Вербальный интеллект — показатели и методы развития
Интеллект каждого человека можно разделить на несколько типов,отвечающих за разные виды деятельности и спектры эмоций. Сегодня мы поговорим о вербальном интеллекте. Если упросить понятие, то можно сказать, что вербальное мышление — это грамотное использование слов для выражения чувств и эмоций.
Показатели высокого уровня вербального интеллекта
Люди, у которых существенно развит этот тип мышления, особо чувствительны к звучанию, смыслам и вариантам применения слов. Как правило, вербальным интеллектом с лихвой наделены писатели и поэты, журналисты, публичные ораторы, специалисты по иностранным языкам и представители других профессий, схожих с этими. Те, кто может интуитивно писать без ошибок, прекрасно интонирует в устной речи и живо воспринимает все на слух, — тоже люди развитого вербального интеллекта.
Вербальный интеллект основывается на реальном опыте и отвечает за получение, анализ и дальнейшее применение информации. Чем выше уровень вербального интеллекта, тем легче человеку получать новые знания и применять их в реальной жизни. Считается, что люди с развитым вербальным интеллектом — гуманитарии. Они отлично работают с информацией, хорошо запоминают имена, даты событий, стихотворения и афоризмы.
Развитие вербального интеллекта у детей
Для детей развитие вербального интеллекта начинается с общения с семьей, обучения письму и чтению в садике и школе. Понять, насколько у ребенка развит этот тип интеллекта, можно в процессе общения: узнавать, любит ли ребенок читать, нравится ли ему изучать родной и иностранный языки, какие оценки он получает за сочинения и диктанты, нравятся ли ему игры, связанные со словами (каламбуры, ребусы, кроссворды), любит ли он писать письма или вести дневник (бумажный или электронный)?
Также существует множество упражнений и игр, направленных на выявление способностей и развитие вербального интеллекта, вот некоторые из них:
Составьте предложение, заменив в нем одно слово так, чтобы оно совсем не подходило по смыслу. Попросите ребенка найти это слово и заменить его на нужное. Например, «Маша замерзла и надела купальник (на самом деле, свитер)».
Зачитайте ребенку 8-10 пар слов, соотносящихся друг с другом по смыслу, попросите запомнить эти слова. Затем читайте заново, но только первые слова из пар и просите ребенка вспомнить вторые слова, подходящие им. Например, гитара — музыка, компьютер — интернет, диван — подушка и так далее.
Кроссворды, ребусы, составление нескольких слов из одного длинного слова. Все эти занятия отлично развивают вербальный интеллект. Если они искренне нравятся ребенку, значит подходят его типу мышления.
Предложите ребенку придумать альтернативный конец для любимой сказки или мультика.
Возьмите несколько разных случайных слов и попросите ребенка составить из них связное предложение. Чем меньше слова сочетаются друг с другом, тем интереснее.
* * *
Люди с развитым вербальным интеллектом могут найти себя в разных сферах деятельности: в науке, маркетинге, публичных выступлениях и актерском мастерстве, в журналистике и политике. Способность легко усваивать новую информацию и интерпретировать ее в устную и письменную речь — большое подспорье для успешной профессиональной деятельности и весьма интересной и насыщенной социальной жизни.
Очень важно грамотно направлять ребенка в развитии его способностей и не отбить ему охоту к чтению и изучению нового, чтобы в дальнейшем он смог применить свои способности и тип мышления продуктивно и с вдохновением.