АЙВАНХОВ

КОСМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ МОРАЛИ

(избранные материалы для ознакомления)

 Глава IX

НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ НА ПУТИ

(Импровизированная лекция)

Большинство людей ищут удовольствия и окунаются в них, как будто на свете нет ничего лучшего. Чтобы показать вам, как ограничены эти люди в своих понятиях, я приведу вам один пример, о котором никто не думает, потому что он взят из доисторических анналов человечества.

Вы знаете, что миллионы лет назад наши предки разжигали костры. Было несколько способов, но один из них состоял в натирании одного куска дерева о другой. Это трение производило сначала тепло, через некоторое время искры, а затем загоралось. Каждый знает это явление, но изучал ли кто-нибудь его, считая, что раз это физическое, механическое явление, оно должно также содержать психологические истины? Нет, мы замечаем вещи и оставляем их лежать, не давая им объяснения.

Давайте посмотрим, что мы можем извлечь из этой практики. Мы берем два куска дерева и трем их один о другой. Трение--это движение, движение производит тепло, а тепло преобразуется в свет. Движение, тепло и свет представляют три стороны человеческого треугольника. Вместе с движением соединяется воля: тепло связано с сердцем, чувствами, любовью, свет--это разум, мысль, мудрость. Также как он производит свет в физическом мире, человек может произвести свет внутри себя.

В его действиях, его работой создается определенное тепло, он начинает чувствовать вещи. Если он тут не остановится, если он знает, как идти дальше, он достигнет понимания, иными словами--света.

Давайте посмотрим на то, что происходит в мире любви. Что мы делаем, когда любим на физическом плане? Символически можно описать, что подобно двум кускам дерева, трение наших тел производит тепло, чувство удовольствия. Все хорошо, но зачем же здесь останавливаться? Почему не появляется свет и яркость? Любовь должна нести разъяснение и просветление. Люди должны понять все тайны творения, стать светящимися и ясновидящими, вместо того, чтобы становиться более идиотичными. Движение и тепло--так люди понимают любовь, и это все: они останавливаются на полпути. А где же свет? Есть наука, которая учит, как производить свет. Чтобы это удалось, он должен смотреть дальше, чем удовольствие, потому что удовольствие поглощает все виды энергии и не даст свету разгореться. Это, дорогие братья и сестры, простые, понятные факты. Мы должны идти до вершины, до света, и не останавливаться на дороге. Конечно, по пути встречаются вещи, на которые можно посмотреть, это завлекательные вещи: но это западня и обман, вы можете не достичь цели. Вот почему я говорю влюбленным: вы приводите вещи в движение и довольствуетесь полуночным теплом, вместо того, чтобы идти к свету: свет--это цель всякой деятельности.

Почти все останавливаются на полпути, потому что вокруг все так очаровательно. Вы не должны останавливаться тут: тут подстерегают сирены. Вспомните Улисса: он был мудрый. Он знал, что на пути встретит сирен, которые постараются отвлечь его своим пением, чтобы потом разорвать его на куски. Он принял меру предосторожности. Он положил вату в уши своих спутников, чтобы они не слышали голоса сирен, а оставив свои уши открытыми, потому что он хотел услышать, он сказал друзьям: "Привяжите мою руку и ногу к мачте, и если я попрошу освободить меня, привяжите меня еще крепче!" Когда лодка приблизилась к острову сирен, Улисс, который мог слышать их пение, потерял голову, и желая достичь их, он приказал своим людям развязать его, угрожая им смертью, если они не подчиняться. Следуя его предыдущему приказанию, они привязали его крепче. Сирены, друзья мои, это отметка половины пути, и здесь останавливаться нельзя. Помните оперу Вагнера "Пасифаль". Герой прибывает на поле, где он видит прекраснейших девушек, которые пытаются соблазнить его. За

их красотой спрятаны змеи. Видите, эти сказки содержат самые

сокровенные секреты оккультизма. Улисс и Пасифаль

символизируют Посвященного, который встречает на пути

соблазны. Он не должен останавливаться, иначе он потеряет

жизнь. Он должен идти до вершины, и здесь он получает все,

что дают ему: развлечение, пение, красоту, любовь.

