Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Мир не то, что он есть. Мир это то, что есть ты.

nabel аватар

Истина знания и истина состояния

Есть два рода истин: истина знания, выражающаяся в утвердительных суждениях или формулах, и истина Состояния, определяемая качеством жизни человека. Знания человека, его представления о себе и о мире зависят от его Состояния, то есть определяются качеством его внутренней жизни, и не могут превосходить обозначенные им пределы.

Одним из главных предрассудков современности является представление об автономности знания от того, кто, когда и в каком Состоянии им владеет. В действительности знание также имеет характеристику качества, соответствующего реальному Состоянию знающего.

Качество — характеристика, счету и измерению не поддающаяся. Попробуйте определить цифровым коэффициентом качество стихотворения или музыки, качество сыра или вина. Об этих и многих подобных вещах мы можем судить лишь при помощи иносказаний, символов и условных обозначений. И все же мы постоянно сравниваем и определяем качество явлений, пользуясь для этого связанными с данным явлением измеримыми параметрами или просто интуицией. Однако сопутствующие измеримые параметры могут все же косвенно рассказать нам немного о качестве явления. Возникшая сто с небольшим лет тому назад психологическая наука, во всяком случае, человеческим Состоянием не занимается. В двух стоящих сегодня на прилавках московских книжных магазинов психологических энциклопедиях⁵ вообще отсутствуют статьи на тему «Состояние», хотя во второй есть статья «Настроение».

«Осел, который доставил вас к этим воротам, должен быть отослан, если вы хотите пройти через них», — это изречение касается знания, если человек пришел к мудрости через знание. Человек идет дальше знания.

Состояние и состояние сознания

Читающий или слушающий эти слова, в каком ты сейчас Состоянии? Доволен ли ты твоим Состоянием? Обладаешь ли ты ясным вниманием, спокойным умом, чистой совестью? Свободен ли ты от явной или подспудной тревоги? И, наконец: способен ли ты изменить свое Состояние?

Если ты честно ответишь на эти все эти вопросы словом «нет», если ты давно уже стремишься стабилизировать свой внутренний мир, освободиться от угнетенности, от клеш (так в буддизме называются наши непрерывные эмоциональные и нравственные колебания), от разочарований, если ты, наконец, увидел, что в твоей жизни все сводится к тому, можешь ли ты по своему желанию достигать и удерживать добротную ясность и высоту Состояния, без которых невозможно твое благополучие ни в высших, ни даже в низших мирах, тогда этот текст для тебя. Читай, возражай, соглашайся и строй с его помощью или вопреки ему свою собственную метафизику Состояний. Итак, в путь! И пусть тебя ведет твой гений!

Есть еще одно условие, по которому отбирается читатель этой книги. Ты должен подвергнуть сомнению все религиозные и философские догмы и сказать себе ясно и твердо: это все не для меня. Дело не в том, что ты для них плох или они плохи сами по себе, а в том, что эти пути существуют для другого человеческого типа, для людей без инициативы, призванных следовать внешним догматам и указаниям. Ты должен будешь сам создавать для себя цели, сам давать себе указания, учиться и учить одновременно. Однако сначала вслушайся в идею работы с Состоянием. Идея такой работы лежит в основе всех религий и путей.

Я предлагаю определить «Состояние» как качество нашего субъективного пространства. То, что мы все обладаем субъективным пространством, самоочевидно. То, что у всех оно разное, — тоже очевидно. Остается показать, что одно пространство может качественно отличаться от другого и что это различие Состояний в свою очередь определяет мышление, эмоциональную сферу и поведение человека. Состояние человека в процессе художественного творчества явно отличается от Состояния человека, одержимого злобой и ненавистью, терзаемого гневом и завистью, болью и раздвоенностью. Речь идет о качественно разных Состояниях двух людей, даже если они не художники и не злодеи, а просто люди высокой и низкой душевной организации. Первых мы видим как людей просветленных и мудрых; вторых — как людей с омраченным внутренним миром. Но и один человек в разное время может находиться в различных Состояниях. С изменением качества нашего субъективного пространства в целом меняются и разные аспекты этого целого — мышление, эмоции и поведение.

Это утверждение сталкивается с каменной стеной предубеждений. В наш век уравнительных идеологий говорить о разном качестве внутренней жизни: качественно разных мотивах, эмоциях и идеях — это значит посягать на основу основ эгалитаризма. Все равны, законы писаны для всех, а тут появляется опасность новой стратификации — по качеству Состояния. Наши Состояния колеблются и все же тяготеют к некоторой стабильности, то есть собираются в некотором среднем диапазоне, который мы определяем как диапазон «нормального», или базового Состояния человека. В этом диапазоне можно провести пересекающую его воображаемую горизонтальную линию так называемого нулевого Состояния.

Речь идет не о состояниях сознания, а о Состоянии человека, то есть о качестве его субъективного пространства в целом. Состояния сознания (states of consciousness) — это калька, мало пригодная для описания всего нашего внутреннего пространства. Сознание — это только одна из частей, один из аспектов этого пространства. Наше субъективное пространство включает в себя не только сознание, но и чувства человека, то есть его влечения, страхи, ожидания, надежды и т.п., а также огромный мир его ощущений, восприятий, воображения, интуиции, снов и сверхчувственных переживаний. Также мы включаем сюда базовое ощущение своего существования и существования мира, которое выражается глаголом «быть». Называть все это «состоянием сознания» — значит неправомерно расширять границы понятия сознание, имеющего более узкое значение. Сознание — это область деятельности человеческого ума. Имеется еще подсознание и сверхсознание, и они находятся уже за пределами сознания. Понятие Состояние (Состояние человека, качество его внутренней жизни) охватывает весь объем нашей психической жизни, обладающей, как это давно заметили философы, непосредственной достоверностью для каждого человека.

Отрывок из книги Аркадия Ровнера «Секрет настоящей радости. Лёгкая субстанция состояний»

https://arkadyrovner.ru/glava-2-sostoyanie-pervye-priblizheniya

***

Аркадий Ровнер: "Кто есть мастер?"

Аркадий Борисович Ровнер (1940–2019) — русский писатель, поэт, переводчик, издатель и культуролог.

Родился в Одессе. Среднюю школу окончил в Тбилиси (1958). Учился на философском факультете МГУ и в докторантуре Колумбийского университета в Нью-Йорке. Сформированный в атмосфере российских шестидесятых, в 1973 году эмигрировал в США.

Преподавал курсы по патристике, восточным религиям и современному мистицизму в университетах Вашингтона, Нью-Йорка и Москвы.

Сочетая элементы разнообразных традиций, он создал традицию работы с состоянием, основанную на развитии вертикальной памяти и осознанного присутствия в условиях повседневной жизни — Институт культуры состояний.