Пропустить навигацию.
изменись сам-изменится мир

Что такое медиаграмотность, и почему ей следует научиться

nabel аватар

Свобода слова и современных медиа при всех своих плюсах связана и с серьезной проблемой – достоверностью информации. Зачастую, на разных ресурсах потребитель может найти противоречащие друг другу сведения, и возникает сложность в определении истины. Поэтому вся медиаинформация нуждается в грамотном анализе и осознанном потреблении.

Что понимают под медиаграмотностью

Эксперты уверены, что медиаграмотными должны быть не только журналисты, но и обычные люди, потребители медиаконтента, который подчас несет искаженную информацию. По сути, медиаграмотность – это умение потреблять и создавать медиапродукты, а также критически относиться к получаемым сведениям. В условиях новой информационной культуры это качество человека становится особенно важным.

Понятие «медиа» в современных условиях существенно расширилось. Сегодня это не только СМИ, но и вся цифровая среда, которая особенно активно используется молодежью. Поэтому медиаграмотность эксперты называют важной частью бытовой грамотности. Очень важно, чтобы с ранних лет дети понимали, как правильно ориентироваться в огромных потоках информации, ведь вся их жизнь сегодня происходит в медиасреде.

Зачем учиться медиаграмотности

С информацией различного толка современный потребитель сталкивается ежедневно. При этом ее объем в десятки раз выше, чем, к примеру, в начале прошлого века. Получить новости о США, происшествиях в мире и родной стране медиапользователь может в любой момент, просто воспользовавшись любым из доступных медиа. Эта информация формирует представление человека обо всем, что его окружает, а также оказывает существенное влияние на его мировоззрение, а в целом – и на экономическую стабильность, политическую ситуацию.

Как формировать медиаграмотность

Общие рекомендации по правильному потреблению медиаинформации, в целом, просты.

- Прежде всего, необходимо всегда надежно защищать свои персональные данные.

Надежные пароли, использование проверенных защищенных ресурсов – первый шаг на пути грамотного медиапотребления.

- Изучая информацию о том или ином событии, следует брать сведения из разных источников. Это поможет сформировать целостную картину ситуации.

- При этом следует внимательно подходить к выбору этих источников информации, доверять тем, которые подкрепляют данные фактами, доказательствами.

- В целом же все сведения нужно воспринимать критически, вне зависимости от того, где они получены. 

Источник

 

                                                      ***  

Как оставаться на гребне информационной волны, а не оказаться под информационной лавиной или даже под цунами новомодных знаний?

 

 

В этом видео тезисно приведены 10 очень важных для преодоления опасных тенденций эры информации принципов, которые нужно учитывать каждому человеку, желающему оставаться на гребне информационной волны!

nabel аватар

Мастерство медиаграмотности для детей: фейк-ньюс

Современные электронные носители – компьютеры, планшеты, смартфоны – навсегда пришли в наши дома. Новые устройства приносят много пользы пользователям. Мы также знаем, что они будут сопровождать нас и наших детей в течение многих лет. Вот почему особенно важно научить детей, как использовать электронные гаджеты ответственно и разработать правила, которые позволят им безопасно находиться в цифровой реальности.

Приобрести навыки свободного пользования информацией можно во взаимодействии с другими – учась решать проблемы, подбирать аргументацию, рассуждать и делать выводы.

У детей должна быть возможность анализировать тему дискуссии с разных точек зрения. Они должны знать, где и как искать информацию, а также оценивать удобство и надежность источников. Однако критический подход – не значит циничный. Мы же не хотим, чтобы они думали, что все врут.

Сейчас часто используют термин фейк-ньюс.

Фальшивые новости – это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду.

Есть разделение на категории:

 - недостоверная информация или ошибки;

 - дезинформация, намеренный обман; слухи.

Старшие дошкольники уже являются активными потребителями различного контента: видео, фильмы, книги, игры, социальные сети. И детей необходимо поощряют исследовать, уметь коммуницировать в разных ситуациях, используя гаджеты. Им нужны возможности, чтобы практиковать свои навыки как в традиционных учебных средах, так и в цифровых.

К средней школе дети должны получить такие навыки:

- аргументировать и дискутировать;

- использовать на практике аналитическое и критическое мышление;

- самостоятельно искать данные и оценивать медиаисточники;

- распознавать и оценивать аргументы;

- выяснять непонятную информацию и перефразировать аргументы;

- сравнивать взаимно противоположные утверждения, формулировать собственные суждения, оценивая противоречия.

Обучение медиаграмотности с раннего возраста может стать одним из инструментов для профилактики разрушительных последствий дезинформации.

Научите ребёнка ставить перед собой ряд следующих вопросов, прежде чем поставить «лайк» под постом или распространить подозрительную новость.

- Кто автор?

- Вы можете найти имя или надежный вебадрес, подтверждающий эту информацию?

- Для кого эта новость?

- Где она была опубликована впервые и для какой целевой аудитории?

- О чём это?

- Это реклама, новость или чьё-то персональное мнение?

- Почему эта новость появилась?

- На кого она ориентирована?

- Как вы её получили?

На какой информации она основывается? Вы можете найти ссылки?

- Текст сопровождают настоящие фотографии?

- Существует ли реальная связь между заголовком, фотографией и текстом? - Возможно, уместно проверить происхождение фото / видео?

 

Говорите с детьми о том, что происходит в интернете, об играх и страницах, которые они используют. Благодаря родительскому присутствию и общению дети узнают, что в онлайне заслуживает доверия, что хорошо, а что нет, обучаются ответственно использовать новые медиа.

Родителям необходимо подавать ребёнку хороший пример. Наши дети учатся, наблюдая за нами, поэтому очень важно, как мы используем интернет и электронные устройства.

Ребёнку легче овладеть хорошими привычками, наблюдая как ведут себя их близкие каждый день.

 

Автор - психолог Куприянова Ирина Сергеевна

 

https://www.b17.ru/article/281776/