Это приключение можно представить немного по-другому. Вы должны выполнить задание, чтобы сделать это вам надо пройти через лес. В лесу много цветов и плодов, особенно земляники. Не замечая, что вы теряете время, вы бегаете туда и сюда в поисках земляники (конечно, она великолепна!), пока не наступает вечер. Вы уже не можете найти дороги и вы заблудитесь . Вы слышали звуки животных и ломающихся ветвей, вы испуганы, Вот что случается учениками, которые останавливаются на пути, чтобы набрать земляники! Вы скажете, что никогда не собираете земляники. Допустим, но земляникой могут оказаться хорошенькие девушки, или пара пирожных... Земляника взята символически, и маленькие землянички могут оказаться большими.

Что у вас называется удовольствиями? Вот именно это--земляника, сирены, девушки, цветочки, и если вас победили, вас съедают. Кто? Все элементарные, нежелательные существа, подземные духи. Они видят, что у вас праздник, и приходят отовсюду. В прошлом (и сейчас в восточных странах) когда они праздновали королевскую свадьбу или рождение наследника, устраивался пир, на который приглашали каждого есть и пить, даже нищие и бродяги могли придти. Когда двое возлюбленных находятся на своем пиру, это то же самое. Они производят много еды, очень аппетитной для духов низшего мира, и те приходят, потому что так заведено. А кто получает больше всего: кто берет все? Во всяком случае, не влюбленные. Они тратят; другие потребляют. Неужели нельзя сделать по-другому? Да, это наука, которую следует изучить. Если двое влюбленных знают, как подготовить себя сознательно так, чтобы все внутри них очистилось, одухотворилось и освятилось, тогда они питают ангелов; они не обедняются, и наоборот, обогащаются, становятся красивее, здоровее. почему же преобладает невежество? Величайшее невежество человечества заключается в том, что они не понимают последствий слова "удовольствие", что в поисках только лишь удовольствий человек приглашает на пир все виды низших существ, а себя подвергает опасностям.

Можно много говорить о пиршествах. Когда богатый человек устраивает прием, он подает множество блюд, цветов и серебра, фарфора и дорогих салфеток... Все это очень дорого, и некоторые разоряют себя такими приемами. То же самое происходит и с влюбленными, если они неосведомлены, они тратят свои запасы. Они не знают, не имеют понятия об огромных издержках своих флюидов и энергии, не знают и того, куда уходят их силы. Но посмотрите вскоре после этого на них! Издерганные, ощипанные, разоренные. Нужно понимать, наблюдать и интерпретировать все в соответствии с законом аналогии.

Еще один пример: во время таких приемов, о которых мы говорили, между гостями втесаются карманные воры и мошенники, пользующиеся моментом, чтобы стянуть деньги, драгоценности и предметы искусства. Это же самое и с влюбленными: пока идет пир, вламываются воры, но эти воры хуже обычных, потому что они берут не просто предметы, а все, что в голове и сердце хозяина и хозяйки. Они крадут их вдохновение, их идеи, их планы. Лишенные однажды своих высоких порывов, желания узнать секреты вселенной, два влюбленных остаются со своими другими желаниями, абсолютно прозаическими.

Дорогие братья и сестры, я веду вас к посвященным истинам, которые ранее были открыты мне. Я изучал, я наблюдал людей и видел, что сказанное мною абсолютно верно. Когда человек находится только под влиянием удовольствия или желания, он впускает воров. Он должен идти за пределы этих вещей, чтобы заставить свет гореть. Свет может согласиться с этими пирами, приглашениями, но вместо того, чтобы впускать гангстеров и бродяг, он впускает ангелов и божеств. Когда они приезжают с подарками, все к ним присоединяются, и хозяин получит в сотню раз больше, чем он дал. Потери нет, наоборот, тут происходят откровения, возникают энергии... и человек вновь становится юным. Нужно знать, кого приглашать, но нужно также идти выше удовольствия, простого развлечения. В настоящее время мир пресыщен и потоплен в удовольствии, но это не решение проблемы секса. Если никто не объясняет людям, что удовольствие равносильно остановке на полпути, что если они остановятся, на них наедут нежелаемые силы, у них будут большие затраты, и они потеряют свободу. Когда крылья бабочки тяжелы от влаги, она не может летать. Удовольствие подобно влаге. Когда я вижу того, чьи крылья уже не держат его (говоря символически), я думаю, что произошло с ним, и я понимаю, что он представлял крылья влаге. Слишком много влаги, мне это ясно, не дает возможности летать. А осушить их на свету требуется много времени. Вот причина, дорогие братья и сестры, почему нельзя давать себя одурачить на полпути... идите, пока не дойдете до света.

