Три преграды на Пути духовного развития
От автора:
Хокку:
«Лестница в небо длинна,
Но, лишь пройдя середину,
Осознаёшь, что дошёл»*
Начало
Все мы куда-то идём. Во всех смыслах. Кто-то целенаправленно, кто-то просто за компанию. Для кого-то целью является духовный рост, для кого-то этот рост и стал причиной отправки в путешествие, кто-то вообще пока ещё не понял, идёт он куда-то или стоит на месте.
Перед многими решившими чего-то достичь в личностном развитии в определённый момент встают серьёзные преграды, преодолеть которые удаётся не всем. Об этих преградах и о способах их преодоления мы сегодня и поговорим.
Три преграды на Пути духовного развития
Первая Преграда: «Другие ещё не идут по истинному Пути»
Однажды мы узнаём, что существуют определённые нравственные принципы, следовать которым - благостно, а не следовать – аморально. Определённому набору этих принципов мы и начинаем следовать, выбирая свой духовный Путь. Следовать начинаем усиленно и самоотречённо. Однако наше «окружение» продолжает жить так, как жило и раньше.
И вот, мы перестали, например, есть мясо, а они продолжают, мы перестали, опять же например, употреблять алкоголь, а они продолжают. И, вроде бы, люди они хорошие, да только наш ум уже безоговорочно причислил их к числу аморальных, неправильно живущих людей. Хотим ли мы видеть их такими?! Разумеется, нет. И что мы начинаем делать?! Мы начинаем убеждать их стать другими, такими, которыми им срочно нужно стать, а они начинают смотреть на нас как на сумасшедших.
Оказывается, этому «сумасшествию» есть название: «болезнь новичка». Так, например, если недавно переставший курить с презрением смотрит на всех травящихся табаком, а только начавший бегать по утрам, возвращаясь с пробежки, с усмешкой глядит на тех, кто, только проснувшись, вышел на работу, то речь идёт именно об этом состоянии. Как говорится, никто так не отталкивает от практики, как неистово её практикующий.
К слову, нравственных принципов не так мало, как кажется на первый взгляд.
Например, безоценочность суждений – такой же нравственный принцип, как и ненасилие там, где это возможно. Однако же мы, пытаясь «помочь», можем нарушить оба этих принципа.
Если мой набор принципов не соответствует чьему-то, это не значит, что я иду духовным Путём, а он нет, и наоборот. Важно лишь, расширяю ли я набор таких принципов или сужаю. И важно это, в первую очередь, для меня или его самого.
Духовных практик больше, чем чья-то одна. Поэтому есть смысл заняться самосовершенствованием, а не насильным совершенствованием обесцененных нами других. Возможно, они уже давно идут по Пути, на который мы сделали только первый шаг.
А сделали ли мы этот шаг вообще?!
Вторая Преграда: «Только мой Путь является правильным»
Тропинок на гору под названием «Саморазвитие» множество. Звать всех своих знакомых и незнакомых людей идти только по своей - это отрицать возможность других тропинок привести к вершине. Но если быть до конца искренними, то мы и сами не можем быть до конца уверены в том, что наша тропа приведёт на самый верх. Те же, кто уже дошёл до самой вершины, с удивлением обнаруживают, что тропинок не меньше, чем и самих идущих, и что почти все Пути ведут наверх.
Кому-то скучно идти одному, кому-то не хватает уверенности в том, что он один дойдёт, но это не повод заставлять зависящих от вас людей вместе с Вами преодолевать необходимые только вам трудности.
В одной из песен Владимира Высоцкого звучат очень правильные слова на эту же тему: «Эй, вы, задние! Делай, как я. Это значит - не надо за мной. Колея эта - только моя! Выбирайтесь своей колеей!».
Правильны эти слова потому, что выбранный нами Путь во многом отражает нашу индивидуальность со всем многообразием наших стремлений, ожиданий и интересов. «Зачесать всех под одну гребёнку», заставляя идти нашим Путём, - означает заполнить свою тропинку теми, кого она не устраивает и кто в будущем при первой же возможности с неё сойдёт, разочаровавшись и в этом Пути, и в нас.
