о желании и не только
.............Желание и страх
"Тому, кто занимается исследованием своего внутреннего мира, самоосознанием, необходимо уяснить некоторые законы, по которым существуют тело эмоций и тело ума. Они взаимосвязаны – это факт, но каковы же эти связи?
Одна из аксиом внутренней жизни гласит: если у человека появился гнев или возникла печаль – ищи нереализованное желание, из-за которого они и пришли. Другая звучит следующим образом: если человек испытывает тревогу или беспокойство – за ними всегда стоит страх. Есть и ещё, помимо прочих, одно правило – любому желанию сопутствует страх, а любой страх всегда сопровождается желанием.
Наблюдателю не всегда легко увидеть присутствие внутри одновременно и страха и желания. Обычно внимание полностью захвачено тем, что возникает первым, и как бы доминирует в паре. Например, если человека преследует страх смерти, то именно на нём и сосредотачивается всё внимание, при этом из виду упускается появившееся параллельно желание не умирать, то есть жить. Поскольку человек, будучи поглощённым своим страхом, не видит этого желания, то он не может понять причин возникновения гнева и печали, которые приходят непонятно почему из ниоткуда. Тоже самое случается, когда в паре доминирует желание. К примеру, человеку хочется добиться признания и успеха в той деятельности, которой он занят. Тогда ему легко отследить причины появления эмоций, связанных с этим желанием (гнева на себя в случае совершения ошибки, например), но непонятен источник беспокойства, которое регулярно охватывает его. А беспокойство будет проявлением страха неудачи, существующим параллельно с момента появления желания успеха.
Желание и страх – вечные антагонисты, не существующие изолированно друг от друга. Поэтому, избавляясь от одного составляющего этой связки, мы автоматически освобождаемся от другого. И поэтому человеку, который не очень успешно работает со своим страхом смерти, следует попробовать посмотреть на желание жить, так как смена подхода, возможно, сдвинет ситуацию с мёртвой точки. Что бы ни доминировало в паре страх-желание, тому, кто хочет изменить собственное бытие необходимо работать с ними обоими.
При работе с желанием и страхом нужно понимать, что они противоположны друг другу энергетически. Страх – это холод, а желание – жар. Потому они и связаны, чтобы одно уравновешивало другое. И если бы желание не противостояло страху, то избыток энергии холода приводил бы человека к быстрой смерти. А ничем не уравновешенное желание толкало бы его в омут безумия. Поэтому искатели, входящие во время медитации в эмоцию страха, могут чувствовать то холод, то жар, сменяющие друг друга в течение нескольких дней. Такая реакция говорит о том, что искатель добрался до уровня глубоко подавленного страха и разблокировал слои как энергии холода, так и компенсирующего её жара.
После этого, как правило, состояние искателя значительно меняется и какая-то из внутренних проблем разрешается.
Я не встречал людей, которые не хотели бы избавиться от страха. Но почти не видел таких, которые были бы готовы расстаться со своими желаниями. Все хотят получать радость и удовольствие от исполнения желаний, ничего при этом не боясь. Беда в том, что невозможно продолжать следовать желаниям не имея страха. Любой искатель должен усвоить и принять данное условие нашей жизни. Тогда у него появится возможность выйти за ограничения, налагаемые на нас желанием и страхом, и освободиться от этого внутреннего антагонизма. Тогда у нас появится возможность вкусить такую свободу, о которой мы раньше и мечтать не могли.
..............................................................................................................................
О нежелании напрягаться
..."Многие люди хотят изменить свою жизнь, но у них ничего не выходит. Кому-то нужно избавиться от вредной привычки, кому-то поменять работу; немного подёргавшись, предприняв пару неуверенных попыток сделать что-нибудь, они убеждают себя в невозможности каких-либо серьёзных перемен. И принимают свои страдания как должное, как заслуженную своим безволием кару. Когда подобное происходит с обывателем, это печально, но не смертельно. Когда с такой проблемой сталкивается искренний искатель Истины, он, можно сказать, попал в беду. От того, сможет ли он преодолеть себя, сделать сверхусилие, будут зависеть перспективы его дальнейшей внутренней работы. От того, что возьмёт верх – желание изменить свою жизнь или нежелание напрягаться, будет зависеть успех или неудача его поиска.
Нежелание напрягаться есть негативное выражение желания ничего не делать. Оно очень мешает всем начинающим искателям и поначалу служит главным препятствием к развитию воли человека. В основе нежелания напрягаться лежит бессознательное сопротивление, выработанное в детстве, как реакция на принуждение родителей и воспитателей делать то, чего не хочется. В сути своей эта реакция мало чем отличается от той, что описывалась мной ранее в статье "Отчего люди тупеют", но в человеческом бытии она проявляется несколько иначе.