Я уверен, что многие из тех, кто слушает меня или читает эти слова об удовольствии, будут удивлены или возможно даже огорчены таким чудовищным объяснением. Знаю, что была написана масса книг об удовольствии и беспутной жизни, и весь мир считает удовольствие важной, почти обязательной частью жизни. Для того, чтобы не останавливаться на полпути, не надо думать об удовольствии. Вы спросите: "И никогда не иметь развлечений?" Нет, но вы должны искать более утонченную форму удовольствия, более духовную. Удовольствие, каким его признают сейчас, всегда в конце концов превращается в горечь и яд. Когда вы отрежете кусок свинца, он блестит в течение некоторого времени, а затем тускнеет. Таково и удовольствие, как свинец. Чтобы ваше удовольствие могло оставаться таким ярким и стойким, как золото, вы должны облагородить его, не отдаваясь только удовольствию, а прибавляя еще один элемент: ум. Сделав это можно, заменив идею удовольствия на идею работы.

Работа--вот что совершает человек, когда он решает не терять свои силы и энергию в поисках удовольствия, а использовать их, приведя в действие другие центры, находящиеся выше в мозгу. Вместо того, чтобы допускать внутри себя бури и вулканические извержения, человек должен направлять эту энергию в направлении, которое пробудит новые способности, превратит его в волшебника, посвященного, божественного. Вот как превратить тепло в свет: заменить удовольствие работой, и вот тут-то и начинается настоящее удовольствие, которое не ведет человека к деградации, а поднимает и облагораживает его.

Ле Бонфен, июль, 24, 1969.

 http://forum.galactika.info/viewtopic.php?f=104&t=1496&start=15

На главную

Хорошая статья (основной пост)

Не так давно попадала в руки эта книга, редкая вещь. Интересно, где ты её достала ))

АЛЛА аватар

Как это?

Фламеджи,ведь в Интернете всё есть.

Вот смотри  Айванхов Омраам-Микаэль - Собрание сочинений http://lib.rin.ru/doc/i/113852p1.html

Потом мне захотелось найти просто  ,,Космические законы морали,,

Я ввела в Гугле - ,,Космические законы морали,,читать - и выбрала из предложенных вариантов форум ,,Галактика,,- где есть эта книга http://forum.galactika.info/viewtopic.php?f=104&t=1496

Так и читаю. Я всегда так делаю...дети научили...

Специально покупать книги уже разучилась,сижу читаю здесь.в Интернете. И всегда поглядываю,кто что пишет у нас на сайте...так дни и проходят,а я обогащаюсь новыми впечатлениями. Новыми друзьями,новыми переживаниями от наших взаимоотношений...

Как твои дела?

 

АЛЛА аватар

Ещё в копилочку.

http://www.obretenie.info/txt/aivanhov/vzgljad_nevidim.htm

 Автор:

Омраам Микаэль Айванхов

 Взгляд на невидимое.

 Перевод Е.Лысенко

СОДЕРЖАНИЕ

I Видимое и невидимое

II Ограниченное видение интеллекта, безграничное видение интуиции

III Вхождение в невидимый мир: от Иесода к Тиферету

IV Ясновидение: активность и восприимчивость

V Надо ли спрашивать совета у ясновидящих?

VI Любите, и у вас откроются глаза

VII Послание Неба

VIII Свет зримый и незримый: светлина и виделина

IX Высшие уровни ясновидения

X Духовный глаз

XI Лицезрение Бога

XII Истинное магическое зеркало: вселенская Душа

XIII Сон и действительность

XIV Сон, образ смерти

XV Защищать себя во время сна

XVI Странствия души во время сна

XVII Физическое убежище и убежища психические

XVIII Источники вдохновения

XIX Ощущение предпочтительней ясновидения

 

 

АЛЛА аватар

Благодарю,Учитель!

 Благодарю Вас Учитель за пролитый свет - что есть ясность познания.

...Днем, когда сияет солнце, мы видим все предметы вокруг очень четко: их форму, цвет, размеры, их удаленность от нас... Солнце царит над всем, что ясно, чисто, и из этой ясности происходит точное познание вещей.

Ночью, напротив, даже если светит луна, предметы погружены в полумрак, в котором они кажутся не такими, каковы на самом деле: безобразное может показаться прекрасным, прекрасное - уродливым. В этой мгле, в этой нечеткости невозможно обрести ясное видение реальности. Зато здесь имеется обилие возможностей для воображения, которое также есть некая форма видения, однако такого видения, которое возвышается над физическим планом.

