Что такое медиаграмотность, и почему ей следует научиться
Свобода слова и современных медиа при всех своих плюсах связана и с серьезной проблемой – достоверностью информации. Зачастую, на разных ресурсах потребитель может найти противоречащие друг другу сведения, и возникает сложность в определении истины. Поэтому вся медиаинформация нуждается в грамотном анализе и осознанном потреблении.
Что понимают под медиаграмотностью
Эксперты уверены, что медиаграмотными должны быть не только журналисты, но и обычные люди, потребители медиаконтента, который подчас несет искаженную информацию. По сути, медиаграмотность – это умение потреблять и создавать медиапродукты, а также критически относиться к получаемым сведениям. В условиях новой информационной культуры это качество человека становится особенно важным.
Понятие «медиа» в современных условиях существенно расширилось. Сегодня это не только СМИ, но и вся цифровая среда, которая особенно активно используется молодежью. Поэтому медиаграмотность эксперты называют важной частью бытовой грамотности. Очень важно, чтобы с ранних лет дети понимали, как правильно ориентироваться в огромных потоках информации, ведь вся их жизнь сегодня происходит в медиасреде.
Зачем учиться медиаграмотности
С информацией различного толка современный потребитель сталкивается ежедневно. При этом ее объем в десятки раз выше, чем, к примеру, в начале прошлого века. Получить новости о США, происшествиях в мире и родной стране медиапользователь может в любой момент, просто воспользовавшись любым из доступных медиа. Эта информация формирует представление человека обо всем, что его окружает, а также оказывает существенное влияние на его мировоззрение, а в целом – и на экономическую стабильность, политическую ситуацию.
Как формировать медиаграмотность
Общие рекомендации по правильному потреблению медиаинформации, в целом, просты.
- Прежде всего, необходимо всегда надежно защищать свои персональные данные.
Надежные пароли, использование проверенных защищенных ресурсов – первый шаг на пути грамотного медиапотребления.
- Изучая информацию о том или ином событии, следует брать сведения из разных источников. Это поможет сформировать целостную картину ситуации.
- При этом следует внимательно подходить к выбору этих источников информации, доверять тем, которые подкрепляют данные фактами, доказательствами.
- В целом же все сведения нужно воспринимать критически, вне зависимости от того, где они получены.
***
Как оставаться на гребне информационной волны, а не оказаться под информационной лавиной или даже под цунами новомодных знаний?
В этом видео тезисно приведены 10 очень важных для преодоления опасных тенденций эры информации принципов, которые нужно учитывать каждому человеку, желающему оставаться на гребне информационной волны!
Мастерство медиаграмотности для детей: фейк-ньюс
Современные электронные носители – компьютеры, планшеты, смартфоны – навсегда пришли в наши дома. Новые устройства приносят много пользы пользователям. Мы также знаем, что они будут сопровождать нас и наших детей в течение многих лет. Вот почему особенно важно научить детей, как использовать электронные гаджеты ответственно и разработать правила, которые позволят им безопасно находиться в цифровой реальности.
Приобрести навыки свободного пользования информацией можно во взаимодействии с другими – учась решать проблемы, подбирать аргументацию, рассуждать и делать выводы.
У детей должна быть возможность анализировать тему дискуссии с разных точек зрения. Они должны знать, где и как искать информацию, а также оценивать удобство и надежность источников. Однако критический подход – не значит циничный. Мы же не хотим, чтобы они думали, что все врут.
Сейчас часто используют термин фейк-ньюс.
Фальшивые новости – это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду.
Есть разделение на категории:
- недостоверная информация или ошибки;
- дезинформация, намеренный обман; слухи.
Старшие дошкольники уже являются активными потребителями различного контента: видео, фильмы, книги, игры, социальные сети. И детей необходимо поощряют исследовать, уметь коммуницировать в разных ситуациях, используя гаджеты. Им нужны возможности, чтобы практиковать свои навыки как в традиционных учебных средах, так и в цифровых.
К средней школе дети должны получить такие навыки:
- аргументировать и дискутировать;
- использовать на практике аналитическое и критическое мышление;
- самостоятельно искать данные и оценивать медиаисточники;
- распознавать и оценивать аргументы;
- выяснять непонятную информацию и перефразировать аргументы;
- сравнивать взаимно противоположные утверждения, формулировать собственные суждения, оценивая противоречия.
Обучение медиаграмотности с раннего возраста может стать одним из инструментов для профилактики разрушительных последствий дезинформации.
Научите ребёнка ставить перед собой ряд следующих вопросов, прежде чем поставить «лайк» под постом или распространить подозрительную новость.
- Кто автор?
- Вы можете найти имя или надежный вебадрес, подтверждающий эту информацию?
- Для кого эта новость?
- Где она была опубликована впервые и для какой целевой аудитории?
- О чём это?
- Это реклама, новость или чьё-то персональное мнение?
- Почему эта новость появилась?
- На кого она ориентирована?
- Как вы её получили?
На какой информации она основывается? Вы можете найти ссылки?
- Текст сопровождают настоящие фотографии?
- Существует ли реальная связь между заголовком, фотографией и текстом? - Возможно, уместно проверить происхождение фото / видео?
Говорите с детьми о том, что происходит в интернете, об играх и страницах, которые они используют. Благодаря родительскому присутствию и общению дети узнают, что в онлайне заслуживает доверия, что хорошо, а что нет, обучаются ответственно использовать новые медиа.
Родителям необходимо подавать ребёнку хороший пример. Наши дети учатся, наблюдая за нами, поэтому очень важно, как мы используем интернет и электронные устройства.
Ребёнку легче овладеть хорошими привычками, наблюдая как ведут себя их близкие каждый день.
Автор - психолог Куприянова Ирина Сергеевна
https://www.b17.ru/article/281776/