Если ребёнка принуждают делать то, что ему не хочется, у него возникает гнев и сопротивление. Когда оно сломлено, то внутри остаётся отрицание совершаемого действия. Ребёнок пересиливает отрицание и сопротивление, он делает ненужное с его точки зрения усилие. Пример: многих подростков заставляют помогать в работе по дому – мытье посуды или стирание пыли. Став взрослыми, они чаще всего стараются избежать этой работы или делают её с нескрываемым отвращением. По-крайней мере в тех случаях, когда не подавляют это чувство.
В отношении нежелательного усилия точно также закрепляется отрицание. Человек, как правило, не осознаёт его, но каждый раз, когда жизнь требует от него некоторого напряжения и приложения сил, он чувствует внутренний дискомфорт и непонятно откуда взявшуюся слабость; к тому же ему совершенно не хочется ничего делать.
Иногда отрицательное отношение к совершению усилий над собой становится столь сильным, что человек не способен ни на какое из них, он делает только то, без чего не выжить и конечно пытается потакать своим желаниям – результатом является выбор пути наименьшего сопротивления во всём и неизбежная деградация.
Отрицание усилий в пользу следования желаниям приводит к тому, что человек начинает воспринимать обязанности, налагаемые на него обществом, как непосильное бремя. Чтобы выполнить свою работу, требуется усилие – и это уже отравляет человеку весь день (месяц; год; жизнь). Обычная, не такая уж сложная работа превращается во что-то несусветное – в отвратительное занятие, требующее для своего выполнения, напряжения всех душевных сил. Превозмогая своё нежелание напрягаться, человек постоянно копит гнев на тех, с кем связана его работа – неважно, начальники это или подчинённые, покупатели или пациенты. В конце концов, вся работа становится сплошным страданием, и один день отличается от другого только тем, насколько сегодня было хуже, чем вчера.
Естественно, что жизнь человека, желающего жить без напряга, становится одним сплошным напряжением. И само желание не напрягаться, и гнев, связанный с тем, что это невозможно, и, конечно же, жалость к себе создают фон, на котором даже небольшая очередь в магазине выглядит непреодолимым препятствием и жестокой несправедливостью, вызывая бурю возмущения внутри.
Пока человек остаётся бессознательным, его уделом будет страдание. Начав работу по изменению своего состояния, он сталкивается с сопротивлением бессознательной части своего существа и почти сразу нарывается на внутреннее отрицание необходимости усилий. Поэтому новоиспечённым искателям очень нравятся разговоры о Любви, Свете, Блаженстве... И поэтому же многих из них отталкивает словосочетание "духовная работа". Опять напрягаться? Слишком тоскливо. Медитировать, да, мы готовы, это же путь к успокоению ума и вневременному блаженству, а работать… зачем? И вот начинается поиск безусильных путей, причём игнорируется тот простой факт, что для овладения любым ремеслом в нашем мире требуются усилия, но в мире духа и благодати всё почему-то должно обстоять иначе. Из послания Ошо: "Будь осознанным и тогда делай что хочешь", оставлено только – делай, что хочешь! А осознанность, как и следование Дао, не даются без труда и усилий. Но желание лёгкого пути снова и снова побеждает. И вот искатель едет к Сатья Саи Бабе, чтобы с помощью его аватарства избавиться от своих проблем, ищет Мастера Дзен, в надежде, что один удар палкой по голове позволит выйти за пределы ума...
Между тем, изменение своего состояния требует приложения ежедневных, довольно однообразных усилий, без которых невозможно преодоление психоэмоциональных стереотипов. И этот ежедневный труд по избавлению от механистичности в ряде традиций называется работой, потому что такое название наиболее точно отражает суть процесса.
Никому не под силу сделать за искателя то, что он должен сделать сам. Грош цена тому, что получено даром. Ибо только через усилия человек растёт, и только с их помощью раскрывает свою истинную природу.
Поскольку в основе нежелания напрягаться лежит желание, то, чтобы изменить ситуацию, нужно работать именно с ним. Следует внимательно следить за своими реакциями по отношению к любому усилию, которое вам нужно сделать в течение дня. Нужно отследить возникающее сопротивление, сопровождаемое мыслями вроде: "Ну, вот опять", "Да сколько можно", или "Когда же это кончится" и т.д. Увидев желание, можно осознать и отрицание, положенное в его основание. Нельзя ничего сделать с ними извне – это абсолютно внутренняя работа, заключающаяся в полном осознании существующего детского психоэмоционального шаблона и разотождествлению с ним. Всё это происходит посредством осознания того, насколько бессмысленно и глупо сопротивление тому, чего уже нет, то есть принуждению родителей и воспитателей. Только наблюдая свои реакции, можно освободиться от них. Только избавившись от них, можно посмотреть на жизнь зрело – поняв, что если тебя не устраивает твоя работа, – можно сменить её на более подходящую, пусть это и будет связано с трудностями. Или, избавившись от сопротивления, понять, что работа не столь уж плоха, внутренне принять её условия и расслабиться.