Итак, солнце - царство ясного знания, царство разума: луна же - царство воображения, медиумизма. В действительности у луны есть несколько аспектов, но мы, для простоты, упомянем лишь два: туманный регион, где находятся иллюзии, фантасмагории, искаженные формы, безумие, и регион светлый, представляющий воображение поэтическое, подлинное вдохновение. Многим художникам милее сумеречный регион луны, они гордятся, что своим творчеством вносят элемент ирреальности: грезы, необычность, фантастическое. Однако, этот мир зыбкого и нечеткого, в котором они укрываются, очень опасен, и многие из них стали алкоголиками, сошли с ума или покончили с собой.

В той мере, в какой художники живут и работают в плане более высоком, чем физический , в плане астральном, можно сказать, что художники суть те же ясновидящие, и, разумеется, это уже прогресс, но при условии, что они не застряли в низших частях: эти области должны быть только проходными, их надо преодолевать, чтобы подняться выше и воспринять влияние солнца. К сожалению, многие художники на это неспособны или же если и способны, не делают никакого усилия в этом направлении: их писания, их картины, их музыка - выражение низшего астрального плана, темный лик луны. Несмотря на это они воображают, будто одаряют людей сокровищами. Отнюдь нет, они оказывают очень дурное влияние, ибо сами недостаточно просвещены. У них бесспорно есть дарование, есть талант, но внутри они не обладают элементами солнца, единственно способными привести людей к тем регионам, где они найдет уверенность, покой, свет.

Разумеется, в каком-то смысле невозможно избежать низших регионов астрального плана, ибо они имеются также в нас. Они есть вне нас, но также и в нас самих. Есть день и есть ночь, есть солнце и есть луна. Вы не можете отменить ни ночь, ни луну, однако желательно не слишком поддаваться их влиянию. Луну следует изучать, но когда она проявляется в нас как некая философия, концепция и восприятие мира, лучше ей не доверять.

Итак, старайтесь не увлекаться теми формами искусства, которые вас погружают в сумеречный мир, они не помогут вам видеть ясно, они не сделают вас лучше и помешают вашей эволюции. Конечно, нельзя отрицать, что этот мир полон соблазнов, но люди, позволяющие задержать себя там, не движутся вперед, они останавливаются в своем развитии. В этом символический смысл пассажа из "Одиссеи", где Гомер повествует, как Улисс, проплывая мимо Острова Сирен, велел заткнуть воском уши своих спутников, чтобы их не соблазнили девы с мелодичными голосами, отвлекающие моряков от их пути, чтобы их пожрать. Сирены - один из многих символов существ, астрального плана. Сколько художников стали добычей сирен!

Подобно Улиссу, истинный наставник, знающий сущность вещей, старается предостеречь своих учеников от западней астрального плана и увести их дальше, выше, чтобы там они открыли те единственные реальности, которые стоит открывать: великолепие мира божественного, Тиферет, регион солнца, где все становится чистым и светозарным.

отрывок из главы III Вхождение в невидимый мир: от Иесода к Тиферету Автор:

Омраам Микаэль Айванхов

 Взгляд на невидимое. http://www.obretenie.info/txt/aivanhov/vzgljad_nevidim.htm#03

АЛЛА аватар

Дирижёр своей жизни.

Сегодня видела такую мысль-человек - дирижёр,спиной ко мне.

И не зря! Такую поучительную историю нашла в Гугле.

 История успеха или притча о том, как важны в жизни мечты.