Стоит признать: «Есть люди, которые никогда не пойдут по моему Пути и, возможно, не считают его верным. Это их право и проявление их свободы выбора. Моё право – идти выбранным Путём, не упрекая других в их выборе». Если вы продаёте суперкачественную посуду, это не значит, что все должны ей пользоваться. Если вы прочитали суперкнигу, это не значит, что все должны её прочитать, а прочитав, наполниться суперчувствами. Достаточно того, что вы не скрываете свой путь от других. Если это и их Путь, они его выберут своим самостоятельно, а если нет… это только их дело.
Тропинки у каждого под ногами разные, и не все они меряются только длиной или крутостью наклона. Именно поэтому сравнивать себя следует только с собой вчерашним, а не с тем, кто, идя дольше, пока прошёл меньше. Возможно, всё это время он преодолевал те непроходимые болота, которые нас ещё только ждут впереди. Пути у всех разные и условия разные. Самое главное – двигаться по горе вверх, а не вниз. А это ощущается очень просто – увеличивается в человеке любовь ко всем живым существам или уменьшается. Вот и весь критерий.
Третья Преграда: «Мой Путь почему-то не устранил всех моих проблем»
Эта преграда опасна своей противоречивостью. Она отвернула в нескольких шагах от Цели множество идущих. Истина такова, что духовная практика обостряет проблемы, она усложняет Путь, избавляя от ненужных преград, но создавая трудности, необходимые для глубины наших пониманий.
В нашем товарно-денежном сознании есть одно заблуждение, которое причиняет нам множество беспокойств, ведь «если мы что-то отдали – то мы обязательно должны получить что-то взамен». Нам просто обязаны в обмен на наши «духовные шаги» выдать пропуск в Рай, диплом Просветлённого или разрешение «больше-Сюда-никогда-не-возвращаться». А что, если «не получить желаемое» – это уже награда?! Что, если именно это и является показателем Освобождения от нашего вездесущего «Дай»?! Духовная практика – это, в первую очередь, «Отдай» без уверенности в том, что это вернётся. Постарайтесь понять это.
Люди, вставшие на Путь духовного развития, находятся под пристальным вниманием окружающих. Это и есть условия, в которых мы сможем качественно развиваться. Рабочие завода в цехах металлообработки носят тёмную спецодежду для того, чтобы машинное масло и грязь были не так сильно видны. Врачи носят белые халаты для того, чтобы малейшие загрязнения или брызги крови сразу бросались в глаза. Если вы намеренно «надеваете чистейшее белое» (речь идёт вовсе не об одежде), то знайте, что вам придётся тщательнее оберегать Его от грязи и чаще Его чистить. А иначе любой проходящий мимо вас в очень грязном тёмном может справедливо упрекнуть вас в вашем слегка запачканном светлом. Путь – это трудно от слова «труд». Поэтому неготовым к трудностям следует изначально ознакомиться с маршрутом этого Пути.
«Истина такова, что духовная практика обостряет проблемы, она усложняет Путь, избавляя от ненужных преград, но создавая сложности, необходимые для глубины наших пониманий».
Путь - это не только возможности, это и стиль реализации этих возможностей. Реализовывать их необходимо самому, как и достигать каких-то успехов в спортзале. Сколько бы тренер ни показывал нам эффективные упражнения, выполнять их предстоит только нам самим. Для того и даны наставники-тренеры, чтобы ознакомить нас с графиком и с содержанием тренировок. Возможно, в том кружке жонглирования, в который вы записались, жонглируют пятипудовыми гирями. Уточните заранее.
Завершение
Духовный рост не должен быть болезненным и страшным. Это не что-то травмирующее или разделяющее людей на противоборствующие группы. Это совместный путь с разных точек бытия в одну общую. Путь, наполненный радостью, содействием и … препятствиями.
Препятствия созданы для того, чтобы их преодолевать. В конечном счёте, преодоление препятствий – это и есть Путь. Путь одновременно и на вершину мироздания, и вглубь своего любящего и принимающего других сердца, где это мироздание и находится. Путь, имеющий цель, но не имеющий конца.
Примите как есть!
С любовью и пожеланиями счастья,
Скобёлкин Артём Сергеевич,
кризисный психолог, психотерапевт.