Нежелание напрягаться исчезнет само, как только будет полностью осознано. Но перед этим можно попытаться изменить отношение к работе таким образом, чтобы перестать видеть в ней наказание. Также можно попытаться принять тот факт, что усилия есть необходимая часть человеческой жизни. И приняв это, обрести спокойствие.
А после относиться к трудностям, приносимым работой над собой, как должному и не жалеть себя тогда, когда потребуется целиком вложиться в усилие. Это ключ; один из самых важных на Пути."
.............................................................................................................................................
"Как работать со страхом и желанием","Новые горизонты","Бездны"..и другие статьи вы сможете прочитать по ссылке:http://lib.rus.ec/b/393113/read
автор: Жуковец Р. "Наука духовного роста"
Чувство момента – ключ к Существованию.
Чувство момента – ключ к Существованию.
В каждый момент у вас есть определенный выбор: между добром и злом, между левым и правым и.т.д.
Делая выбор из ума, вы идете вслед за идеями (обусловленность). Делая выбор через Сердце – вы в контакте с реальностью. Выбор существует до тех пор, пока существует ум. Если вы полностью погружены в Сердце (или другие центры, о которых молчим), проблемы выбора нет – вы видите то, что нужно делать, и всё. Так развивается невыбирающее сознание.
В каждый момент времени вы получаете различные импульсы. Часть из них приходит снаружи, из окружающего вас мира и от окружающих вас людей. Другая часть импульсов связывает вас с Существованием, реальностью, Богом. Импульсы – не мысли. Не путайте с ними мысли и желания. Язык Сердца очень тихий. С одной стороны это внезапное побуждение, нелогичный порыв; с другой – это тонкое ощущение необходимости, потребности; это знание, как нужно поступить, не обосновываемое логикой. То, что называется интуицией, является языком Сердца. Путь к Сердцу лежит через доверие.
Доверяй Богу. Доверяй себе. Доверяй Сердцу.
***
Помни себя
Конечно, помнить трудно. Конечно, забывчивость – часть нашего бытия и особенно, когда мы только встаем на путь. И, конечно же, весьма трудно помнить не очень понятного Бога или не понятных тех, с кем имеешь дело.
Проще начинать с того, что ближе. Кто ближе всего к вам? Это вы. Это тело, эмоции, мысли, самость, ощущение я.
Обычно мы отдаем всю энергию внимания тому объекту, на который её направляем. В этот момент наше сознание отождествляется с этим объектом. Мы как бы теряемся, перестаем осознавать себя. Включите хороший фильм по телевизору и всё поймете.
Таким же образом наше сознание склонно отождествляться с эмоциями, мыслями и т.д. Пришел гнев – вы слились, потеряли голову, начинаете подавлять – вошла идея, сначала вы отождествляетесь с гневом, потом с идеей, что его нельзя проявлять. Таким образом, не то чтобы вас совсем нет, нет как целого, постоянного, неизменного самосознания. Нет центра, а присутствует только периферия, на которой вы в один момент времени осознаете весьма узкую часть своего бытия. Привычка подавлять желания и эмоции делает ваше осознание ещё более поверхностным и узким.
Поэтому самонаблюдение, самовспоминание во многих духовных традициях являются основными техниками работы над собой.
На словах всё, как всегда, просто.
Во-первых, количество доступной вам энергии внимания – величина физическая. В силу этого, в каждый момент времени количество этой энергии ограничено. В силу этого же факта, при постоянной сознательной работе объём доступной энергии внимания может быть значительно увеличен. Начиная практику самовспоминания, вы должны разделить свое внимание на две части – одна из которых направляется наружу, на внешние объекты, вторая направлена на субъект – себя. На чувство тела, возникающие эмоции, желания, мысли.
Как говорил Гурджиев, внимание должно стать стрелой, направленной в обе стороны – наружу и внутрь одновременно.
Во-вторых, как только вы решили следовать этой заповеди, приложение усилия по самовспоминанию должно быть постоянным. Надолго поначалу вас хватать не будет, вы станете отвлекаться, забывать. Это не повод, чтобы бросать практику. Путь в тысячу миль начинается с одного шага.
Помня себя, наблюдая себя, вы постепенно начнете видеть истинные мотивы своих действий, эмоций и т.д. При искреннем отношении к себе появляется возможность изменить свою внутреннюю ситуацию и, как следствие, свою жизнь.
Возможные препятствия:
- нежелание видеть себя, табу на встречу со своей обусловленностью.
Это из "Заповедей искателя" по ссылке:
http://polsta-sta.ru/index.php?page=zapovedi_iskatelya
Спасибо, Марина, за возможность познакомиться с эти автором!