Когда Гильберту Каплану было всего 25 лет, он открыл свой первый журнал. Он был человеком очень упорным и целеустремлённым, он отдавался работе полностью. Поэтому не удивительно, что за пятнадцать лет работы его журнал стал одним из самых ведущих изданий и выходил огромным тиражом. Но для того, чтобы достичь такого успеха Каплану приходилось работать круглыми сутками.
Но вдруг в возрасте 40 лет Гильберт Каплан продаёт свой успешный бизнес.
Что же случилось?
Всё дело в том, что однажды он услышал Вторую симфонию Малера. Музыка просто восхитила его! Мелодия тронула его душу. Казалось, в нём проснулись чувства, которые до этого очень долго спали, и он даже не догадывался о их существовании.
Кроме того, он решил, что Вторая симфония Малера должна быть сыграна немного по другому. Ему казалось, что это произведение на самом деле ещё великолепнее! То, что он слышал по его мнению было не достойно имени великого Малера.
Поэтому Гильберт Каплан продал своё предприятие и решил стать дирижером. Все эксперты были уверены, что это глупая затея. В таком возрасте начать карьеру дирижёра без каких-либо знаний и навыков невозможно. Знакомые просто посмеивались над нелепой затеей Каплана и называли это чудачеством. Ведь до этого Каплан никогда не дирижировал, не играл ни на каком музыкальном инструменте, не знал ни одной ноты.
Но не смотря ни на что, Каплан не потерял настрой. Напротив, его цель стала ещё заманчивее. Ему хотелось доказать всем, что он сможет стать дирижёром. Он поднял для себя планку ещё выше: он решил, что сыграет Малера так, как никто ещё не играл это произведение до него.
И он стал много трудиться. Он учился у лучших дирижёров мира, он постоянно работал над своей мечтой. И уже через два года она осуществилась!
В 1996 году Гильберт Каплан сыграл самый успешный классический альбом в Соединённых Штатах. В том же году он, как известный дирижёр, открыл фестиваль в Зальцбурге.

Если у человека есть мечта, это уже большая чать дела, потому что мечта - это огромный магнит, который притягивает к себе все обстоятельства, необходимые для её осуществления.

 zolotze.blogspot.com/ 2008_09_01_archive.html

 

АЛЛА аватар

Гилберт Каплан.

Гилберт Каплан

 Густав Малер

(1860 - 1911)

 Симфония № 2

«Воскресение»

до минор

(1894)
для сопрано, альта, смешанного хора и оркестра.
I. Allegro maestoso
II. Andante moderato
III. In ruhig fliessender Bewegung
IV. «Urlicht»
V. Im Tempo des Scherzos

Исполнители:
Латония Мур, сопрано
Надя Михаэль, меццо-сопрано
Хор Венского хорового общества, хормейстер Йоганнес Принц
Венский Филармонический оркестр

 http://intoclassics.net/news/2011-01-03-20623

из комментариев о Каплане...

 . Admirador (iura) (03 Январь 11 15:35)
И я спрашиваю-почему?
И что за дирижёр, "лишённый дирижёрского апломба"? Ящик Пандоры, да и только...

10. Константин (Furtwangler) (03 Январь 11 16:31)
Честно говоря всех деталей я сейчас уже не помню,но дело было примерно так.По его совам,правда через переводчика,ему однажды приснился сам Малер и сказал,что его предназначение на этой земле нести в мир что-то очень высокое через его Вторую симфонию.Я не исключаю,что речь в итоге была о чём-то еврейском но открыто он этого не сказал.И вот проснувшись,он не зная нот и дирижирования взялся за реализацию этого наказа композитора.И теперь он на протяжении многих лет уже ездит и исполняет эту симфонию и только её по всему миру,сам оплачивая оркестры,залы и похоже и эту запись с венцами.

Не знаю можно ли в это верить или нет,но за что купил за то и продаю.Может это просто прихоть богатого человека,но повторюсь в нём не было ничего от дирижёров в том смысле,что он строил из себя величие.Да и вообще как мне показалось он не считает себя дирижёром.Мы просто с ним играли эту симфонию.Может в
этом и правда есть какой-то высший смысл....

...22. Константин (Furtwangler) (04 Январь 11 15:02)
Я не имел конкретно Вас ввиду.Просто как оркестрант я прекрасно знаю цену цинизму оркестровых музыкантов и мнение нью-йоркского тромбониста лично для меня не слишком авторитетно.Вы правы,конечно,что с венцами даже самый слабый дирижёр может выглядеть очень пристойно,чему кстати мы знаем немало примеров и кроме Каплана,но это не меняет сути дела.Каплан не производит впечатление шизофреника обуреваемого какой-то идеей.Давайте допустим на минуту,что рассказ Каплана правда и что это именно его миссия.Поймите меня правильно,я не сторонник таких экспериментов,поскольку к музыке они отношения не имеют,но и отрицать что-то не зная сути не рискну.

