Переживание присутствия Бога
Продолжая начатую в предыдущей статье тему, следует напомнить читателям, что любые наши представления о мире совершенно иллюзорны. Мы мыслим не идеями, а формами, словами и картинками.
Таким образом, любая метафизическая концепция умаляется до состояния схемы и модели, в то время как истинная Реальность превосходит все способы выражения. Проще говоря, истину выразить словами нельзя. Можно только попытаться найти слова, которые помогут прийти к познанию.
Как написал Лао-цзы: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао».
Тем не менее, во всём нашем иллюзорном бытии вспыхивают моменты, когда мы способны уловить проблески истины, пусть и краткие. Такие моменты убеждают нас в том, что всё вокруг живое, всё связано со всем, и каждый из нас в меру своих сил должен прикладывать усилия и нести ответственность за свои поступки.
Такое прозрение посещает отнюдь не только мистиков и визионеров, но и присутствует в изменённом состоянии сознания (ИСС), под влиянием факторов угрожающих жизни, при клинической смерти, во время дхьяны (медитации) или при глубоком гипнозе.
Эти переживания разнятся в деталях, но едины в сути. Мир представляется не собранием разрозненных и самостоятельных объектов, а фундаментальным целым, где всё связано со всем и влияет друг на друга.
Очень многие переживания связаны с пониманием присутствия глобального сознания, являющегося всеобщим, а некоторые говорят о присутствии Бога, которого невозможно увидеть, а только ощутить его Существование.
В анализе подобной информации нужно выделить ряд важных моментов. Конечно, все эти переживания совершенно субъективны. Они базируются на действующих в уме концепциях, видятся и трактуются через имеющийся мировоззренческий фильтр.
Именно благодаря этому выдающийся христианский праведник может удостоиться видения Христа или Божьей Матери, а не Будды или Гуань Инь. Напротив, видения буддиста не могут включать христианских или мусульманских персонажей.
Это совершенно не исключает того, что видение действительно присутствует, а не является экзальтированной галлюцинацией. Речь только о том, что предстанет оно в том виде, который допускается бодрствующим умом.
Если христианину явится Лакшми, и он увидит её в «классическом образе», то вместо восторга и слёз восхищения он, скорее всего, начнёт быстро читать молитвы о защите от козней дьявола и приспешников его.
Таким образом, если Сведенборг был пророком своего времени, то он и видел духов в костюмах своей эпохи. Если не учитывать такого преломления в каждом конкретном случае, то можно запутаться окончательно.
Попытаемся прорваться сквозь завесу условностей и усвоенных умственных концепций. Этот прорыв будет заключаться в обращении к Идеям, а не к формам их выражения. Пусть не Бог и не Космический Разум, а Единая Жизнь или Гностическая Плерома — это не суть важно.
Важно то, что это Есть, как это ни именуй.
За дебрями слов можно потерять суть и уклониться от общего к частному. Это весьма полезно для исследования и понимания, но зачастую удаляет от сути.
Суть заключается в том, что единственным местом, где можно пережить ощущение присутствия Бога, является наше собственное сознание или ум мудрости, который, согласно большинству сохранившихся традиций, проявляется через человеческое сердце. Только там находится мост, который соединяет земной разум с разумом высшим.
Переживание есть переживание, а не принятие на веру. Его нужно пройти лично. Только это будет знанием, а не просто информацией.