Осознание себя: 7 уровней на пути становления личности
Осознание своего "Я" есть результат становления человека как личности.
советский психолог А.Н.Леонтьев
Путь становления человека как личности - это движение к психологической зрелости и взрослению, которому способствует осознание себя на разных уровнях психического функционирования.
Осознание себя 7 уровней на пути становления личности
Описать одним определением, что такое осознавать себя - недостаточно. Но к осознанию себя можно отнести следующие психические процессы человека:
- размышление о мотивах, чувствах и своем поведении;
- чувственное реагирование на мысли, мотивы, побуждения;
- понимание происходящего во внутреннем мире и влияние этого на внешний мир;
- готовность к решениям и действиям;
- согласованность внутренних решений и внешних действий.
То есть, осознанием себя будет являться процесс приобретения собственного знания о себе. Недостаточно только думать, ощущать и понимать себя, важно почувствовать себя, принять решение действовать и получить полный практический опыт знания. Только осознание себя, своих поступков и окружающей реальности происходит в процессе осуществления деятельности.
Как это процесс выглядит в жизни? Например, человек понимает, что в момент ссоры не надо повышать голос, потому что это всегда приводит к нежелательному результату. Есть осознание на уровне понимания, но происходит ссора, и человек на автомате повышает голос, можно сказать, что действия обычны согласно прошлому опыту. При полном осознании (своем собственном знании) понимание себя, слов, мыслей, чувств и действий сразу будет направлено на разрешение конфликта.
Какие бывают уровни осознания себя ?
Я их называю - 7 уровней на пути становления личности. Основой служит модель логических уровней сознания одного из основоположника НЛП Роберта Дилтса. Я использую расширенный и содержательный вариант модели, важный для психологической работы с клиентом.
Предназначением этого инструмента является то, что у человека существуют разные уровни осознания себя, каждый уровень определяется важными вопросами, который человек ставит перед собой, и на каком уровне осознания себя человек находится в настоящее время.
1 уровень - это окружение. Внешняя среда, в которой находится сам человек и люди, с которыми он взаимодействует большую часть времени. Личность может характеризоваться окружением, поэтому человек зачастую стремится продемонстрировать себя в обществе значимых для него людей. Вопросы, которые возникают на данном уровне осознания себя: "Где?", "Когда?", "С кем?", "Сколько?". Когда человек имеет склонность ставить интересы людей из окружения выше своих, то человек полагается не на свои желания и потребности, а исходит из того, что важно другим. Если человек хочет изменить свое окружение, ему нужно изменить свое поведение - то есть решение будет на другом уровне сознания себя.
2 уровень - это поведение. Слова, действия, поступки человека формируются под воздействием не только внутренних процессов, но и социальной среды. На этом уровне осознания себя человек обычно задает вопросы во вне: "Что делать?" и "Кто виноват?". Если человек не ищет вариантов решения на данные вопросы, то возможно есть желание переложить ответственность на обстоятельства или других людей. А конструктивными вопросами на уровне поведения являются обращенные к себе вопросы: "Чем я занимаюсь?", "Каковы мои планы?", "Что я делаю для этого и что я получаю?". Ответив на эти вопросы, приходит понимание того - почему я имею то, что имею, и кто в этом виноват.
3 уровень - это навыки и умения. Когда человек осознает, что хочет достичь определенных умений и навыков, он ищет возможности овладеть ими, задавая вопросы: "Как?" и "Каким образом?". Навыки и умения начинают формироваться в родительской семье как принятый сценарий поведения, основанный на подражании. Они могут быть продуктивными и деструктивными. Если человек осознает, что навыки, применяемые им в стрессовых ситуациях, не изменяют его поведения и реагирования, то решением может быть овладение новыми навыками. Задача этого уровня - осознать какими навыками и умениями необходимо обладать для решения проблемы, может только сам человек, и только он знает как он это будет делать. Когда у человека изменяются навыки, то изменяется и его поведение.
4 уровень - это убеждения. Убеждениями можно назвать обобщения, связанные с системой ценностей человека, с его представлениями о своей личности, в своем месте в семье и обществе. Основаны на принятии человеком каких-либо сведений, идей, принципов, которые могут быть сформированы самостоятельно или под воздействием чужих убеждений. Когда человек задает себе вопросы: "Что это для меня?", "Зачем это мне?", "Для чего?", то он осознает какими убеждениями руководствуется, какие из них способствуют личностному росту, а какие могут мешать решению необходимых вопросов. В соответствии с убеждениями человек может формировать свои навыки.
5 уровень - это мировоззрение. Зрение на мир, карта мира, сформированная система взглядов, в зависимости от тех условий, в которых вырос человек. На этом уровне осознания себя человек задает себе вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?". У одних мир полон возможностей, а у других полон ограничений, которые могут сужать мировоззрение. Но мировоззрение это не мир, а карта мира, и его можно откорректировать. Мировоззрение определяет и выстраивает убеждения человека.
6 уровень - это идентичность. Это уровень осознания себя, на котором человек задумываясь о своем истинном "Я" задает себе вопрос: "Кто я?". Идентичность можно рассматривать с определенными жизненными ролями. Каждая роль - это часть личности (субличность). Основные роли: сын-дочь, мать-отец, муж-жена, брат-сестра, мужчина-женщина, профессионал - студент (и другие социальные роли), друг- подруга. Если все субличности активно проявляются в жизни и в истинном своем значении, то можно говорить о состоявшейся личности. Идентификация своей личности тесно связана с мировоззрением человека.
7 уровень - это высший уровень "Я". Понятие высшего уровня "Я" существует у представителей религиозных учений, у выдающихся психологов, создателей психотерапевтических направлений. Высшим уровнем "Я" называют - Самость, духовное "Я", духовное сознание, высшая самореализация, Лик, источник любви и многое другое. Когда человек стремится к осознанию высшего уровня "Я", он задается вопросом о смысле своей жизни, своем предназначении, своей миссии: "Во имя чего?", "Ради чего?". Человек приходит на землю расти, стать зрелой личностью. Рост личности осуществляется через утверждение и обогащение Эго: через достижения в учебе, в труде, карьере, через успехи в создании семьи, материального благополучия и авторитета. В процессе своего развития, превращая переживания в опыт, личность может стремится к благодарности, духовному совершенствованию, устремлению к высшему "Я".
В психотерапии работа идет на всех уровнях осознания себя, но важным уровнем является - коррекция убеждений и мировоззрения. Психолог, задавая вопросы с более высокого уровня осознания себя, может помочь клиенту подняться на этот уровень, расширить представления о своем запросе и осознать, что реализация запроса произойдет только через собственные действия.
Демирелли Яна Витальевна
Психолог, Консультант Интегративный подход — г. Анталья (Турция)