и т.д.http://intoclassics.net/news/2011-01-03-20623

 Going Home!

 http://www.youtube.com/watch?v=bVzgTL2oDBU

АЛЛА аватар

Густав Малер жизнь и творчество

Симфония № 2
до минор (1888 - 1894)

Состав исполнителей: 4 флейты, 4 флейты-пикколо, 4 гобоя, 2 английских рожка, 3 кларнета, бас-кларнет, 2 кларнета-пикколо, 4 фагота, контрафагот, 6 валторн, 4 валторны вдали, 6 труб, 4 трубы вдали, 4 тромбона, контрабас-туба, орган, 3 литавры, большой барабан, тарелки, тамтам высокий, тамтам низкий, треугольник, малый барабан, колокольчики, меццо-сопрано-соло, сопрано-соло, смешанный хор, 2 арфы, струнная группа.
История создания

Замысел Второй симфонии относится к 1887 году, когда еще не была закончена Первая, и непосредственно связан с нею: новый симфонический цикл мыслился логически вытекающим из предшествующего. Около семи лет композитор работал над грандиозным произведением. Он успел переменить несколько мест работы - был дирижером оперного театра в Лейпциге, директором Королевской оперы в Будапеште, затем переехал в Гамбург, где также стал дирижером оперного театра. За эти годы появились песни на тексты сборника Арнима и Брентано "Чудесный рог мальчика", в которых выкристаллизовывался характер малеровского мелодизма, своеобразный и выразительный.

В переписке композитор подробно рассказывал об идее столь долго вынашиваемого сочинения: "Я назвал первую часть "Тризна"... в ней я хороню героя моей ре-мажорной симфонии... В то же время эта часть великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это - только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, - тот должен дать какой-нибудь ответ; и этот ответ я даю в последней части... Вторая часть - воспоминание! Солнечный луч, чистый и безмятежный, из жизни моего героя.

С Вами это, наверное, случалось: Вы похоронили дорогого Вам человека, а потом, может быть, на обратном пути, возникает внезапно картина давно прошедшей минуты счастья; ничем не омраченное воспоминание проникает Вам в душу как солнечный луч, - и Вы почти забываете, что произошло недавно. Это 2-я часть. Если Вы потом пробуждаетесь от этого грустного сна и должны вернуться в суматоху жизни, то с Вами легко может случиться, что эта вечно подвижная, всегда беспокойная, всегда непонятная суета станет страшна для Вас, словно кружение фигур в ярко освещенном бальном зале, куда Вы заглядываете из ночной тьмы с такого расстояния, что музыка больше не слышна. Тогда жизнь становится для Вас бессмыслицей, страшным сном, от которого Вы, может быть, внезапно проснетесь с криком отвращения. Это - третья часть! Что следует затем, - Вам ясно!"

Поставив вопрос о жизни и смерти человека, о смысле человеческой жизни и ее ценности, Малер пришел к очень конкретному, в сущности, программному воплощению содержания, хотя программы симфонии никогда не публиковал. Лишь тексты вокальных эпизодов, включенных в симфонию, могли натолкнуть чутких слушателей на путь программного восприятия музыки.

В одном из писем Малера есть следующее высказывание: "Если я задумываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи". Обратим внимание: слово - не как носителя смысла, содержания произведения, не как носителя программы, но исключительно как носителя музыкальной идеи, то есть просто выразительное средство в ряду других выразительных средств, используемых композитором. В четвертой части Второй симфонии впервые в творчестве Малера наступил такой момент. Часть эта - песня на текст сборника Арнима и Брентано "Чудесный рог мальчика":
О красная розочка!
Удел наш - нужда и скорбь, удел наш - печаль!
О если бы мог я в небесную даль,
В небесную даль вознестись отсюда!.
Путем я широким там иду,
Но хочет ангел, чтоб вспять я вернулся,
О нет, я вспять уж не вернусь;
Я Божья тварь и к Богу стремлюсь...

Стихов, которые отразили бы идею пятой части, финала симфонии, Малер не мог найти очень долго. Несколько строф он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов. В разгар работы над симфонией пришло известие о смерти одного из крупнейших дирижеров того времени Ганса фон Бюлова, перед которым Малер преклонялся. Печальное известие произвело на композитора огромное впечатление. На торжественной панихиде, в числе другой музыки, прозвучал хорал на стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Фридриха Клопштока "Ты воскреснешь, да, воскреснешь после недолгого сна". Малер был потрясен: прозвучали те строки, которые он так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как Симфония Воскресения. Впервые в ней проявился глубокий интерес Малера к христианской идее, склонность к христианскому мистицизму, отнюдь не надуманная и не конъюнктурная, а вызванная искренней душевной предрасположенностью. Закончен гигантский симфонический цикл был 28 декабря 1894 года. И лишь через год, 13 декабря 1895 года в Берлине под управлением автора состоялась премьера.
Музыка

Первая часть. В грозном рокоте басов струнных постепенно "собирается" мощная и скорбная маршевая тема главной партии. Звучащая сначала у скрипок и альтов, она затем подхватывается всем оркестром. Ее сменяет простая и спокойная, звучащая у деревянных духовых подобно задушевной песне, побочная тема. Она воспринимается как оазис, как желанный отдых на трудном пути и, подобно оазису в пустыне, быстро остается позади, вновь сменяемая драматически-напряженными звучаниями музыки главной партии. На ее интонациях и строится вся первая часть симфонии. В мощный звуковой поток вплетаются мотивы, напоминающие о Первой симфонии - ведь это хоронят ее героя. Появляется хорал, который напоминает напев Dies irae. Время от времени музыкальное развитие прерывается мягким движением побочной партии, но неуклонно возвращаются скорбные интонации, которым и завершается первая часть.

Вторая часть вносит светлый контраст. Легко, грациозно и чуть-чуть лукаво звучит у скрипок изящная мелодия лендлера. В ней действительно "солнечный луч", когда-то осветивший жизнь героя, его беззаботная улыбка. Первую тему сменяет вторая, сходная по характеру. На их чередовании и построено все музыкальное развитие.

Третья часть - тоже лендлер, но совершенно иного плана. Это своеобразное perpetuum mobile - оркестровое переложение песни из сборника "Чудесный рог мальчика", незадолго до того законченной Малером. Песня, называемая "Проповедь Антония Падуанского рыбам", повествует о том, как святой Антоний проповедовал рыбам, уча их любви к ближнему. Но, с удовольствием прослушав проповедь, рыбы по-прежнему продолжали пожирать друг друга. Помещение оркестрового переложения подобной песни в качестве части симфонии, посвященной разрешению вопроса о смысле и ценности жизни, безусловно, имеет глубокий трагический смысл. К счастью, это еще не окончательный вывод, а лишь одна из ступеней, по которым движется мысль автора. Вся часть, играющая роль скерцо, основана на непрерывном движении скользящими шестнадцатыми, в котором на первый план выступают то скрипки, то кларнеты, то флейты, а временами все инструменты сливаются все в том же непрерывном движении.

В четвертой части действие как будто останавливается. На смену непрерывно разворачивающимся картинам приходит глубокое раздумье. Вместо непрерывного равномерного движения - медленный, гибко дышащий переменный метр, спокойная мелодия, из коротких фраз вырастающая в длительный свободный распев. Начинается эта краткая часть сурово - с аскетической хоральной темы в звучании медных и низких деревянных инструментов. Но с вступлением голоса все меняется. Оркестровая фактура прозрачна - только струнные и отдельные ходы двух труб сопровождают голос солистки, да гобой тихо ей подпевает. Оркестровка меняется, но остается прозрачной, словно сама музыка вслушивается в сокровенное. Именно здесь, во внешне непритязательных, наивных словах народной песни звучит мучительный вопрос: "Зачем ты жил? Имеет все это какую-нибудь ценность?" Горько и недоуменно звучит этот вопрос после трагического гротеска предшествующей части. И композитор, в конце концов, Дает ответ на него.

Финал начинается с исступленного фортиссимо tutti оркестра. Внезапно звучность снимается. После тихих, будто настороженных, перекличек отдельных инструментов вступают с фанфарной темой валторны. Это "глас вопиющего в пустыне" (ремарка самого композитора). Следующая тема финала - уже слышанный нами в первой части напев Dies irae. А вслед, на фоне затаенно шелестящих скрипок, - стонущие ниспадающие ходы у деревянных духовых инструментов. Вновь вступившая тема Dies irae знаменует начало грандиозного центрального раздела финала - разработки, в которой происходит страшное борение, поиски ответа. И он найден. В последний раз, теперь уже в просветленном звучании появляется "глас вопиющего в пустыне", а вслед за ним звучит торжественный гимн на стихи оды Клопштока "Ты воскреснешь", захватывающий и потрясающий своим величием.

 http://www.mahler2007.narod.ru/Symphony2.htm

 Mahler: Symphony No. 2 (Resurrection)

 http://www.youtube.com/watch?v=d6idPaGqvV8&feature=related